Рейтинг@Mail.ru

<Письмо> Минпросвещения России от 01.11.2022 N 07-7350

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ДЕПАРТАМЕНТ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ В СФЕРЕ

ЗАЩИТЫ ПРАВ ДЕТЕЙ

ПИСЬМО

от 1 ноября 2022 г. N 07-7350

О НАПРАВЛЕНИИ ИНФОРМАЦИИ

В рамках исполнения пункта 6 перечня поручений Президента Российской Федерации от 27 января 2022 г. N Пр-189 Департамент государственной политики в сфере защиты прав детей направляет для руководства в работе Методические рекомендации по организации в субъектах Российской Федерации работы по оплате за жилые помещения, нанимателями или членами семей нанимателей по договорам социального найма либо собственниками которых являются дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, и коммунальные услуги.

Директор департамента

Л.П.ФАЛЬКОВСКАЯ

Приложение

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

"ЦЕНТР ЗАЩИТЫ ПРАВ И ИНТЕРЕСОВ ДЕТЕЙ"

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

ПО ОРГАНИЗАЦИИ В СУБЪЕКТАХ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

РАБОТЫ ПО ОПЛАТЕ ЗА ЖИЛЫЕ ПОМЕЩЕНИЯ, НАНИМАТЕЛЯМИ

ИЛИ ЧЛЕНАМИ СЕМЕЙ НАНИМАТЕЛЕЙ ПО ДОГОВОРАМ СОЦИАЛЬНОГО НАЙМА

ЛИБО СОБСТВЕННИКАМИ КОТОРЫХ ЯВЛЯЮТСЯ ДЕТИ-СИРОТЫ И ДЕТИ,

ОСТАВШИЕСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ, И КОММУНАЛЬНЫЕ УСЛУГИ

Методические рекомендации разработаны в целях оказания методической поддержки при организации работы по оплате за жилые помещения, нанимателями или членами семей нанимателей по договорам социального найма либо собственниками которых являются дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, и коммунальные услуги. Методические рекомендации могут быть использованы органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими контроль за использованием и сохранностью указанных жилых помещений, органами опеки и попечительства.

Введение

Конституция Российской Федерации гарантирует каждому право на жилище и предусматривает создание органами государственной власти и органами местного самоуправления условий для осуществления данного права. Возможность реализации права на жилище обусловливает в том числе установление доступной платы за жилое помещение определенным категориям граждан (часть 3 статьи 40 Конституции Российской Федерации).

Дети в Российской Федерации относятся к особой категории, в интересах которых жилищным законодательством предусматриваются различные механизмы защиты их жилищных прав. В особой государственной поддержке нуждаются дети, оказавшиеся в трудной жизненной ситуации, к которым относятся дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей (далее - дети-сироты).

К моменту окончания пребывания детей-сирот в организациях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (далее - организации для детей-сирот), или на семейной форме устройства, имеются случаи возникновения задолженности по оплате за жилые помещения и коммунальные услуги, указанной категории граждан, что крайне негативно сказывается на их социальной адаптации.

Настоящие методические рекомендации разработаны в соответствии с пунктом 6 поручения Президента Российской Федерации от 27 января 2022 г. N Пр-189 с учетом действующего законодательства Российской Федерации на основе анализа опыта субъектов Российской Федерации по решению вопроса оплаты задолженности за жилищно-коммунальные услуги детей-сирот.

1. Правовое регулирование отношений по оплате жилых помещений и коммунальных услуг

1.1. Общие положения

Граждане, осуществляя право пользования жилым помещением и право получения коммунальных услуг надлежащего качества, несут обязанность по своевременной и полной оплате жилого помещения и предоставленных коммунальных услуг (статья 153 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ).

Структура платы за жилое помещение и коммунальные услуги определена статьей 154 ЖК РФ.

Плата за жилое помещение и коммунальные услуги для нанимателя жилого помещения, занимаемого по договору социального найма, а также собственника включает в себя:

плату за содержание жилого помещения;

плату за коммунальные услуги.

Плата за жилое помещение и коммунальные услуги для нанимателя включает в себя также плату за пользование жилым помещением (плата за наем).

Плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника включает в себя также взнос на капитальный ремонт.

К мерам социальной поддержки граждан по оплате жилого помещения и коммунальных услуг относятся предоставление субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, компенсация расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг (статьи 159, 160 ЖК РФ), иные формы социальной поддержки (освобождение от оплаты за жилое помещение и/или коммунальных услуг).

Категории лиц, которым предоставляются меры социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, порядок и условия предоставления этих мер, способы и источники их финансирования устанавливаются федеральными законами, нормативными правовыми актами федеральных органов исполнительной власти, законами субъектов Российской Федерации.

Отдельные вопросы, связанные с реализацией мер социальной поддержки граждан по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, по смыслу части 11 статьи 159 и части 1 статьи 160 ЖК РФ, могут регулироваться нормативными правовыми актами органов местного самоуправления в случае наделения их отдельными государственными полномочиями органами власти субъектов Российской Федерации.

1.2. Об исполнении обязательств по оплате коммунальных услуг и жилого помещения, занимаемого несовершеннолетними гражданами по договору социального найма

ЖК РФ установлено, что внесение платы за жилое помещение и коммунальные услуги является обязанностью не только нанимателя, но и проживающих с ним членов его семьи (дееспособных и ограниченных судом в дееспособности), имеющих равное с нанимателем право на жилое помещение, независимо от указания их в договоре социального найма жилого помещения (пункт 5 части 3 статьи 67, части 2, 3 статьи 69 и статья 153 ЖК РФ).

Названные лица несут солидарную с нанимателем ответственность за невыполнение обязанности по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги.

Таким образом, законом установлен круг лиц, которые несут ответственность за исполнение обязанностей по договору найма жилого помещения муниципального или государственного жилищного фонда. К ним относятся наниматель, а также дееспособные и ограниченные в дееспособности члены его семьи.

Статьей 21 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) дееспособность определяется как способность гражданина своими действиями приобретать и осуществлять гражданские права, создавать для себя гражданские обязанности и исполнять их.

Дееспособность формируется поэтапно в зависимости от взросления человека, формирования у него способности понимать значение совершаемых действий и правовые последствия таких действия. В полном объеме дееспособность возникает с наступлением совершеннолетия, то есть по достижении гражданином восемнадцатилетнего возраста. Приобретение дееспособности ранее достижения 18 лет ГК РФ связывает со вступлением несовершеннолетнего в брак (пункт 2 статьи 21) или его эмансипацией (пункт 1 статьи 27).

