Рейтинг@Mail.ru

Постановление Исполнительного комитета ФНПР от 26.09.2007 N 4-2

ФЕДЕРАЦИЯ НЕЗАВИСИМЫХ ПРОФСОЮЗОВ РОССИИ

ИСПОЛНИТЕЛЬНЫЙ КОМИТЕТ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 26 сентября 2007 г. N 4-2

О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ И ДОПОЛНЕНИЙ

В ТИПОВОЕ ПОЛОЖЕНИЕ О ПРОФСОЮЗНОЙ ПРАВОВОЙ ИНСПЕКЦИИ ТРУДА

Во исполнение Постановления Исполкома ФНПР от 16.05.2007 N 2-2 и в связи с внесением изменений и дополнений в Трудовой кодекс Российской Федерации Исполнительный комитет ФНПР постановляет:

1. Внести изменения и дополнения в Типовое положение о профсоюзной правовой инспекции труда и утвердить его в новой редакции согласно Приложению N 1.

2. Утвердить формы N 1-ПИ (представление), N 2-ПИ (требование), N 3-ПИ (образец удостоверения правового инспектора труда), N 4-ПИ (отчет о правозащитной работе), N 5-ПИ (карточка регистрации нарушений прав профсоюзов) согласно Приложениям N 1 - 5 к Типовому положению о правовой инспекции труда профсоюзов.

3. Утвердить Методические рекомендации о представлении членскими организациями ФНПР отчетов и информации по правозащитной работе (Приложение N 2).

4. Членским организациям ФНПР:

ежегодно до конца I квартала следующего за отчетным года направлять в ФНПР сведения о результатах проделанной правозащитной работы за истекший год согласно форме N 4-ПИ с пояснительной запиской;

при отсутствии в аппарате правовых инспекторов труда, иных юристов представлять отчет о правозащитной работе, выполненной первичными профсоюзными организациями, профсоюзным активом, аппаратами территориальных организаций профсоюзов и их объединений;

обратить особое внимание на ежегодное направление в Правовой департамент Аппарата ФНПР решений судов, других материалов правоприменительной практики по наиболее актуальным для работников и профсоюзов проблемам.

5. Признать утратившими силу Постановления Исполкома ФНПР от 22.05.2002 N 3-3, от 17.12.2003 N 8-8 и от 20.12.2006 N 1-7.

Председатель ФНПР

М.В.ШМАКОВ

Приложение N 1

к Постановлению Исполкома ФНПР

от 26 сентября 2007 г. N 4-2

ТИПОВОЕ ПОЛОЖЕНИЕ

О ПРАВОВОЙ ИНСПЕКЦИИ ТРУДА ПРОФСОЮЗОВ

Утратило силу. - Постановление Исполнительного комитета ФНПР от 22.11.2011 N 7-15.

Приложение N 2

к Постановлению Исполкома ФНПР

от 26 сентября 2007 г. N 4-2

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

О ПРЕДСТАВЛЕНИИ ЧЛЕНСКИМИ ОРГАНИЗАЦИЯМИ ФНПР ОТЧЕТОВ

И ИНФОРМАЦИИ ПО ПРАВОЗАЩИТНОЙ РАБОТЕ

В соответствии с установленным порядком ежегодно до конца I квартала следующего за отчетным года отчеты членских организаций ФНПР по правозащитной работе по форме N 4-ПИ, пояснительные записки к ним, а также другие материалы о правозащитной работе и борьбе с нарушениями прав профсоюзов представляются в ФНПР.

При отсутствии в аппарате членской организации правовых инспекторов труда, иных юристов представляются сведения о правозащитной работе, проведенной первичными профсоюзными организациями, профсоюзным активом, штатными работниками аппаратов членских организаций, исходя из того, что правозащитная деятельность является главной уставной обязанностью всех профсоюзных органов и организаций по защите прав объединяемых ими членов профсоюза.

