Рейтинг@Mail.ru

Приказ Росавиакосмоса от 15.08.2003 N 165

РОССИЙСКОЕ АВИАЦИОННО-КОСМИЧЕСКОЕ АГЕНТСТВО

ПРИКАЗ

от 15 августа 2003 г. N 165

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ФЕДЕРАЛЬНЫХ АВИАЦИОННЫХ ПРАВИЛ

"ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ МЕДИЦИНСКОГО ПЕРСОНАЛА АВИАЦИОННЫХ

ОРГАНИЗАЦИЙ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ АВИАЦИИ"

В соответствии с Воздушным кодексом Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 1997, N 12), подпунктом 48 пункта 4 Положения о Российском авиационно-космическом агентстве, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 25 октября 1999 г. N 1186 (Собрание законодательства Российской Федерации, 1999, N 44, ст. 5316), а также в целях дальнейшего совершенствования деятельности медицинского обеспечения авиационного персонала и безопасности полетов в экспериментальной авиации приказываю:

1. Утвердить прилагаемые Федеральные авиационные правила "Организация работы медицинского персонала авиационных организаций экспериментальной авиации".

2. Контроль за выполнением настоящего Приказа возложить на первого заместителя Генерального директора В.И. Воскобойникова.

Генеральный директор

Ю.Н.КОПТЕВ

Приложение

к Приказу

Генерального директора

Росавиакосмоса

от 15.08.2003 N 165

ФЕДЕРАЛЬНЫЕ АВИАЦИОННЫЕ ПРАВИЛА

ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ МЕДИЦИНСКОГО ПЕРСОНАЛА

АВИАЦИОННЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ АВИАЦИИ

1. Настоящие Федеральные авиационные правила "Организация работы медицинского персонала авиационных организаций экспериментальной авиации" (далее - Правила) разработаны в соответствии с Положением о подготовке федеральных правил использования воздушного пространства и федеральных авиационных правил, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 27 марта 1998 г. N 360 (Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, N 14, ст. 1593; 2000, N 17, ст. 1875), Положением о Российском авиационно-космическом агентстве, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 25 октября 1999 г. N 1186 (Собрание законодательства Российской Федерации, 1999, N 44, ст. 5316) и Федеральными авиационными правилами "Врачебно-летная экспертиза авиационного персонала экспериментальной авиации", утвержденными Приказом Генерального директора Росавиакосмоса от 24 июня 2003 г. N 80 (зарегистрированы Министерством юстиции Российской Федерации, регистрационный N 4910 от 21 июля 2003 г.).

2. Правила регламентируют организацию и порядок работы медицинских работников авиационных организаций экспериментальной авиации и направлены на эффективное медицинское обеспечение авиационного персонала в целях безопасности полетов в экспериментальной авиации.

3. Требования Правил распространяются на все авиационные организации экспериментальной авиации (далее - авиационные организации ЭА).

4. Отдел летной службы экспериментальной авиации Российского авиационно-космического агентства (далее - Отдел летной службы ЭА Росавиакосмоса) координирует и контролирует деятельность медицинских работников экспериментальной авиации.

I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1. Медицинское обеспечение авиационного персонала в целях безопасности полетов в экспериментальной авиации - система организационных, диагностических, лечебно-оздоровительных (реабилитационных) и контрольных мероприятий, направленных на сохранение и укрепление здоровья, повышение работоспособности авиационного персонала экспериментальной авиации и профилактику авиационных происшествий и инцидентов, связанных с состоянием здоровья авиационного персонала.

2. Медицинское обеспечение авиационного персонала экспериментальной авиации осуществляется структурными подразделениями авиационных организаций - врачебными (фельдшерскими) здравпунктами летно-испытательного подразделения экспериментальной авиации (далее - ЛИП), авиационно-транспортного подразделения (авиапредприятия), созданного на базе авиационных организаций экспериментальной авиации (далее - АТП), и отделением по медицинскому обеспечению безопасности полетов федерального государственного унитарного предприятия "Летно-исследовательский институт им. М.М. Громова" (далее - ФГУП "ЛИИ им. М.М. Громова").

3. Здравпункты ЛИП, АТП и отделение по медицинскому обеспечению безопасности полетов ФГУП "ЛИИ им. М.М. Громова" (далее - здравпункт) обязаны иметь лицензию на все виды оказываемой медицинской помощи и экспертизу медицинской безопасности на воздушном транспорте.

Функции, штатный состав и график работы здравпункта определяются целями и задачами медицинского обеспечения полетов, а также режимом работы ЛИП (АТП).

Здравпункт имеет треугольный штамп для справок и угловой штамп со своим наименованием.

4. Деятельность медицинского персонала авиационных организаций экспериментальной авиации (далее - медицинские работники здравпункта) регулируется законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, Федеральными авиационными правилами "Врачебно-летная экспертиза авиационного персонала экспериментальной авиации", утвержденными Приказом Генерального директора Российского авиационно-космического агентства от 24 июня 2003 г. N 80 (далее - ФАП ВЛЭ ЭА-2003), приказами, распоряжениями, указаниями Минздрава России, Государственного санитарно-эпидемиологического надзора, Росавиакосмоса и настоящими Правилами.