Несовершеннолетние в силу отсутствия дееспособности, не могут нести солидарную с нанимателем ответственность по обязательствам, вытекающим из договора социального найма, в том числе по оплате за жилое помещение и коммунальные услуги.

1.3. Об исполнении обязательств по оплате коммунальных услуг и жилого помещения, принадлежащего несовершеннолетним гражданам на праве собственности

Собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором (статья 210 ГК РФ). Обязанность собственника своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги установлена в статье 153 ЖК РФ.

Сособственники жилого помещения в многоквартирном доме несут обязанность по оплате жилого помещения и коммунальных услуг соразмерно их доле в праве общей долевой собственности на жилое помещение (статья 249 ГК РФ).

В соответствии с разъяснениями Верховного Суда Российской Федерации в случае, если собственником жилого помещения (доли) является несовершеннолетний, то обязанность по оплате жилого помещения и коммунальных услуг несут его родители независимо от факта совместного с ним проживания (статьи 21, 26, 28 ГК РФ и статьи 56, 60, 64 Семейного кодекса Российской Федерации (далее - СК РФ). Вместе с тем несовершеннолетние в возрасте от 14 до 18 лет вправе самостоятельно вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги. При недостаточности у несовершеннолетнего средств обязанность по оплате жилого помещения и коммунальных услуг субсидиарно возлагается на его родителей (статья 26 ГК РФ) (пункт 28 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27 июня 2017 г. N 22 "О некоторых вопросах рассмотрения судами споров по оплате коммунальных услуг и жилого помещения, занимаемого гражданами в многоквартирном доме по договору социального найма или принадлежащего им на праве собственности" (далее - постановление Пленума ВС РФ от 27 июня 2017 г. N 22).

Следовательно, обязанность по оплате за жилое помещение и коммунальные услуги возложена на их родителей (усыновителей).

1.4. Об исполнении обязательств по оплате жилых помещений, нанимателями которых по договорам социального найма или членами семьи нанимателя либо собственниками являются дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, и коммунальных услуг

В отношении детей-сирот федеральным законодательством не урегулировано, за счет каких средств их законные представители (опекуны (попечители), приемные родители, организации для детей-сирот производят оплату за жилые помещения, нанимателями (членами семьи нанимателя) по договору социального найма либо собственниками которых являются дети-сироты, и коммунальные услуги (далее - жилые помещения детей-сирот).

В соответствии со статьями 148 и 155.3 СК РФ дети, находящиеся под опекой (попечительством), и в организациях для детей-сирот имеют право на сохранение права собственности на жилое помещение или права пользования жилым помещением.

В силу статьи 36 ГК РФ, статей 15, 18 и 26 Федерального закона от 24 апреля 2008 г. N 48-ФЗ "Об опеке и попечительстве" (далее - Федеральный закон N 48-ФЗ) опекуны и попечители обязаны заботиться о содержании своих подопечных, об обеспечении их уходом и лечением, защищать их права и интересы, в том числе исполнять обязанности по охране имущества подопечного и управлению имуществом подопечного. Управление имуществом подопечного должно способствовать извлечению из него доходов, осуществляться к выгоде подопечного.

В соответствии с частью 1 статьи 17 Федерального закона N 48-ФЗ подопечные не имеют права собственности на имущество опекунов или попечителей, а опекуны или попечители не имеют права собственности на имущество подопечных, в том числе на суммы алиментов, пенсий, пособий и иных предоставляемых на содержание подопечных социальных выплат.

Приведенные нормы права не содержат указания на то, что опекун (попечитель) несет бремя содержания жилых помещений, право пользования, которыми сохранено за детьми-сиротами или обязаны отвечать своим имуществом по их долгам.

В свою очередь, на основании пункта 2 статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (далее - Федеральный закон N 159-ФЗ) органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, обязаны осуществлять контроль за использованием и сохранностью жилых помещений детей-сирот, за обеспечением надлежащего санитарного и технического состояния жилых помещений, а также осуществлять контроль за распоряжением ими.

Статьей 30 ЖК РФ устанавливаются полномочия собственника жилого помещения и его обязанности. Предусматривается, что собственник жилого помещения несет бремя содержания данного помещения и, если данное помещение является квартирой, общего имущества собственников помещений в соответствующем многоквартирном доме. Собственник жилого помещения обязан поддерживать данное помещение в надлежащем состоянии, не допуская бесхозяйственного обращения с ним.

Жилые помещения, предоставляемые по договору социального найма, являются государственной или муниципальной собственностью.

Исходя из положений части 3 статьи 30 ЖК РФ и статьи 210 ГК РФ, содержание входящих в государственный или муниципальный жилищный фонд жилых помещений, право пользования которыми сохранено за детьми-сиротами, по общему правилу, возлагается на субъекты Российской Федерации (собственника государственного жилищного фонда субъекта Российской Федерации) или муниципальное образование (собственника муниципального жилищного фонда).

При передаче ребенка под опеку (попечительство) органом опеки и попечительства, должен быть разрешен вопрос о месте жительства ребенка, а также о предоставлении опекуну (попечителю) средств на содержание ребенка, объем которых определяется субъектом Российской Федерации.

Кроме того, дети-сироты могут быть освобождены от внесения платы за жилое помещение и коммунальные услуги в рамках реализации дополнительных гарантий по социальной поддержке детей-сирот, установленных в субъекте Российской Федерации с учетом положений Федерального закона N 159-ФЗ.

Федеральный закон N 159-ФЗ устанавливает принцип полного государственного обеспечения детей-сирот, под которым понимается предоставление детям-сиротам за время пребывания в соответствующей организации для детей-сирот, в семье опекуна, попечителя, приемных родителей помимо бесплатного питания, бесплатного комплекта одежды, обуви и мягкого инвентаря, бесплатного оказания медицинской помощи также и проживания в жилом помещении без взимания платы или возмещение их полной стоимости (статья 1).

Предусмотренные Федеральным законом N 159-ФЗ дополнительные гарантии для детей-сирот (за исключением детей, обучающихся в федеральных государственных образовательных организациях), являются расходными обязательствами субъектов Российской Федерации. Законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации могут устанавливаться дополнительные виды социальной поддержки детей-сирот (статье 5 Федерального закона N 159-ФЗ).

