Рейтинг@Mail.ru

Приказ Минкультуры СССР от 12.02.1986 N 53

МИНИСТЕРСТВО КУЛЬТУРЫ СССР

ПРИКАЗ

от 12 февраля 1986 г. N 53

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ИНСТРУКЦИИ

О ПОРЯДКЕ УЧЕТА И ХРАНЕНИЯ ДВИЖИМЫХ ПАМЯТНИКОВ ИСТОРИИ

И КУЛЬТУРЫ, НАХОДЯЩИХСЯ В ЛИЧНОЙ СОБСТВЕННОСТИ ГРАЖДАН

В соответствии о Законом СССР от 29 октября 1976 г. "Об охране и использовании памятников истории и культуры", Положением об охране и использовании памятников истории и культуры, утвержденным Постановлением Совета Министров СССР от 16 сентября 1982 г. N 865, в целях обеспечения наиболее полного выявления, учета и сохранения движимых памятников истории и культуры, находящихся в личной собственности граждан, утвердить Инструкцию о порядке учета и хранения движимых памятников истории и культуры, находящихся в личной собственности граждан (прилагается).

Приложение

к Приказу

Министерства культуры СССР

от 12 февраля 1986 г. N 53

ИНСТРУКЦИЯ

О ПОРЯДКЕ УЧЕТА И ХРАНЕНИЯ ДВИЖИМЫХ ПАМЯТНИКОВ ИСТОРИИ

И КУЛЬТУРЫ, НАХОДЯЩИХСЯ В ЛИЧНОЙ СОБСТВЕННОСТИ ГРАЖДАН

Памятники истории и культуры являются в СССР достоянием народа. Следуя ленинским принципам отношения к культурному наследию, советское государство создает все условия для сохранения и эффективного использования памятников в интересах коммунистического строительства.

В СССР памятники служат целям развития науки, народного образования и культуры, формирования высокого чувства советского патриотизма, идейно-нравственного, интернационального и эстетического воспитания трудящихся.

Охрана памятников - важная задача государственных органов и общественных организаций. Бережное отношение к памятникам истории и культуры - патриотический долг каждого гражданина СССР.

I. Общие положения

1. Настоящая Инструкция издана в соответствии о Законом СССР от 29 октября 1976 г. "Об охране и использовании памятников истории и культуры", Положением об охране и использовании памятников истории и культуры, утвержденным Постановлением Совета Министров СССР от 16 сентября 1982 г. N 865, в целях обеспечения наиболее полного выявления, учета и сохранения движимых памятников истории и культуры, находящихся в личной собственности граждан.

Действие Инструкции не распространяется на документальные памятники (акты органов государственной власти и органов государственного управления, другие письменные и графические документы, кинофотодокументы и звукозаписи, древние и другие рукописи и архивы, записи фольклора и музыки, редкие печатные издания), порядок учета и хранения которых устанавливается Главным архивным управлением при Совете Министров СССР, а также на предметы, собственниками которых являются их авторы.

2. Граждане, в личной собственности которых находятся памятники истории и культуры, обязаны соблюдать правила их охраны, использования, учета и реставрации, установленные настоящей Инструкцией.

Продажа, дарение или иное отчуждение памятников истории и культуры допускаются лишь с обязательным предварительным уведомлением соответствующих органов культуры. При продаже памятников государство имеет преимущественное право их покупки. Сделки в отношении памятников, совершенные в нарушение этого порядка, признаются недействительными и влекут последствия в соответствии с законодательством Союза ССР и союзных республик.

Консервация и реставрация памятников истории и культуры могут осуществляться только с разрешения соответствующих органов культуры и под их контролем.

3. Министерство культуры СССР и подведомственные ему органы в союзных и автономных республиках, краях, областях, Москве и Ленинграде в пределах своей компетенции осуществляют государственное управление и государственный контроль в области охраны и использования памятников истории и культуры.

Государственный учет памятников истории и культуры, находящихся в личной собственности граждан, а также контроль за их перемещением и за соблюдением режима их содержания осуществляют в пределах установленной компетенции министерства культуры АССР, краевые, областные управления культуры, городские управления (отделы) культуры городов республиканского подчинения, а в республиках, не имеющих областного деления, - министерства культуры союзных республик.

Районные, городские и районные в городе отделы культуры выполняют возложенные на них функции по обеспечению охраны указанных памятников.

