Рейтинг@Mail.ru

Приказ Госгортехнадзора РФ от 22.09.1993 N 126

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОРНЫЙ И ПРОМЫШЛЕННЫЙ НАДЗОР РОССИИ

ПРИКАЗ

от 22 сентября 1993 г. N 126

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ РЕКОМЕНДАЦИЙ

ПО ОРГАНИЗАЦИИ И ОСУЩЕСТВЛЕНИЮ НАДЗОРА ЗА ГОТОВНОСТЬЮ

ГОРНОСПАСАТЕЛЬНЫХ, ГАЗОСПАСАТЕЛЬНЫХ, ПРОТИВОФОНТАННЫХ,

АВАРИЙНО-ДИСПЕТЧЕРСКИХ СЛУЖБ И ВОССТАНОВИТЕЛЬНЫХ ПОЕЗДОВ

ЖЕЛЕЗНЫХ ДОРОГ МПС РОССИИ К ЛОКАЛИЗАЦИИ И ЛИКВИДАЦИИ

ВОЗМОЖНЫХ АВАРИЙ

В целях повышения эффективности контрольно-профилактической работы при осуществлении надзора за готовностью горноспасательных, газоспасательных, противофонтанных, аварийно-диспетчерских служб, а также восстановительных поездов железных дорог к локализации и ликвидации возможных аварий приказываю:

1. Утвердить "Рекомендации по организации и осуществлению надзора за готовностью горноспасательных, газоспасательных, противофонтанных, аварийно-диспетчерских служб и восстановительных поездов железных дорог МПС России".

2. Начальником округов и инспекций принять к руководству указанные Рекомендации и организовать их изучение инспекторским составом.

3. Главному редактору журнала "Безопасность труда в промышленности" В.С. Яковлеву опубликовать Рекомендации в ближайшем номере журнала.

Председатель

Госгортехнадзора России

М.П.ВАСИЛЬЧУК

Утверждены

Приказом

Госгортехнадзора России

от 22 сентября 1993 г. N 126

РЕКОМЕНДАЦИИ

ПО ОРГАНИЗАЦИИ И ОСУЩЕСТВЛЕНИЮ НАДЗОРА ЗА ГОТОВНОСТЬЮ

ГОРНОСПАСАТЕЛЬНЫХ, ГАЗОСПАСАТЕЛЬНЫХ, ПРОТИВОФОНТАННЫХ,

АВАРИЙНО-ДИСПЕТЧЕРСКИХ СЛУЖБ И ВОССТАНОВИТЕЛЬНЫХ ПОЕЗДОВ

ЖЕЛЕЗНЫХ ДОРОГ МПС РОССИИ К ЛОКАЛИЗАЦИИ И ЛИКВИДАЦИИ

ВОЗМОЖНЫХ АВАРИЙ

РД 03-32-93

I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Органы Госгортехнадзора России в соответствии с Положением о Госгортехнадзоре России осуществляют надзор за готовностью военизированных горноспасательных частей, обслуживающих горнодобывающие предприятия; военизированных частей и отрядов по предупреждению возникновения и ликвидации открытых газовых и нефтяных фонтанов (противофонтанной службы), обслуживающих предприятия нефтяной и газовой промышленности; газоспасательной службы, обслуживающей нефтеперерабатывающие, химические и металлургические предприятия; аварийно-диспетчерской службы, предназначенной для выполнения работ по локализации и ликвидации аварий на предприятиях газового хозяйства; восстановительных поездов железных дорог России. В дальнейшем по тексту указанные службы именуются "Аварийно-спасательные службы" (АСС).

Надзор за состоянием и готовностью горноспасательной, газоспасательной, противофонтанной, аварийно-диспетчерской служб и восстановительных поездов железных дорог МПС России состоит в своевременном выявлении и предупреждении причин и условий, снижающих готовность аварийно-спасательных служб к локализации и ликвидации возможных аварий, улучшении профилактической работы, проводимой этими службами на обслуживаемых предприятиях, установлении соответствия планов ликвидации аварий действительному положению на предприятиях, проверке качества разработки таких планов в действии, создании условий для успешного спасения людей в случае возникновения возможных аварий, проверках состояния обучения персонала.

