Рейтинг@Mail.ru

Приказ Роспотребнадзора от 18.01.2016 N 16

ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ПО НАДЗОРУ В СФЕРЕ ЗАЩИТЫ

ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ И БЛАГОПОЛУЧИЯ ЧЕЛОВЕКА

ПРИКАЗ

от 18 января 2016 г. N 16

О ВНЕДРЕНИИ

МЕТОДИЧЕСКИХ РЕКОМЕНДАЦИЙ "КЛАССИФИКАЦИЯ ПИЩЕВОЙ ПРОДУКЦИИ,

ОБРАЩАЕМОЙ НА РЫНКЕ, ПО РИСКУ ПРИЧИНЕНИЯ ВРЕДА ЗДОРОВЬЮ

И ИМУЩЕСТВЕННЫХ ПОТЕРЬ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ ДЛЯ ОРГАНИЗАЦИИ

ПЛАНОВЫХ КОНТРОЛЬНО-НАДЗОРНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ"

В целях обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, защиты прав потребителей и совершенствования контрольно-надзорной деятельности Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека и ее территориальных органов на основе системы управления рисками приказываю:

1. Утвердить Методические рекомендации "Классификация пищевой продукции, обращаемой на рынке, по риску причинения вреда здоровью и имущественных потерь потребителей для организации плановых контрольно-надзорных мероприятий" (приложение).

2. Управлению санитарного надзора (И.Г. Шевкун), Управлению организации деятельности системы государственного санитарно-эпидемиологического надзора (Л.М. Симкалова), руководителям управлений Роспотребнадзора по субъектам Российской Федерации и по железнодорожному транспорту при осуществлении федерального государственного санитарно-эпидемиологического надзора, федерального государственного надзора в области защиты прав потребителей руководствоваться Методическими рекомендациями "Классификация пищевой продукции, обращаемой на рынке, по риску причинения вреда здоровью и имущественных потерь потребителей для организации плановых контрольно-надзорных мероприятий".

3. Управлению организации деятельности системы государственного санитарно-эпидемиологического надзора (Л.М. Симкалова), Управлению санитарного надзора (И.Г. Шевкун), ФБУН "Федеральный научный центр медико-профилактических технологий управления рисками здоровью населения" (И.В. Зайцева), руководителям управлений Роспотребнадзора по субъектам Российской Федерации, по железнодорожному транспорту обеспечить внедрение Методических рекомендаций "Классификация пищевой продукции, обращаемой на рынке, по риску причинения вреда здоровью и имущественных потерь потребителей для организации плановых контрольно-надзорных мероприятий".

4. Контроль за исполнением настоящего приказа оставляю за собой.

Руководитель

А.Ю.ПОПОВА

Приложение

Утверждены

приказом Роспотребнадзора

от 18 января 2016 г. N 16

5.1. ГОСУДАРСТВЕННАЯ САНИТАРНО-ЭПИДЕМИОЛОГИЧЕСКАЯ СЛУЖБА

РОССИИ. ОРГАНИЗАЦИЯ ГОССАНЭПИДСЛУЖБЫ РОССИИ

КЛАССИФИКАЦИЯ

ПИЩЕВОЙ ПРОДУКЦИИ, ОБРАЩАЕМОЙ НА РЫНКЕ, ПО РИСКУ

ПРИЧИНЕНИЯ ВРЕДА ЗДОРОВЬЮ И ИМУЩЕСТВЕННЫХ ПОТЕРЬ

ПОТРЕБИТЕЛЕЙ ДЛЯ ОРГАНИЗАЦИИ ПЛАНОВЫХ

КОНТРОЛЬНО-НАДЗОРНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

МР

Разработаны: Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (А.Ю. Попова, И.В. Брагина, Л.М. Симкалова, О.В. Митрохин, М.В. Хмура); ФБУН "Федеральный научный центр медико-профилактических технологий управления рисками здоровью населения (Н.В. Зайцева, И.В. Май, П.З. Шур, В.М. Чигвинцев, М.Р. Камалтдинов, Н.В. Никифорова, Э.В. Седусова, К.В. Романенко); Управлением Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Пермскому краю (В.Г. Костарев, В.А. Хорошавин, Л.Н. Акимова), Управлением Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по городу Москва (Е.Е. Андреева), Пермский государственный национальный исследовательский университет (Д.А. Кирьянов, О.И. Голева), Пермский государственный медицинский университет (Т.М. Лебедева).

Введение

С целью установления безопасности пищевой продукции, обращаемой на потребительском рынке, в ходе контрольно-надзорных мероприятий на объектах, осуществляющих транспортировку, хранение пищевой продукции и торговлю проводится выборочный отбор и лабораторный анализ проб пищевой продукции. Такой контроль является необходимым в связи с тем, что даже в условиях контроля производства продуктов питания с применением принципов ХАССП (Hazard Analysis and Critical Control Points) при выпуске продукции на рынок, до потребителя зачастую пищевая продукция доходит через ряд операций разгрузки-погрузки, складирования, хранения, раскладки на полках демонстрационных залов, в ряде случаев - обработки, упаковки и т.п. Как следствие, продукция может утерять ряд своих естественных свойств и приобрести новые, которые не всегда являются безопасными для потребителя.

Некачественной и опасной, т.е. способной нанести вред потребителю, признается пищевая продукция:

- не соответствующая обязательным требованиям качества и безопасности, установленным санитарными и ветеринарно-санитарными правилами и нормами, государственными стандартами и технической документацией (далее именуется - нормативная и техническая документация);

- имеющая явные признаки недоброкачественности, не вызывающие сомнений у компетентного лица, осуществляющего проверку качества и безопасности продукции;

- не имеющая документов изготовителя (поставщика) продукции, подтверждающих ее происхождение, качество и безопасность, а также документов о сертификации продукции, оформленных в установленном порядке или подтверждающих соответствие посредством принятия изготовителем (продавцом) декларации о соответствии;

- свойства которой не соответствуют данному виду и наименованию продукции;

- маркировка которой не соответствует требованиям нормативной и технической документации;

- с неустановленным сроком годности для продукции, на которую такой срок должен быть установлен, или с истекшим сроком годности.

Любое из указанных несоответствий может являться причиной возникновения инфекционных или неинфекционных заболеваний потребителя. Кроме того, приобретение товара, не соответствующего требованиям законодательства, в ряде случаев приводит к его неиспользованию по назначению и соответствующим имущественным потерям приобретателя.

1. Область применения

1.1. Данные методические рекомендации предназначены для планирования мероприятий в рамках риск-ориентированной модели контрольно-надзорной деятельности Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека.

1.2. Методические рекомендации устанавливают единый порядок классификации пищевой продукции, обращаемой на потребительском рынке, по критериям риска причинения потенциального вреда здоровью и имущественных потерь потребителей в случае нарушения обязательных требований санитарного законодательства, законодательства в сфере технического регулирования и защиты прав потребителей.

1.3. Областью применения настоящих методических рекомендаций являются:

- отнесение продукции к тому или иному классу по риску причинения вреда здоровью потребителей и риску причинения имущественного вреда потребителю с учетом, в том числе, региональных особенностей потребления и социально-экономических условий жизни населения;

- определение требований к содержанию контрольно-надзорных мероприятий, в том числе к периодичности и объему отбора проб продукции и их лабораторным исследованиям при проведении плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность в сфере обращения пищевой продукции на потребительском рынке (объекты транспортировки, хранения, торговли и общественного питания).

1.4. Методические рекомендации не распространяются на пищевую продукцию, производимую гражданами в домашних условиях, в личных подсобных хозяйствах или гражданами, занимающимися садоводством, огородничеством, животноводством, и процессы производства (изготовления), хранения, перевозки (транспортирования) и утилизации пищевой продукции, предназначенной только для личного потребления, и не предназначенной для выпуска в обращение на таможенной территории Таможенного союза.