II. Классификация подлежащих государственному учету

памятников истории и культуры

4. В соответствии со ст. 12 Закона СССР "Об охране и использовании памятников истории и культуры" предметы старины, произведения изобразительного, декоративно-прикладного и народного искусства, коллекции, другие предметы, находящиеся в личной собственности граждан и представляющие значительную историческую, научную, художественную или иную культурную ценность, признаются памятниками истории и культуры и подлежат государственному учету.

Государственному учету подлежат предметы и коллекции, связанные с историческими событиями в жизни народа, общества и государства, произведения материального и духовного творчества разных стран, различных стилей и эпох:

археологические материалы;

этнографические памятники, в том числе предметы народного быта;

естественноисторические материалы;

нумизматические коллекции или отдельные уникальные предметы нумизматики, бонистики, сфрагистики, геральдики из различных материалов;

детали архитектуры, архитектурной керамики, стенописей и мозаики;

живопись, графика, скульптура (картины, эскизы, рисунки, акварели, пастели, миниатюры, экслибрисы, гравюры, скульптурные произведения всех видов и т.п.);

иконы и предметы религиозных культов;

произведения декоративно-прикладного искусства, выполненные из различных материалов;

авторские произведения мастеров народных художественных промыслов;

научные и бытовые приборы;

художественное холодное и огнестрельное оружие;

редкие музыкальные инструменты;

мемориальные предметы государственных и общественных деятелей, выдающихся представителей науки и культуры.

Государственному учету подлежат памятники истории и культуры, как сохранившиеся целиком в своем первоначальном виде, так и находящиеся в руинированном или фрагментарном состоянии, а также являющиеся частью более поздних объектов.

III. Порядок учета памятников истории и культуры

5. Государственный учет памятников истории и культуры включает выявление и обследование памятников, определение их исторической, научной, художественной или иной культурной ценности, изучение и описание, составление учетной документации.

6. Постановку на государственный учет памятников истории и культуры, находящихся в личной собственности граждан, осуществляют соответствующие органы культуры по месту нахождения памятников с учетом заключений музеев соответствующего профиля, реставрационных организаций, комиссий экспертов-специалистов, созданных преимущественно из числа сотрудников музейных и реставрационных организаций или отдельных экспертов.

7. В целях выявления и постановки на учет памятников истории и культуры граждане обязаны сообщить в органы культуры об имеющихся в их собственности предметах, представляющих историческую, научную, художественную или иную культурную ценность.

Для этого граждане подают в орган культуры (министерство культуры АССР, краевое, областное, управление культуры, городское управление (отдел) культуры городов республиканского подчинения, а в республиках, не имеющих областного деления, - в министерство культуры союзной республики) заявление с приложением списка, содержащего краткую аннотацию каждого предмета, представляющего историческую, научную, художественную или иную культурную ценность.

8. По получении сведений о наличии у граждан предметов, представляющих историческую, научную, художественную или иную культурную ценность, органы культуры организуют проведение экспертизы. В случае установления их исторической, научной, художественной или иной культурной ценности указанные предметы регистрируются в списках вновь выявленных объектов, представляющих историческую, научную, художественную или иную культурную ценность. Экспертиза проводится за счет средств органов или соответствующих учреждений культуры.

"Список вновь выявленных объектов, представляющих историческую, научную, художественную или иную культурную ценность" (приложение N 1) является первичным учетным документом. К "Списку" прилагается комплект контрольных фотоснимков, изготовленных за счет средств органов или соответствующих учреждений культуры.

"Список" составляется в трех экземплярах, подписывается экспертами - членами комиссии и ответственным работником органа культуры. Экземпляры "Списка" хранятся:

у собственника вновь выявленных объектов;

в органе культуры, его составившем (министерстве культуры АССР, краевом, областном управлении культуры, городском управлении (отделе) культуры городов республиканского подчинения, а в республиках, не имеющих областного деления, - министерстве культуры союзной республики);

один экземпляр "Списка" направляется местному художественному, историко-краеведческому или другому музею необходимого профиля.

"Список вновь выявленных объектов" содержит краткую характеристику каждого регистрируемого предмета, а также заключение (рекомендацию) экспертов-специалистов: может ли предмет быть признан памятником истории и культуры, представляет ли он музейную ценность либо таковой не имеет.