Контролю, в соответствии с настоящими Методическими указаниями, подлежат военизированные горноспасательные взводы (пункты), вспомогательные горноспасательные команды, военизированные газоспасательные отряды, станции, пункты и посты, добровольные газоспасательные дружины, военизированные отряды по предупреждению возникновения и ликвидации открытых газовых и нефтяных фонтанов, аварийно-диспетчерские службы, восстановительные поезда железных дорог МПС России и газоаналитические лаборатории перечисленных подразделений.

Штабы военизированных горноспасательных отрядов и ВГСЧ областей, бассейнов, промрайонов проверяются в части обеспечения ими боеготовности подразделений и организации их профилактической работы на обслуживаемых предприятиях.

Проверка каждого подразделения АСС должна проводиться, как правило, не реже одного раза в год или в случае возникшей необходимости. Проверка проводится в присутствии командира этого подразделения и представителя штаба части (отряда). При проверках не должна нарушаться готовность подразделения к выезду на ликвидацию аварии. Проверка может быть проведена по всем вопросам Рекомендаций (комплексная) или по отдельным элементам боеготовности (целевая).

Проверяющие, кроме данных Рекомендаций, должны руководствоваться документами, регламентирующими деятельность соответствующей АСС. При проверке должны быть рассмотрены следующие основные вопросы:

готовность подразделения по сигналу "тревога" к выполнению своих функций;

уровень тактико-технической подготовки подразделения;

наличие, исправность и содержание необходимой аппаратуры и оборудования;

размещение подразделения и наличие средств связи;

укомплектованность подразделения кадрами;

подготовленность и тренированность личного состава;

профилактическая работа подразделения;

планы ликвидации аварий обслуживаемых предприятий (объектов);

работа газоаналитической лаборатории;

наличие необходимой технической документации.

II. ПОРЯДОК ПРОВЕРКИ ПОДРАЗДЕЛЕНИЯ АСС

1. При проверке готовности подразделения АСС по сигналу "тревога" и подготовке отделения к "спуску в шахту" ("заход в зону аварии производства, цеха, установки, газопровода, загазованности") без выезда из подразделений проверяющий должен поставить перед командиром подразделения задачу по ликвидации аварии (пожар, взрыв и др.) применительно к учебной шахте (газодымной камере, полигону, учебному стенду).

Командир подразделения, получив задачу, объявляет "тревогу", во время которой проверяется:

время выезда дежурного и резервного отделений (смен) из гаража по сигналу "тревога" и правильность заполнения путевки (порядок приемки заявок по аварийным вызовам и на неисправность газового оборудования);

полнота и целостность (отсутствие респираторщиков из других отделений) дежурного и резервного отделений (смен);

время, затраченное на подготовку к "спуску в шахту" (заход в зону аварии производства, цеха, установки, газопровода, зону загазованности);

правильность и полнота взятого отделениями (сменами) минимального оснащения по объявленному роду аварии.

2. При проверке тактико-технической подготовки подразделения устанавливаются:

правильность надевания респираторов (противогазов) и умение произвести их беглую проверку;

умение отделения (смены) правильно построиться и передвигаться по горным выработкам (помещениям, по зоне загазованности); правильно проводить разведку;

умение командиров отделений и респираторщиков (бойцов) пользоваться сигнальным кодом, не допуская переговоров через загубник дыхательного аппарата;

умение командиров подразделений определить допустимое время пребывания в загазованной зоне;

умение личного состава подразделения пользоваться горноспасательной и газоспасательной техникой (приборами, оборудованием и специальными приспособлениями для ликвидации открытых фонтанов), а также необходимым технологическим оборудованием и транспортными средствами, применяемыми на обслуживаемых предприятиях, и выполнять горноспасательные (газоспасательные) работы;

умение личного состава противофонтанных подразделений определять зону загазованности и проводить анализы воздушной среды;

правильность действий руководителя аварийно-спасательными работами на командном пункте организации работы отделения (смен) в зоне аварии.