5. В здравпункте должны быть предусмотрены:

1) гардероб;

2) комната для проведения предполетного (послеполетного) медицинского осмотра;

3) комната для ожидания авиационным персоналом ЭА предполетного (послеполетного) медицинского осмотра и хранения верхней одежды;

4) кабинет заведующего здравпунктом для проведения углубленного (периодического, дополнительного) медицинского осмотра, хранения медицинской документации и сейфа для хранения сильнодействующих средств;

5) комната для процедур и перевязок;

6) подсобные помещения, в том числе для хранения медицинского имущества для проведения поисковых и аварийно-спасательных работ, средств для проведения первичных противоэпидемических мероприятий в случае обнаружения больного (подозрительного) карантинной инфекцией и др.;

7) санузел.

6. В целях качественного медицинского обеспечения авиационного персонала ЭА в целях безопасности полетов в экспериментальной авиации здравпункт должен быть обеспечен необходимым твердым, мягким и хозяйственным инвентарем, медицинским оборудованием, инструментарием, медикаментами и перевязочным материалом (приложение N 1 к настоящим Правилам).

7. Для оказания неотложной медицинской помощи авиационному персоналу ЭА пост санитарного транспорта аэродрома (ПСТА) и сумка (чемодан) дежурного медицинского персонала здравпункта должны быть оснащены соответствующим медико-санитарным имуществом (приложение N 2 к настоящим Правилам), воздушное судно АТП - расходной бортовой аптечкой (приложение N 3 к настоящим Правилам). Кроме того, воздушное судно ЛИП (АТП) должно быть обеспечено аварийной бортовой медицинской аптечкой (приложение N 4 к настоящим Правилам). В случае перевозки воздушным судном ЛИП служебных пассажиров оно комплектуется также расходной бортовой аптечкой.

Расходная и аварийная бортовая медицинские аптечки должны быть укомплектованы в надежную упаковку, не допускающую проникновение пыли, влаги, и запломбированы.

Израсходованные и пришедшие в негодность медикаменты, перевязочные средства и инструментарий учитываются и списываются установленным порядком.

8. ЛИП (АТП) обеспечивают здравпункт необходимыми помещениями (в соответствии с действующими санитарными нормами и правилами), отоплением, электроэнергией, водоснабжением, транспортом, связью, в том числе осуществляет радиофикацию медицинского санитарного транспорта, твердым, мягким и хозяйственным инвентарем, медицинским оборудованием, инструментарием, медикаментами и перевязочным материалом, а также экипирует медицинских работников здравпункта в период поисковых и аварийно-спасательных работ в соответствии с предполагаемым объемом работ и погодными условиями.

Отделение по медицинскому обеспечению безопасности полетов ФГУП "ЛИИ им. М.М. Громова" обеспечивается вышеуказанным "Летно-исследовательским центром" ФГУП "ЛИИ им. М.М. Громова".

9. Медицинскими работниками здравпункта ведется следующая документация:

1) план подготовки и проведения очередного медицинского освидетельствования авиационного персонала ЭА во врачебно-летных экспертных комиссиях экспериментальной авиации (далее - ВЛЭК ЭА) и Центральной врачебно-летной экспертной комиссии экспериментальной авиации (далее - ЦВЛЭК ЭА);

2) план лечебно-оздоровительных (реабилитационных) мероприятий по сохранению и поддержанию высокой работоспособности авиационного персонала ЭА, разработанный в соответствии с рекомендациями ВЛЭК ЭА (ЦВЛЭК ЭА);

3) план мероприятий по поисковым и аварийно-спасательным работам;

4) план мероприятий по устранению недостатков, выявленных при проверке работы здравпункта по вопросам медицинского обеспечения авиационного персонала ЭА и безопасности полетов в экспериментальной авиации;

5) планы - графики проведения углубленного (периодического, дополнительного) медицинского осмотра авиационного персонала ЭА;

6) медицинские книжки авиационного персонала ЭА;

7) журнал амбулаторного приема авиационного персонала ЭА;

8) журнал предполетного медицинского осмотра;

9) журнал учета листов временной нетрудоспособности, выданных авиационному персоналу ЭА учреждениями здравоохранения;

10) журнал предрейсового медицинского осмотра водителей автотранспорта, средств аэродромной службы (в случае проведения медицинскими работниками здравпункта на договорных условиях предрейсового медицинского осмотра водителей автотранспорта, средств аэродромной службы);

11) журнал учета наличия медицинского и хозяйственного имущества здравпункта;

12) журнал контроля за состоянием и комплектованием ПСТА, сумки (чемодана) дежурного медицинского персонала здравпункта, расходной и аварийной бортовой медицинских аптечек;

13) журнал учета и расходования ядовитых, наркотических и сильнодействующих лекарственных средств;

14) журнал контроля за санитарно-гигиеническим состоянием специального снаряжения летного состава, условиями его хранения, ухода и своевременностью проведения регламентных работ;

15) журнал регистрации лабораторных проб медицинского кислорода.