До настоящего времени остается не урегулированным вопрос об источниках внесения платы за жилые помещения, нанимателями или членами семей нанимателей по договорам социального найма либо собственниками которых являются дети-сироты, и коммунальные услуги. На практике это приводит к многочисленным случаям возникновения задолженности по оплате за жилые помещения и коммунальные услуги, указанной категории граждан.

2. Опыт субъектов Российской Федерации по решению проблемы образования задолженности по оплате жилых помещений, нанимателями которых по договорам социального найма или членами семьи нанимателя либо собственниками являются дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, и коммунальных услуг

В субъектах Российской Федерации меры социальной поддержки предоставляются детям-сиротам и лицам из их числа по оплате жилого помещения и коммунальных услуг:

1) в отношении жилых помещений, которые временно не используются:

детьми-сиротами в связи с их проживанием в жилых помещениях опекунов (попечителей), приемных родителей, помещением детей-сирот под надзор в организации для детей-сирот;

детьми-сиротами, лицами из числа детей-сирот в связи с их обучением в профессиональных образовательных организациях и проживающих в общежитиях;

детьми-сиротами, лицами из числа детей-сирот в связи прохождением ими военной службы по призыву, отбыванием наказания в исправительных учреждениях;

2) в отношении жилых помещений:

опекунов (попечителей), приемных родителей, в которых дети-сироты зарегистрированы по месту пребывания;

бывших опекунов (попечителей), в которых лица из числа детей-сирот, обучающиеся в профессиональных образовательных организациях по очной форме, проживают по месту пребывания.

Меры социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг предоставляются в субъектах Российской Федерации в виде:

освобождения детей-сирот и лиц из числа детей-сирот от платы за жилое помещение и коммунальные услуги (Республика Саха (Якутия), Вологодская, Псковская, Свердловская области, Москва);

возмещения расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг посредством предоставления денежной компенсации в размере 100 процентов платы за данное жилое помещение и коммунальные услуги в части приходящейся на долю детей-сирот и лиц из числа детей-сирот (Республика Северная Осетия (Алания), Владимирская, Мурманская, Нижегородская области, Санкт-Петербург и др.);

частичного погашения расходов в виде ежемесячной денежной выплаты/материальной помощи/социального пособия (адресной социальной помощи) на оплату жилого помещения и коммунальных услуг (Республики Марий Эл и Мордовия, Белгородская, Брянская, Ульяновская области и др.);

освобождения от задолженности по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, образовавшейся в период, когда дети-сироты, лица из числа детей-сирот не имели возможности пользоваться жилыми помещениями посредством возмещения за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации понесенных в связи с этим расходов собственникам жилых помещений при их непосредственном управлении многоквартирным домом, товариществам собственников жилья либо жилищным кооперативам или иным специализированным потребительским кооперативам, юридическим лицам независимо от организационно-правовой формы или индивидуальному предпринимателю, осуществляющим деятельность по управлению многоквартирным домом и ресурсоснабжающим организациям (Архангельская, Магаданская области, Ненецкий автономный округ).

Нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации устанавливаются условия освобождения от задолженности. Например, в Ненецком автономном округе дети-сироты, лица из числа детей-сирот освобождаются от задолженности по оплате жилого помещения и коммунальных услуг в части приходящейся на них доли оплаты за жилое помещение и коммунальные услуги при условии разделения лицевого счета.

Информация о мерах социальной поддержки по оплате за жилые помещения детей-сирот в отдельных субъектах Российской Федерации представлена в приложении к настоящим методическим рекомендациям.

Источниками внесения платы за жилые помещения детей-сирот в субъектах Российской Федерации являются:

доходы, полученные в результате предоставления жилых помещений детей-сирот на условиях договора найма (поднайма) жилого помещения, предоставления жилых помещений детей-сирот на условиях договора аренды жилого помещения, передачи жилого помещения в доверительное управление;

средства бюджетов субъектов Российской Федерации, на территории которых находятся жилые помещения, право пользования или право собственности на которые сохранены за детьми-сиротами.

Расходы опекунов (попечителей) по оплате за жилое помещение и коммунальные услуги рассчитываются:

в пределах фактических расходов, исчисленных исходя из общей площади жилого помещения, - если дети-сироты, лица из числа детей-сирот являются единственными нанимателями и пользователями жилого помещения, либо единственными собственниками жилого помещения;

в пределах фактических расходов, исчисленных исходя из доли общей площади жилого помещения, приходящейся на детей-сирот и лиц из числа детей-сирот, определяемой как частное от деления общей площади жилого помещения на общее количество лиц, проживающих в жилом помещении, - если дети-сироты, лица из числа детей-сирот являются членами семьи нанимателя жилого помещения.

в пределах фактических расходов, исчисленных исходя из доли общей площади жилого помещения, соответствующей доле в праве общей собственности на жилое помещение, - если дети-сироты, лица из числа детей-сирот являются одним из собственников жилого помещения.

3. Рекомендации по решению вопроса оплаты задолженности по оплате жилых помещений, нанимателями которых по договорам социального найма или членами семьи нанимателя либо собственниками являются дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, и коммунальных услуг

1. Реализация субъектами Российской Федерации полномочий по предметам совместного ведения, в том числе в области социальной поддержки детей-сирот, деятельности по опеке и попечительству предполагает осуществление ими нормативно-правового регулирования по вопросам, отнесенным федеральным законодателем к их ведению, включая принятие соответствующих законов и иных нормативных правовых актов.

Субъектам Российской Федерации рекомендуется установить специальное правовое регулирование вопроса о предоставлении мер социальной поддержки по оплате жилых помещений детей-сирот и коммунальных услуг, поскольку такое правовое регулирование направлено на осуществление государством конституционной обязанности по установлению гарантий социальной защиты с учетом особенностей положения детей-сирот, а также лиц из числа детей-сирот, для которых государственная поддержка является необходимым источником средств к существованию и реализации конституционного права на жилище.

2. В соответствии со статьей 7 Федерального закона N 48-ФЗ к основным задачам органов опеки и попечительства относятся:

1) защита прав и законных интересов граждан, находящихся под опекой или попечительством;

2) надзор за деятельностью опекунов и попечителей;

3) контроль за сохранностью имущества и управлением имуществом граждан, находящихся под опекой или попечительством либо помещенных под надзор в организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Согласно пункту 2 статьи 8 Федерального закона N 159-ФЗ органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации обязаны осуществлять контроль за использованием и сохранностью жилых помещений детей-сирот, за обеспечением надлежащего санитарного и технического состояния жилых помещений, а также осуществлять контроль за распоряжением ими (далее - контроль).

