Рейтинг@Mail.ru

Приказ ФСО России от 30.09.2021 N 148

ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ОХРАНЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПРИКАЗ

от 30 сентября 2021 г. N 148

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОРЯДКА

ОРГАНИЗАЦИИ И ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО

ПОЖАРНОГО НАДЗОРА НА ОБЪЕКТАХ ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ОХРАНЫ

И В ОРГАНИЗАЦИЯХ, НАХОДЯЩИХСЯ В ВЕДЕНИИ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ

ОХРАНЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

В соответствии с частью 6 статьи 2 Федерального закона от 31 июля 2020 г. N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации" <*>, абзацем третьим части 1 и частью 8 статьи 6 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" <**>, подпунктом 79 пункта 12 Положения о Федеральной службе охраны Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 7 августа 2004 г. N 1013 <***>, абзацем четвертым и пятым пункта 1 Положения о федеральном государственном пожарном надзоре, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 12 апреля 2012 г. N 290 <****>, в целях организации и осуществления федерального государственного пожарного надзора на объектах органов государственной охраны и в организациях, находящихся в ведении Федеральной службы охраны Российской Федерации, приказываю:

--------------------------------

<*> Собрание законодательства Российской Федерации, 2020, N 31, ст. 5007; 2021, N 24, ст. 4188.

<**> Собрание законодательства Российской Федерации, 1994, N 35, ст. 3649; 2021, N 24, ст. 4188.

<***> Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N 32, ст. 3314; 2018, N 10, ст. 1477.

<****> Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 17, ст. 1964; 2021, N 27, ст. 5403.

Утвердить прилагаемый Порядок организации и осуществления федерального государственного пожарного надзора на объектах органов государственной охраны и в организациях, находящихся в ведении Федеральной службы охраны Российской Федерации.

Директор

Федеральной службы охраны

Российской Федерации

генерал армии

Д.В.КОЧНЕВ

Утвержден

приказом ФСО России

от 30 сентября 2021 г. N 148

ПОРЯДОК

ОРГАНИЗАЦИИ И ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО

ПОЖАРНОГО НАДЗОРА НА ОБЪЕКТАХ ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ОХРАНЫ

И В ОРГАНИЗАЦИЯХ, НАХОДЯЩИХСЯ В ВЕДЕНИИ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ

ОХРАНЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

I. Общие положения

1. Федеральный государственный пожарный надзор на объектах органов государственной охраны и в организациях, находящихся в ведении Федеральной службы охраны Российской Федерации (далее - государственный надзор, если не оговорено иное), осуществляется Службой инженерно-технического обеспечения Федеральной службы охраны Российской Федерации (СИТО ФСО России), в состав которой входит управление противопожарного и аварийно-спасательного обеспечения Службы инженерно-технического обеспечения Федеральной службы охраны Российской Федерации (далее - подразделение государственного пожарного надзора, если не оговорено иное).

2. Должностными лицами, осуществляющими государственный надзор, являются:

1) руководитель Службы инженерно-технического обеспечения Федеральной службы охраны Российской Федерации, являющийся главным государственным инспектором ФСО России по пожарному надзору;

2) начальник управления противопожарного и аварийно-спасательного обеспечения Службы инженерно-технического обеспечения Федеральной службы охраны Российской Федерации, являющийся заместителем главного государственного инспектора ФСО России по пожарному надзору;

3) должностные лица подразделения государственного пожарного надзора, являющиеся государственными инспекторами ФСО России по пожарному надзору (далее - инспекторы).

3. Предметом государственного надзора в соответствии с пунктом 2 Положения о федеральном государственном пожарном надзоре, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 12 апреля 2012 г. N 290 (далее - Положение), являются:

соблюдение структурными подразделениями ФСО России, Академией ФСО России, подразделениями, входящими в их состав (далее - подразделения), организациями, находящимися в ведении ФСО России, их должностными лицами, а также юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими деятельность, подлежащую государственному надзору, на объектах органов государственной охраны и в организациях, находящихся в ведении ФСО России (далее - контролируемые лица), требований пожарной безопасности в зданиях, помещениях, сооружениях, на линейных объектах, территориях, земельных участках, которыми контролируемые лица владеют и (или) пользуются и к которым предъявляются требования пожарной безопасности (далее - объекты защиты), а также оценка их соответствия требованиям пожарной безопасности;

соблюдение контролируемыми лицами требований в отношении видов продукции, установленных техническим регламентом Таможенного союза "О безопасности пиротехнических изделий" <*>, техническим регламентом Евразийского экономического союза "О требованиях к средствам обеспечения пожарной безопасности и пожаротушения" <*> и Федеральным законом от 22 июля 2008 г. N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" <**> (далее - обязательные требования).