Вновь выявленные объекты, зарегистрированные в указанных списках, до решения вопроса о принятии их на государственный учет как памятников истории и культуры подлежат охране в порядке, предусмотренном действующим законодательством об охране памятников истории и культуры.

9. Окончательное решение вопроса о признании вновь выявленных объектов памятниками истории и культуры и о постановке их на государственный учет принимается руководством органа культуры (министерства культуры АССР, краевого, областного управления культуры, городского управления (отдела) культуры городов республиканского подчинения, а в республиках, не имеющих областного деления, - заместителем министра культуры союзной республики) на основании заключения музейных и реставрационных организаций или экспертов-специалистов путем включения их в "Сводный перечень памятников истории и культуры, находящихся в личной собственности граждан" (приложение N 2), о чем орган культуры ставит собственника в известность в десятидневный срок. При необходимости могут быть проведены дополнительные исследования вновь выявленного объекта.

"Сводный перечень памятников истории и культуры" составляется в целом по области, краю, автономной республике, Москве, Ленинграду, в союзных республиках, не имеющих областного деления, - по союзной республике и утверждается приказом руководителя органа культуры. Все изменения вносятся в "Сводный перечень" в таком же порядке.

"Сводный перечень" подлежит постоянному хранению в соответствующем органе культуры. Один экземпляр "Перечня" и сведения о последующих изменениях в нем направляются в Министерство культуры СССР, а в республиках, имеющих областное деление, - также в министерство культуры союзной республики.

10. На каждый памятник истории и культуры, принятый на государственный учет, составляется "Паспорт" (приложение N 3). Он содержит научную информацию о каждом памятнике и его фотоснимок.

"Паспорт" составляется в трех экземплярах, подписывается экспертами или специалистами-составителями и руководителем органа культуры. Экземпляры "Паспорта" хранятся: у собственника памятника, в органе культуры, его составившем, в местном музее, к профилю которого относится взятый на охрану памятник.

"Паспорт" содержит все сведения о памятнике истории и культуры, в том числе об его отчуждении и перемещении. Изменения условий хранения памятника, сведения о реставрации, публикации, экспонировании на выставках и т.д. должны вноситься в соответствующие графы "Паспорта" ответственным работником органа культуры.

11. Памятники истории и культуры (за исключением реликвийных материалов, не оцениваемых в денежной стоимости) подлежат обязательной оценке, производимой комиссиями экспертов-специалистов, созданными преимущественно из числа сотрудников музейных и реставрационных организаций или отдельными экспертами с учетом рекомендаций Министерства культуры СССР и практики оценки аналогичных ценностей закупочными комиссиями Министерства культуры СССР, министерств культуры союзных республик, ведущих музеев.

12. Движимые памятники истории и культуры, переданные гражданами в собственность государственных музеев и других организаций, исключаются из указанных форм учета на основании акта, составленного представителями передающей и принимающей сторон.

Акт составляется в трех экземплярах и направляется собственнику памятника и органам культуры, в которых хранится "Паспорт" памятника.

13. Сведения о памятниках истории и культуры, находящихся в личной собственности граждан, принятых органами культуры на учет, не подлежат разглашению.

Информация об этих памятниках предоставляется судам, органам предварительного следствия и органам дознания по находящимся в их производстве уголовным и гражданским делам. Информация, необходимая заинтересованным организациям для научных, экспозиционно-выставочных и других культурно-просветительных целей, предоставляется им только с согласия собственников.

IV. Порядок хранения, использования и реставрации

памятников истории и культуры

14. Порядок и условия использования памятников истории и культуры устанавливаются местными органами культуры (в республиках, не имеющих областного деления, - министерствами культуры союзных республик) и определяются для каждого из памятников, находящихся в личной собственности граждан, "Охранным обязательством по использованию движимых памятников истории и культуры" (приложение N 4).

В "Охранном обязательстве" предусматриваются также порядок и сроки реставрации и консервации памятника, организация надлежащей охраны и другие условия.

15. "Охранные обязательства" выдаются местным органам культуры (в республиках, не имеющих областного деления, - министерствам культуры союзных республик) гражданами, в собственности которых находятся движимые памятники.

"Охранные обязательства" составляются в двух экземплярах:

а) один экземпляр хранится в органе культуры, в котором движимые памятники состоят на государственном учете;

б) второй - находится у собственника памятника.

16. Ответственность за соблюдение установленных охранным обязательством порядка и условий использования памятников возлагается на граждан, в личной собственности или пользовании которых находятся движимые памятники.