II. ОРГАНИЗАЦИОННО-ШТАТНАЯ СТРУКТУРА ЗДРАВПУНКТА

10. В зависимости от численности авиационного персонала ЭА, условий размещения ЛИП (АТП), объема и специфики летной работы руководитель авиационной организации ЭА принимает решение об организации одного (для совместного обслуживания ЛИП и АТП) или двух здравпунктов под общим руководством заведующего здравпунктом ЛИП.

11. При односменной работе ЛИП (АТП) типовое штатное расписание медицинских работников здравпункта должны представлять следующие категории специалистов:

1) при численности авиационного персонала ЛИП (АТП) до 50 человек: 1 врач, 3 средних медицинских работника (фельдшера) и 1 младший медицинский работник (санитарка/санитар);

2) при численности авиационного персонала ЛИП (АТП) до 100 человек: 2 врача, 4 средних медицинских работника (фельдшера) и 1 младший медицинский работник (санитарка/санитар);

3) при численности авиационного персонала ЛИП (АТП) до 150 человек: 3 врача, 5 средних медицинских работника (фельдшера) и 1 младший медицинский работник (санитарка/санитар);

4) при численности авиационного персонала ЛИП (АТП) до 200 человек: 4 врача, 6 средних медицинских работника (фельдшера) и 1 младший медицинский работник (санитарка/санитар);

5) при численности авиационного персонала ЛИП (АТП) до 250 человек: 5 врачей, 7 средних медицинских работника (фельдшера) и 1 младший медицинский работник (санитарка/санитар).

В ЛИП (АТП), в которых полеты проводятся более чем в одну смену, количество врачебных должностей должно быть не менее одной на каждую смену, а средних медицинских работников (фельдшеров) - не менее двух на каждую смену.

На аэродромах совместного базирования ЛИП и АТП при невозможности за счет имеющихся штатов здравпункта обеспечить дежурство медицинских работников в составе поисковой и аварийно-спасательной группы в штат здравпункта дополнительно вводится одна должность среднего медицинского работника (фельдшера).

График работы медицинского персонала здравпункта, составленный заведующим здравпунктом, утверждается начальником ЛИП (АТП) и должен соответствовать графику полетов ЛИП (АТП).

В соответствии с разделом III Трудового кодекса Российской Федерации (от 24.07.2002 N 97-ФЗ) руководитель авиационной организации ЭА обязан заключить с медицинскими работниками здравпункта трудовой договор.

12. Врачебный состав здравпункта должен пройти подготовку по специальности и авиационной медицине в образовательном медицинском учреждении.

Один раз в пять лет медицинские работники здравпункта обязаны проходить повышение квалификации по специальности и авиационной медицине.

Медицинские работники здравпункта, участвующие в поисковых и аварийно-спасательных работах, должны пройти соответствующий курс обучения.

13. За счет общей численности врачебного состава и среднего медицинского персонала, предусмотренной штатным расписанием, в здравпункте вводится должность заведующего здравпунктом.

Заведующий здравпунктом непосредственно подчиняется руководителю ЛИП (АТП).

III. ПОРЯДОК РАБОТЫ

МЕДИЦИНСКИХ РАБОТНИКОВ ЗДРАВПУНКТА

14. В целях медицинского обеспечения авиационного персонала ЭА медицинские работники здравпункта в межкомиссионный период:

1) осуществляют медицинский контроль за состоянием здоровья авиационного персонала ЭА в межкомиссионный период (приложение N 5 к настоящим Правилам);

2) участвуют в разработке планирующей документации, направленной на сохранение здоровья авиационного персонала ЭА, повышение его работоспособности, и принимают меры по реализации

запланированных мероприятий в практической деятельности;

3) проводят углубленный (периодический, дополнительный) медицинский осмотр (приложение N 5 к настоящим Правилам);

4) выявляют изменения в состоянии здоровья и работоспособности авиационного персонала ЭА и проводят необходимые лечебно-оздоровительные (реабилитационные) мероприятия;

5) изучают индивидуальные психофизиологические особенности авиационного персонала ЭА, организацию его труда, отдыха и питания;

6) готовят авиационный персонал ЭА и врачебно-экспертную документацию к очередному (внеочередному) медицинскому освидетельствованию во ВЛЭК ЭА (ЦВЛЭК ЭА);

7) участвуют в планировании физической подготовки авиационного персонала ЭА и осуществляют медицинский контроль за ее проведением;

8) контролируют организацию питания авиационного персонала ЭА и санитарно-гигиеническое состояние пищеблока, участвуют в составлении меню, которое обеспечивает рациональное, сбалансированное питание, отвечающее характеру и особенностям профессиональной деятельности;

9) ведут динамическое врачебное наблюдение за авиационным персоналом ЭА, страдающим хроническими заболеваниями, в целях контроля за состоянием здоровья;

