Рейтинг@Mail.ru

<Письмо> Минприроды России от 26.05.2023 N 04-16-53/19458

МИНИСТЕРСТВО ПРИРОДНЫХ РЕСУРСОВ И ЭКОЛОГИИ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПИСЬМО

от 26 мая 2023 г. N 04-16-53/19458

О ПРОВЕДЕНИИ

В ЛЕСНЫХ НАСАЖДЕНИЯХ, РАСПОЛОЖЕННЫХ ВБЛИЗИ НАСЕЛЕННЫХ

ПУНКТОВ, ПРОТИВОПОЖАРНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ

Минприроды России в соответствии с подпунктом 2.2 пункта 2 указанного перечня поручений Заместителя Председателя Правительства Российской Федерации В.В. Абрамченко направляет разъяснения о проведении в лесных насаждениях, расположенных вблизи населенных пунктов, противопожарных мероприятий.

Действующим законодательством предусмотрены меры пожарной безопасности населенных пунктов.

Вопросы организационно-правового, финансового, материально-технического обеспечения первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселений, городских округов, внутригородских районов устанавливаются нормативными актами органов местного самоуправления.

В соответствии со статьями 14, 15, 16, 16.2 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселений, в границах муниципального, городского округа и внутригородского района, а также в границах муниципальных районов за границами городских и сельских населенных пунктов относится к вопросам местного значения соответствующих муниципальных образований.

Полномочия органов местного самоуправления поселений, муниципальных, городских округов, внутригородских районов по обеспечению первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов конкретизированы в статье 19 Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" (далее - Федеральный закон N 69-ФЗ).

Статьей 18 Федерального закона N 69-ФЗ определены полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области пожарной безопасности, к которым, в том числе, относятся:

организация выполнения и осуществление мер пожарной безопасности;

осуществление тушения пожаров силами подразделений пожарной охраны, содержащихся за счет средств субъектов Российской Федерации, в населенных пунктах, в том числе в городских лесах.

Пунктом 415 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 16.09.2020 N 1479 (далее - Правила противопожарного режима), определены случаи, в которых населенный пункт считается подверженным угрозе лесных пожаров и других ландшафтных (природных) пожаров.

В силу пункта 76 Правил противопожарного режима органами местного самоуправления поселений, городских и муниципальных округов ежегодно к началу пожароопасного сезона разрабатывается и утверждается паспорт населенного пункта, подверженного угрозе лесных пожаров и других ландшафтных (природных) пожаров.

Перечень населенных пунктов, подверженных угрозе лесных пожаров и других ландшафтных (природных) пожаров, ежегодно устанавливается нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации (пункт 417 Правил противопожарного режима).

Кроме того, следует отметить, что в соответствии с пунктом 10 части 4 статьи 42 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - Градостроительный кодекс) материалы по обоснованию проекта планировки территории, подготовка которого согласно части 1 статьи 42 Градостроительного кодекса осуществляется для выделения элементов планировочной структуры, установления границ территорий общего пользования, границ зон планируемого размещения объектов капитального строительства, определения характеристик и очередности планируемого развития территории, должны содержать перечень мероприятий по защите территории от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, в том числе по обеспечению пожарной безопасности и по гражданской обороне.

Частью 2 статьи 69 Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" (далее - Технический регламент), определено, что противопожарные расстояния должны обеспечивать нераспространение пожара от лесных насаждений до зданий и сооружений.

В соответствии с пунктом 74 Правил противопожарного режима на объектах защиты, граничащих с лесничествами, а также расположенных в районах с торфяными почвами, предусматривается создание защитных противопожарных минерализованных полос шириной не менее 1,4 метра, противопожарных расстояний, удаление (сбор) в летний период сухой растительности, поросли, кустарников и осуществление других мероприятий, предупреждающих распространение огня при природных пожарах. Противопожарные минерализованные полосы не должны препятствовать проезду к населенным пунктам и водоисточникам в целях пожаротушения.

Также установлен запрет на использование противопожарных минерализованных полос и противопожарных расстояний для строительства различных сооружений и подсобных строений, ведения сельскохозяйственных работ, для складирования горючих материалов, мусора, бытовых отходов, а также отходов древесных, строительных и других горючих материалов.

Пунктом 4.14 Свода правил СП 4.13130 "Системы противопожарной защиты. Ограничение распространения пожара на объектах защиты. Требования к объемно-планировочным и конструктивным решениям", утвержденного приказом МЧС России от 24.04.2013 N 288, определено, что противопожарные расстояния от зданий, сооружений на территориях городских населенных пунктов до границ лесных насаждений в лесах хвойных или смешанных пород должны составлять не менее 50 м, лиственных пород - не менее 30 м.

Противопожарные расстояния до границ лесных насаждений от зданий, сооружений городских населенных пунктов в зонах индивидуальной и малоэтажной жилой застройки, от зданий и сооружений сельских населенных пунктов, а также от жилых домов на приусадебных или садовых земельных участках должны составлять не менее 30 м. Расстояния до границ лесных насаждений от садовых домов и хозяйственных построек (гаражей, сараев и бань) должны составлять не менее 15 м.