--------------------------------

<*> Технический регламент Таможенного союза "О безопасности пиротехнических изделий" (утвержден решением Комиссии Таможенного союза от 16 августа 2011 г. N 770 (Официальный сайт Комиссии Таможенного союза (www.tsouz.ru), 2 сентября 2011 г.), являющимся обязательным для Российской Федерации в соответствии с Договором об учреждении Евразийского экономического сообщества от 10 октября 2000 г. (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 7, ст. 632), Договором о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 г., ратифицированным Федеральным законом от 3 октября 2014 г. N 279-ФЗ "О ратификации Договора о Евразийском экономическом союзе" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2014, N 40, ст. 5310).

<*> Технический регламент Евразийского экономического союза "О требованиях к средствам обеспечения пожарной безопасности и пожаротушения (принят Решением Совета Евразийской экономической комиссии от 23 июня 2017 г. N 40 (официальный сайт Евразийской экономической комиссии (www.eurasiancommission.org), 23 июня 2017 г.; официальный сайт Евразийского экономического союза (www.eaeunion.org), 24 июля 2017 г.), являющимся обязательным для Российской Федерации в соответствии с Договором об утверждении Евразийского экономического сообщества от 10 октября 2000 г. (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 7, ст. 632), Договором о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 г., ратифицированным Федеральным законом от 3 октября 2014 г. N 279-ФЗ "О ратификации Договора о Евразийском экономическом союзе" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2014, N 40, ст. 5310).

<**> Собрание законодательства Российской Федерации, 2008, N 30, ст. 3579; 2021, N 18, ст. 3061.

4. Объектами государственного надзора являются:

1) деятельность, действия (бездействие) контролируемых лиц по соблюдению ими требований пожарной безопасности;

2) результаты деятельности контролируемых лиц, к которым предъявляются обязательные требования;

3) объекты защиты.

5. В целях информационного обеспечения государственного надзора в подразделении государственного пожарного надзора ведется учет:

1) объектов государственного надзора и связанных с ними контролируемых лиц;

2) сведений о соблюдении контролируемыми лицами обязательных требований;

3) планирования и (или) проведения мероприятий по осуществлению профилактики рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям, вызванных нарушениями обязательных требований (далее - профилактические мероприятия), контрольных (надзорных) мероприятий;

4) результатов проведения профилактических мероприятий, контрольных (надзорных) мероприятий.

6. В ходе организации и осуществления информационного обеспечения государственного надзора обеспечивается защита информации, содержащей сведения, составляющие государственную и иную охраняемую законом тайну, и исключается ее передача в открытый доступ, в том числе с помощью информационных систем государственного контроля (надзора), созданных в целях информационного обеспечения государственного контроля (надзора) в соответствии с частью 1 статьи 17 Федерального закона от 31 июля 2020 г. N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации".

II. Проведение контрольных (надзорных) мероприятий

7. При осуществлении государственного надзора проводятся следующие виды плановых контрольных (надзорных) мероприятий:

1) инспекционный визит;

2) рейдовый осмотр;

3) выездная проверка.

8. При осуществлении государственного надзора проводятся следующие виды внеплановых контрольных (надзорных) мероприятий:

1) инспекционный визит;

2) рейдовый осмотр;

3) выездная проверка;

4) документарная проверка;

5) выборочный контроль.

9. В ходе проведения инспекционного визита могут осуществляться следующие контрольные (надзорные) действия:

1) осмотр (за исключением жилых помещений в жилых домах);

2) опрос;

3) получение письменных объяснений;

4) инструментальное обследование;

5) истребование документов, которые в соответствии с требованиями пожарной безопасности должны находиться в месте нахождения (осуществления деятельности) контролируемого лица (его филиалов, представительств, обособленных структурных подразделений) либо объекта надзора.