1.5. Методические рекомендации предназначены для органами государственной власти Российской Федерации, осуществляющими санитарно-эпидемиологический контроль (надзор) и надзор в сфере защиты прав потребителей, и их должностными лицами, иными заинтересованными государственными органами, а также органами местного самоуправления и юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, чья деятельность связана с обращением пищевой продукции и подлежит санитарно-эпидемиологическому контролю (надзору) и надзору в сфере защиты прав потребителей.

1.6. Настоящие методические рекомендации не распространяются на проведение плановых проверок на объектах по производству продуктов питания, а также на расследования, исследования и оценку риска при чрезвычайных и/или аварийных ситуациях.

2. Нормативные ссылки

2.1. Решение Комиссии Таможенного союза от 09.12.2011 N 880 "О принятии технического регламента Таможенного союза "О безопасности пищевой продукции"

2.2. Решение Комиссии Таможенного союза от 09.12.2011 N 881 "О принятии технического регламента Таможенного союза "Пищевая продукция в части ее маркировки"

2.3. Закон Российской Федерации от 07.02.1992 N 2300-1 "О защите прав потребителей"

2.4. Федеральный закон от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения"

2.5. Федеральный закон от 02.01.2000 N 29-ФЗ "О качестве и безопасности пищевых продуктов"

2.6. Федеральный закон от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля"

2.7. Федеральный закон от 27.12.2002 N 184-ФЗ "О техническом регулировании"

2.8. Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.09.1997 N 1263 "Положение о проведении экспертизы некачественных и опасных продовольственного сырья и пищевых продуктов, их использовании или уничтожении"

2.9. Постановление Правительства Российской Федерации от 30.06.2010 N 489 "Об утверждении Правил подготовки органами государственного контроля (надзора) и органами муниципального контроля ежегодных планов проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей"

3. Термины и определения

Безопасность - отсутствие недопустимого риска (Руководство ИСО/МЭК 51:1999; ГОСТ Р 21898-2002 Аспекты безопасности правила включения в стандарты, Федеральный закон от 27.12.2002 N 184-ФЗ "О техническом регулировании")

Безопасность продукции и связанных с ней процессов производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации (далее - безопасность) - состояние, при котором отсутствует недопустимый риск, связанный с причинением вреда жизни или здоровью граждан, имуществу физических или юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, окружающей среде, жизни или здоровью животных и растений (Федеральный закон от 27.12.2002 N 184-ФЗ "О техническом регулировании")

Безопасность пищевой продукции - состояние пищевой продукции, свидетельствующее об отсутствии недопустимого риска, связанного с вредным воздействием на человека и будущие поколения (Решение Комиссии Таможенного союза от 09.12.2011 N 880 "О принятии технического регламента Таможенного союза "О безопасности пищевой продукции")

Безопасность пищевых продуктов - состояние обоснованной уверенности в том, что пищевые продукты при обычных условиях их использования не являются вредными и не представляют опасности для здоровья нынешнего и будущих поколений (Федеральный закон от 02.01.2000 N 29-ФЗ "О качестве и безопасности пищевых продуктов")

Пищевая продукция - продукты животного, растительного, микробиологического, минерального, искусственного или биотехнологического происхождения в натуральном, обработанном или переработанном виде, которые предназначены для употребления человеком в пищу, в том числе специализированная пищевая продукция, питьевая вода, расфасованная в емкости, питьевая минеральная вода, алкогольная продукция (в том числе пиво и напитки на основе пива), безалкогольные напитки, биологически активные добавки к пище (БАД), жевательная резинка, закваски и стартовые культуры микроорганизмов, дрожжи, пищевые добавки и ароматизаторы, а также продовольственное (пищевое) сырье (Решение Комиссии Таможенного союза от 09.12.2011 N 880 "О принятии технического регламента Таможенного союза "О безопасности пищевой продукции").

Пищевые продукты - продукты в натуральном или переработанном виде, употребляемые человеком в пищу (в том числе продукты детского питания, продукты диетического питания), бутылированная питьевая вода, алкогольная продукция (в том числе пиво), безалкогольные напитки, жевательная резинка, а также продовольственное сырье, пищевые добавки и биологически активные добавки (Федеральный закон от 02.01.2000 N 29-ФЗ "О качестве и безопасности пищевых продуктов")

Вероятность - мера возможности появлении события, выражаемая действительными числами из интервала от 0 до 1, где 0 соответствует невозможному, а 1 - достоверному событию (Руководство ИСО/МЭК 51:1999; ГОСТ Р 21898-2002 Аспекты безопасности. Правила включения в стандарты. П 3.6.1.4).

Вред здоровью - нарушение анатомической целостности или физиологической функции органов и тканей человека в результате воздействия физических, химических, биологических факторов, заболевание, инвалидность, смерть (Приказ Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 24.04.2008 N 194н "Об утверждении медицинских критериев определения степени тяжести вреда, причиненного здоровью человека").

Вредное воздействие на человека пищевой продукции - воздействие неблагоприятных факторов, связанных с наличием в пищевой продукции контаминантов, загрязнителей, создающих угрозу жизни или здоровью человека, либо угрозу для жизни и здоровья будущих поколений (Решение Комиссии Таможенного союза от 09.12.2011 N 880 "О принятии технического регламента Таможенного союза "О безопасности пищевой продукции")

Законопослушание - соблюдение законов, восприятие законов как нормы поведения (Конституционное право. Энциклопедический словарь М: Норма. 2001). Зд.: отсутствие нарушений требований санитарного законодательства, законодательства в сфере технического регулирования и сфере защиты прав потребителей

Имущественные потери - финансовые потери потребителя, связанные с невозможностью использования уже приобретенного товара вследствие нарушения требований законодательства к безопасности продукции. Являются количественной характеристикой степени нарушения прав потребителей.

Класс опасности по потенциальному риску причинения вреда здоровью и имущественных потерь - характеристика продукции, установленная с учетом частоты нарушений законодательных требований к ее безопасности и тяжести последствий для здоровья человека и имущественных потерь.

Продукция, подлежащая надзору - определенный вид или группа пищевой продукции.

Выпуск продукции в обращение - первичный переход продукции от изготовителя (импортера) к продавцу и (или) потребителю (ТР ТС 007/2011. Технический регламент Таможенного союза "О безопасности продукции, предназначенной для детей и подростков").

Выпуск в обращение пищевой продукции - купля-продажа и иные способы передачи пищевой продукции на таможенной территории Таможенного союза, начиная с изготовителя или импортера (Решение Комиссии Таможенного союза от 09.12.2011 N 880 "О принятии технического регламента Таможенного союза "О безопасности пищевой продукции")

Объект надзора - имущественный комплекс юридического лица (индивидуального предпринимателя) или его часть, определенный вид деятельности, реализуемый на данном имущественном комплексе, и/или результаты этой деятельности, в том числе продукция (ст. 12 проекта ФЗ "Об основах государственного и муниципального контроля (надзора) в Российской Федерации"). Здесь - ЮЛ и ИП, осуществляющие деятельность в сфере обращения пищевой продукции на рынке (транспортировка, хранение, торговля и др.).

Предмет надзора - пищевая продукция, находящаяся в обращении на потребительском рынке и подлежащая контролю и надзору при контроле соблюдения ЮЛ и ИП требований санитарного законодательства, технического регулирования и законодательства в сфере защиты прав потребителей.

Опасность - неотъемлемое свойство объекта или явления формировать негативный эффект для организма (популяции) в условиях экспозиции (Глоссарий ВОЗ Терминология в области оценки риска) или: потенциальный источник возникновения ущерба (Руководство ИСО/МЭК 51:1999; ГОСТ Р 21898-2002 Аспекты безопасности. Правила включения в стандарты" п. 3.6.1.5)

Потенциальный риск причинения вреда здоровью, связанного с потреблением пищевой продукции - сочетание вероятности нарушения обязательных требований санитарного законодательства и связанных с ними нарушений здоровья человека и тяжести этих нарушений с учетом объема потребления пищевой продукции.