Мероприятия по обеспечению сохранности памятников истории и культуры, предусмотренные охранным обязательством, осуществляются за счет средств граждан, имеющих в собственности или пользовании памятники истории и культуры.

17. По желанию собственников государственные музеи могут принимать на хранение отдельные памятники истории и культуры, а также коллекции памятников.

Музеи берут на себя расходы, связанные о принятыми на временное хранение памятниками, а также обеспечивают их сохранность и беспрепятственную выдачу собственникам в соответствии с Инструкцией по учету и хранению музейных ценностей, находящихся в государственных музеях СССР, утвержденной Приказом Министерства культуры СССР от 17 июля 1985 г. N 290.

18. С разрешения граждан находящиеся в их личной собственности памятники истории и культуры могут быть использованы для научных, экспозиционно-выставочных и других культурно-просветительных целей. На предприятия, учреждения, организации или граждан, использующих памятники в указанных целях, возлагается установленная законом ответственность за их сохранность.

19. Обо всех случаях хищения памятников истории и культуры их собственники обязаны сообщать в местные органы культуры (в республиках, не имеющих областного деления, - в министерство культуры союзной республики).

20. Все виды реставрации памятников истории и культуры (независимо от их объема, характера, задач) могут производиться только при наличии специальных разрешений соответствующих органов культуры на договорных началах государственными реставрационными организациями или реставраторами, аттестованными в установленном порядке, за счет средств собственников, а в особых случаях, определяемых соответствующими органами культуры, за счет государственных средств.

21. Реставрация любого памятника должна сопровождаться всеми необходимыми исследованиями памятника, составлением реставрационной документации и фотофиксацией этапов реставрационных работ в соответствии с требованиями органов культуры.

22. Органы культуры, государственные музеи, реставрационные и другие компетентные организации обязаны оказывать собственникам памятников истории и культуры постоянную консультативную и практическую помощь по всем вопросам, связанным с охраной и использованием памятников.

V. Ответственность за нарушение правил постановки на учет,

сохранности и использования памятников

23. В соответствии с Указом Президиума Верховного Совета СССР от 17 февраля 1977 г. "Об административной ответственности за нарушение правил охраны и использования памятников истории и культуры" к лицам, виновным в нарушении правил охраны и использования памятников истории и культуры, если эти действия по своему характеру не влекут уголовной ответственности, могут быть применены в качестве меры административного взыскания предупреждение или штраф. Должностные лица могут быть подвергнуты штрафу в размере до 100 рублей, а граждане - в размере до 50 рублей.

24. Если граждане не обеспечивают сохранности принадлежащих им памятников истории и культуры, то эти памятники в соответствии с законодательством союзной республики (в частности в соответствии со ст. 142 Гражданского кодекса РСФСР и соответствующими статьями Гражданских кодексов других союзных республик) могут быть изъяты в судебном порядке с соответствующим возмещением.

25. Если находящиеся в собственности граждан памятники истории и культуры систематически используются собственниками для извлечения нетрудовых доходов, то эти памятники могут быть изъяты безвозмездно в судебном порядке в соответствии с действующим законодательством.

26. Изъятие памятников истории и культуры производится по представлению соответствующего органа культуры и влечет аннулирование охранных обязательств. При изъятии памятников связанные с обеспечением их сохранности затраты, произведенные ранее собственниками памятников, не возвращаются.

Приложение N 1

Приложение N 2

Приложение N 3

Приложение N 4

Другие документы по теме
"Об утверждении Правил предоставления из федерального бюджета субсидии Федеральному государственному унитарному предприятию "Международное информационное агентство "Россия сегодня" (Зарегистрировано в Минюсте России 17.02.2014 N 31331)
"Об утверждении Порядка проведения квалификационного экзамена для граждан, претендующих на получение аттестации экспертов, привлекаемых Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций к проведению мероприятий по контролю" (Зарегистрировано в Минюсте России 02.12.2016 N 44533)
(ред. от 07.11.2016) "Об утверждении Перечня должностей, замещение которых влечет за собой размещение сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера служащих (работников), а также сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера их супруг (супругов) и несовершеннолетних детей на официальном сайте Министерства внутренних дел Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (Зарегистрировано в Минюсте России 09.12.2013 N 30566)
"Об изменении порядка использования гидротехнических сооружений госадминистраций моррыбпортов"
Ошибка на сайте