3. При проверке наличия, комплектности и содержания аварийно-спасательной аппаратуры, приборов, оборудования, инструментов, материалов и другого оснащения, а также оперативного автотранспорта устанавливаются:

наличие и комплектность респираторов (противогазов), аппаратов искусственного дыхания, средств связи, аккумуляторных ламп, инструментов контрольных приборов и другого оборудования в подразделении (проверяется согласно табелю оснащения у резервного отделения или смены по списку на оперативной автомашине, остальное оснащение - на базе);

исправность респираторов (противогазов) (выборочно по 1 - 2) и аппарата искусственного дыхания в резервном отделении (смене). Проверку проводят респираторщики (бойцы), а проверяющие наблюдают;

своевременность тарировки контрольных приборов для проверки респираторов (противогазов) и аппаратов искусственного дыхания;

соблюдение сроков проверок респираторов (противогазов), аппаратов искусственного дыхания и другого оснащения (проверяется по записям в журналах);

правильность хранения кислорода и химпоглотителя, наличие их анализов;

наличие, исправность и содержание оперативного автомобильного транспорта, запасных частей и инструментов;

наличие и укомплектованность складов аварийного запаса оборудования, инструментов и средств защиты для противофонтанных служб.

4. При проверке размещения подразделения и средств связи устанавливаются:

соответствие служебного здания (помещения) обеспечению нормальных условий несения службы, подготовки и тренировки личного состава;

наличие оборудованной учебной шахты (газодымной камеры) для тренировок личного состава подразделения и членов вспомогательных (добровольных) команд, учебного стенда (недействующей технологической установки), наличие полигона с имитацией открытого фонтана (для противофонтанных отрядов);

удаленность квартир оперативного состава от служебного здания подразделения, наличие и исправность средств оповещения личного состава;

наличие и исправность средств связи подразделения АСС с обслуживаемыми предприятиями (объектами) и со штабом части (отряда);

знание дорог и времени проезда до обслуживаемых объектов командирами подразделения и водителями оперативного автотранспорта.

5. При проверке укомплектованности штатов подразделения устанавливаются:

укомплектованность подразделения в соответствии с утвержденной штатной численностью;

правильность замещения должностей рядового и командного состава;

соответствие оперативного состава подразделения требованиям, предъявляемым к работающим в изолирующих дыхательных аппаратах по состоянию здоровья, возрасту и наличию необходимого стажа работы на соответствующих производствах до поступления в АСС;

своевременность проведения медицинских осмотров.

6. При проверке профессиональной подготовки личного состава подразделения устанавливаются:

знание личным составом подразделения аппаратуры, оборудования и умение ими пользоваться;

регулярность и качество проведения практических занятий с оперативным составом в газозащитной аппаратуре в учебной шахте (на учебном стенде, полигоне);

умение оказывать первую медицинскую помощь пострадавшим и транспортировать их;

умение личным составом проводить проверки изолирующих респираторов, фильтрующих и шланговых противогазов, аппаратов для искусственного дыхания;

взаимозаменяемость респираторщиков (бойцов);

обеспечение подразделения учебным материалом, макетами, плакатами, схемами;

знание личным составом характеристик сырья и готовой продукции на обслуживаемых предприятиях;

проведение командирской учебы;

умение личного состава газоспасательных подразделений самостоятельно выполнять работы по остановке технологического оборудования и приборов при ликвидации аварии.

7. При проверке организации профилактической работы устанавливаются:

наличие в подразделении плана профилактических обследований и его выполнение;

наличие в подразделении и у работников профилактики руководящих и регламентирующих служебную деятельность документов;

наличие утвержденных схем обвязки устьев скважин противовыбросового оборудования, классификации площадей по степени опасности возникновения газонефтепроявлений и открытых фонтанов при бурении и ремонте скважин, сероводорода и других агрессивных веществ (для противофонтанных подразделений);

наличие исполнительно-технической документации на подземные газопроводы с привязками газопроводов, а также маршрутных карт (для аварийно-диспетчерских служб);

участие в монтаже и опрессовке противовыбросового оборудования и наличие соответствующей записи на обратной стороне выданного разрешения (для противофонтанных подразделений);

участие в комиссиях по приемке в эксплуатацию после ремонта, реконструкции технологических установок, связанных с возможностью выделения взрывоопасных и токсичных газов и паров;