10) изучают заболеваемость (травматизм) с временной нетрудоспособностью авиационного персонала ЭА и совместно с руководством ЛИП и АТП разрабатывают конструктивные мероприятия по ее снижению;

11) обеспечивают наличие и укомплектованность укладок ПСТА, сумок дежурного медперсонала, бортовых и аварийных медицинских аптечек;

12) оказывают доврачебную (фельдшерскую) и первую врачебную помощь и взаимодействуют с учреждениями здравоохранения по месту жительства авиационного персонала ЭА по вопросам оказания ему квалифицированной и специализированной медицинской помощи;

13) участвуют в расследовании причин авиационных происшествий и авиационных инцидентов, изучают причины ошибочных действий и их связь с состоянием здоровья, работоспособностью авиационного персонала ЭА;

14) предупреждают завоз воздушным транспортом, распространение на территории России особо опасной инфекции (ООИ).

15) организуют и своевременно проводят выполнение рекомендаций ВЛЭК ЭА (ЦВЛЭК ЭА);

16) подготавливают данные для доклада руководству авиационной организации ЭА о готовности авиационного персонала ЭА к выполнению поставленных задач.

15. В целях медицинского обеспечения безопасности полетов дежурные медицинские работники здравпункта в период проведения полетов:

1) присутствуют при постановке задач на полеты, участвуют в определении соответствия профессиональной нагрузки состоянию здоровья и физической выносливости индивидуально для конкретного лица авиационного персонала ЭА;

2) проводят предполетный и послеполетный (при необходимости) медицинский осмотр авиационного персонала ЭА (приложение N 6 к настоящим Правилам);

3) докладывают руководителю ЛИП (АТП) о результатах медицинского осмотра авиационного персонала ЭА и делают отметки в заданиях на полеты;

4) осуществляют медицинский контроль за соблюдением авиационным персоналом ЭА режима питания и отдыха;

5) осуществляют контроль за организацией мест отдыха авиационного персонала ЭА в период полетов;

6) принимают участие в контроле за качеством подготовки специального снаряжения для летного состава, соответствием летного снаряжения погодным условиям, условиями хранения, ухода и своевременностью проведения регламентных работ, а также за гигиеническим состоянием этого снаряжения;

7) регистрируют лабораторные пробы медицинского кислорода в специальном журнале;

8) контролируют укомплектованность медико-санитарным имуществом укладок ПСТА и сумки (чемодана) дежурного медицинского персонала здравпункта (приложение N 2 к настоящим Правилам), расходной бортовой (приложение N 3 к настоящим Правилам) и аварийной бортовой медицинскими аптечками (приложение N 4 к настоящим Правилам);

9) проверяют своевременность подачи к началу полетов санитарного автотранспорта, его оснащенность медицинскими укладками, не допускают использование санитарного автотранспорта не по прямому назначению;

10) принимают непосредственное участие в поисковых и аварийно-спасательных работах при авиационных происшествиях, оказывают доврачебную (фельдшерскую) и первую врачебную помощь, а также организовывают эвакуацию пострадавших в ближайшее учреждение здравоохранения;

11) участвуют в разборе полетов, анализируют ошибочные действия авиационного персонала ЭА, связанные с состоянием здоровья и снижением работоспособности авиационного персонала ЭА.

16. Во время проведения полетов при здравпункте должен постоянно находиться санитарный автомобиль, который оснащается согласно приложению N 2 к настоящим Правилам.

Водитель санитарного автомобиля подчиняется дежурному медицинскому работнику здравпункта.

17. В целях подготовки авиационного персонала ЭА по вопросам авиационной медицины и здорового образа жизни медицинские работники здравпункта проводят:

1) мероприятия по психофизиологической подготовке авиационного персонала ЭА к профессиональной деятельности, в том числе по выработке устойчивости организма к воздействию отрицательных факторов профессиональной деятельности и снижению психо-эмоционального напряжения;

2) занятия с авиационным персоналом ЭА по авиационной медицине, психофизиологической подготовке, оказанию доврачебной, само- и взаимопомощи, а также формированию навыков здорового образа жизни, в том числе рациональному питанию, усилению двигательной активности, борьбе с курением и другими вредными привычками, отрицательно влияющими на состояние здоровья, профессиональную деятельность.

18. Медицинские работники здравпункта обязаны знать:

1) основы авиационной физиологии, гигиены, психологии и врачебно-летной экспертизы авиационного персонала ЭА;

2) основные тактико-технические данные воздушных судов, находящихся в ЛИП (АТП);

3) устройство, принцип действия, правила эксплуатации и контроля кислородного оборудования и специального снаряжения;

4) особенности медицинского обеспечения различных видов полетов;

5) состояние здоровья, физическое развитие, индивидуально-психологические качества авиационного персонала ЭА с учетом специфики профессиональной деятельности и отрицательно влияющих на состояние здоровья факторов;

6) условия труда авиационного персонала ЭА.