1. В первых строках отчета указывается численность штатных правовых инспекторов труда и иных юристов, работающих в профсоюзных органах, а также общественных и внештатных правовых инспекторов труда. При этом в строках 1.1 и 2.1 приводится численность указанных работников в аппарате соответствующего общероссийского профсоюза или территориального объединения организаций профсоюзов, представляющего отчет.

2. Комплексной проверкой, указываемой в строке 4.1 отчета, следует считать проверку, в результате которой осуществлен контроль за соблюдением работодателем законодательства по основным вопросам (институтам) трудового права (трудовой договор, рабочее время и время отдыха, оплата труда, дисциплина труда).

3. В число проверок совместно с органами прокуратуры, федеральной инспекцией труда включаются проверки, оформленные подписью профсоюзного представителя с указанием его участия в данной проверке.

4. В строке 5 формы N 4-ПИ следует указывать количество представлений, направленных работодателям, с требованиями устранения выявленных нарушений трудового законодательства. Представления правовых инспекторов труда имеют установленную для профсоюзных инспекторов труда форму (N 1-ПИ). Другие профсоюзные органы вправе предъявлять требования произвольной формы (часть 2 ст. 370 ТК РФ).

5. В строке 5.1 указывается количество выявленных нарушений, упомянутых в представлениях (требованиях). Нарушения учитываются в отношении конкретного работника. Например, при установлении незаконного удержания из заработной платы 40 работников вносится представление о начислении им конкретных сумм с приложением списка работников и размера выплат каждому. В этом случае в строке 5.1 формы N 4-ПИ указывается 40 нарушений. Если при проверке выявлено, что с работником не заключен трудовой договор в письменной форме, ему отказано в предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска и к нему незаконно применено дисциплинарное взыскание, в представление включаются требования о заключении письменного трудового договора, предоставлении отпуска и отмене дисциплинарного взыскания. В данном случае в строке 5.1 формы N 4-ПИ указываются 3 нарушения.

6. Соответственно отражается в отчете и количество устраненных нарушений (п. 5.1.1). Если работодатель в установленный срок выплатил зарплату лишь 40 работникам из 64, то в пункте 5.1.1 в строке "из них устранено" указывается 40.

7. В число восстановленных на работе по требованию профсоюзных органов (строка 5.1.2) включаются работники, в отношении которых предпринимались различные формы помощи и защиты, кроме судебной (письмо работодателю, представление о восстановлении на работе, направление материалов в органы прокуратуры, федеральную инспекцию труда и т.д.).

Количество работников, восстановленных на работе в судебном порядке, как при поддержке профсоюзных органов, так и по заявлениям органов прокуратуры или федеральной инспекции труда указывается в строке 10.2 отчета.

8. В строке 6 указывается количество обращений в органы прокуратуры. О принятых мерах прокурорского реагирования указывается в строке 6.1. Если по результатам таких обращений (требований по форме N 2-ПИ для правовых инспекторов труда) возбуждались уголовные дела и должностные лица привлечены к уголовной ответственности, то об этом указывается в строках 6.1.1 и 6.1.1.1 соответственно. В пояснительной записке к отчету следует указать, по каким статьям Уголовного кодекса Российской Федерации и в отношении каких должностных лиц были возбуждены уголовные дела, кто был осужден судом, назначенные наказания.

Строки 6.1.2 и 6.1.2.1 заполняются в случаях, когда по материалам профсоюзных органов прокурором возбуждались дела об административных правонарушениях (ст. 28.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ)) и должностные лица привлечены к административной ответственности, в том числе дисквалифицированы (часть 2 ст. 5.27 КоАП РФ).

В пояснительной записке к отчету следует привести наиболее показательные примеры привлечения к ответственности должностных лиц.

9. В строке 7 указывается количество материалов, направленных в федеральную инспекцию труда.