участие командно-начальствующего состава подразделения в разработке перечня газоопасных мест и работ в цехах, наличие мероприятий по предупреждению взрывов, пожаров, отравлений (для газоспасательных подразделений);

осуществление контроля за допуском к газоопасным работам инженерно-технических работников и рабочих предприятия (для газоспасательных подразделений);

осуществление контроля за состоянием воздушной среды в производственных помещениях;

качество проводимых профилактических обследований проверяется по актам, докладам государственных инспекторов, а также при обследовании предприятия (объекта), обслуживаемого подразделением;

меры, принимаемые командиром подразделения при выявлении нарушений правил безопасности по подготовке предприятия (объекта) к спасению людей и ликвидации аварий;

состояние контроля за выполнением выданных предписаний и запрещений.

8. При проверке планов ликвидации аварий устанавливаются:

наличие и полнота утвержденных планов ликвидации аварий обслуживаемых предприятий (объектов);

соответствие планов ликвидации аварий требованиям Инструкции по составлению планов ликвидации аварии и другим нормативным документам;

соответствие планов ликвидации аварий действительному положению на обслуживаемых объектах;

своевременность пересмотра и утверждения планов ликвидации аварий;

наличие утвержденного графика проведения обучения и тренировочных занятий с персоналом аварийно-диспетчерских и противофонтанных служб и его выполнение;

наличие в подразделении аварийно-диспетчерской службы утвержденных местными органами исполнительной власти планов проведения общегородских тренировочных занятий с привлечением спецслужб города (милиции, скорой помощи, пожарного надзора) и служб, имеющих подземные инженерные коммуникации, а также выполнение этих планов;

знание планов ликвидации аварий командным составом подразделения и умение пользоваться ими;

знание личным составом подразделения главных выработок обслуживаемых шахт и направлений вентиляционных струй по ним, путей передвижения по цехам (производствам, площадкам);

знание планов ликвидации аварии диспетчером (дежурным) предприятия (объекта), руководством предприятия (объекта) и другими инженерно-техническими работниками, в обязанность которых входит руководство аварийно-спасательными работами в случае возникновения аварий.

9. При проверке работы газоаналитической лаборатории устанавливаются:

укомплектованность штата старших лаборантов, лаборантов и пробонаборщиков;

наличие аппаратов, оборудования, приборов, посуды и реактивов в соответствии с Табелем оснащения;

своевременность тарировки аппаратов и приборов;

наличие и фактическое выполнение планов-графиков отбора проб и анализов газовоздушной среды, сточных вод;

своевременность извещения предприятий о результатах анализов;

использование результатов работ лаборатории для снижения загазованности и запыленности воздуха на предприятиях (объектах).

10. При проверке технической документации устанавливаются:

наличие Положения о соответствующей АСС и других документов, регламентирующих ее деятельность, утвержденных в установленном порядке;

кем и когда проверялось подразделение, выполнение мероприятий, указанных в предписаниях.

11. При проверке восстановительных поездов железных дорог МПС России, кроме вопросов, изложенных в пунктах 1 - 8 и 10, должно проверяться соблюдение требований "Положения о восстановительном поезде железных дорог МПС" (ЦРБ-4582) и "Инструкции по организации восстановительных работ при ликвидации последствий крушений, аварий и сходов подвижного состава на железных дорогах" (ЦРБ-4835).

III. ОФОРМЛЕНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ ПРОВЕРКИ ПОДРАЗДЕЛЕНИЯ

Результаты проверки оформляются в соответствии с Типовыми методическими указаниями по организации и осуществлению контрольно-профилактической работы в системе Госгортехнадзора России.

Другие документы по теме
"О введении государственного регулирования деятельности субъекта естественной монополии и включении организации в Реестр субъектов естественных монополий, в отношении которых осуществляются государственное регулирование и контроль"
"Об исключении сведений о туроператорах из Единого федерального реестра туроператоров"
"О регистрации объекта культурного наследия регионального значения "Жилой дом" (Омская область) в едином государственном реестре объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации"
"Об отказе во внесении сведений о туроператорах в Единый федеральный реестр туроператоров"
Ошибка на сайте