19. Работой медицинского персонала здравпункта руководит заведующий здравпунктом, который помимо выполнения задач, указанных в пунктах 14 и 15 настоящих Правил:

1) обеспечивает получение в установленном порядке лицензии на все виды осуществляемой здравпунктом медицинской помощи и экспертизу медицинской безопасности на воздушном транспорте;

2) организует работу здравпункта и контролирует деятельность медицинских работников;

3) участвует в организации и проведении медицинского освидетельствования авиационного персонала ЭА, осуществляемого в целях врачебно-летной экспертизы;

4) принимает участие в работе комиссий по отбору летного состава ЛИП (АТП) для освоения новой авиационной техники;

5) принимает активное участие в планировании отпусков летного состава ЛИП (АТП), ведет контроль за выполнением графика отпусков, максимально используя при этом возможности санаторно-курортного лечения;

6) организует обеспечение здравпункта необходимым инструментарием, медицинским и хозяйственным имуществом (приложение N 1 к настоящим Правилам), а также имуществом, необходимым для оснащения укладки ПСТА, сумки (чемодана) дежурного медицинского персонала аэродрома (приложение N 2 к настоящим Правилам), расходной (приложение N 3 к настоящим Правилам) и аварийной бортовой медицинскими аптечками (приложение N 4 к настоящим Правилам);

7) контролирует ежемесячно состояние и оснащение укладки ПСТА, сумки (чемодана) дежурного медицинского персонала аэродрома, расходной и аварийной бортовой медицинских аптечек;

8) составляет график дежурств медицинских работников;

9) обеспечивает на весь период полетов постоянное нахождение на ПСТА дежурного медицинского работника под оперативным руководством руководителя полетов;

10) участвует в разработке и имеет план мероприятий по поисковым и аварийно-спасательным работам, обеспечивает готовность медицинских работников здравпункта к выполнению этих мероприятий;

11) организует и проводит занятия с медицинскими работниками по оказанию доврачебной (фельдшерской) и первой врачебной помощи пострадавшим при авиационном происшествии, авиационном инциденте;

12) обеспечивает на здравпункте технику безопасности и охрану труда;

13) докладывает руководителю ЛИП (АТП) об условиях труда и отдыха авиационного персонала ЭА, а также мероприятиях, необходимых для сохранения его здоровья;

14) обеспечивает своевременное, качественное ведение учетно-отчетной медицинской документации и представление ее в Отдел летной службы ЭА Росавиакосмоса.

20. Заведующий здравпунктом в соответствии с действующим законодательством ответственен за:

1) организацию работы медицинских работников здравпункта в целом, а также учет, своевременное составление и представление в установленном порядке учетно-отчетной медицинской документации;

2) полноту, качество медицинского обеспечения авиационного персонала ЭА в целях безопасности полетов в экспериментальной авиации;

3) сохранность медицинских книжек авиационного персонала ЭА, своевременность и качество их оформления;

4) соблюдение медицинскими работниками здравпункта трудовой дисциплины и техники безопасности, сохранение ими государственной, служебной и врачебной тайны.

21. Учитывая профилактическую направленность деятельности здравпунктов, листки нетрудоспособности авиационному персоналу ЭА медицинскими работниками здравпункта не выдаются, за исключением здравпунктов, имеющих на это разрешение территориальных органов управления здравоохранением и лицензию на проведение экспертизы временной нетрудоспособности.

Приложение N 1

к Федеральным авиационным

правилам "Организация работы

медицинского персонала

авиационных организаций

экспериментальной авиации"

ОСНАЩЕНИЕ ЗДРАВПУНКТА <*>

--------------------------------

<*> Оснащение здравпункта может быть изменено с учетом внедрения в практику современных эффективных медицинских средств и оборудования.

Приложение N 2

к Федеральным авиационным

правилам "Организация работы

медицинского персонала

авиационных организаций

экспериментальной авиации"

ОСНАЩЕНИЕ

УКЛАДКИ ПОСТА САНИТАРНОГО ТРАНСПОРТА

АЭРОДРОМА (ПСТА), СУМКИ (ЧЕМОДАНА) ДЕЖУРНОГО

МЕДИЦИНСКОГО ПЕРСОНАЛА ЗДРАВПУНКТА

Приложение N 3

к Федеральным авиационным

правилам "Организация работы

медицинского персонала

авиационных организаций

экспериментальной авиации"

ОСНАЩЕНИЕ РАСХОДНОЙ БОРТОВОЙ МЕДИЦИНСКОЙ АПТЕЧКИ

Приложение N 4

к Федеральным авиационным

правилам "Организация работы

медицинского персонала

авиационных организаций

экспериментальной авиации"

ОСНАЩЕНИЕ АВАРИЙНОЙ БОРТОВОЙ МЕДИЦИНСКОЙ АПТЕЧКИ

Примечание. При направлении на работу в зарубежные страны воздушное судно экспериментальной авиации должно быть укомплектовано медицинскими средствами согласно рекомендациям ИКАО.