Органы опеки и попечительства наряду с иными органами, уполномоченными осуществлять контроль за использованием и сохранностью жилых помещений детей-сирот, относятся к субъектам контроля.

В ходе осуществления контроля органам опеки и попечительства рекомендуется взаимодействовать с заинтересованными органами власти и организациями, в целях принятия мер по недопущению образования задолженности за жилые помещения детей-сирот, включая информирование соответствующих органов и организаций о временном отсутствии детей-сирот в занимаемом жилом помещении.

Кроме того, в целях предотвращения формирования задолженности по оплате за жилые помещения детей-сирот и коммунальные услуги в рамках задач, определенных статьей 7 Федерального закона N 48-ФЗ, органам опеки и попечительства рекомендуется взаимодействовать с законными представителями, инициировать обращение законных представителей, в том числе в ресурсоснабжающую организацию, суд, оказывать содействие в подготовке требующихся документов, разъяснять возможные варианты действий в рамках законодательства Российской Федерации и законодательства субъекта Российской Федерации, включая следующие вопросы:

1). Перерасчет платы за жилое помещение и коммунальные услуги.

Согласно пункту 37 постановления Пленума ВС РФ от 27 июня 2017 г. N 22 временное неиспользование нанимателями, собственниками и иными лицами помещений не является основанием для освобождения их от обязанности по внесению платы за содержание жилого помещения, за пользование жилым помещением (платы за наем), платы за отопление, а также за коммунальные услуги, предоставленные на общедомовые нужды, взносов на капитальный ремонт.

При временном отсутствии нанимателей (собственников) и (или) членов их семей внесение платы за иные виды коммунальных услуг, рассчитываемой исходя из нормативов потребления, осуществляется с учетом перерасчета платежей за период временного отсутствия граждан в порядке и в случаях, которые утверждаются Правительством Российской Федерации (часть 11 статьи 155 ЖК РФ).

Перерасчет платы в таких случаях производится на основании заявления, поданного гражданином в сроки, предусмотренные правилами, утверждаемыми Правительством Российской Федерации.

Порядок перерасчета размера платы за отдельные виды коммунальных услуг за период временного отсутствия потребителей в занимаемом жилом помещении, не оборудованном индивидуальным и (или) общим (квартирным) прибором учета, определен Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2011 г. N 354.

2). Определение порядка внесения платы за жилое помещение и коммунальные услуги.

Согласно пункту 27 постановления Пленума ВС РФ от 27 июня 2017 г. N 22 сособственники жилого помещения в многоквартирном доме несут обязанность по оплате жилого помещения и коммунальных услуг соразмерно их доле в праве общей долевой собственности на жилое помещение (статья 249 ГК РФ). По смыслу статьи 155 ЖК РФ и статьи 249 ГК РФ, каждый из таких сособственников жилого помещения вправе требовать заключения с ним отдельного соглашения, на основании которого вносится плата за жилое помещение и коммунальные услуги, и выдачи отдельного платежного документа.

При отказе в оформлении отдельного платежного документа сособственник вправе обратиться в суд с иском к единому информационно-расчетному центру (управляющей компании, ТСЖ, ресурсоснабжающей организации) об определении порядка и размера участия в оплате жилого помещения и коммунальных услуг и выдаче отдельного платежного документа (вопрос N 27 Обзора законодательства и судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за четвертый квартал 2006 года, утвержденного Постановлением Президиума Верховного Суда Российской Федерации от 7 марта 2007 г.).

Бывший член семьи нанимателя, сохраняющий право пользования жилым помещением, самостоятельно отвечает по обязательствам, связанным с оплатой жилого помещения и коммунальных услуг, в случае заключения с наймодателем (управляющей организацией) и нанимателем соглашения, определяющего порядок и размер его участия в расходах по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги (часть 4 статьи 69 ЖК РФ, статья 421 ГК РФ). В случае отсутствия такого соглашения суд вправе определить размер расходов бывшего члена семьи нанимателя по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, исходя из приходящейся на него доли общей площади всего жилого помещения с учетом количества лиц, имеющих право пользования этим жилым помещением (статья 249 ГК РФ). При этом на наймодателя (управляющую организацию) возлагается обязанность заключить с бывшим членом семьи нанимателя соответствующее соглашение и выдать ему отдельный платежный документ на оплату жилого помещения и коммунальных услуг (пункт 25 постановления Пленума ВС РФ от 27 июня 2017 г. N 22)

В ситуации, когда родители лишены родительских прав, в случае недостижения соглашения с родителями, лишенными (ограниченными) родительских прав, о порядке оплаты жилищно-коммунальных услуг рекомендуется обращаться в суд с заявлением об определении порядка оплаты указанных услуг соразмерно доле ребенка с одновременным обязыванием ресурсоснабжающей организации предъявлять требования об оплате услуг не к опекунам (попечителям), а к родителям.

3. Субъектам Российской Федерации рекомендуется осуществлять управление имуществом детей-сирот с выгодой для них.

Соответствующие положения содержатся в нормативных правовых актах отдельных субъектов Российской Федерации, регламентирующих порядок осуществления контроля за использованием и сохранностью жилых помещений детей-сирот.

Например, в Удмуртской Республике <1> обеспечение эффективного использования жилых помещений детей-сирот в период временного отсутствия в них детей-сирот, лиц из числа детей-сирот может осуществляться путем:

--------------------------------

<1> Постановление Правительства Удмуртской Республики от 23 декабря 2013 года N 594 "О Порядке обеспечения сохранности закрепленных за детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей, а также лицами из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилых помещений и подготовки указанных жилых помещений к заселению детьми-сиротами, детьми, оставшимися без попечения родителей, а также лицами из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей"

предоставления жилого помещения на условиях договора поднайма жилого помещения, предоставленного по договору социального найма;

предоставления жилого помещения на условиях договора найма (поднайма) жилого помещения;

предоставления жилого помещения на условиях договора аренды жилого помещения;

передачи жилого помещения в доверительное управление.

Средства, полученные в результате исполнения указанных договоров, перечисляются на счета детей-сирот, лиц из числа детей-сирот, открытые в кредитной организации, не менее половины акций (долей) которой принадлежат Российской Федерации.