Риск - вероятность причинения вреда жизни или здоровью граждан, имуществу физических или юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, окружающей среде, жизни или здоровью животных и растений с учетом тяжести этого вреда (Федеральный закон от 27.12.2002 N 184-ФЗ "О техническом регулировании")

Риск - сочетание вероятности нанесения вреда (ущерба) и тяжести этого вреда (ущерба) (Руководство ИСО/МЭК 51:1999; ГОСТ Р 21898-2002 Аспекты безопасности. Правила включения в стандарты).

Риск для здоровья - вероятность развития угрозы жизни или здоровью человека либо угрозы жизни или здоровью будущих поколений, обусловленная воздействием факторов среды обитания (Р 2.1.10.1920-04 "Руководство по оценке риска для здоровья населения при воздействии химических веществ, загрязняющих окружающую среду").

Санитарно-эпидемиологические требования - зд.: обязательные требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека пищевой продукции, несоблюдение которых создает угрозу жизни или здоровью человека, угрозу возникновения и распространения заболеваний. Устанавливаются санитарными правилами, техническими регламентами и иными нормативными документами (Федеральный закон от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", ст. 1).

Контроль (надзор) за соблюдением требований технических регламентов - проверка выполнения юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем требований технических регламентов к продукции или к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации и принятие мер по результатам проверки (Федеральный закон от 27.12.2002 N 184-ФЗ "О техническом регулировании")

Санитарно-эпидемиологический контроль (надзор) - осуществляемая в пределах установленных полномочий деятельность Федеральной службы в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, направленная на предупреждение, выявление и пресечение нарушений гражданами и организациями обязательных требований, предусмотренных законодательством Российской Федерации, на принятие мер по пресечению выявленных нарушений, а также деятельность по систематическому анализу и прогнозированию состояния исполнения обязательных требований при осуществлении деятельности гражданами и организациями (Федеральный закон от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", ст. 1).

Федеральный государственный надзор в области защиты прав потребителей включает в себя:

1) организацию и проведение проверок соблюдения изготовителями (исполнителями, продавцами, уполномоченными организациями или уполномоченными индивидуальными предпринимателями, импортерами) требований, установленных международными договорами Российской Федерации, Законом РФ о защите прав потребителей, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, регулирующими отношения в области защиты прав потребителей (далее - обязательные требования), предписаний должностных лиц органа государственного надзора;

2) организацию и проведение проверок соответствия товаров (работ, услуг) обязательным требованиям, обеспечивающим безопасность товаров (работ, услуг) для жизни и здоровья потребителей, окружающей среды, предупреждение действий, вводящих потребителей в заблуждение, и предотвращение причинения вреда имуществу потребителей, установленным в соответствии с международными договорами Российской Федерации, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации;

3) применение в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, мер пресечения нарушений обязательных требований, выдачу предписаний о прекращении нарушений прав потребителей, о прекращении нарушений обязательных требований, об устранении выявленных нарушений обязательных требований, привлечение к ответственности лиц, совершивших такие нарушения;

4) систематическое наблюдение за исполнением обязательных требований, анализ и прогнозирование состояния исполнения обязательных требований при осуществлении изготовителями (исполнителями, продавцами, уполномоченными организациями или уполномоченными индивидуальными предпринимателями, импортерами) своей деятельности;

5) статистическое наблюдение в области обеспечения защиты прав потребителей, учет и анализ случаев причинения вреда жизни и здоровью потребителей, окружающей среде и имуществу потребителей, связанного с приобретением и использованием товаров (работ, услуг) с недостатками, опасных товаров (работ, услуг) либо с предоставлением потребителям несвоевременной, неполной, недостоверной и вводящей в заблуждение информации о товарах (работах, услугах);

6) ежегодное проведение анализа и оценки эффективности федерального государственного надзора в области защиты прав потребителей;

7) ежегодную подготовку государственных докладов о защите прав потребителей в Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации (Закон РФ от 07.02.1992 N 2300-1 "О защите прав потребителей").

Частота - количество событий или их последствий за определенный период времени. Частота рассматриваться применительно к прошлым событиям или возможным будущим событиям как а вероятности события (Руководство ИСО/МЭК 51:1999; ГОСТ Р 21898-2002 Аспекты безопасности. Правила включения в стандарты" п. 3.6.1.5). В данном документе используется для характеристики вероятности нарушений санитарного законодательства, законодательства в сфере технического регулирования и защиты прав потребителей.

4. Общие положения

4.1. Классификации подлежат виды пищевой продукции, предусмотренные кодами ТН ВЭД, регламентируемые системой технического регулирования и законодательством в сфере санитарно-эпидемиологического благополучия и защиты прав потребителей, и обращаемые на рынке в рамках деятельности ЮЛ и ИП.

4.2. Потенциальный риск причинения вреда в настоящих методических рекомендациях рассматривается как следствие нарушений требований и нормативов, установленных для определенных видов пищевой продукции санитарным законодательством, техническими регламентами и законодательством в сфере защиты прав потребителей, выявленных в результате надзорных мероприятий в отношении хозяйствующих субъектов, осуществляющих деятельность на территории РФ. При этом частота нарушений требований законодательства рассматривается как мера законопослушания юридического лица или индивидуального предпринимателя.

4.3. Пищевая продукция характеризуется двумя отдельными параметрами: потенциальным риском причинения вреда здоровью и потенциальным риском имущественных потерь потребителя.

4.4. Оценка потенциального риска причинения вреда здоровью потребителя выполняется через анализ вероятности нарушения требований законодательства к безопасности продуктов питания, тяжести нарушения здоровья вследствие использования потребителем небезопасной пищевой продукции и особенностей объемов потребления пищевой продукции в регионах страны, а также в целом по Российской Федерации.

4.5. Оценка риска имущественных потерь выполняется через учет продукции, изъятой из оборота, стоимостных характеристик этой продукции и особенностей объемов потребления пищевой продукции. Принимается, что средняя по Российской Федерации доля пищевой продукции, изъятой из оборота в ходе контрольно-надзорной деятельности, репрезентативно отражает долю небезопасной продукции на потребительском рынке.

4.6. Отнесение продукции к определенному классу опасности по критериям потенциального риска причинения вреда здоровью и риска имущественных потерь выполняется на основании системного, в том числе экспертного, анализа многолетней информации государственной статистики, данных государственной и отраслевой статистической отчетности, федерального и регионального информационного фонда СГМ.

4.7. Для классификации отдельных видов пищевой продукции, обращаемых на потребительском рынке регионов РФ, используется шкала, предусматривающая деление на шесть классов по степени риска причинения вреда здоровью и риска имущественных потерь, связанных с нарушением санитарного законодательства и законодательства в сфере защиты прав потребителей:

1 класс опасности - чрезвычайно высокий риск;

2 класс опасности - высокий риск;

3 класс опасности - значительный риск;

4 класс опасности - средний риск;

5 класс опасности - умеренный риск;

6 класс опасности - низкий риск.

4.8. Классификация видов пищевой продукции выполняется для отдельных регионов и в целом для Российской Федерации с учетом объемов и структуры потребления.

5. Методика классификации пищевой продукции, обращаемой

на рынке, по риску причинения вреда здоровью потребителей

5.1. Информационной базой для классификации пищевой продукции являются результаты государственного санитарно-эпидемиологического контроля безопасности пищевой продукции, производственного контроля и социально-гигиенического мониторинга не менее чем за три года по всем регионам Российской Федерации.

Исходной информацией являются данные государственной ведомственной статистики по формам:

- Форма федерального статистического наблюдения N 18 "Сведения о санитарном состоянии субъекта Российской Федерации" (раздел 8 "Гигиеническая характеристика продовольственного сырья и пищевых продуктов").

- Статистический бюллетень "Потребление основных продуктов питания населением Российской Федерации".

- Форма N 12 "Сведения о числе заболеваний, зарегистрированных у больных, проживающих в районе обслуживания лечебного учреждения".

- Данные о числе умерших по полу и возрасту (форма С-51 "Распределение умерших по полу, возрастным группам и причинам смерти".

