Рейтинг@Mail.ru

<Письмо> Минпросвещения России от 15.12.2022 N 05-2503

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ДЕПАРТАМЕНТ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ

В СФЕРЕ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ

ПИСЬМО

от 15 декабря 2022 г. N 05-2503

О НАПРАВЛЕНИИ РЕКОМЕНДАЦИЙ

Департамент государственной политики в сфере среднего профессионального образования и профессионального обучения Минпросвещения России (далее - Департамент) направляет рекомендации по корректировке перечня реализуемых программ профессионального обучения и дополнительных профессиональных программ под запросы предприятий ОПК, разработанные ФГБОУ ДПО "Институт развития профессионального образования" (далее - рекомендации) в целях усиления взаимодействия Центров опережающей профессиональной подготовки (далее - ЦОПП) с предприятиями оборонно-промышленного комплекса (далее - ОПК), в том числе в рамках взаимодействия ЦОПП с центрами занятости субъектов Российской Федерации.

Департамент просит руководителей органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих государственное управление в сфере образования, довести рекомендации до сведения руководителей ЦОПП для использования в дальнейшей работе и размещения на официальном сайте ЦОПП.

Исполняющая обязанности

директора Департамента

М.А.СКВОРЦОВА

Приложение

РЕКОМЕНДАЦИИ

ДЛЯ СУБЪЕКТОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО КОРРЕКТИРОВКЕ ПЕРЕЧНЯ

РЕАЛИЗУЕМЫХ ПРОГРАММ С УЧЕТОМ ПОТРЕБНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЙ

ОБОРОННО-ПРОМЫШЛЕННОГО КОМПЛЕКСА (ОПК)

ПЕРЕЧЕНЬ СОКРАЩЕНИЙ И ОБОЗНАЧЕНИЙ

ЦОПП - Центр опережающей профессиональной подготовки;

ОППО - основная программа профессионального обучения;

ВО - высшее образование;

ПО - профессиональное обучение;

СПО - среднее профессиональное образование;

ПОО - профессиональная образовательная организация;

ОО - образовательная организация;

МТБ - материально-техническая база;

ЕТКС - единый тарифно-квалификационный справочник работ и профессий рабочих;

ДПО - дополнительное профессиональное образование;

ПК - повышение квалификации;

ПП - профессиональная переподготовка;

ОПК - оборонно-промышленный комплекс.

1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Рекомендации предназначены для организации взаимодействия центров опережающей профессиональной подготовки (далее - ЦОПП) с предприятиями оборонно-промышленного комплекса (далее - ОПК) с целью подготовки кадров в интересах обороны и безопасности государства.

В основу разработки рекомендаций положены предложения по организации взаимодействия ЦОПП с предприятиями ОПК, использование образовательных ресурсов ЦОПП, современных мастерских учреждений профессионального образования. Особое внимание уделено вопросам взаимодействия ЦОПП с предприятиями ОПК, образовательными организациями в части организации подготовки по образовательным программам, их совместной разработки, целевой подготовке и переподготовке специалистов под вакансии предприятий ОПК.

Особенности реализации профессиональных образовательных программ и деятельности образовательных организаций федеральных государственных органов, осуществляющих подготовку кадров в интересах обороны и безопасности государства, обеспечения законности и правопорядка, установлены статьей 81 Федерального закона N 273-ФЗ.

Согласно части 1 статьи 81 Федерального закона N 273-ФЗ подготовка кадров в интересах обороны и безопасности государства, обеспечения законности и правопорядка осуществляется путем реализации основных и дополнительных профессиональных образовательных программ и основных программ профессионального обучения в федеральных государственных организациях, осуществляющих образовательную деятельность и находящихся в ведении Генеральной прокуратуры Российской Федерации, Следственного комитета Российской Федерации, Службы внешней разведки Российской Федерации, федерального органа исполнительной власти в области обеспечения безопасности, федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на решение задач в области гражданской обороны, федеральных органов исполнительной власти.

В соответствии с частью 3 Федерального закона N 273-ФЗ примерные основные программы профессионального обучения, примерные дополнительные профессиональные программы в области обороны и безопасности государства, обеспечения законности и правопорядка разрабатываются и утверждаются федеральным государственным органом, в интересах которого осуществляется профессиональное обучение или дополнительное профессиональное образование.