В Челябинской области <2> в целях обеспечения использования и сохранности жилых помещений детей-сирот законный представитель детей-сирот с предварительного разрешения органов опеки и попечительства вправе:

--------------------------------

<2> Постановление Правительства Челябинской области от 29 мая 2020 г. N 237-П "О Порядке осуществления контроля за использованием и сохранностью жилых помещений, нанимателями или членами семей нанимателей по договорам социального найма либо собственниками которых являются дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, за обеспечением надлежащего санитарного и технического состояния жилых помещений, а также осуществления контроля за распоряжением указанными жилыми помещениями"

передать жилые помещения, нанимателями или членами семей нанимателей по договорам социального найма которых являются дети-сироты, по договору поднайма с предварительного разрешения органов опеки и попечительства и согласия наймодателя;

передать жилые помещения, собственниками которых являются дети-сироты, по договору найма.

Денежные средства, полученные по договорам найма (поднайма) жилых помещений детей-сирот, подлежат зачислению на лицевые счета, открытые законными представителями детей-сирот, учреждениями, создаваемые в установленном законом порядке для детей-сирот.

Положения, затрагивающие вопросы эффективного управления имуществом несовершеннолетнего и извлечения доходов от такого имущества, содержатся в Методических рекомендациях по вопросам выдачи органами опеки и попечительства предварительных разрешений на осуществление имущественных прав ребенка (письмо Минпросвещения России от 23 декабря 2021 г. N 07-7890 "О методических рекомендациях") <3>. В частности, вопросы, связанные с особенностями заключения договора аренды в отношении жилого помещения, принадлежащего несовершеннолетним на праве собственности (параграф 1.7), предоставления жилых помещений, находящихся в собственности несовершеннолетних, в наем (возмездное пользование) иным лицам (параграф 2.4.), с доверительным управлением имущества несовершеннолетних (глава 4).

--------------------------------

<3> Методические рекомендации размещены на сайте ФГБУ "Центр защиты прав и интересов детей" в сети "Интернет" по ссылке: https://frcopeca.ru/wp-content/uploads/2021/12/metodicheskie-rekomendacii-4.pdf

Необходимо учитывать, что Федеральным законом N 48-ФЗ установлены ограничения, которые следует соблюдать при разрешении органами опеки и попечительства заключения сделок по предоставлению жилых помещений детей-сирот в пользование иным лицам.

Согласно части 6 статьи 19 Федерального закона N 48-ФЗ законные представители детей-сирот не вправе заключать договор о передаче имущества подопечного в пользование и не в праве давать согласие на заключение такого договора, если срок пользования имуществом превышает пять лет.

Заключение договора о передаче имущества подопечного несовершеннолетнего в пользование на срок более чем пять лет допускается в исключительных случаях и также с предварительного разрешения органа опеки и попечительства при наличии обстоятельств, свидетельствующих об особой выгоде такого договора, если федеральным законом не установлен иной предельный срок.

При принятии решения о предоставлении свободных жилых помещений детей-сирот в возмездное пользование иным лицам рекомендуется возлагать на этих лиц обязанности по содержанию и ремонту помещения, оплате коммунальных услуг.

Приложение

ИНФОРМАЦИЯ

О МЕРАХ СОЦИАЛЬНОЙ ПОДДЕРЖКИ ПО ОПЛАТЕ ЗА ЖИЛЫЕ ПОМЕЩЕНИЯ,

НАНИМАТЕЛЯМИ (ЧЛЕНАМИ СЕМЬИ НАНИМАТЕЛЯ) ПО ДОГОВОРУ

СОЦИАЛЬНОГО НАЙМА ЛИБО СОБСТВЕННИКАМИ КОТОРЫХ ЯВЛЯЮТСЯ

ДЕТИ-СИРОТЫ И ДЕТИ, ОСТАВШИЕСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ,

И КОММУНАЛЬНЫЕ УСЛУГИ В ОТДЕЛЬНЫХ СУБЪЕКТАХ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Используемые сокращения:

дети-сироты - дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей;

лица из числа детей-сирот - лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;

организации для детей-сирот - организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

N п./п.

Наименование субъекта Российской Федерации

Наименование и реквизиты нормативного правового акта субъекта Российской Федерации

Меры социальной поддержки

Категории получателей

1

Республика Марий Эл

Закон Республики Марий Эл от 2 декабря 2004 г. N 50-З "О социальной поддержке и социальном обслуживании отдельных категорий граждан в Республике Марий Эл"

оплата в размере 50 процентов занимаемой общей площади жилых помещений (в коммунальных квартирах - занимаемой жилой площади) в пределах социальной нормы площади жилья, установленной Правительством Республики Марий Эл. Меры социальной поддержки по оплате жилья предоставляются лицам, проживающим в жилых помещениях в жилищном фонде независимо от формы собственности;

оплата в размере 50 процентов коммунальных услуг (водоснабжение, водоотведение, вывоз бытовых и других отходов, газ, электрическая и тепловая энергия - в пределах нормативов потребления указанных услуг), а проживающим в домах, не имеющих центрального

отопления, - топлива, приобретаемого в пределах норм, установленных для продажи населению, и транспортных услуг для доставки этого топлива.

дети-сироты, лица из числа детей-сирот

2

Республика Мордовия

Закон Республики Мордовия от 28 декабря 2004 г. N 102-З "О мерах социальной поддержки отдельных категорий населения, проживающего в Республике Мордовия", постановление Правительства Республики Мордовия от 28 июля 2008 г. N 342 "Об утверждении Положения о порядке предоставления ежемесячной денежной компенсации части расходов по оплате жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям граждан, проживающих в Республике Мордовия"

ежемесячная денежная компенсация части расходов по оплате жилого помещения и коммунальных услуг

дети-сироты

3

Республика Саха (Якутия)

Закон Республики Саха (Якутия) от 15 декабря 2012 г. N 1154-З N 1201-IV "Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей",

постановление Правительства Республики Саха (Якутия) от 26 мая 2020 г. N 138 "Об утверждении Положения о порядке и условиях освобождения от внесения платы за жилое помещение и коммунальные услуги детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Республике Саха (Якутия) 2

освобождение от платы за жилое помещение и коммунальные услуги (кроме случая сдачи жилых помещений в поднаем)

дети-сироты, лица из числа детей-сирот

4

Республика Северная Осетия (Алания)