5.2. Потенциальный риск причинения вреда здоровью вследствие употребления населением конкретного пищевого продукта (), не соответствующего требованиям безопасности (т.е. нарушающих законодательные требования к безопасности), определяется по формуле:

(1)

где

- вероятность нарушений обязательных требований безопасности к пищевой продукции по i-му фактору опасности в ходе одной проверки. В качестве фактора опасности рассматриваются все исследуемые в продукции в ходе контрольно-надзорных мероприятий химические вещества, микробные и паразитарные агенты, радиологические показатели, генномодифицированные организмы и т.д.;

- относительный вред здоровью, формируемый нарушением санитарно-эпидемиологических требований к i-му фактору опасности пищевой продукции;

W - коэффициент, характеризующий региональные особенности потребления различной пищевой продукции.

5.3. Частота (вероятность) нарушений обязательных требований безопасности к пищевой продукции по i-му фактору опасности в ходе одной проверки () определяется по данным формы 18 как отношение числа результатов исследований с нарушением требований и норм к общему числу исследований:

(2)

где

- число исследований пищевой продукции с превышением нормативного значения i-ого фактора в год;

- общее число исследований i-ого фактора в год.

Для оценки потенциального риска причинения вреда здоровью используется величина 95%-ного персентиля нарушений нормативов по каждому исследованному i-му фактору.

Величины рекомендуется пересматривать один раз в три года, что позволит учитывать динамику общего улучшения или ухудшения ситуации в части безопасности продукции на потребительском рынке. Уровни , полученные на основании обработки данных по всем субъектам Российской Федерации за 2012 - 2014 годы, приведены в приложении 1.

5.4. Для каждого вида пищевой продукции выполняется идентификация опасности (химическая, микробиологическая, паразитологическая, радиационная и др.) и устанавливаются вероятные виды нарушений здоровья, которые могут возникнуть при реализации указанных опасностей. Пример идентификации опасности для пищевой продукции приведен в приложении 2.

5.5. Относительный вред здоровью (), связанный с нарушением i-го фактора конкретного пищевого продукта, определяется на основе моделирования причинно-следственных связей между относительной частотой выявления нарушения санитарных требований и нормативов к конкретному фактору и нарушениями здоровья потребителей.

Выявленные связи характеризуются коэффициентами регрессии ()

5.6. Для каждого вида пищевой продукции относительный вред здоровью, связанный с нарушением i-го фактора, вычисляется как сумма коэффициентов регрессии, взвешенных по тяжести заболеваний или смерти:

(3)

где

- коэффициент регрессионной модели, показывающий частоту нарушений здоровья по k-ой нозологической форме в случае отклонения i-го фактора от нормы;

- тяжесть k-ой нозологической формы.

Величины относительного вреда здоровью () для расчета риска при потреблении пищевой продукции, не соответствующей требованиям санитарного законодательства и технических регламентов, приведены в приложении 3.

5.7. Коэффициент, характеризующий региональные особенности потребления видов пищевой продукции (W), определяется как отношение регионального фактического объема годового потребления продукции на одного жителя к среднероссийскому фактическому объему годового потребления продукции на одного жителя.

(4)

где

V - региональное фактическое потребление пищевых продуктов в год на одного жителя (т/год, л/год, шт./год и пр.);

- среднероссийское фактическое потребление пищевых продуктов в год на одного жителя (т/год, л/год, шт./год и пр.).

Пример годовых величин потребления на 1 человека приведен в приложении 4.

5.8. Отнесение пищевой продукции к определенному классу по степени риска причинения вреда здоровью (степень потенциальной опасности) осуществляется с применением критериев, приведенных в таблице 1.

Таблица 1 - Классификация пищевых продуктов, обращаемых на потребительском рынке, о степени риска причинения вреда здоровью потребителя

Класс опасности

Характеристика потенциального риска причинения вреда здоровью

Диапазон значений потенциального риска причинения вреда здоровью

1 класс опасности

Чрезвычайно высокий

Более 1 * 10-1

2 класс опасности

Высокий

10-2 < R 1 * 10-1

3 класс опасности

Значительный

10-3 < R 1 * 10-2

4 класс опасности

Средний

10-4 < R 1 * 10-3

5 класс опасности

Умеренный

10-6 < R 1 * 10-4

6 класс опасности

Низкий

R < 10-6

5.9. Отнесение продукции к тому или иному классу является основанием для определения частоты, содержания и объемов исследований, в том числе лабораторных, при проведении контрольно-надзорных мероприятий (раздел 7).

6. Методика классификации пищевой продукции,

обращаемой на рынке, по потенциальному риску имущественных

потерь потребителя

6.1. Исходной информацией для классификации пищевой продукции по риску имущественных потерь потребителей являются данные государственной ведомственной статистики по формам:

- Форма федерального статистического наблюдения N 18 "Сведения о санитарном состоянии субъекта Российской Федерации" (раздел 8 "Гигиеническая характеристика продовольственного сырья и пищевых продуктов").

- Статистический бюллетень "Потребление основных продуктов питания населением Российской Федерации".

- Среднедушевые денежные доходы по Российской Федерации.

- Среднедушевые денежные доходы населения по субъектам Российской Федерации.

- Величина прожиточного минимума в Российской Федерации.

- Величина прожиточного минимума по субъектам Российской Федерации.

6.2. Потенциальный риск имущественных потерь возникает при обороте на рынке пищевой продукции, не отвечающей требованиям санитарного законодательства и законодательства в сфере защиты прав потребителей. При расчете риска принимается, что потребитель, приобретая продукцию, не отвечающую требованиям законодательства, не сможет ею воспользоваться по назначению и, как следствие, понесет финансовые потери.

Риск имущественных потерь () потребителя в результате нарушения требований законодательства к продукции определяется по формуле:

(5)

pII - вероятность приобретения потребителем небезопасной пищевой продукции, оценивается по доле продукции, изъятой в результате осуществления контрольно-надзорной деятельности;

uII - потенциальные имущественные потери от неиспользования единицы пищевой продукции (руб./кг, руб./л, руб./шт. и т.д.);

V - объем потребления пищевой продукции одним человеком в год (кг/год, л/год, шт./год и т.д.).

6.3. Доля изъятой продукции характеризует вероятность приобретения потребителем пищевой продукции, не соответствующей требованиям технических регламентов и приводящей к финансовым потерям. Доля изъятой продукции определяется как отношение объема изъятой в ходе контрольно-надзорной деятельности пищевой продукции к объему исследованной продукции.

6.4. Классификация пищевой продукции выполняется с использованием коэффициента риска имущественных потерь (K), который учитывает показатели региональных доходов населения, прожиточного минимума и потенциального риска имущественных потерь. Для отнесения пищевой продукции к определенному классу опасности по риску имущественных потерь выполняется расчет (K) по формуле:

, (6)

где

D - среднерегиональный подушевой доход,

Dmin - региональный прожиточный минимум.

Принимается, что прожиточный минимум представляет собой предельный размер средств, при которых человек может продолжать обеспечивать свои минимальные потребности (пример данных - в приложении 5).

Значения критерия классификации видов пищевой продукции по степени риска имущественных потерь представлены в таблице 2.

Таблица 2 - Классификация пищевой продукции, обращаемой на потребительском рынке, по риску имущественных потерь потребителей

Класс опасности

Характеристика потенциального риска причинения вреда здоровью

Коэффициент риска имущественных потерь

1 класс опасности

Чрезвычайно высокий

2 < K

2 класс опасности

Высокий

1 < K 2

3 класс опасности

Значительный

0,5 < K 1

4 класс опасности

Средний

0,1 < K 0,5

5 класс опасности

Умеренный

0,05 < K 0,1

6 класс опасности

Низкий

K 0,05

Классификация учитывает, что в целом по Российской Федерации критическим является риск имущественных потерь на уровне 70 и более процентов доходов населения, поскольку доля прожиточного минимума в доходах населения составляет порядка 30%.