Приложение N 5

к Федеральным авиационным

правилам "Организация работы

медицинского персонала

авиационных организаций

экспериментальной авиации"

ИНСТРУКЦИЯ

О ПОРЯДКЕ МЕДИЦИНСКОГО КОНТРОЛЯ ЗА СОСТОЯНИЕМ ЗДОРОВЬЯ

АВИАЦИОННОГО ПЕРСОНАЛА ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ АВИАЦИИ

В МЕЖКОМИССИОННЫЙ ПЕРИОД

1. Организация медицинского контроля за состоянием здоровья авиационного персонала ЭА в межкомиссионный период возлагается на заведующего здравпунктом.

2. Авиационному персоналу ЭА ЛИП через шесть месяцев после очередного медицинского освидетельствования во ВЛЭК ЭА (ЦВЛЭК ЭА), а также после авиационного происшествия врач авиационной организации ЭА организует и проводит углубленный медицинский осмотр с привлечением терапевта и невролога, а по медицинским показаниям - и врачей других специальностей. При необходимости или в соответствии с рекомендацией ВЛЭК ЭА (ЦВЛЭК ЭА) в период углубленного медицинского осмотра могут быть проведены дополнительные клинико-инструментальные обследования.

3. Авиационному персоналу ЭА ЛИП, освидетельствованному по статьям Требований к состоянию здоровья, на основании которых определяется годность к профессиональной деятельности авиационного персонала экспериментальной авиации (приложение N 3 к ФАП ВЛЭ ЭА-2003), предусматривающим индивидуальную оценку, а также лицам, нуждающимся, согласно рекомендациям ВЛЭК ЭА (ЦВЛЭК ЭА), в систематическом врачебном наблюдении или признанному ограниченно годными к летной работе, врачом авиационной организации ЭА проводится периодический медицинский осмотр.

Авиационному персоналу ЭА АТП через шесть месяцев после очередного медицинского освидетельствования во ВЛЭК ЭА (ЦВЛЭК ЭА) проводится периодический медицинский осмотр. Бортоператорам и бортпроводникам до проведения очередного освидетельствования периодический медицинский осмотр проводится каждые шесть месяцев. Динамическое наблюдение за ними осуществляется в соответствии с Методическими рекомендациями по медицинскому наблюдению летного, диспетчерского состава, бортпроводников и курсантов учебных заведений гражданской авиации от 22 января 2001 г. N 14.5.3.-11, утвержденными Первым заместителем Министра транспорта Российской Федерации, руководителем Государственной службы гражданской авиации.

Авиационному персоналу ЭА ЛИП (АТП) после авиационного инцидента, связанного с состоянием здоровья, а также после выздоровления от заболевания (травмы), отпуска наибольшей продолжительности, отстранения от полетов на предполетном медицинском осмотре врачом авиационной организации ЭА проводится дополнительный медицинский осмотр.

4. Результаты углубленного (периодического, дополнительного) медицинского осмотра заносятся в медицинскую книжку авиационного персонала ЭА. При этом должны найти отражения: жалобы, перенесенные заболевания в период между осмотрами и объективные данные осмотра.

5. Врачом авиационной организации ЭА по результатам углубленного (периодического, дополнительного) медицинского осмотра выносится заключение о допуске к летной работе (полетам, работе, парашютным прыжкам, руководству полетами) или необходимости консультации (лечения, внеочередного медицинского освидетельствования), которое записывается в медицинскую книжку авиационного персонала ЭА.

Заключение по результатам углубленного (периодического) медицинского осмотра о допуске к летной работе (полетам, работе, парашютным прыжкам, руководству полетами) оформляется врачом на оборотной стороне Медицинского свидетельства (приложение N 1 к ФАП ВЛЭ ЭА-2003).

6. Если после перенесенных острых, обострений хронических заболеваний и травм у авиационного персонала ЭА по завершении стационарного (амбулаторного) лечения сохраняются временные функциональные расстройства, то заключение о допуске к летной работе (полетам, работе, парашютным прыжкам, руководству полетами) выносится медицинским работником авиационной организации ЭА в соответствии с ориентировочными сроками ограничения профессиональной деятельности авиационного персонала ЭА - освобождение от летной работы (полетов, работы, парашютных прыжков, руководства полетами), в связи с остаточными явлениями после перенесенных заболеваний и травм (приложение к настоящей Инструкции).

При стойких остаточных изменениях в состоянии здоровья авиационного персонала ЭА выносится заключение о необходимости направления его на внеочередное медицинское освидетельствование во ВЛЭК ЭА (ЦВЛЭК ЭА).