постановление Правительства Республики Северная Осетия - Алания от 29 марта 2016 г. N 107 "О порядке и условиях предоставления социальных гарантий на оплату жилья и коммунальных услуг отдельным категориям граждан в Республике Северная Осетия - Алания"

Социальные гарантии предоставляются в денежной форме:

в размере 100 процентов:

платы за коммунальные услуги, рассчитанной исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определенного по показаниям приборов учета, но не более нормативов потребления, утверждаемых уполномоченным органом исполнительной власти Республики Северная Осетия - Алания. При отсутствии указанных приборов учета плата за коммунальные услуги рассчитывается исходя из указанных нормативов;

оплаты стоимости топлива, приобретаемого в пределах норм, установленных для продажи населению, и транспортных услуг для доставки этого топлива в порядке, установленном Правительством Республики Северная Осетия-Алания

дети-сироты, лица из числа детей-сирот при получении ими среднего профессионального образования и высшего образования по очной форме обучения, находящиеся на полном государственном обеспечении, а также в период службы в рядах Вооруженных сил Российской Федерации

5

Удмуртская Республика

Постановление Правительства Удмуртской Республики от 23 декабря 2013 г. N 594 "О порядке обеспечения сохранности закрепленных за детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей, жилых помещений и подготовки указанных жилых помещений к заселению детьми-сиротами, детьми, оставшимися без попечения родителей, а также лицами из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей"

перерасчет размера платы за отдельные виды коммунальных услуг за период временного отсутствия ребенка-сироты, ребенка, оставшегося без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в закрепленном жилом помещении, не оборудованном индивидуальным и (или) общим (квартирным) прибором учета коммунальных услуг;

осуществление органами опеки и попечительства платежей за закрепленное жилое помещение и коммунальные услуги в случае устройства детей-сирот, а также лиц из числа детей-сирот под надзор в образовательные организации, организации социального обслуживания, медицинские организации и иные организации, создаваемые в установленном законом порядке для детей-сирот, обучения их в образовательных организациях профессионального образования либо прохождения военной службы по призыву, либо отбывания наказания в исправительных учреждениях

дети-сироты, лица из числа детей-сирот (при устройстве на воспитание в семьи опекунов (попечителей), приемных родителей, под надзор в образовательные организации, организации социального обслуживания, медицинские организации и иные организации, создаваемые в установленном законом порядке для детей-сирот, в период обучения в образовательных организациях профессионального образования либо прохождения военной службы по призыву, либо отбывания наказания в исправительных учреждениях)

6

Республика Хакасия

Закон Республики Хакасия от 15 августа 2005 г. N 55-ЗРХ "О социальной поддержке детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", постановление Правительства Республики Хакасия от 24 декабря 2015 г. N 686 "Об утверждении Положения о предоставлении материальной помощи на частичную оплату жилых помещений (плату за найм) и коммунальных услуг лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, находящимся в трудной жизненной ситуации"

материальная помощь на частичную оплату жилых помещений (плату за наем), предоставленных по договору социального найма или найма специализированного жилого помещения, и коммунальных услуг (лицам, которым жилые помещения принадлежат на праве собственности)

лица из числа детей-сирот, находящиеся в трудной жизненной ситуации

7

Архангельская область

Закон Архангельской области от 12 декабря 2012 г. N 591-36-ОЗ "О социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Архангельской области", постановление Правительства Архангельской области от 3 июля 2013 г. N 289-пп "Об утверждении Порядка предоставления детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг (включая взнос на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме), а также по освобождению от задолженности по оплате жилого помещения и коммунальных услуг (включая взнос на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме) и о признании утратившими силу отдельных нормативных правовых актов Архангельской области"

освобождение от платы за пользование жилым помещением и коммунальными услугами (включая взнос на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме)

дети-сироты, лица из числа детей-сирот, обучающиеся по очной форме в государственных профессиональных образовательных организациях и образовательных организациях высшего образования, находящиеся на полном государственном обеспечении и проживающие в ранее закрепленном или вновь предоставленном жилом помещении

8

Белгородская область

Закон Белгородской области от 25 января 2007 г. N 93 "Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа в Белгородской области", постановление Правительства Белгородской области от 28 сентября 2015 г. N 349-пп "Об организации осуществления оплаты коммунальных услуг, содержания и ремонта жилых помещений, закрепленных за детьми-сиротами, детьми, оставшимися без попечения родителей, и лицами из их числа"

ежемесячная денежная выплата на оплату коммунальных услуг и содержание жилых помещений

дети-сироты

9

Брянская область

Указ Губернатора Брянской области от 24 мая 2016 г. N 180 "Об утверждении Положения о размерах, порядке и условиях предоставления денежных выплат на оплату коммунальных услуг, приобретение строительных материалов для осуществления ремонта жилых помещений, закрепленных за детьми-сиротами, а также на оформление документов по передаче жилых помещений в собственность детей-сирот"

ежемесячная денежная выплата на оплату коммунальных услуг

дети-сироты и лица из их числа (на период до достижения совершеннолетия и (или) до окончания пребывания в образовательных организациях, учреждениях здравоохранения и социального обслуживания и других учреждениях независимо от форм собственности для детей-сирот, приемных семьях либо в течение всего времени пребывания у опекунов (попечителей), на период обучения по очной форме в образовательных организациях среднего профессионального или высшего (бакалавриат, специалитет, магистратура, подготовка кадров высшей квалификации) образования, на период службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, на период нахождения в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы)

10

Владимирская область

Закон Владимирской области от 4 июня 2020 г. N 43-ОЗ "О государственном обеспечении и социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", постановление администрации Владимирской области от 25 января 2021 г. N 25 "О порядке финансирования и расходования средств областного бюджета на государственное обеспечение и социальную поддержку детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей"

возмещение расходов на оплату жилого помещения и коммунальные услуги, ежегодная денежная компенсация на приобретение твердого топлива

дети-сироты и лица из их числа

11

Вологодская область

Закон Волгоградской области от 16 марта 2015 г. N 3602-ОЗ "Об охране семьи, материнства, отцовства и детства в Вологодской области"

освобождения от платы за жилое помещение (для нанимателей жилых помещений, относящихся к государственному и муниципальному фонду, - пользование жилым помещением (плата за наем), содержание жилого помещения, для собственников жилых помещений - содержание жилого помещения, взнос на капитальный ремонт); освобождения от платы за отопление