7. Использование классификации пищевой продукции

по потенциальному риску причинения вреда здоровью

при планировании надзорных мероприятий

на региональном уровне

7.1. Отнесение пищевой продукции к конкретному классу опасности является основанием для определения содержания плановых проверок, в том числе лабораторных исследований пищевой продукции при проведении надзора и контроля ЮЛ и ИП, для которых установлена частота плановых проверок согласно действующим нормативно-методическим документам.

7.2. Продукция, относимая к категории чрезвычайно высокого риска, подлежит документарному и лабораторному контролю по максимально полному перечню факторов риска в 100% плановых проверок ЮЛ и ИП, осуществляющих обращение данной продукции на рынке.

7.3. Продукция, относимая к категории высокого риска, подлежит документарному и лабораторному контролю в 100% плановых проверок по перечню факторов, определяемых по результатам предыдущих проверок ЮЛ и ИП, осуществляющих обращение данной продукции на рынке.

7.4. Продукция, относимая к категории значительного риска, подлежит документарному и лабораторному контролю по минимально-достаточному перечню факторов риска в 100% плановых проверок ЮЛ и ИП, осуществляющих обращение данной продукции на рынке.

7.5. Продукция, относимая к категории среднего риска, подлежит документарному и лабораторному контролю в 50% плановых проверок ЮЛ и ИП, осуществляющих обращение данной продукции на рынке.

7.6. Продукция, относимая к категории умеренного риска, подлежит документарному и лабораторному контролю в 10% плановых проверок ЮЛ и ИП, осуществляющих обращение данной продукции на рынке.

7.7. Продукция, относимая к категории низкого риска, подлежит документарной проверке по остаточному принципу, после обеспечения документарного и лабораторного контроля пищевой продукции более высокого класса по риску причинения вреда здоровью.

7.8. Результаты лабораторного контроля и выполненной на их основе оценки риска отдельных партий пищевой продукции для здоровья являются основанием для принятия решений об ограничительных мерах (вплоть до изъятия) в отношении данной продукции.

7.9. Методы исследований (испытаний) и измерений пищевой продукции устанавливаются в перечнях стандартов, содержащих правила и методы исследований (испытаний) и измерений, в том числе правила отбора образцов, необходимых для применения и исполнения требований соответствующих технических регламентов и осуществления оценки (подтверждения) соответствия пищевой продукции.

В случае если в отношении проверяемой продукции соответствующие методики не внесены в Перечни международных и региональных (межгосударственных) стандартов, содержащих правила и методы исследований (испытаний) и измерений, в том числе правила отбора образцов, необходимых для применения и исполнения требований технических регламентов и осуществления оценки соответствия объектов технического регулирования, при осуществлении государственного надзора указанные методики применяться не могут.

В случае если в отношении проверяемой продукции внесено несколько методик в Перечни международных и региональных (межгосударственных) стандартов, содержащих правила и методы исследований (испытаний) и измерений, в том числе правила отбора образцов, необходимые для применения и исполнения требований технических регламентов и осуществления оценки соответствия объектов технического регулирования, должна применяться методика с наименьшими минимальным пределом обнаружения и погрешностью измерений.

8. Информирование о рисках и путях их устранения

8.1. Система информирования о рисках продукции и путях их устранения включает в себя:

- информирование о рисках продукции и путях их устранения органов государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления;

- информирование подконтрольных объектов надзора (контроля) - ЮЛ и ИП, обращающих пищевую продукцию - о потенциальных рисках пищевой продукции и дифференцированных правилах контроля;

- информирование населения о результатах применения риск-ориентированного подхода при осуществлении федерального государственного санитарно-эпидемиологического контроля (надзора).

8.2. Результаты проведения проверок, включая показатели оценки риска:

- количество нарушений требований технического регулирования, санитарного законодательства и законодательства в сфере защиты прав потребителей, выявленных за последние 12 месяцев в отношении пищевой продукции;

- меры административного воздействия в виде штрафа, примененных за последние 12 месяцев;

- при согласии хозяйствующего субъекта - показатели ведения производственного контроля на объектах надзора

должны размещаться на официальных сайтах территориальных органов Роспотребнадзора.

Приложение 1

ЧАСТОТА (ВЕРОЯТНОСТЬ)

НАРУШЕНИЙ ОБЯЗАТЕЛЬНЫХ ТРЕБОВАНИЙ БЕЗОПАСНОСТИ К ПИЩЕВОЙ

ПРОДУКЦИИ В ХОДЕ ОДНОЙ ПРОВЕРКИ ДЛЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

(НАРУШЕНИЙ НА 1 ПРОВЕРКУ, 95% - ПЕРСЕНТИЛЬ)

Вид продукции

Факторы опасности

Санитарно-химические показатели (в сумме)