Ориентировочные сроки ограничения профессиональной

деятельности авиационного персонала ЭА - освобождение

от летной работы (полетов, работы, парашютных прыжков,

руководства полетами), в связи с остаточными явлениями

после перенесенных заболеваний и травм

Приложение N 6

к Федеральным авиационным

правилам "Организация работы

медицинского персонала

авиационных организаций

экспериментальной авиации"

ИНСТРУКЦИЯ

О ПОРЯДКЕ ПРОВЕДЕНИЯ ПРЕДПОЛЕТНОГО И ПОСЛЕПОЛЕТНОГО

(ПРИ НЕОБХОДИМОСТИ) МЕДИЦИНСКОГО ОСМОТРА АВИАЦИОННОГО

ПЕРСОНАЛА ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ АВИАЦИИ

1. Предполетный и послеполетный (при необходимости) медицинский осмотр проводится дежурным медицинским работником здравпункта ЛИП (АТП):

1) летчикам-испытателям, штурманам-испытателям, бортовым инженерам-испытателям, бортовым механикам-испытателям, бортовым радистам-испытателям, бортовым техникам-испытателям, бортовым электрикам-испытателям, бортовым операторам-испытателям ЛИП, а также линейным пилотам (самолетов и вертолетов), штурманам, бортинженерам, бортмеханикам, бортрадистам, бортоператорам, бортпроводникам АТП (далее - летный состав);

2) парашютистам-испытателям, парашютистам (далее - парашютисты);

3) участникам испытаний в полете;

4) слушателям школы летчиков-испытателей им. А.В. Федотова;

5) руководителям полетов;

6) проверяющим и другим лицам, включенным в задание на полет.

Предполетный медицинский осмотр направлен на своевременное выявление лиц, которые по состоянию здоровья не могут быть допущены к полетам (руководству полетами, парашютным прыжкам).

Послеполетный медицинский осмотр проводится с целью оценки переносимости авиационным персоналом ЭА различных видов полетов и отрицательных факторов профессиональной деятельности.

Предполетный и послеполетный (при необходимости) медицинский осмотр проводится в индивидуальном порядке. Во время осмотра присутствие других лиц авиационного персонала ЭА и посторонних лиц запрещается.

2. Летный состав, слушатели школы летчиков-испытателей им. А.В. Федотова, участники испытаний в полете, парашютисты, проверяющие и другие лица, включенные в задание на полет, проходят предполетный медицинский осмотр за 2 часа до вылета, а руководители полетов - за 1 час до заступления на дежурство.

Предполетный медицинский осмотр проводится в течение рабочего дня один раз перед первым полетом. При задержке вылета на 6 часов и более предполетный медицинский осмотр проводится повторно.

При выполнении полетов в отрыве от основной базы летный состав, участники испытаний в полете, руководители полетов, парашютисты и другие лица, включенные в задание на полет, обязаны пройти на договорных условиях предполетный медицинский осмотр у врача (фельдшера) медицинской службы аэродрома, где проводятся полеты, в соответствии с действующими в данной организации нормативными правовыми актами, регламентирующими эту работу.

При выполнении полетов в иностранных государствах решение о допуске к полетам летного состава и участников испытаний в полете, руководителей полетов - к руководству полетами, парашютистов-испытателей - к парашютным прыжкам принимает руководитель бригады специалистов.

3. Предполетный медицинский осмотр включает:

1) опрос, при котором выясняются жалобы на состояние здоровья, условия отдыха, продолжительность и качество сна, режим питания;

2) оценку речи, мимики, эмоционального состояния (спокойное, заторможенное, возбужденное);

3) осмотр внешнего вида, окраски и состояния кожных покровов (бледность, гиперемия, акроцианоз, желтушность склер и т.д.), миндалин, слизистой мягкого и твердого неба, задней стенки глотки, языка, реакции зрачков на свет;

4) исследование пульса на лучевой артерии (ритм, напряжение, наполнение, величина, форма, частота определяются в течение 30 секунд с пересчетом на 1 минуту). К полетам (руководству полетами, парашютным прыжкам) допускаются лица с частотой пульса не более 90 ударов в 1 минуту и не менее 55 ударов в 1 минуту. Если частота пульса, выходящая за указанные пределы, является индивидуальным вариантом нормы, заключение о допуске к полетам (руководству полетами, парашютным прыжкам) выносится на основании записи о частоте пульса, указанном на оборотной стороне Медицинского свидетельства (приложение N 1 к ФАП ВЛЭ ЭА-2003);

5) измерение артериального давления. К полетам (руководству полетами, парашютным прыжкам) допускаются лица, величина артериального давления у которых не выше 140/90 мм рт. ст. и не ниже 100/60 мм рт. ст. У лиц с неустойчивым артериальным давлением или с артериальной гипертензией, допущенных к профессиональной деятельности, заключение о допуске к полетам (руководству полетами, парашютным прыжкам) выносится на основании записи о величине артериального давления, указанного на оборотной стороне Медицинского свидетельства (приложение N 1 к ФАП ВЛЭ ЭА-2003);

6) измерение температуры тела, экспресс-диагностика для установления факта употребления алкогольных напитков, психоактивных веществ проводятся по показаниям.

4. Результаты предполетного (послеполетного) медицинского осмотра дежурным медицинским работником здравпункта записываются в полетный лист и Журнал предполетного медицинского осмотра (приложение N 1 к настоящей Инструкции).

Журнал должен быть прошнурован, страницы пронумерованы, подписан руководителем ЛИП (АТП), а также скреплен печатью ЛИП (АТП).