10. В ходе проведения рейдового осмотра и выездной проверки могут осуществляться следующие контрольные (надзорные) действия:

1) осмотр (за исключением жилых помещений в жилых домах);

2) опрос;

3) получение письменных объяснений;

4) истребование документов;

5) отбор проб (образцов);

6) инструментальное обследование;

7) экспертиза.

11. В ходе проведения внеплановой документарной проверки могут осуществляться следующие контрольные (надзорные) действия:

1) получение письменных объяснений;

2) истребование документов.

12. Предметом выборочного контроля является исключительно соблюдение контролируемыми лицами требований в отношении продукции, установленных техническими регламентами.

13. В ходе проведения выборочного контроля могут осуществляться следующие контрольные (надзорные) действия:

1) осмотр;

2) получение письменных объяснений;

3) истребование документов;

4) отбор проб (образцов);

5) инструментальное обследование;

6) испытание;

7) экспертиза.

14. Результатом осуществления государственного надзора являются:

1) составление акта проверки;

2) принятие решений по результатам контрольных (надзорных) мероприятий.

15. Инспекторы при осуществлении государственного надзора в соответствии с пунктом 23 Положения имеют право:

1) проводить контрольные (надзорные) мероприятия на объектах защиты;

2) беспрепятственно по предъявлении служебного удостоверения сотрудника органов государственной охраны и заверенной в установленном порядке копии распоряжения (решения) главного государственного инспектора ФСО России по пожарному надзору или его заместителя о проведении контрольного (надзорного) мероприятия посещать (осматривать) объекты защиты;

3) совершать соответствующие контрольные (надзорные) действия при проведении контрольных (надзорных) мероприятий;

4) привлекать к проведению контрольных (надзорных) мероприятий экспертные организации, экспертов и специалистов, обладающих специальными знаниями и навыками, необходимыми для оказания содействия, в том числе при применении технических средств, осуществлении отбора, удостоверения и представления на экспертизу образцов;

5) запрашивать, получать и знакомиться с документами, электронными базами данных, информационными системами контролируемых лиц в части, относящейся к предмету и объему контрольного (надзорного) мероприятия, а также требовать представления письменных объяснений по фактам нарушений обязательных требований, выявленных при проведении контрольного (надзорного) мероприятия, и документов для копирования, фото- и видеосъемки;

6) составлять акты по фактам непредставления или несвоевременного представления документов и материалов, запрошенных при проведении контрольного (надзорного) мероприятия, невозможности проведения опроса должностных лиц и (или) работников, ограничения доступа на объект защиты либо в его отдельные помещения, воспрепятствования иным мерам по осуществлению контрольного (надзорного) мероприятия;

7) принимать решения при проведении и по результатам контрольных (надзорных) мероприятий;

8) рассматривать вопросы, связанные с исполнением решений при проведении и по результатам проведенных контрольных (надзорных) мероприятий;

9) осуществлять профилактические мероприятия.

16. Главный государственный инспектор ФСО России по пожарному надзору и его заместитель пользуются правами, указанными в пункте 15 настоящего Порядка, а также принимают решения о проведении контрольных (надзорных) мероприятий.

17. Должностные лица, осуществляющие государственный надзор, в соответствии с пунктом 27 Положения обязаны:

1) соблюдать законодательство Российской Федерации, права и законные интересы контролируемых лиц;

2) своевременно и в полной мере осуществлять предоставленные в соответствии с законодательством Российской Федерации полномочия по предупреждению, выявлению и пресечению нарушений обязательных требований, принимать меры по обеспечению исполнения решений по результатам контрольных (надзорных) мероприятий вплоть до подготовки предложений об обращении в суд с требованием о принудительном исполнении предписания об устранении нарушения обязательных требований (далее - предписание) (рекомендуемый образец приведен в приложении N 1 к настоящему Порядку), если такая мера предусмотрена законодательством;

3) проводить контрольные (надзорные) мероприятия и совершать контрольные (надзорные) действия на законном основании и в соответствии с их назначением только во время исполнения служебных обязанностей, а в случае взаимодействия с контролируемыми лицами проводить такие мероприятия и совершать такие действия только при предъявлении служебного удостоверения сотрудника органов государственной охраны, иных документов, предусмотренных федеральными законами;