нитраты

пестициды

микотоксины

токсичные элементы, в т.ч. мышьяк

ртуть

свинец

кадмий

паразитологические показатели

микробиологические показатели

патогенные микроорганизмы

возбудители сальмонеллеза

антибиотики

радиоактивные вещества

цезий-137

рыба, рыбные продукты и др. гидробионты

0,157

0,000

0,000

0,000

0,000

0,000

0,108

0,229

0,011

0,002

0,000

0,000

0,000

кулинарные изделия

0,167

0,000

0,000

0,000

0,000

0,000

0,000

0,000

0,127

0,005

0,001

0,160

0,000

кулинарные изделия, вырабатываемые по нетрадиционной технологии

0,217

0,000

0,000

0,000

0,542

0,000

0,000

хлебобулочные и кондитерские изделия

0,076

0,000

0,000

0,001

0,000

0,000

0,000

0,123

0,007

0,002

мукомольно-крупяные изделия

0,093

0,000

0,000

0,000

0,000

0,000

0,305

0,280

0,000

0,000

сахар

0,256

0,000

0,000

0,059

0,000

овощи, столовая зелень

0,080

0,088

0,001

0,000

0,017

0,000

0,000

0,014

0,028

0,190

0.018

0,000

картофель

0,053

0,055

0,000

0,015

0,000

0,013

0,030

0,213

0,016

бахчевые культуры

0,208

0,238

0,000

0,000

0,000

0,000

0,002

0,023

плоды

0,105

0,000

0,000

0,000

0,000

0,000

0,000

0,500

0,000

мясо и мясные продукты

0,077

0,000

0,000

0,000

0,000

0,000

0,000

0,015

0,112

0,018

0,011

0,027

0,000

0,000

ягоды

0,017

0,000

0,000

0,000

0,000

0,000

0,045

0,212

0,000

дикорастущие пищевые продукты

0,143

0,000

0,000

0,111

0,000

0,058

0,295

0,000

0,000

0,000

грибы

0,143

0,161

0,000

0,000

0,037

0,000

1.000

0,000

0,000

0,000

жировые растительные продукты

0,206

0,041

0,167

0,000

0,167

0,089

0,000

безалкогольные напитки

0,127

0,125

0,000

0,000

0,000

0,097

0,000

0,000

0,000

соки

0,045

0,000

0,110

0,000

алкогольные напитки и пиво

0,104

0,000

0,650

0,000

0,000

0,000

0,000

0,200

0,000

мед и продукты пчеловодства

0,333

0,000

0,000

0,114

продукты детского питания

0,218

0,000

0,000

0,000

0,000

0,000

0,088

0,001

0,000

0,000

консервы

0,264

0,000

0,000

0,000

0,000

0,046

0,000

птица и птицеводческие продукты

0,140

0,000

0,000

0,000

0,124

0,079

0,071

0,073

зерно и зернопродукты

0,048

0,000

0,000

0,000

0,000

0,000

0,103

минеральные воды

0,186

0,000

0,000

0,094

0,000

0,000

биологически активные добавки к пище

0,043

0,000

0,005

0,000

0,000

0,000

0,208

0,000

0,000

0,083

прочие

0,113

0,000

0,000

0,000

0,036

0,000

0,000

0,000

0,000

0,120

0,007

0,000

0,016

молоко, молочные продукты

0,081

0,000

0,000

0,000

0,000

0,000

0,000

0,139

0,004

0,000

0,040

0,000

0,000

масложировые продукты

0,124

0,000

0,000

0,005

0,000

0,000

0,000

0,148

0,000

0,000

0,000

Приложение 2

ПРИМЕР ИДЕНТИФИКАЦИИ ОПАСНОСТИ ПИЩЕВОЙ ПРОДУКЦИИ

Фактор опасности

Нарушение здоровья, критические органы и системы

Ссылка на литературу

Общий

Конкретный

Молоко и молочные продукты

Микробиологический

Lysteria monocitogenes

Листериоз

http://www.cdc.gov/foodsafety/specific-foods/listeria-and-food. html

http://www.cdc.gov/mmwr/preview/mmwrhtml/00001316.htm

Food safety CDC

Campylobacter unknown

Кампилобактериоз

http://wwwn.cdc.gov/foodborneoutbreaks/

http://www.cdc. gov/mmwr/PDF/wk/mm5125.pdf

Food Safety

CDChttp://www.cdc.gov/mmwr/preview/mmwrhtml/00000104.htm

Campylobacteriosis Associated with Raw Milk Consumption - Pennsylvania

Salmonella typhimurium

Сальмонеллез

http://www.cdc. gov/mmwr/preview/mmwrhtml/00000520. htm

Food Safety CDC

Escherichia coli

Эшерихиоз

Epidemiology of Escherichia coli

O157:H7 Outbreaks, United States, 1982-2002

Josefa M. Rangel, Phyllis H. Sparling,

Collen Crowe, Patricia M. Griffin, and David L. Swerdlow

Химический

Свинец

ЦНС; нервная система; кровь; процессы развития; системное действие; гормональная система

http://www.hc-sc.gc.ca/ewh-semt/contaminants/lead-plomb/index-eng.php Risk management strategy for lead

Р. 2.1.10.1920-04 Руководство по оценке риска для здоровья населения при воздействии химических веществ, загрязняющих окружающую среду.

Лыжина А.В., Бузинов Р.В., Унгуряну Т.Н., Гудков А.Б. Химическое загрязнение продуктов питания и его влияние на

- 2012. - N 12. - с. 3

Ртуть

Иммунная система, почки, ЦНС, репродуктивная система, гормональная система

Р. 2.1.10.1920-04 Руководство по оценке риска для здоровья населения при воздействии химических веществ, загрязняющих окружающую среду.

Лыжина А.В., Бузинов Р.В., Унгуряну Т.Н., Гудков А.Б. Химическое загрязнение продуктов питания и его влияние на здоровье населения Архангельской области // Экология человека.

- 2012. - N 12. - с. 3

Кадмий

Почки, гормональная система

Р. 2.1.10.1920-04 Руководство по оценке риска для здоровья населения при воздействии химических веществ, загрязняющих окружающую среду.

Лыжина А.В., Бузинов Р.В., Унгуряну Т.Н., Гудков А.Б. Химическое загрязнение продуктов питания и его влияние на здоровье населения Архангельской области // Экология человека.

- 2012. - N 12. - с. 3

Мышьяк

Кожа, ЦНС, нервная система, ССС, иммунная система, гормональная система, ЖКИ

Р. 2.1.10.1920-04 Руководство по оценке риска для здоровья населения при воздействии химических веществ, загрязняющих окружающую среду.

Лыжина А.В., Бузинов Р.В., Унгуряну Т.Н., Гудков А.Б. Химическое загрязнение продуктов питания и его влияние на здоровье населения Архангельской области // Экология человека.

- 2012. - N 12. - с. 3

ГХЦГ

Почки, органы пищеварения

Р. 2.1.10.1920-04 Руководство по оценке риска для здоровья населения при воздействии химических веществ, загрязняющих окружающую среду.

Лыжина А.В., Бузинов Р.В., Унгуряну Т.Н., Гудков А.Б. Химическое загрязнение продуктов питания и его влияние на здоровье населения Архангельской области // Экология человека.

- 2012. - N 12. - с. 3

ДДТ

Болезни печени

Лыжина А.В., Бузинов Р.В., Унгуряну Т.Н., Гудков А.Б.

Химическое загрязнение продуктов питания и его влияние на здоровье населения Архангельской области // Экология человека.

- 2012. - N 12. - с. 3

http://vetfac.narod.ru/kielwein0milk/book045.htm

Остаточные вещества, токсические и радиоактивные элементы в

молоке

Афлатоксины

Органы пищеварения

Лыжина А.В., Бузинов Р.В., Унгуряну Т.Н., Гудков А.Б.

Химическое загрязнение продуктов питания и его влияние на здоровье населения Архангельской области // Экология человека.

- 2012. - N 12. - с. 3

Радиационный

Цезий-137

Рак

"Что нужно знать населению о способах снижения содержания радионуклидов в молоке и молочной продукции". Памятка для населения, проживающего на загрязненной радионуклидами территории. Минск 2002

http://www.limited.rorbic.ru/filedownload/upload/site1/document_file/8X9x0fuB3t.pdf

Стронций-90

Рак

http://www.limited.rorbic.ru/filedownload/upload/site1/document_file/8X9x0fuB3t.pdf

Что нужно знать населению о способах снижения содержания радионуклидов в молоке и молочной продукции. Памятка для населения, проживающего на загрязненной радионуклидами территории. Минск 2002

Йод-131

Рак

"Что нужно знать населению о способах снижения содержания радионуклидов в молоке и молочной продукции". Памятка для населения, проживающего на загрязненной радионуклидами территории. Минск 2002

http://www.limited.rorbic.ru/filedownload/upload/site1/document_file/8X9x0fuB3t.pdf

Рыба и рыбные продукты

Паразитол огический

Нематоды семейства Anisakidae

Анизакидоз

B81.0 Другие кишечные гельминтозы, не классифицированные в других рубриках (B81)

1. http://28.rospotrebnadzor.ru/direct/60.pdf

2. С.А. Алексеенко. Анизакидоз: проблемы диагностики и лечения // Фарматека. - 2009. - N 13. - С. 26 - 28.

Микробиологический

D. latum

Дифилоботриоз

B 70.0

В.Е. Поляков, И.А. Иванова, Н.Р. Полякова. Дифиллобориоз // Педиатрия. - 2007. - Том 86. - N 5. - С. 104 - 108.

Opisthorchis felineus Opisthorchis viverrini

Описторхоз

B 66.0

1. http://04.rospotrebnadzor.ru/index.php/epid-otdel/44-epid- otdel/4913-2015-07-09-06-12-45.html

2. Описторхоз - природная опасность на территории Ханты-Мансийского автономного округа - Югры/ Сост.: Ю.П. Мамонов, Е.Ю. Мамонова, М.Ю. Калинина. - Нижневартовск: НГГУ, 2008. - 18 с.

Clonorchis sinensis

Клонорхоз

B 66.1

И.И. Брусенцов и др. Популяционно-генетический анализ и филогеография китайского печеночного сосальщика на территории России // Вестник Томского государственного Университета. Биология. 2013. - N 3(23). - С. 91 - 99

Metagonimus yokogawai

Метагонимоз

B 66.8

Чертов А.Д., Дымин А.Д., Черемкин И.В. Клонорхоз и метагонимоз бассейна Верхнего и Среднего Амура (Амурская область) - Благовещенск, изд-во АГМА, 2006. - 102 с.