дети-сироты и лица из их числа

12

Кировская область

Закон Кировской области от 4 декабря 2012 г. N 222-ЗО "О социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, детей, попавших в сложную жизненную ситуацию", постановление Правительства Кировской области от 20 октября 2015 г. N 66/691 "О реализации статей 221,222 Закона Кировской области от 4 декабря 2012 г. N 222-ЗО" О социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, детей, попавших в сложную жизненную ситуацию"

(Порядок осуществления мероприятий по подготовке жилых помещений к заселению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей порядок погашения задолженности по оплате за жилое помещение и коммунальные услуги, утвержденный)

погашение задолженности по оплате за жилое помещение и коммунальные услуги, образовавшейся в период пребывания детей-сирот и лиц из числа детей-сирот в организациях для детей-сирот, а также в период получения профессионального образования, профессионального обучения

дети-сироты, лица из числа детей-сирот

13

Ленинградская область

Постановление Правительства Ленинградской области от 14 июля 2020 г. N 499 "Об утверждении Порядка освобождения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, от платы за жилое помещение и коммунальные услуги (включая взнос на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме), платы за определение технического состояния и оценку стоимости жилого помещения в случае передачи его в собственность"

освобождение от платы за жилое помещение и коммунальные услуги (включая взнос на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме)

дети-сироты и лица из их числа

14

Магаданская область

Закон Магаданской области от 30 декабря 2004 г. N 541-ОЗ "О социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Магаданской области"

Освобождение от платы за жилое помещение и коммунальные услуги (включая взнос на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме);

освобождение от задолженности по оплате жилого помещения и коммунальных услуг (включая взнос на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме), образовавшейся в период их нахождения под опекой (попечительством)

дети-сироты, лица из числа детей-сирот (на весь период их нахождения под опекой (попечительством), в приемной семье, пребывания в образовательных организациях, организациях социального обслуживания граждан, медицинских организациях и иных организациях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот, обучения в профессиональных образовательных организациях и образовательных организациях высшего образования по очной форме обучения, прохождения военной службы по призыву)

15

Мурманская область

Закон Мурманской области от 28 декабря 2004 г. N 568-01-ЗМО "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", постановление Правительства Мурманской области от 21 апреля 2010 г. N 170-ПП

"О порядке определения размера ежемесячной денежной выплаты на оплату жилого помещения и коммунальных услуг детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лицам, потерявшим в период обучения обоих родителей или единственного родителя, лицам, оказавшимся в период обучения в трудной жизненной ситуации",

постановление Правительства Мурманской области от 19 февраля 2018 г. N 70-ПП

"Об утверждении Порядка представления документов для назначения и выплаты ежемесячной денежной выплаты на оплату жилого помещения и коммунальных услуг отдельной категории граждан"

ежемесячная денежная выплата на оплату жилого помещения и коммунальных услуг

дети-сироты и лица из их числа, лицам, потерявшие в период обучения обоих родителей или единственного родителя, лица, оказавшиеся в период обучения в трудной жизненной ситуации, на время обучения по очной форме обучения по основным профессиональным образовательным программам и (или) по программам профессиональной подготовки по профессиям рабочих, должностям служащих

16

Нижегородская область

Закон Нижегородской области от 10 декабря 2004 г. N 147-З "О мерах социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей"

ежемесячная денежная компенсация в размере 100 процентов платы за данное жилое помещение и коммунальные услуги в части приходящейся на детей-сирот, лиц из числа детей-сирот доли оплаты за жилое помещение и коммунальные услуги

дети-сироты, лица из числа детей-сирот, обучающиеся в государственных и муниципальных образовательных организациях по очной форме

17

Псковская область

Закон Псковской области от 11 января 2005 г. N 411-ОЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", постановление Администрации Псковской области от 9 августа 2005 г. N 339 "Об утверждении положения о порядке возмещения расходов по оплате за жилое помещение и коммунальные услуги в отношении жилых помещений нанимателями или членами семей нанимателей либо нанимателями жилых помещений по договорам найма специализированных жилых помещений, а также собственникам которых являются дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей"

освобождение от платы за жилое помещение и коммунальные услуги

дети-сироты, лица из числа детей-сирот

(на период пребывания в организациях для детей-сирот, в профессиональных образовательных организациях и образовательных организациях высшего образования, на военной службе по призыву в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, отбывающие срок наказания в виде лишения свободы, а также на период пребывания у опекунов (попечителей), в приемных семьях)

18

Свердловская область

Закон Свердловской области от 23 октября 1995 г. N 28-ОЗ "О защите прав ребенка", постановление Правительства Свердловской области от 10 февраля 2016 г. N 91-ПП "О реализации дополнительных мер социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, установленных пунктом 2 статьи 22 Областного закона от 23 октября 1995 года N 28-ОЗ "О защите прав ребенка"

освобождение от платы за наем и (или) платы за содержание одного жилого помещения; освобождение от оплаты взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме;

освобождение от платы за коммунальные услуги за исключением платы за твердое топливо (освобождение от платы за коммунальные услуги в части платы за твердое топливо при наличии печного отопления в домах, не имеющих центрального отопления (в том числе платы за транспортные услуги для доставки этого топлива), осуществляется в пределах нормативов, устанавливаемых Правительством Свердловской области)

дети-сироты на период их пребывания в семьях опекунов или попечителей, приемных семьях, патронатных семьях, в организациях для детей-сирот, а также на период их обучения по очной форме в профессиональных образовательных организациях и в образовательных организациях высшего образования;

лица из числа детей-сирот на период их обучения в общеобразовательных организациях, на период их обучения по очной форме в профессиональных образовательных организациях и в образовательных организациях высшего образования, а также на период прохождения ими военной службы по призыву в Вооруженных Силах Российской Федерации

19

Ульяновская область

Закон Ульяновской области от 1 июля 2016 г. N 87-ЗО "О предоставлении в 2016 - 2023 годах детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также отдельным категориям лиц из их числа, являющимся собственниками жилых помещений в многоквартирных домах, расположенных на территории Ульяновской области, ежемесячной компенсации расходов на уплату взноса на капитальный ремонт общего имущества в таких многоквартирных домах"

ежемесячная компенсация расходов на уплату взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирных домах, рассчитанного исходя из установленного Правительством Ульяновской области минимального размера такого взноса на один квадратный метр общей площади жилого помещения в месяц и размера фактически занимаемой общей площади жилого помещения, не превышающего размера регионального стандарта нормативной площади жилого помещения, используемой для расчета субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в Ульяновской области, предоставляется в 2016 - 2023 годах являющимся собственниками жилых помещений в многоквартирных домах детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в возрасте от 18 до 23 лет, обучающимся в образовательных организациях в очной форме, - в размере пятидесяти процентов.