Развивая взаимодействие между ЦОПП и предприятиями ОПК для решения поставленной цели необходимо учитывать:

формы взаимодействия при реализации заказа предприятий ОПК на подготовку кадров: практики и стажировки студентов и выпускников на площадках предприятий; целевую подготовку квалифицированных кадров;

встречи представителей работодателей со студентами; совместные исследования;

трудоустройство выпускников, стажировки преподавателей на базе предприятий-партнеров, проведение профориентационных мероприятий, круглых столов, конференций.

2. НОРМАТИВНО-ПРАВОВАЯ ОСНОВА РЕКОМЕНДАЦИЙ

1. Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 273-ФЗ);

2. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 1 июля 2013 г. N 499 г. Москва "Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным профессиональным программам";

3. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 26 августа 2020 г. N 438 "Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным программам профессионального обучения".

3. ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ

Рекомендации адресованы:

ЦОПП с целью организации аналитической, учебно-методической работы по кадровой потребности на предприятиях ОПК субъекта Российской Федерации;

образовательным организациям, реализующим основные образовательные программы профессионального обучения, дополнительного профессионального образования с целью разработки и реализации программ под кадровые потребности на предприятиях ОПК субъекта Российской Федерации.

4. АЛГОРИТМ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ЦОПП С ПРЕДПРИЯТИЯМИ ОПК

ЦОПП является площадкой-агрегатором и оператором ресурсов региона для профессиональной ориентации, ускоренного профессионального обучения, подготовки, переподготовки, повышения квалификации всех категорий граждан по наиболее востребованным, новым и перспективным профессиям и компетенциям.

ЦОПП с целью быстрого и гибкого реагирования на запрос предприятий ОПК рекомендуется:

определить порядок взаимодействия ЦОПП и работодателей в рамках подготовки специалистов под запросы предприятий ОПК;

определить ответственных кураторов в ЦОПП для координации закрытия кадровой потребности предприятий совместно с исполнительным органом власти субъекта Российской Федерации в сфере труда и занятости населения;

обеспечить взаимодействие ответственных кураторов со службой занятости;

направить запросы на предприятия ОПК;

проводить на основе данных службы занятости населения, портала Работа России ежеквартальные мониторинги кадровой потребности предприятий ОПК, расположенных на территории субъекта Российской Федерации;

актуализировать информацию о востребованных специалистах ОПК путем ее размещения на информационных источниках субъекта Российской Федерации;

разработать образовательные программы для их последующей реализации на базе ЦОПП при наличии кадровой потребности предприятий ОПК.

Алгоритм организации подготовки кадров предприятий ОПК во взаимодействии с ЦОПП:

Шаг 1. Формирование заявки кадровой потребности предприятиями ОПК (формирует предприятие ОПК).

Шаг 2. Формирование предложения по перечню программ профессионального обучения и программ дополнительного профессионального образования, имеющихся в базе ЦОПП (формирует ЦОПП).

Шаг 3. Актуализация и/или разработка программ под потребность предприятий ОПК (разрабатывает ЦОПП).

Шаг 4. Формирование перечня образовательных площадок для проведения обучения по программам под запросы предприятий ОПК (формирует ЦОПП).

Шаг 5. Согласование с предприятиями ОПК условий реализации программ (стоимость обучения, период обучения).

Шаг 6. Организация обучения специалистов под запрос предприятий ОПК по заранее согласованным программам и условиям реализации программ (организует ЦОПП совместно с образовательной организацией).

Шаг 7. Формирование ежемесячного отчета о проделанной работе в органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие государственное управление в сфере образования.

Взаимодействие предприятий ОПК с Центрами опережающей профессиональной подготовки позволит своевременно удовлетворять потребности предприятий ОПК в обеспечении кадрами под новые и/или изменяемые процессы производства, а также создаст постоянно действующий механизм кадрового обеспечения предприятий ОПК.

Таблица 1

Мониторинг

кадровой потребности предприятий ОПК и синхронизация

возможностями СПО, ПО, ДПО

Наименование предприятия

Вакансия

Количество рабочих мест (Данные портала Работа России)

Уточненная потребность предприятия

Подходящие программы СПО, ПО, ДПО

Подходящие образовательные организации

Резерв студентов и нетрудоустроенных выпускников

Подходит ли данная программа под вакансию, согласно Профстандарту

Другие документы по теме
<О внесении изменений в указание от 22.09.2022 N ФС-Арт-7/4725->
"Об отражении доходов и расходов в отчете о микрофинансовой деятельности МФО"
<О социальных выплатах в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 31.12.2022 N 2568>
<По вопросу работы с отчетами о результатах мониторинга состояния недр>
Ошибка на сайте