Химический

Полихлорированные бифенилы

Болезни печени

Н.Ф. Плотицына, Т.А. Зимовейскова. Хлорорганические пестициды и полихлорбифенилы в рыбах Баренцева моря

http://www.google.ru/url?sa=t&rct=j&q=&esrc=s&source=web&cd= 2&ved=0CCIQFjABahUKEwiDgsDi4enIAhVG_3IKHQ2mDCg&ur l=http%3A%2F%2Fwww.krc.karelia.ru%2Fdoc_download.php%3Fi d%3D3648%26table_name%3Dpubl%26table_ident%3D7232&usg =AFQjCNGKLawx-gWFzB6xFkGClqcNSSuP2g&cad=rjt

Ртуть

Аутоиммунные нарушения здоровья

Emily C. Somers, Martha A. Ganser, Jeffrey S. Warren, Niladri Basu, и др. Mercury Exposure and Antinuclear Antibodies among Females of Reproductive Age in the United States: NHANES

Ссылка: http://ehp.niehs.nih.gov/1408751/

Диоксины

Заболевания репродуктивной сферы и развития, поражения иммунной системы, гормональные нарушения и раковые заболевания

http://www.who.int/mediacentre/factsheets/fs225/ru/

Кадмий

Риск развития: болезней мочеполовой системы (N00 - N29 по МКБ-10), Болезни эндокринной системы, расстройства питания и нарушения обмена веществ (E00 - E90)

1. Лыжина А.В., Бузинов Р.В., Унгуряну Т.Н., Гудков А.Б.

Химическое загрязнение продуктов питания и его влияние на здоровье населения Архангельской области // экология человека.

- 2012. - N 12. - с. 3

2. Р. 2.1.10.1920-04 Руководство по оценке риска для здоровья населения при воздействии химических веществ, загрязняющих окружающую среду.

Свинец

Риск развития: болезней нервной системы, болезней крови и кроветворных органов и отдельные нарушения, вовлекающие иммунный механизм, E00-E90 Болезни эндокринной системы, расстройства питания и нарушения обмена веществ

Лыжина А.В., Бузинов Р.В. Унгуряну Т.Н., Гудков А.Б.

Химическое загрязнение продуктов питания и его влияние на здоровье населения Архангельской области // экология человека.

- 2012. - N 12. - с. 3

2. Р. 2.1.10.1920-04 Руководство по оценке риска для здоровья населения при воздействии химических веществ, загрязняющих окружающую среду.

Гистамин

Риск развития: Синдром Хортона T61 Токсическое действие ядовитых веществ, содержащихся в съеденных пищевых морепродуктах

1. Лыжина А.В., Бузинов Р.В., Унгуряну Т.Н., Гудков А.Б.

Химическое загрязнение продуктов питания и его влияние на здоровье населения Архангельской области // экология человека.

- 2012. - N 12. - с. 3

2. http://cgie.62.rospotrebnadzor.ru/info/96053/

3. B.T. Horton. A new syndrome of vascular headache: report of treatment with histamine: preliminary report. Proceedings of the Staff Meetings of the Mayo Clinic, Rochester, 1939; 14: 257 - 260.

ДДТ

Болезни печени E00 - E90 Болезни эндокринной системы, расстройства питания и нарушения обмена веществ

Лыжина А.В., Бузинов Р.В., Унгуряну Т.Н., Гудков А.Б.

Химическое загрязнение продуктов питания и его влияние на здоровье населения Архангельской области // экология человека.

- 2012. - N 12. - с. 3

2. Р. 2.1.10.1920-04 Руководство по оценке риска для здоровья населения при воздействии химических веществ, загрязняющих окружающую среду.

мышьяк

Риск развития: L00 - L99 болезни кожи и подкожной клетчатки Болезни нервной системы G00 - G99,

Болезни системы кровообращения (I00 - I99), E00 - E90 Болезни эндокринной системы, расстройства питания и нарушения обмена веществ, (K00 - K93) Болезни органов пищеварения

Лыжина А.В., Бузинов Р.В., Унгуряну Т.Н., Гудков А.Б.

Химическое загрязнение продуктов питания и его влияние на здоровье населения Архангельской области // экология человека.

- 2012. - N 12. - с. 3

2. Р. 2.1.10.1920-04 Руководство по оценке риска для здоровья населения при воздействии химических веществ, загрязняющих

окружающую среду.