4) не допускать при проведении контрольных (надзорных) мероприятий проявления неуважения в отношении богослужений, других религиозных обрядов и церемоний, не препятствовать их проведению, а также не нарушать внутренние установления религиозных организаций;

5) не препятствовать присутствию контролируемых лиц, их представителей, а с согласия контролируемых лиц, их представителей присутствию Уполномоченного при Президенте Российской Федерации по защите прав предпринимателей или его общественных представителей, уполномоченного по защите прав предпринимателей в субъекте Российской Федерации при проведении контрольных (надзорных) мероприятий (за исключением контрольных (надзорных) мероприятий, при проведении которых не требуется взаимодействие с контролируемыми лицами) и осуществлять консультирование;

6) предоставлять контролируемым лицам, их представителям, присутствующим при проведении контрольных (надзорных) мероприятий, информацию и документы, относящиеся к предмету государственного надзора;

7) знакомить контролируемых лиц, их представителей с результатами контрольных (надзорных) мероприятий и контрольных (надзорных) действий, относящихся к предмету контрольного (надзорного) мероприятия;

8) знакомить контролируемых лиц, их представителей с информацией и (или) документами, полученными в рамках межведомственного информационного взаимодействия и относящимися к предмету контрольного (надзорного) мероприятия;

9) учитывать при определении мер, принимаемых по фактам выявленных нарушений, соответствие указанных мер тяжести нарушений, их потенциальной опасности для охраняемых законом ценностей, а также не допускать необоснованного ограничения прав и законных интересов контролируемых лиц, неправомерного вреда (ущерба) их имуществу;

10) доказывать обоснованность своих действий при их обжаловании в порядке, установленном законодательством Российской Федерации;

11) соблюдать установленные законодательством Российской Федерации сроки проведения контрольных (надзорных) мероприятий и совершения контрольных (надзорных) действий;

12) не требовать от контролируемых лиц представления документов и иных сведений, не предусмотренных законодательством Российской Федерации либо находящихся в распоряжении государственных органов и органов местного самоуправления.

18. Срок проведения плановой и внеплановой проверки при осуществлении государственного надзора не может превышать 10 рабочих дней.

19. Контрольные (надзорные) мероприятия проводятся на основании ежегодного плана проведения плановых проверок в органах государственной охраны (далее - план), утверждаемого директором Федеральной службы охраны Российской Федерации или его заместителем.

20. Основанием для включения плановой выездной проверки в план является истечение в году проведения контрольного (надзорного) мероприятия установленной периодичности с даты:

ввода объекта защиты в эксплуатацию;

окончания проведения последнего планового контрольного (надзорного) мероприятия.

21. Планирование проверок в отношении контролируемых лиц, занимающих отдельные помещения, группы помещений, этажей, отсеков, частей зданий, сооружений в пределах одного объекта защиты, осуществляется отдельно для каждого контролируемого лица. При этом период проведения проверки должен быть единым для всех контролируемых лиц, осуществляющих свою деятельность на данном объекте.

22. Плановая (внеплановая) проверка в отношении контролируемых лиц проводится на основании распоряжения (решения) главного государственного инспектора ФСО России по пожарному надзору или его заместителя.

23. О проведении плановой проверки контролируемые лица уведомляются не менее чем за 24 часа до ее начала.

24. Плановая проверка проводится по месту нахождения объекта защиты.

25. В случае представления в подразделение государственного пожарного надзора (главному государственному инспектору ФСО России по пожарному надзору) расчета по оценке пожарного риска в ходе проведения контрольного (надзорного) мероприятия в соответствии с пунктом 43 Положения проверяются:

1) соответствие исходных данных, а также параметров и характеристики объекта защиты, которые учитываются в расчете по оценке пожарного риска, фактическим данным, полученным в ходе его обследования;

2) соответствие требованиям, установленным Правилами проведения расчетов по оценке пожарного риска, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 22 июля 2020 г. N 1084 <*>.

--------------------------------

<*> Собрание законодательства Российской Федерации, 2020, N 30, ст. 4940.