Противопожарные расстояния до лесных насаждений от некапитальных, временных сооружений (построек) должны составлять не менее 15 м.

Следует отметить, что муниципальные образования субъектов Российской Федерации ежегодно до начала пожароопасного сезона осуществляют мероприятия по защите населенных пунктов от природных пожаров, при этом эффективность таких мероприятий достигается лишь при системном подходе к проблеме пожарной безопасности.

Лесным законодательством также установлены требования пожарной безопасности в отношении лесов, прилегающих к населенным пунктам.

Меры пожарной безопасности установлены статьей 53 Лесного кодекса Российской Федерации (далее - Лесной кодекс) и включают в себя:

1) предупреждение лесных пожаров;

2) мониторинг пожарной опасности в лесах и лесных пожаров;

3) разработку и утверждение планов тушения лесных пожаров;

4) иные меры пожарной безопасности в лесах.

Меры пожарной безопасности в лесах осуществляются в соответствии с лесным планом субъекта Российской Федерации, лесохозяйственным регламентом лесничества и проектом освоения лесов.

Как следует из частей 1, 2 статьи 53.1 Лесного кодекса, к мерам по предупреждению лесных пожаров относятся, в том числе меры противопожарного обустройства лесов, которые включают в себя:

1) строительство, реконструкцию и эксплуатацию лесных дорог, предназначенных для охраны лесов от пожаров;

2) строительство, реконструкцию и эксплуатацию посадочных площадок для самолетов, вертолетов, используемых в целях проведения авиационных работ по охране и защите лесов;

3) прокладку просек, противопожарных разрывов, устройство противопожарных минерализованных полос;

4) строительство, реконструкцию и эксплуатацию пожарных наблюдательных пунктов (вышек, мачт, павильонов и других наблюдательных пунктов), пунктов сосредоточения противопожарного инвентаря;

5) устройство пожарных водоемов и подъездов к источникам противопожарного водоснабжения;

6) проведение работ по гидромелиорации;

7) снижение природной пожарной опасности лесов путем регулирования породного состава лесных насаждений;

8) проведение профилактического контролируемого противопожарного выжигания хвороста, лесной подстилки, сухой травы и других лесных горючих материалов;

9) иные определенные Правительством Российской Федерации меры.

Ширина просек устанавливается в пределах от 10 до 100 метров в соответствии с лесным законодательством и законодательством Российской Федерации о пожарной безопасности.

Противопожарные расстояния, в пределах которых осуществляются рубка деревьев, кустарников, лиан, очистка от захламления, устанавливаются в соответствии с Техническим регламентом и Лесным кодексом.

Пунктом 6 части 1 статьи 83 Лесного кодекса установлено, что полномочия по осуществлению на землях лесного фонда, в том числе охраны лесов (в том числе осуществления мер пожарной безопасности и тушения лесных пожаров, за исключением выполнения взрывных работ в целях локализации и ликвидации лесных пожаров и осуществления мероприятий по искусственному вызыванию осадков в целях тушения лесных пожаров), переданы для исполнения органам государственной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченным в области лесных отношений.

Кроме того, согласно части 3 статьи 53.1 Лесного кодекса указанные в части 2 настоящей статьи меры противопожарного обустройства лесов на лесных участках, предоставленных в постоянное (бессрочное) пользование, в аренду либо используемых на основании сервитута или установленного в целях, предусмотренных статьей 39.37 Земельного кодекса Российской Федерации, публичного сервитута, осуществляются арендаторами лесного участка или землепользователями, а в границах сервитута, публичного сервитута - обладателями сервитута, публичного сервитута.

Требования к объектам противопожарного обустройства лесов в зависимости от целевого назначения земель, лесов и требований пожарной безопасности в лесах, при использовании, охране, защите и воспроизводстве лесов и осуществлении иной деятельности в лесах, предусмотрены ГОСТ Р 57972-2017 "Объекты противопожарного обустройства лесов".

Правилами пожарной безопасности в лесах, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 07.10.2020 N 1614 (далее - Правила пожарной безопасности), устанавливаются основные требования, направленные на недопущение возникновения пожаров, в том числе в лесах, расположенных вблизи населенных пунктов.

В соответствии с пунктом 10 Правил пожарной безопасности со дня схода снежного покрова до установления устойчивой дождливой осенней погоды или образования снежного покрова органы государственной власти, органы местного самоуправления, учреждения, организации, иные юридические лица независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, крестьянские (фермерские) хозяйства, общественные объединения, индивидуальные предприниматели, должностные лица, граждане Российской Федерации, иностранные граждане и лица без гражданства, владеющие, пользующиеся и (или) распоряжающиеся территорией, прилегающей к лесу (покрытые лесной растительностью земли), обеспечивают их очистку от сухой травянистой растительности, пожнивных остатков, валежника, порубочных остатков, отходов производства и потребления и других горючих материалов на полосе шириной не менее 10 метров от границ территории и (или) леса либо отделяют противопожарной минерализованной полосой шириной не менее 1,4 метра или иным противопожарным барьером.

