Рейтинг@Mail.ru

<Письмо> Минприроды России от 13.07.2023 N 25-47/25610

МИНИСТЕРСТВО ПРИРОДНЫХ РЕСУРСОВ И ЭКОЛОГИИ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПИСЬМО

от 13 июля 2023 г. N 25-47/25610

О ПОБОЧНЫХ ПРОДУКТАХ ПРОИЗВОДСТВА

Минприроды России рассмотрело письмо по вопросу возможности отнесения отработанных масел к побочным продуктам производства и сообщает.

Правовые основы обращения с отходами производства и потребления определены Федеральным законом от 24 июня 1998 г. N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон N 89-ФЗ).

В соответствии со статьей 1 Закона N 89-ФЗ отходы производства и потребления (далее - отходы) - вещества или предметы, которые образованы в процессе производства, выполнения работ, оказания услуг или в процессе потребления, которые удаляются, предназначены для удаления или подлежат удалению в соответствии с настоящим Федеральным законом.

Хозяйствующий субъект самостоятельно определяет перечень отходов, образующихся в процессе осуществляемой им хозяйственной или иной деятельности.

Перечень видов отходов, находящихся в обращении на территории Российской Федерации и систематизированных по совокупности классификационных признаков (происхождению, условиям образования, принадлежности к определенному производству, технологии, химическому и (или) компонентному составу, агрегатному состоянию и физической форме), определен Федеральным классификационным каталогом отходов, утвержденным приказом Росприроднадзора от 22 мая 2017 г. N 242 (далее - ФККО).

В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 27 декабря 2002 г. N 184-ФЗ "О техническом регулировании" (далее - Закон N 184-ФЗ) продукция - это результат деятельности, представленный в материально-вещественной форме и предназначенный для дальнейшего использования в хозяйственных и иных целях.

Обязательные требования к продукции и связанными с ними требования к процессам производства, эксплуатации, использования, хранения, перевозки, реализации и утилизации, а также и порядок подтверждения соответствия продукции техническим условиям, техническим регламентам, стандартам, сводам правил установлены Законом N 184-ФЗ.

Согласно стане 51.1 Федерального закона от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" юридические лица, индивидуальные предприниматели, в результате хозяйственной и (или) иной деятельности которых образуются не являющиеся продукцией производства вещества и (или) предметы, самостоятельно осуществляют их отнесение к отходам либо побочным продуктам производства вне зависимости от факта включения таких веществ и (или) предметов в федеральный классификационный каталог отходов, за исключением случая, предусмотренного пунктом 10 указанной статьи.

К побочным продуктам производства могут быть отнесены вещества и (или) предметы, образующиеся при производстве основной продукции, в том числе при выполнении работ и оказании услуг, и не являющиеся целью данного производства, работ или услуг, если такие вещества и (или) предметы пригодны в качестве сырья в производстве либо для потребления в качестве продукции в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Побочные продукты производства признаются отходами и случае:

- размещения побочных продуктов производства ил объектах размещения отходов;

- неиспользования побочных продуктов в собственном производстве либо передачи другим лицам в качестве сырья или продукции по истечении трехлетнего срока с даты отнесения веществ и (или) предметов к побочным продуктам производства.

Таким образом, хозяйствующие субъекты самостоятельно осуществляют отнесение веществ и (или) предметов, образующихся при производстве основной продукции, в том числе при выполнении работ и оказании услуг, и не являющихся целью данного производства, работ или услуг, к отходам либо побочным продуктам.

Распоряжением Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2022 г. N 4249-р утвержден перечень веществ и (или) предметов, образуемых в результате хозяйственной и (или) иной деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и не являющихся продукцией производства, которые не могут быть отнесены к побочным продуктам производства (далее - перечень).

Одновременно с этим, обращаем внимание, что специальные требования к обращению с отработанными смазочными материалами, маслами и специальными жидкостями, относящимися в соответствии с основными понятиями Закона N 89-ФЗ к отходам производства и потребления, установлены вступившим в силу с 1 марта 2014 г. "ТР ТС 030/2012. Технический регламент Таможенного союза. О требованиях к смазочным материалам, маслам и специальным жидкостям" (далее - Технический регламент), который является нормативным правовым актом прямого действия.

Пунктом 3.8.3 Технического регламента установлено, что при обращении отработанной продукции запрещается, в том числе, смешение с нефтью (газовым конденсатом), бензином, керосином, топливом (дизельным, судовым, котельно-печным, мазутом) с целью получения топлива, предназначенного для энергетических установок, за исключением случаев, разрешенных компетентными органами государств - членов Таможенного союза в области природопользования и охраны окружающей среды.

Несоблюдение требований Технического регламента относится к нарушениям экологических требований.

Также требования при обращении с группой однородных отходов "Минеральные и синтетические масла, утратившие потребительские свойства" содержатся в приказе Минприроды России от 11.06.2021 N 399 "Об утверждении требований при обращении с группами однородных отходов I - V классов опасности".

Директор Департамента

государственной политики

и регулирования в сфере обращения

с отходами производства и потребления

А.Н.ФЕДОТОВСКИЙ

Другие документы по теме
"О порядке определения минимального предельного срока владения объектом недвижимого имущества для целей обложения налогом на доходы физических лиц, в случае приобретения объекта недвижимого имущества в собственность долями по разным основаниям" (вместе с <Письмом> Минфина России от 25.07.2023 N 03-04-07/69247)
Ошибка на сайте