26. Основанием для проведения внеплановой проверки являются:

1) наличие у подразделения государственного пожарного надзора (главного государственного инспектора ФСО России по пожарному надзору) сведений о причинении вреда (ущерба) или об угрозе причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям;

2) поручение Президента Российской Федерации, поручение Правительства Российской Федерации о проведении контрольных (надзорных) мероприятий в отношении контролируемых лиц;

3) требование прокурора о проведении контрольного (надзорного) мероприятия в рамках надзора за исполнением законов, соблюдением прав и свобод человека и гражданина по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям;

4) истечение срока исполнения контролируемым лицом ранее выданного подразделением государственного пожарного надзора (главным государственным инспектором ФСО России по пожарному надзору) предписания.

27. Внеплановая проверка проводится в виде выездной проверки или документарной проверки.

О проведении внеплановой проверки контролируемые лица уведомляются не менее чем за 24 часа до ее начала.

28. При проведении документарной проверки с целью контроля за выполнением предписания по мотивированному запросу инспекторов контролируемые лица, в отношении которых ранее проводилась выездная проверка, в течение 10 рабочих дней со дня получения запроса представляют в подразделение государственного пожарного надзора (главному государственному инспектору ФСО России по пожарному надзору) информацию о мерах, принятых в целях устранения выявленных нарушений обязательных требований, с приложением материалов, подтверждающих их устранение.

29. В случае если в ходе документарной проверки выявлены ошибки и (или) противоречия в представленных контролируемым лицом документах либо выявлено несоответствие сведений, содержащихся в этих документах, сведениям, содержащимся в имеющихся у контрольного (надзорного) органа документах и (или) полученным при осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля, информация об ошибках, о противоречиях и несоответствии сведений направляется контролируемому лицу с требованием представить в течение 10 рабочих дней необходимые пояснения. Контролируемое лицо, представляющее в контрольный (надзорный) орган пояснения относительно выявленных ошибок и (или) противоречий в представленных документах либо относительно несоответствия сведений, содержащихся в этих документах, сведениям, содержащимся в имеющихся у контрольного (надзорного) органа документах и (или) полученным при осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля, вправе дополнительно представить в контрольный (надзорный) орган документы, подтверждающие достоверность ранее представленных документов <*>.

--------------------------------

<*> Пункт 5 статьи 72 Федерального закона от 31 июля 2020 г. N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации".

30. Срок проведения документарной проверки не может превышать 10 рабочих дней. В указанный срок не включается период с момента направления контрольным (надзорным) органом контролируемому лицу требования представить необходимые для рассмотрения в ходе документарной проверки документы до момента представления указанных в требовании документов в контрольный (надзорный) орган, а также период с момента направления контролируемому лицу информации контрольного (надзорного) органа о выявлении ошибок и (или) противоречий в представленных контролируемым лицом документах либо о несоответствии сведений, содержащихся в этих документах, сведениям, содержащимся в имеющихся у контрольного (надзорного) органа документах и (или) полученным при осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля, и требования представить необходимые пояснения в письменной форме до момента представления указанных пояснений в контрольный (надзорный) орган <**>.

--------------------------------

<**> Пункт 7 статьи 72 Федерального закона от 31 июля 2020 г. N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации".

31. В случае если после рассмотрения представленных пояснений и документов либо при отсутствии пояснений инспекторы установят признаки нарушения обязательных требований, то по решению главного государственного инспектора ФСО России по пожарному надзору или его заместителя может быть проведена выездная проверка.

32. Результатом проведения контрольных (надзорных) мероприятий является составление акта проверки (рекомендуемый образец приведен в приложении N 2 к настоящему Порядку) в двух экземплярах.

33. К акту проверки прилагаются:

1) протоколы отбора образцов продукции, проб (при наличии);

2) протоколы (заключения) проведенных исследований (испытаний, измерений, экспертиз, расследований) (при наличии);

3) объяснения лиц, на которых возлагается ответственность за нарушения обязательных требований (при наличии);

4) предписание (в случае выявления фактов нарушений обязательных требований);

5) рапорт на продление срока проведения проверки с решением (визой) главного государственного инспектора ФСО России по пожарному надзору или его заместителя в случае продления срока проведения проверки;

6) решение о приостановлении проверки в случае его вынесения.

34. Учет актов проверок ведется подразделением государственного пожарного надзора в Журнале учета проверок (рекомендуемый образец приведен в приложении N 3 к настоящему Порядку).