5. При отсутствии объективных признаков изменения в состоянии здоровья, заболевания, нарушения режима отдыха дежурный медицинский работник делает в Журнале запись о допуске к полетам (руководству полетами, парашютным прыжкам).

При наличии жалоб на состояние здоровья, объективных признаков заболевания, нарушения режима отдыха, употребления алкогольных напитков или психоактивных веществ дежурный медицинский работник делает в Журнале запись об отстранении от полетов (руководства полетами, парашютных прыжков) и выдает Справку об отстранении от полетов (руководства полетами, парашютных прыжков), которая регламентирована приложением N 2 к настоящей Инструкции, а также докладывает руководителю полетов об отстранении авиационного персонала ЭА от полетов (руководства полетами, парашютных прыжков) и, при необходимости, направляет последнего в учреждение здравоохранения.

В соответствии с действующими законами и иными нормативными правовыми актами Министерства здравоохранения Российской Федерации в медицинском учреждении авиационному персоналу ЭА, отстраненному от полетов (руководства полетами, парашютных прыжков) по показаниям, проводится соответствующее клинико-инструментальное обследование и (или) оформляется листок нетрудоспособности.

Приложение N 1

к Инструкции

о порядке проведения

предполетного и послеполетного

(при необходимости) медицинского

осмотра авиационного персонала ЭА

Приложение N 2

к Инструкции

о порядке проведения

предполетного и послеполетного

(при необходимости) медицинского

осмотра авиационного персонала ЭА

Приложение N 7

к Федеральным авиационным

правилам "Организация работы

медицинского персонала

авиационных организаций

экспериментальной авиации"

ИНСТРУКЦИЯ

О ПОРЯДКЕ ПРОВЕДЕНИЯ ПРЕДРЕЙСОВОГО МЕДИЦИНСКОГО ОСМОТРА

ВОДИТЕЛЕЙ АВТОТРАНСПОРТА, СРЕДСТВ АЭРОДРОМНОЙ СЛУЖБЫ

1. Предрейсовый медицинский осмотр водителей автотранспорта, средств аэродромной службы (далее - водители) проводится в целях определения их годности по состоянию здоровья к выполнению работы по управлению автомобилями, механизмами и направлен на обеспечение безопасности полетов, предупреждение дорожно-транспортных происшествий.

2. Водители проходят предрейсовый медицинский осмотр в индивидуальном порядке, без верхней одежды и головного убора.

Присутствие посторонних лиц в период проведения осмотра не допускается.

3. Объем предрейсового медицинского осмотра водителей:

1) осмотр внешнего вида, состояния и окраски открытых кожных покровов и видимых слизистых, оценивается речь, мимика, эмоциональное состояние (спокойное, заторможенное, возбужденное);

2) опрос: жалобы на состояние здоровья, условия отдыха;

3) пальпация пульса в течение 15 - 30 сек. с пересчетом количества ударов на 1 мин.; оценивается его частота, ритм, наполнение и напряжение.

При учащении пульса более 90 ударов в 1 мин. (тахикардия) или урежении - менее 55 ударов в 1 мин. (брадикардия), а также выявлении аритмии водитель отстраняется от работы и направляется к врачу авиационной организации;

4) по показаниям проводится измерение температуры тела и артериального давления. Показаниями к измерению артериального давления являются тахикардия, брадикардия, аритмия, напряженный пульс, подозрение на употребление алкогольных напитков. При повышении артериального давления через 5 мин. после отдыха обязательно проводится повторное его измерение. Здоровые лица допускаются к работе при артериальном давлении не более 140/90 и не менее 100/60 мм рт. ст., а лица с артериальной гипертензией - не более 160/95 мм рт. ст.;

5) в случае, когда на предрейсовом медицинском осмотре возникает подозрение на употребление водителем алкоголя, медицинское освидетельствование на факт употребления алкогольных напитков проводится в установленном порядке.

При подозрении в употреблении водителем алкоголя в течение смены освидетельствование проводится по письменному направлению начальника смены.

4. Результаты предрейсового медицинского осмотра водителей дежурным медицинским работником здравпункта заносятся в Журнал предрейсового медицинского осмотра водителей (далее - Журнал), который ведется по следующему образцу:

При отсутствии со стороны водителя жалоб на состояние здоровья он расписывается в соответствующей графе Журнала.

В случае отстранения водителя от работы дежурный медицинский работник здравпункта делает запись в Журнале и докладывает об отстранении водителя дежурному работнику соответствующей службы.

Другие документы по теме
"О внесении изменений в перечень источников доходов федерального бюджета, администрирование которых осуществляется Министерством образования и науки Российской Федерации, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 12 ноября 2012 г. N 908"
"Об утверждении форм отчетов субъектов Российской Федерации о реализации мероприятий по развитию консультационной помощи сельскохозяйственным товаропроизводителям в 2008 году" (Зарегистрировано в Минюсте РФ 19.01.2009 N 13098)
(принято и введено в действие Приказом Росстандарта от 09.07.2014 N 762-ст)
Ошибка на сайте