Согласно пункту 5 Правил разработки сводного плана тушения лесных пожаров на территории субъекта Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 18.05.2011 N 378, в текстовой части сводного плана указываются меры по охране земель и земельных участков, имеющих общую границу с лесничествами, а также меры по противопожарному обустройству населенных пунктов, объектов экономики и инфраструктуры, расположенных на таких землях и земельных участках.

Таким образом, решение о конкретных видах противопожарных мероприятий, в том числе о разрубке противопожарных разрывов на землях лесного фонда, принимается органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченными в области лесных отношений.

Минприроды России совместно с Рослесхозом рекомендует подходить к проблеме противопожарного обустройства лесов, граничащих с населенными пунктами, которые подвержены угрозе лесных пожаров и внесенных регионами в ежегодный перечень, комплексно.

Планирование и создание объектов противопожарного устройства лесов необходимо осуществлять с учетом местных климатических и лесорастительных условий, рельефа местности, наличия зон с особыми условиями использования территорий, на которых расположены соответствующие леса, использовать естественные противопожарные барьеры, канавы, просеки, пожароустойчивые опушки, а также полосы, очищенные от пожароопасных сухой травяной растительности, валежа, хвороста, кустарниковой растительности. Кроме этого, допускается обрезка нижних сучьев деревьев на высоту 1,5 - 2 метра.

Также направляем разработанные ФБУ ВНИИЛМ типовые схемы противопожарного обустройства территорий без проведения сплошной рубки лесных насаждений, одна из которых была апробирована при обустройстве лесов, поврежденных сибирским шелкопрядом, подверженных риску повреждения лесными пожарами, в нескольких населенных пунктах, расположенных в Нижнеенисейском и Енисейском районах Красноярского края.

Заместитель Министра

природных ресурсов и экологии

Российской Федерации

С.М.АНОПРИЕНКО

Приложение

к протоколу

от 11.03.2022 N ИС-13/23

РЕКОМЕНДАЦИИ

ПО ПРОТИВОПОЖАРНОМУ ОБУСТРОЙСТВУ ЛЕСОВ ВБЛИЗИ НАСЕЛЕННЫХ

ПУНКТОВ И ТЕРРИТОРИЙ (ОБЪЕКТОВ ЭКОНОМИКИ) ПОТЕНЦИАЛЬНО

ПОДВЕРЖЕННЫХ УГРОЗЕ ЛЕСНЫХ ИЛИ ЛАНДШАФТНЫХ

(ПРИРОДНЫХ) ПОЖАРОВ

Комплекс мероприятий по противопожарному обустройству насаждений, в которых вероятно развитие верховых пожаров, находящихся на расстоянии, не превышающем 300 м от обустраиваемого населенного пункта и (или) территории.

Рисунок (не приводится)

Типовая схема противопожарного обустройства насаждений,

в которых вероятно развитие верховых пожаров

(первая подзона)

Рисунок (не приводится)

Типовая схема противопожарного обустройства насаждений,

в которых вероятно развитие верховых пожаров

(вторая подзона)

Комплекс мероприятий по противопожарному обустройству сильно захламленных нарушенных участках лесных земель с большим запасом напочвенных горючих материалов в виде валежа, порубочных остатков и травяной ветоши.

Рисунок (не приводится)

Типовая схема противопожарного обустройства первой зоны

сильно захламленных нарушенных участков лесных земель

Рисунок (не приводится)

Типовая схема противопожарного обустройства сильно

захламленных нарушенных участков лесных земель

(вторая подзона)

Комплекс мероприятий по противопожарному обустройству насаждений, в которых вероятно развитие лесных низовых высокоинтенсивных пожаров.

Рисунок (не приводится)

Типовая схема противопожарного обустройства насаждений,

в которых вероятно развитие лесных низовых

высокоинтенсивных пожаров

Комплекс мероприятий по противопожарному обустройству насаждений, в которых вероятно развитие лесных низовых пожаров до средней интенсивности.

Рисунок (не приводится)

Типовая схема противопожарного обустройства насаждений,

где возможно возникновение лесных низовых пожаров

до средней интенсивности

Комплекс мероприятий по противопожарному обустройству насаждений и категорий участков лесных земель, подверженных вероятности развития почвенных пожаров.

Рисунок (не приводится)

Нормативное и предлагаемое обустройство

противопожарных канав

Рисунок (не приводится)

Типовая схема противопожарного обустройства насаждений

и участков земель, подверженных вероятности развития

почвенных пожаров

Другие документы по теме
<О внесении изменений в Реестр организаций и лиц, осуществляющих производство, переработку и (или) хранение подконтрольных товаров, ввозимых на таможенную территорию Таможенного союза>
"О направлении информации" (вместе с "Требованиями к компетенциям и подготовке высококвалифицированных кадровых ресурсов в области разработки и производства лекарственных средств", "Требованиями к компетенциям и подготовке высококвалифицированных кадровых ресурсов в области разработки и обращения медицинских изделий (в соответствии с действующими стандартами))"
Ошибка на сайте