Строки 7.1, 7.1.1 и 7.1.1.1 заполняются в случаях, когда по материалам профсоюзных органов (требованиям правовых инспекторов труда по форме N 2-ПИ) должностные лица федеральной инспекции труда возбуждали дела об административных правонарушениях (ст. 23.12 КоАП РФ, пункт 16 части второй ст. 28.3 КоАП РФ) и должностные лица работодателя привлечены к административной ответственности, в том числе дисквалифицированы (часть 2 ст. 5.27 КоАП РФ).

В пояснительной записке к отчету следует привести наиболее показательные примеры привлечения к ответственности должностных лиц.

10. Сведения о количестве руководителей организаций, руководителей структурных подразделений организаций и их заместителей, привлеченных по требованию профсоюзных органов к дисциплинарной ответственности, в том числе уволенных, указываются на основании удовлетворенных работодателями заявлений профсоюзных органов согласно ст. 195 ТК РФ.

В пояснительной записке к отчету следует привести наиболее показательные примеры привлечения к ответственности должностных лиц.

11. В пункте 9.2 формы N 4-ПИ следует учитывать правовую помощь, оказанную в связи с проведением приостановок работы на основании статьи 142 ТК РФ. В этой строке в числителе указывается количество работодателей (организаций), где при правовой поддержке профсоюзов проводились приостановки, в знаменателе - число работников, заявивших в письменной форме о приостановке работы.

В пояснительной записке к отчету излагаются возникшие проблемы и приводятся примеры приостановок. Если имеются решения судов, переписка с органами по труду и другими органами по вопросам приостановок, копии этих документов направляются в ФНПР.

12. В строках 9.3, 9.4 и 10 указывается количество работников, которым оказана правовая помощь в оформлении документов и рассмотрении их заявлений в комиссиях по трудовым спорам и судах.

13. В строках 11, 11.1 в числителе указывается число работодателей (организаций), где при участии либо правовой помощи профсоюзных органов проводились коллективные трудовые споры, забастовки. В знаменателе - число участвовавших в них работников.

Участие профсоюзных представителей в рассмотрении и разрешении коллективных трудовых споров может осуществляться путем консультаций, предоставления необходимых образцов документов, участия в примирительных процедурах и т.д.

В пояснительной записке приводятся примеры коллективных трудовых споров и забастовок, раскрываются возникшие трудности при их проведении.

14. В строке 12 указывается количество проведенных профсоюзными органами экспертиз законов и иных нормативных правовых актов как федеральных органов государственной власти, так и органов власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления (ст. ст. 5, 6 ТК РФ). В строке 13 указывается количество проведенных экспертиз коллективных договоров, различного вида соглашений и локальных нормативных актов работодателя (ст. 8 ТК РФ).

15. В строке 15, кроме количества членов профсоюзов, принятых на личном приеме в приемных, юридических консультациях профсоюзных органов, а также непосредственно на рабочих местах при организации выездных приемных в первичных профсоюзных организациях, могут указываться устные обращения (по телефону и др.), сведения о которых имеются в соответствующих журналах (карточках) учета писем и обращений граждан.

16. В профсоюзных органах всех уровней необходимо собирать и систематизировать информацию о нарушениях прав профсоюзов. Карточка регистрации нарушений прав профсоюзов по форме N 5-ПИ составляется и хранится в органе, чьи права нарушены. При составлении ежегодного отчета сведения о наиболее часто встречающихся нарушениях прав профсоюзов указываются в строках 17.1 - 17.3 формы N 4-ПИ. Сводный отчет по форме N 5-ПИ в ФНПР не представляется.

В случаях незаконной приостановки и ликвидации профсоюзной организации (п. 13), насильственных действий в отношении профсоюзных лидеров и актива (п. п. 15 - 17) карточки по форме N 5-ПИ направляются вышестоящему профсоюзному органу безотлагательно с приложением копий документов и подробной информации о принятых мерах. В дальнейшем устанавливается двусторонняя оперативная связь с извещением о правозащитных действиях, изменении ситуации. Членские организации немедленно представляют информацию о подобных случаях в ФНПР для принятия соответствующих мер на федеральном уровне, уведомления международных организаций.