Приложение 3

ВЕЛИЧИНЫ

ПОТЕНЦИАЛЬНОГО ВРЕДА ЗДОРОВЬЮ () ПРИ УПОТРЕБЛЕНИИ ПИЩЕВЫХ

ПРОДУКТОВ С НАРУШЕНИЕМ САНИТАРНО-ГИГИЕНИЧЕСКИХ ТРЕБОВАНИЙ

И НОРМАТИВОВ

Фактор опасности

Доля проб, не соответствующих санитарно-химическим показателям

Доля проб с нарушением нормативов по нитратам

Доля проб с нарушением нормативов по пестицидам

Доля проб с нарушением нормативов по микотоксинам

Доля проб с нарушением нормативов по мышьяку

Доля проб с нарушением нормативов по ртути

Доля проб с нарушением нормативов по свинцу

Доля проб с нарушением нормативов по кадмию

Доля проб с нарушением нормативов по паразитологическим показателям

Доля проб с нарушением нормативов по микробиологическим показателям

Доля проб с нарушением нормативов по патогенным микроорганизмам

Доля проб с нарушением нормативов по возбудителю сальмонеллеза

Доля проб с нарушением нормативов по содержанию антибиотиков

Доля проб с нарушением нормативов по возбудителю сальмонеллеза

Пищевая продукция

Рыба, рыбные продукты и др. гидробионты

0,1496

0,0047

0,0543

0,0963

1,5625

0,0747

0,0084

0,0811

0,0831

0,0131

0,0064

Молоко, молочные продукты

0,0449

0,0047

0,0276

0,0197

0,0044

Масложировые продукты

0,0127

0,0289

0,0013

Кулинарные изделия

0,0015

0,0004

0,2527

Кулинарные изделия, вырабатываемые по нетрадиционной технологии

0,1267

0,1223

0,0047

0,0437

Хлебобулочные и кондитерские изделия

0,0035

0,0609

0,0089

0,0089

0,0083

0,0000

Зерно и зернопродукты

0,0003

0,0000

Мукомольно-крупяные изделия

0,0156

0,0167

0,0060

0,5237

0,0117

0,0044

0,0001

0,0763

Сахар

0,1170

0,0057

0,0077

0,0023

0,0274

0,0002

0,0043

Овощи, столовая зелень

0,0717

0,0004

0,0511

Картофель

0,0067

0,0077

0,0057

0,0027

0,0010

Бахчевые культуры

0,0536

0,1791

0,5335

0,0000

0,0002

0,0043

0,0000

0,0011

Мясо и мясные продукты

0,0303

0,0005

0,0620

0,0000

0,0136

Жировые растительные продукты

0,0187

0,0006

0,0035

0,0000

0,0075

Консервы

0,0007

0,0003

0,0004

0,0003

Птица и птицеводческие продукты

0,0055

0,0009

0,0044

0,0010

Продукты детского питания

0,0415

0,0395

0,0279

0,0035

Плоды

0,0117

0,0087

0,0000

Ягоды

0,0418

0,0000

0,0129

0,0214

Дикорастущие пищевые продукты

0,0022

Грибы

0,0130

0,0047

0,0000

0,0004

Безалкогольные напитки

0,0304

0,0121

0,5972

0,0000

Соки

0,0298

0,0654

0,0183

0,0000

0,0005

0,0134

Алкогольные напитки и пиво

0,0220

0,0116

0,1916

Мед и продукты пчеловодства

0,0546

0,0100

0,0109

0,0250

0,0012

Минеральные воды

0,0357

0,0021

0,0053

0,0368

0,0046

0,0064

Биологически активные добавки к пище

0,0160

0,0020

0,0000

0,0287

0,0004

Прочие

0,0270

0,1627

0,0056

0,0397

0,0028

Приложение 4

ДАННЫЕ

О ФАКТИЧЕСКОМ ПОТРЕБЛЕНИИ РЯДА ПРОДУКТОВ ПИТАНИЯ НА ДУШУ

НАСЕЛЕНИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ЗА 2013 Г., КГ

Субъект РФ

Картофель

Масло

Молоко

Мясо

Овощи

Сахар

Фрукты

Хлебные продукты

Российская Федерация

111

13,7

248

75

109

40

64

118

Центральный федеральный округ

106

14,2

233

83

101

44

68

117

Белгородская область

114

13,8

262

98

109

48

68

139

Брянская область

156

10,6

219

63

93

33

52

112

Владимирская область

127

11,0

210

60

134

36

55

117

Воронежская область

127

14,7

269

91

129

47

76

136

Ивановская область

84

12,0

181

57

91

29

61

110

Калужская область

115

12,1

223

75

95

31

57

109

Костромская область

113

8,4

194

43

130

26

45

101

Курская область

131

12,1

244

79

109

50

53

143

Липецкая область

119

12,4

232

76

104

55

73

144

Московская область

115

13,6

271

107

102

56

73

117

Орловская область

163

11,0

215

80

93

40

64

109

Рязанская область

116

12,0

244

64

84

36

58

117

Смоленская область

117

11,4

243

64

89

45

65

125

Тамбовская область

128

14,0

179

74

104

57

56

153

Тверская область

115

12,4

243

72

119

42

62

130

Тульская область

157

13,2

142

65

99

32

58

99

Ярославская область

108

15,1

246

86

125

48

50

100

г. Москва

68

17,3

224

83

88

41

75

108

Северо-Западный федеральный округ

84

12,4

277

75

92

38

66

102

Республика Карелия

117

11,8

238

73

89

42

50

116

Республика Коми

55

13,6

271

80

96

38

58

111

Архангельская область

78

13,4

169

66

83

40

65

110

Вологодская область

100

12,9

236

74

103

41

71

116

Калининградская область

115

13,1

268

95

118

43

83

106

Ленинградская область

90

11,9

293

78

97

40

59

116

Мурманская область

66

13,7

266

81

97

36

71

92

Новгородская область

128

13,8

271

74

114

40

65

112

Псковская область

82

11,5

285

86

92

36

54

99

г. Санкт-Петербург

72

11,7

315

71

81

36

67

89

Южный федеральный округ

99

15,1

236

77

145

43

81

122

Республика Адыгея

65

11,9

215

70

128

50

72

116

Республика Калмыкия

46

12,0

266

114

101

27

32

116

Краснодарский край

90

17,4

224

81

135

49

96

133

Астраханская область

117

11,5

215

81

165

42

70

132

Волгоградская область

134

12,5

203

76

168

34

79

124

Ростовская область

92

15,3

278

71

145

40

70

106

Северо-Кавказский федеральный округ

111

12,9

237

59

169

43

58

126

Республика Дагестан

92

9,3

243

40

231

39

70

123

Республика Ингушетия

126

9,6

182

54

84

40

39

129

Кабардино-Балкарская Республика

117

10,6

286

62

182

41

91

100

Карачаево-Черкесская Республика

163

13,2

353

66

113

38

37

133

Республика Северная Осетия - Алания

103

11,9

233

66

111

47

73

103

Чеченская Республика

91

10,3

223

58

109

41

42

126

Ставропольский край

128

19,4

214

76

165

50

46

141

Приволжский федеральный округ

123

14,7

281

71

105

38

60

114

Республика Башкортостан

110

15,2

312

77

87

41

49

122

Республика Марий Эл

190

13,1

269

92

136

40

46

136

Республика Мордовия

103

10,7

291

82

83

46

44

122

Республика Татарстан

167

17,0

364

80

88

42

70

123

Удмуртская Республика

137

9,7

267

70

111

32

59

116

Чувашская Республика

176

10,1

259

68

104

30

59

108

Пермский край

121

13,4

233

62

107

37

60

124

Кировская область

102

12,1

294

66

107

41

71

127

Нижегородская область

101

14,7

249

73

116

39

66

100

Оренбургская область

99

18,2

308

70

152

34

53

119

Пензенская область

137

12,5

229

75

92

36

65

101

Самарская область

120

14,3

242

64

108

39

68

110

Саратовская область

91

21,4

284

64

103

28

53

98

Ульяновская область

110

9,5

240

69

100

42

49

107

Уральский федеральный округ

108

13,2

213

72

92

40

67

124

Курганская область

99

10,6

286

73

123

38

71

119

Свердловская область

94

16,8

240

79

98

39

80

113

Тюменская область

106

12,5

190

59

77

46

58

135

Челябинская область

130

10,2

186

74

93

35

58

128

Сибирский федеральный округ

132

12,1

262

74

102

35

48

127

Республика Алтай

159

13,3

287

95

91

37

40

127

Республика Бурятия

100

12,0

264

68

72

31

36

118

Республика Тыва

98

10,3

188

59

40

25

21

136

Республика Хакасия

115

11,2

266

73

117

32

47

130

Алтайский край

145

13,8

335

74

102

39

53

166

Забайкальский край

106

11,4

247

72

88

33

55

115

Красноярский край

190

11,5

250

81

109

27

60

116

Иркутская область

125

13,0

199

70

83

33

38

108

Кемеровская область

130

10,2

224

74

80

34

49

124

Новосибирская область

110

9,9

287

68

131

36

45

124

Омская область

121

15,7

301

84

138

48

54

135

Томская область

123

13,8

262

68

96

34

36

119

Дальневосточный федеральный округ

125

12,4

196

79

110

37

66

117

Республика Саха (Якутия)

84

9,2

281

90

76

36

48

135

Камчатский край

79

13,7

173

77

108

36

58

101

Приморский край

132

13,1

156

79

122

40

76

106

Хабаровский край

141

11,6

206

81

121

35

77

121

Амурская область

144

14,1

178

66

117

36

59

133

Магаданская область

74

13,9

260

83

84

36

54

115

Сахалинская область

128

12,0

198

90

98

32

63

95

Еврейская автономная область

180

15,7

191

55

118

38

46

129

Чукотский автономный округ

67

21,7

101

51

35

43

18

63

Приложение 5

ПРИМЕР

ДАННЫХ О СРЕДНЕМЕСЯЧНОМ ДОХОДЕ НАСЕЛЕНИЯ СУБЪЕКТОВ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ НА ДУШУ НАСЕЛЕНИЯ И ВЕЛИЧИНАХ

ПРОЖИТОЧНОГО МИНИМУМА

(Приволжский федеральный округ, 2014 г.)

Субъект РФ

Среднемесячный доход на душу населения, руб.

Прожиточный минимум, руб.

Доля прожиточного минимума в доходах, %

Республика Башкортостан

25 945

7 234

28

Республика Марий Эл

16 309

7 201

44

Республика Мордовия

16 089

6 997

43

Республика Татарстан

29 766

6 988

23

Удмуртская Республика

21 284

7 324

34

Чувашская Республика

16 648

6 988

42

Пермский край

28 528

8 185

29

Кировская область

20 354

7 641

38

Нижегородская область

27 952

7 454

27

Оренбургская область

20 805

6 971

34

Пензенская область

19 645

6 839

35

Самарская область

26 074

7 954

31

Саратовская область

18 031

6 932

38

Ульяновская область

21 706

7 298

34

Другие документы по теме
"О внесении изменений в Правила применения земных станций спутниковой связи и вещания единой сети электросвязи Российской Федерации, утвержденные приказом Министерства информационных технологий и связи Российской Федерации от 22.08.2007 N 99" (Зарегистрировано в Минюсте России 24.06.2015 N 37779)
(ред. от 01.12.2011) "О предельно допустимых значениях просроченной кредиторской задолженности федерального бюджетного учреждения, подведомственного Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии, превышение которых влечет расторжение трудового договора с руководителем федерального бюджетного учреждения по инициативе работодателя в соответствии с Трудовым кодексом Российской Федерации" (Зарегистрировано в Минюсте РФ 16.12.2010 N 19196)
"О методике проведения конкурсных процедур на заключение договора между Федеральным агентством связи и гражданином Российской Федерации о целевом обучении с обязательством последующего прохождения федеральной государственной гражданской службы в Федеральном агентстве связи" (Зарегистрировано в Минюсте России 15.09.2016 N 43673)
"О признании не действующими на территории Российской Федерации некоторых положений Приказа Минздрава СССР от 26 декабря 1986 г. N 1689"
Ошибка на сайте