дети-сироты, лица из числа детей-сирот, обучающиеся в образовательных организациях в очной форме

20

Ярославская область

Закон Ярославской области от 9 ноября 2007 г. N 85-з "О порядке и условиях предоставления жилых помещений специализированного жилищного фонда Ярославской области", постановление Правительства Ярославской области от 6 марта 2017 г. N 169-п "Об утверждении порядка предоставления компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей"

компенсация расходов в размере 100 процентов оплаты за жилое помещение и коммунальные услуги (кроме случаев сдачи жилых помещений в наем или поднаем)

дети-сироты (на время пребывания под надзором в организациях для детей-сирот, нахождения на воспитании в семье)

21

Москва

Закон города Москвы от 30 ноября 2005 г. N 61 "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в городе Москве", постановление Правительства Москвы от 25 декабря 2007 г. N 1169-ПП "Об особенностях предоставления мер социальной поддержки детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по оплате жилья и коммунальных услуг в городе Москве", постановление Правительства Москвы от 7 декабря 2004 г. N 850-ПП "О Порядке и условиях обеспечения мер социальной поддержки граждан по оплате жилого помещения и коммунальных услуг"

освобождение от расходов по оплате жилого помещения и коммунальных услуг (за исключением случаев сдачи жилого помещения в поднаем)

дети-сироты, лица из числа детей-сирот (на время их пребывания в организациях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нахождения на воспитании в семье, а также на время получения профессионального образования по очной форме обучения)

22

Санкт-Петербург

Закон Санкт-Петербурга от 22 ноября 2011 г. N 728-132 Социальный кодекс Санкт-Петербурга

денежная компенсация оплаты за жилое помещение и коммунальные услуги, денежная компенсация оплаты топлива (для лиц, проживающих в домах, не имеющих центрального отопления).

дети-сироты, лица из числа детей-сирот (на весь период пребывания в семье опекуна, попечителя, в приемной семье, в организациях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на период обучения в профессиональных образовательных организациях и образовательных организациях высшего образования по очной форме обучения независимо от форм собственности, на период службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, на период нахождения в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы)

23

Севастополь

постановление Правительства Севастополя от 22 января 2015 г. N 28-ПП "Об утверждении порядка предоставления мер социальной поддержки по оплате жилого помещения, коммунальных услуг и услуг связи отдельным категориям граждан, проживающих на территории города Севастополя, и порядка возмещения расходов, связанных с предоставлением мер социальной поддержки, организациям, оказывающим жилищно-коммунальные услуги и услуги связи"

меры социальной поддержки по оплате жилого помещения, коммунальных услуг (горячее водоснабжение, холодное водоснабжение, водоотведение, обращение с твердыми коммунальными отходами, электроснабжение, газоснабжение (кроме бытового газа в баллонах, твердого топлива при наличии печного отопления)), услуг связи

Дети-сироты, лица из числа детей-сирот (на время пребывания под надзором в организациях для детей-сирот, нахождения на воспитании в семье, а также на время обучения по очной форме в образовательных организациях профессионального образования и на время прохождения военной службы по призыву (кроме случаев сдачи указанными лицами или их законными представителями жилого помещения в поднаем).

24

Ненецкий автономный округ

Закон Ненецкого автономного округа от 30 ноября 2012 г. N 94-ОЗ "Об обеспечении детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями на территории Ненецкого автономного округа и о внесении изменений в некоторые законы Ненецкого автономного округа", постановление Администрации Ненецкого автономного округа от 30 декабря 2014 г. N 536-п "Об утверждении Положения о порядке и условиях освобождения от внесения платы за жилое помещение и коммунальные услуги, а также освобождения от задолженности по оплате жилого помещения и коммунальных услуг детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей"

Освобождение от внесения платы за жилое помещение и коммунальные услуги, а также освобождение от задолженности по оплате жилого помещения и коммунальных услуг

дети-сироты, лица из числа детей-сирот

25

Ханты-Мансийский автономный округ

Законы Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 9 июня 2009 г. N 86-оз "О дополнительных гарантиях и дополнительных мерах социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, усыновителей, приемных родителей в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре", от 20 июля 2007 г. N 114-оз "О наделении органов местного самоуправления муниципальных образований Ханты-Мансийского автономного округа - Югры отдельными государственными полномочиями по осуществлению деятельности по опеке и попечительству", от 22 декабря 2008 г. N 148-оз "Об организации и осуществлении деятельности по опеке и попечительству на территории Ханты-Мансийского автономного округа - Югры"; постановление Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 20 декабря 2013 г. N 559-п "О Порядке предоставления денежных средств на оплату жилого помещения и коммунальных услуг детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, воспитывающимся в организациях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в период их нахождения в организациях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, являющимся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений"

предоставление за счет средств бюджета автономного округа денежных средств на оплату жилого помещения и коммунальных услуг

дети-сироты, воспитывающимся в организациях для детей-сирот, лица из числа детей-сирот в период их нахождения в организациях автономного округа для детей-сирот

26

Чукотский автономный округ

Постановление Правительства Чукотского автономного округа от 15 апреля 2011 г. N 146 "О предоставлении социального пособия на оплату жилищно-коммунальных услуг гражданам, проживающим в Чукотском автономном округе

предоставление социального пособия на оплату жилищно-коммунальных услуг

дети-сироты, среднедушевой доход которых ниже 1,7-кратной величины прожиточного минимума в расчете на душу населения по Чукотскому автономному округу, действующего на момент обращения, и не имеющие права на предоставление субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг.

Другие документы по теме
<О разъяснениях последовательности присвоения медицинским работникам квалификационных категорий>
"О направлении методических рекомендаций"
"Об особенностях прохождения аттестации медицинских и фармацевтических работников на получение квалификационной категории в 2022 году"
<О необходимости при формировании межевого плана земельного участка в форме электронного документа использовать XML-схему версии 06 (MP_v06)>
Ошибка на сайте