Подобная информация необходима также для включения в Ежегодный обзор о случаях нарушения профсоюзных прав, составляемый Международной конфедерацией профсоюзов (МКП), которая предлагает представлять примеры к началу следующего за отчетным года.

В пояснительной записке указывается о проблемах взаимодействия профсоюзных органов с работодателями, их объединениями, органами государственной власти и местного самоуправления, сообщаются примеры наиболее грубых нарушений прав профсоюзов, принятые профсоюзными органами меры по защите своих прав и их результаты. Прилагаются также копии решений по рассмотрению заявлений о нарушениях прав профсоюзов.

17. В строке 18 указывается экономическая эффективность от всех форм правозащитной работы, которую возможно выразить в денежной форме. Этот показатель включает общую сумму дополнительных выплат работникам, а также членам их семей в результате:

инициированных профсоюзами изменений и дополнений законодательства, иных нормативных правовых актов, коллективных договоров и различных видов соглашений;

удовлетворения требований профсоюзов при проведении массовых акций, коллективных трудовых споров; в результате организованных профсоюзами забастовок (приостановок работы); после переговоров профсоюзов с работодателями и органами исполнительной власти; в результате обжалования профсоюзами правовых актов федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти в субъектах Российской Федерации и органов местного самоуправления;

выполнения работодателями представлений правовых инспекторов труда профсоюзов, других профсоюзных органов об устранении нарушений трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права;

подготовки необходимых документов и участия правовых инспекторов труда, юристов, профсоюзного актива в рассмотрении индивидуальных трудовых споров в комиссиях по трудовым спорам и в судах;

обращений в органы прокуратуры, федеральную инспекцию труда, другие государственные органы исполнительной власти, органы надзора и контроля;

правовой помощи членам профсоюзов на личном приеме и при рассмотрении их жалоб.

Подтверждающими документами являются финансовые расчеты по принятым законопроектам, иным нормативным правовым актам, протоколы переговоров, справки бухгалтерии о выплаченных работникам суммах, сообщения работодателей о выполнении представлений, решения судов и комиссий по трудовым спорам, служебные записки профсоюзных работников, журналы и карточки учета приема посетителей (рассмотрения жалоб).

18. К отчету по форме N 4-ПИ прилагается пояснительная записка, в которой примеры правозащитной работы членских организаций рекомендуется группировать по разделам: социальное партнерство, трудовой договор, рабочее время и время отдыха, оплата труда, гарантии и компенсации, дисциплина труда, материальная ответственность сторон трудового договора, рассмотрение индивидуальных и коллективных трудовых споров, взаимодействие с органами прокуратуры, федеральной инспекцией труда, нарушения прав профсоюзов.

К отчетам прилагаются копии решений судов, других материалов правоприменительной практики по наиболее актуальным для членов профсоюзов вопросам.

Другие документы по теме
(ред. от 24.12.2020) "Об утверждении Правил предоставления субсидий российским организациям на компенсацию части затрат на проведение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ в рамках реализации комплексных проектов по организации серийных производств станкоинструментальной продукции в рамках подпрограммы "Станкоинструментальная промышленность" государственной программы Российской Федерации "Развитие промышленности и повышение ее конкурентоспособности"
"О частичном изменении постановления Правительства Российской Федерации от 14 августа 1992 г. N 587 "Вопросы частной детективной и охранной деятельности"
(ред. от 01.10.2020) "О специальных инвестиционных контрактах для отдельных отраслей промышленности" (вместе с "Правилами заключениями специальных инвестиционных контрактов")
"О внесении изменений в Постановление Правительства Российской Федерации от 27 июля 2001 г. N 564"
Ошибка на сайте