Рейтинг@Mail.ru

<Письмо> Минтруда России от 19.04.2021 N 28-6/10/В-4623

МИНИСТЕРСТВО ТРУДА И СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПИСЬМО

от 19 апреля 2021 г. N 28-6/10/В-4623

Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации в рамках реализации полномочий, предусмотренных подпунктами "а" и "в" пункта 25 Указа Президента Российской Федерации от 2 апреля 2013 г. N 309 "О мерах по реализации отдельных положений Федерального закона "О противодействии коррупции", направляются Разъяснения по вопросу возможности применения отдельными категориями лиц специального налогового режима "Налог на профессиональный доход".

Просим довести до сведения всех заинтересованных должностных лиц положения вышеуказанных Разъяснений, а также руководствоваться ими в дальнейшей деятельности по противодействию коррупции.

Е.В.МУХТИЯРОВА

Приложение

РАЗЪЯСНЕНИЯ

ПО ВОПРОСУ ВОЗМОЖНОСТИ ПРИМЕНЕНИЯ ОТДЕЛЬНЫМИ КАТЕГОРИЯМИ

ЛИЦ СПЕЦИАЛЬНОГО НАЛОГОВОГО РЕЖИМА "НАЛОГ

НА ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ ДОХОД"

В связи с принятием Федерального закона от 27 ноября 2018 г. N 422-ФЗ "О проведении эксперимента по установлению специального налогового режима "Налог на профессиональный доход" (далее - Федеральный закон N 422-ФЗ) в отдельных субъектах Российской Федерации начато проведение эксперимента по установлению специального налогового режима "Налог на профессиональный доход" (далее - режим НПД).

По смыслу части 1 статьи 2 Федерального закона N 422-ФЗ применять режим НПД (стать т.н. "самозанятым") могут как физические лица, зарегистрированные в качестве индивидуальных предпринимателей, так и иные физические лица.

Федеральный закон N 422-ФЗ, равно как и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, сам по себе не содержит запрет на применение режима НПД лицами, на которых распространяются ограничения, запреты, требования и обязанности, установленные законодательством Российской Федерации о противодействии коррупции (далее - должностные лица).

Таким образом, должностные лица (за исключением государственных и муниципальных служащих) вправе применять режим НПД в отношении доходов от реализации товаров (работ, услуг, имущественных прав). Согласно пункту 4 части 2 статьи 6 Федерального закона N 422-ФЗ в отношении доходов государственных и муниципальных служащих объектом налогообложения признаются исключительно доходы от сдачи в аренду (наем) жилых помещений.

В этой связи государственные и муниципальные служащие вправе применять режим НПД только в отношении доходов от сдачи в аренду (наем) жилых помещений.

В части, касающейся соблюдения ограничения, предусмотренного статьей 12 Федерального закона от 25 декабря 2008 г. N 273-ФЗ "О противодействии коррупции" (далее - Федеральный закон N 273-ФЗ), необходимо учитывать, что квалифицирующим признаком для возникновения обязанности получения согласия соответствующей комиссии по соблюдению требований к служебному поведению государственных или муниципальных служащих и урегулированию конфликта интересов является факт выполнения в соответствующей организации работы (оказания данной организации услуги) в течение месяца стоимостью более ста тысяч рублей на условиях гражданско-правового договора (гражданско-правовых договоров) вне зависимости от применяемого налогового режима.

Таким образом, применение режима НПД не исключает возможность заключения бывшим государственным и муниципальным служащим гражданско-правового договора (гражданско-правовых договоров), предусмотренных частью 1 статьи 12 Федерального закона N 273-ФЗ, с организациями, в отношении которых он осуществлял отдельные функции государственного, муниципального (административного) управления.

В случае заключения указанных договоров с такими организациями получение соответствующего согласия необходимо.

Вместе с тем сообщаем следующее.

Несмотря на тот факт, что применение должностным лицом режима НПД не является коррупционным правонарушением, необходимо обращать внимание на природу получаемых должностным лицом доходов от реализации товаров (работ, услуг, имущественных прав), в отношении которых применяется режим НПД.

В отдельных ситуациях получаемый должностным лицом доход может свидетельствовать о возможном нарушении таким лицом антикоррупционных стандартов.

Так, например, приобретение должностным лицом жилых помещений с целью их последующей сдачи в аренду (наем), систематическое оказание услуг (например, парикмахерских) может расцениваться в качестве осуществления предпринимательской деятельности (вне зависимости от используемого им налогового режима).

В этой связи при отнесении деятельности к предпринимательской необходимо руководствоваться положениями пункта 1 статьи 2 Гражданского кодекса Российской Федерации, согласно которому под предпринимательской понимается самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг.

При этом стоит также учитывать, что согласно пункту 2 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 18 ноября 2004 г. N 23 "О судебной практике по делам о незаконном предпринимательстве", исходя из которого временная сдача в аренду (наем) недвижимого имущества (в том числе жилого помещения) не может рассматриваться в качестве нарушения установленного запрета на осуществление предпринимательской деятельности при условии, что такое имущество приобретено для личных нужд или получено по наследству либо по договору дарения, но необходимость его использования отсутствует.

Учитывая изложенное, постановка на учет в налоговом органе в качестве налогоплательщика, применяющего режим НПД, не является подтверждением осуществления предпринимательской деятельности и нарушением соответствующего запрета. Кроме того, сдача в аренду (наем) жилых помещений сама по себе не может быть квалифицирована в качестве занятия иной оплачиваемой деятельностью, запрет на осуществление которой предусмотрен для отдельных категорий лиц.

Дополнительно сообщаем, что указание тех или иных доходов, в отношении которых применяется режим НПД, в справке о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, форма которой утверждена Указом Президента Российской Федерации от 23 июня 2014 г. N 460, осуществляется в соответствии с Методическими рекомендациями по вопросам представления сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного и заполнения соответствующей формы справки, размещенными на официальном сайте Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации по адресу: https://mintrud.gov.ru/ministry/programms/anticorruption/9/5.

Другие документы по теме
"О проведении мониторинга" (вместе с "Инструктивным письмом о порядке предоставления данных по форме "Мониторинг по основным направлениям деятельности образовательной организации высшего образования за 2020 г. (форма N 1-Мониторинг)")
"О разъяснениях положений постановления Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 09.04.2021 N 12"
<Об отмене временных ограничений на ввоз в Российскую Федерацию продукции из Венгрии>
Ошибка на сайте