35. Акт проверки оформляется на проверявшийся объект защиты. В случае проведения контрольных (надзорных) мероприятий в отношении объекта защиты, на котором расположены различные контролируемые лица, занимающие отдельные помещения, группы помещений, этажей, отсеков, частей зданий, сооружений, акт проверки оформляется отдельно для каждого контролируемого лица.

Акту проверки присваивается такой же номер, который присвоен распоряжению (решению) о проведении проверки главного государственного инспектора ФСО России по пожарному надзору или его заместителя.

36. В случае если для составления акта проверки необходимо получить заключения по результатам проведенных исследований, испытаний, измерений, специальных расследований, экспертиз, акт проверки составляется в срок, не превышающий трех рабочих дней после дня завершения указанных исследований, испытаний, измерений, расследований и экспертиз.

37. Результаты проверки, содержащие информацию, составляющую государственную, служебную или иную охраняемую законом тайну, оформляются с соблюдением требований, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

38. В случае выявления при проведении проверки нарушений обязательных требований инспектор (инспекторы), проводивший (проводившие) контрольные (надзорные) мероприятия, в пределах полномочий, предусмотренных законодательством Российской Федерации, обязан (обязаны):

1) выдать после оформления акта контрольного (надзорного) мероприятия контролируемому лицу предписание с указанием разумных сроков их устранения и (или) о проведении мероприятий по предотвращению причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям, а также других мероприятий, предусмотренных федеральным законом о виде контроля;

2) принять меры по контролю за устранением выявленных нарушений, их предупреждению, предотвращению возможного причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям, а также меры по привлечению лиц, допустивших выявленные нарушения, к ответственности, установленной законодательством Российской Федерации.

39. В случае если в ходе проведения внеплановой проверки с целью контроля за выполнением предписания выявлено невыполнение устранения в установленный в предписании срок нарушений обязательных требований, то выполняются следующие действия:

1) контролируемому лицу с учетом разграничения полномочий и ответственности за обеспечение соблюдения обязательных требований выдается новое предписание, в котором:

устанавливаются новые сроки устранения нарушений обязательных требований;

ранее выявленные нарушения, срок устранения которых не истек, переносятся из предписания, исполнение которого проверяется, при этом сохраняются ранее установленные и неистекшие сроки;

2) принимаются меры по привлечению лиц, допустивших выявленные нарушения, к ответственности в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

40. Если в ходе проведения документарной проверки выявлены не устраненные контролируемым лицом к установленному сроку нарушения обязательных требований, то главный государственный инспектор ФСО России по пожарному надзору или его заместитель на основании рапорта инспектора (инспекторов), проводившего (проводивших) документарную проверку, принимает решение о проведении выездной внеплановой проверки. В случае принятия решения о проведении выездной внеплановой проверки по результатам документарной проверки новое предписание не выдается.

41. Инспектор в течение семи рабочих после дня окончания каждого контрольного (надзорного) мероприятия обязан доложить главному государственному инспектору ФСО России по пожарному надзору или его заместителю о результатах проверки. После ознакомления с документами, составленными при проведении проверки, главный государственный инспектор ФСО России по пожарному надзору или его заместитель проставляет визу на акте проверки, приобщаемом к материалам подразделения государственного пожарного надзора.

42. Регистрация и учет контрольных (надзорных) мероприятий осуществляются подразделением государственного пожарного надзора.

III. Учет объектов защиты

43. При осуществлении государственного надзора объекты защиты подлежат отнесению к одной из категорий риска, установленных Положением.

44. Отнесение объектов защиты к категориям риска в соответствии с пунктом 49 Положения осуществляется инспекторами, закрепленными за объектами защиты, и утверждается решением главного государственного инспектора ФСО России по пожарному надзору или его заместителя.

При отсутствии решения об отнесении объекта защиты к определенной категории риска объект защиты считается отнесенным к категории низкого риска.

45. Подразделение государственного пожарного надзора ведет перечень объектов защиты, которым присвоены категории риска.

Включение объектов защиты в перечень объектов защиты, которым присвоены категории риска, осуществляется на основании решений главного государственного инспектора ФСО России по пожарному надзору или его заместителя об отнесении объектов защиты к соответствующим категориям риска.

46. Сведения об объектах защиты, в отношении которых ФСО России не осуществляет федеральный государственных пожарный надзор, по решению главного государственного инспектора ФСО России по пожарному надзору или его заместителя актуализируются и направляются в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на решение задач в области пожарной безопасности, ежегодно до 1 августа.

47. По запросу контролируемых лиц подразделение государственного пожарного надзора представляет им информацию о присвоенной используемым ими объектам защиты категории риска, а также сведения, использованные при отнесении таких объектов к определенной категории риска.

IV. Осуществление профилактики рисков причинения вреда

охраняемым законом ценностям

48. При осуществлении государственного надзора проведение профилактических мероприятий является приоритетным по отношению к проведению контрольных (надзорных) мероприятий.

49. Подразделением государственного пожарного надзора при осуществлении государственного надзора проводятся следующие виды профилактических мероприятий:

1) информирование;

2) обобщение правоприменительной практики;

3) объявление предостережения;

4) консультирование;

5) профилактический визит.

50. Вид профилактического мероприятия в отношении контролируемого лица определяется главным государственным инспектором ФСО России по пожарному надзору или его заместителем.

51. Подразделение государственного пожарного надзора осуществляет информирование контролируемых лиц по вопросам соблюдения обязательных требований.

52. Обобщение правоприменительной практики осуществляется подразделением государственного пожарного надзора в целях решения следующих задач:

1) выявление типичных нарушений обязательных требований, причин, факторов и условий, способствующих их возникновению;

2) анализ случаев причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям, выявление источников и факторов риска причинения вреда (ущерба).

53. Доклад по итогам обобщения правоприменительной практики по осуществлению государственного надзора подготавливается подразделением государственного пожарного надзора один раз в год с последующим докладом руководству ФСО России и доводится до контролируемых лиц.

54. При наличии в подразделении государственного пожарного надзора сведений о готовящихся нарушениях обязательных требований, а также о признаках их нарушений должностные лица, осуществляющие государственный надзор, направляют контролируемому лицу предостережение о недопустимости нарушения обязательных требований с предложением мер по обеспечению соблюдения обязательных требований.

55. Контролируемое лицо после получения предостережения о недопустимости нарушения обязательных требований вправе направить в подразделение государственного пожарного надзора возражение в отношении указанного предостережения.

56. Возражение контролируемого лица направляется в подразделение государственного пожарного надзора в срок, не превышающий пяти рабочих дней с даты получения предостережения о недопустимости нарушения обязательных требований.

57. Подразделение государственного пожарного надзора рассматривает возражение и по итогам его рассмотрения направляет контролируемому лицу мотивированный ответ в течение 20 рабочих дней с даты получения возражения.

58. Консультирование контролируемых лиц и их представителей осуществляется в ходе контрольных (надзорных) мероприятий.

Консультирование по обращениям контролируемых лиц и их представителей проводится в части, касающейся разъяснения вопросов, связанных с организацией и осуществлением федерального государственного пожарного надзора и обеспечения пожарной безопасности, а также разъяснения прав и обязанностей контролируемых лиц.

59. Консультирование проводится в устной форме, за исключением случаев, когда контролируемое лицо письменно заявляет о направлении ему ответа в письменной форме.

V. Обжалование решений, действий (бездействия) должностных

лиц, осуществляющих государственный надзор

60. Решения и (или) действия (бездействие) должностных лиц, осуществляющих государственный надзор, принятые и осуществляемые в ходе государственного надзора, могут быть обжалованы.

61. Правом на обжалование решений и (или) действий (бездействия) должностных лиц, осуществляющих государственный надзор, принятых и осуществляемых в ходе государственного надзора, обладает контролируемое лицо, в отношении которого приняты решения или совершены действия (бездействие), указанные в части 4 статьи 40 Федерального закона от 31 июля 2020 г. N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации".

62. Жалоба подлежит рассмотрению в управлении противопожарного и аварийно-спасательного обеспечения Службы инженерно-технического обеспечения Федеральной службы охраны Российской Федерации в течение 20 рабочих дней со дня ее регистрации.

63. При обжаловании решений руководства управления противопожарного и аварийно-спасательного обеспечения Службы инженерно-технического обеспечения Федеральной службы охраны Российской Федерации жалоба рассматривается руководителем Службы инженерно-технического обеспечения Федеральной службы охраны Российской Федерации или его заместителем.

При обжаловании решений руководства Службы инженерно-технического обеспечения Федеральной службы охраны Российской Федерации жалоба рассматривается директором Федеральной службы охраны Российской Федерации или его заместителем.

VI. Квалификационные требования к должностным лицам,

осуществляющим государственный надзор

64. К должностным лицам, осуществляющим государственный надзор, предъявляются следующие квалификационные требования:

1) для должности главного государственного инспектора ФСО России, заместителя главного государственного инспектора ФСО России:

соответствие квалификационным требованиям к профессиональным знаниям и навыкам, необходимым для исполнения обязанностей по воинским должностям, подлежащим замещению офицерами, категорий "руководители", "начальники", "командиры", "заместители" и "помощники", утвержденным приказом ФСО России от 9 августа 2018 г. N 391 "Об утверждении квалификационных требований к профессиональным знаниям и навыкам, необходимым для исполнения сотрудниками органов государственной охраны своих должностных обязанностей" (зарегистрирован Минюстом России 6 сентября 2018 г., регистрационный N 52099) (далее - приказ ФСО России от 9 августа 2018 г. N 391);

высшее техническое образование;

общая продолжительность военной службы на воинских должностях, подлежащих замещению офицерами, в подразделениях по профилю деятельности - не менее 14 лет.

2) для должности инспектора:

соответствие квалификационным требованиям к профессиональным знаниям и навыкам, необходимым для исполнения обязанностей по воинским должностям, подлежащим замещению офицерами, за исключением категорий "руководители", "начальники", "командиры", "заместители" и "помощники", утвержденным приказом ФСО России от 9 августа 2018 г. N 391;

высшее техническое образование без предъявления требований к общей продолжительности военной службы.

Приложение N 1

к Порядку (пункт 17),

утвержденному приказом ФСО России

от "__" ______ 2021 г. N ____

Рекомендуемый образец

N п/п

Вид нарушения требований пожарной безопасности с указанием конкретного места выявленного нарушения

Пункт (абзац пункта) и наименование нормативного правового акта Российской Федерации и (или) нормативного документа по пожарной безопасности, требования которого нарушены

Срок устранения нарушения обязательных требований

Отметка о выполнении

1

2

3

4

5

Приложение N 2

к Порядку (пункт 32),

утвержденному приказом ФСО России

от "__" ______ 2021 г. N ____

Рекомендуемый образец

Приложение N 3

к Порядку (пункт 34),

утвержденному приказом ФСО России

от "__" ______ 2021 г. N ____

Рекомендуемый образец

N п/п

Адрес места нахождения объекта защиты и (или) территории (земельного участка)

Наименование правообладателя объекта защиты и (или) территории (земельного участка), в отношении которого проводится проверка

Номер и дата распоряжения о проведении проверки

Вид проверки (плановая, внеплановая), даты начала и окончания проверки

Должность, фамилия, инициалы и подпись должностного лица подразделения, осуществляющего государственный надзор, проводившего проверку

1

2

3

4

5

6

Номер и дата составления акта проверки соблюдения обязательных требований

Дата вручения (направления) акта проверки соблюдения обязательных требований

Номер, дата составления предписания(ий), составленного(ых) по результатам проверки

Дата вручения предписания(й)

Номер дела подразделения уполномоченного органа, где хранятся документы

Наименования и номера других документов, составленных по результатам проверки, даты и составления

7

8

9

10

11

12

Другие документы по теме
"Об открытии железнодорожных станций"
"Об утверждении Административного регламента по предоставлению Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору государственной услуги по ведению государственного реестра саморегулируемых организаций в области энергетического обследования" (Зарегистрировано в Минюсте России 30.11.2021 N 66129)
"О внесении изменения в Порядок аккредитации арбитражных управляющих в целях осуществления ими полномочий конкурсного управляющего (внешнего управляющего) в деле о банкротстве застройщика в соответствии с Федеральным законом "О несостоятельности (банкротстве)", утвержденный приказом Минэкономразвития России от 23 мая 2018 г. N 263" (Зарегистрировано в Минюсте России 06.12.2021 N 66203)
"Об утверждении показателей эффективности деятельности федеральных государственных бюджетных учреждений, подведомственных Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии, и работы их руководителей" (Зарегистрировано в Минюсте России 02.12.2021 N 66183)
Ошибка на сайте