Рейтинг@Mail.ru

<Письмо> Казначейства России от 19.08.2022 N 01-00-02/20519

МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ КАЗНАЧЕЙСТВО

ПИСЬМО

от 19 августа 2022 г. N 01-00-02/20519

О НАПРАВЛЕНИИ ПОЗИЦИИ

Федеральное казначейство, рассмотрев в рамках своей компетенции письмо, направляет в приложении к настоящему письму позицию по вопросам в части реализации положений Федерального закона от 21 декабря 2021 года N 417-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".

Дополнительно сообщаем, что разъяснения по порядку работы банков с информацией, необходимой для уплаты платежей в бюджет, полученной из Государственной информационной системы о государственных и муниципальных платежах на основании уникального идентификатора начисления, указанного в распоряжении о переводе денежных средств, будут доведены до кредитных организаций по результатам выработки общей позиции совместно с Минфином России, Банком России и Казначейством России.

Одновременно выражаем готовность принять участие в рабочем совещании при необходимости.

А.В.ДУБОВИК

Приложение

N п/п

Вопросы/Предложения кредитных организаций

Позиция Федерального казначейства

1.

В целях минимизации рисков необходим также оперативный мониторинг доставки сообщений в ГИС ГМП <1>. Имеющаяся технология обмена через СМЭВ <2> не предоставляет сервисов, позволяющих в режиме реального времени отслеживать статус направленных в ГИС ГМП сообщений.

В личном кабинете участника взаимодействия, реализованного Минцифры России (https://lkuv.gosuslugi.ru/paip-portal/#/main), доступна функция отслеживания статуса направленных в СМЭВ сообщений.

2.

В какой момент времени необходимо запрашивать информацию в ГИС ГМП при наличии в распоряжении УИН <3>: в момент ввода клиентом УИН в соответствующее поле система ДБО <4> должна в режиме реального времени обратиться в ГИС ГМП, получить информацию и автоматически подставить ее в платежное поручение или после сохранения платежного поручения система ДБО должна обратиться в ГИС ГМП для сверки реквизитов?

В соответствии с положениями части 3 статьи 5 Закона N 417-ФЗ <5> обязанность запрашивать в режиме реального времени в ГИС ГМП информацию, необходимую для уплаты денежных средств, при наличии в распоряжении о переводе денежных средств УИН возникает при приеме к исполнению такого распоряжения.

Вместе с тем, по мнению Федерального казначейства, обязанность кредитных организаций по направлению запроса необходимой для уплаты информации в ГИС ГМП, предусмотренного Законом N 417-ФЗ, может считаться исполненной, если при вводе клиентом УИН в системе ДБО соответствующий запрос сформирован и направлен в ГИС ГМП.

В таком случае распоряжение о переводе денежных средств, формируемое клиентом в ДБО, заполняется автоматически банком значениями реквизитов, полученных из ГИС ГМП. Следует информировать клиента, что источником сведений в указанном случае является ГИС ГМП. Клиентом самостоятельно осуществляется сопоставление (сверка) реквизитов, включая сумму, подлежащую уплате, полученную в ГИС ГМП, с реквизитами, находящимися в распоряжении клиента. При расхождении значений реквизитов клиент самостоятельно принимает решение и при необходимости корректирует значения соответствующих реквизитов, включая сумму, подлежащую уплате.

В случае загрузки клиентом в ДБО распоряжения о переводе денежных средств, сформированного в иной информационной системе или применения при формировании распоряжения интерфейса ДБО, предусматривающего указание клиентом всех реквизитов ("полноформатное распоряжение"), банку следует при получении из ГИС ГМП реквизитов предоставить их клиенту в интерфейсе ДБО, "подсветив" расхождения с "полноформатным распоряжением" клиента для принятия решения клиентом. В данном случае также указывается, что источником сведений является ГИС ГМП.

Дополнительно отмечаем, что ГИС ГМП не осуществляет сверку реквизитов.

3.

Участники опроса в целях организации качественных процедур контроля предлагают создать справочник бюджетных организаций, которые формируют УИН, для встраивания справочных данных в свои платежные системы. Для организаций, у которых по части услуг могут формироваться УИН, а по части - нет, должны быть отражены соответствующие коды бюджетной классификации для настройки алгоритмов запросов начислений в ГИС ГМП.

В ГИС ГМП обеспечивается предоставление участникам нормативно-справочной информации об органах и организациях, находящихся на обслуживании в Казначействе России, состоящей из наименования, ИНН, КПП, реквизитов счета (БИК ТОФК, единый казначейский счет, казначейский счет) органа и организации, кода главы по бюджетной классификации органа.

Требует дополнительного пояснения (обоснования) задача разделения кодов бюджетной классификации для настройки банками алгоритмов запросов.

4.

Для возможности реализации новых требований в установленный законодательством срок кредитные организации просят Банк России и Казначейство России разработать рекомендации (разъяснения) по практическому применению заявленных изменений в законодательстве и оперативно довести их до банков.

Разъяснения по порядку работы банков с информацией, необходимой для уплаты платежей в бюджет, полученной из ГИС ГМП на основании УИН, указанного в распоряжении о переводе денежных средств, будут доведены до кредитных организаций по результатам выработки общей позиции совместно с Минфином России, Банком России и Казначейством России.

5.

В целях снижения рисков административных правонарушений после вступления в силу изменений в КоАП РФ в части введения административного штрафа за непредставление информации или нарушение сроков представления информации в ГИС ГМП предлагается предусмотреть мораторий на срок не менее 12 месяцев на привлечение банков к ответственности по данному нарушению.

Эффективной мерой представляется также законодательное установление возможности делегирования прав по передаче и получению информации в ГИС ГМП иным лицам (аналогично с ГИС ЖКХ <6>) в случае привлечения сторонних организаций для приема платежей физических лиц.

В соответствии с Федеральным законом N 161-ФЗ <7> кредитные организации вправе на основании договора привлекать банковских платежных агентов для осуществления отдельных банковских операций, в том числе для приема от физических лиц наличных денежных средств.

В соответствии с Порядком ведения ГИС ГМП <8> в составе участников ГИС ГМП предусмотрен банковский платежный агент, осуществляющий как самостоятельное информационное взаимодействие с ГИС ГМП (передача и получение информации), так и через оператора по переводу денежных средств, от имени которого банковский платежный агент осуществляет деятельность. Таким образом, вопрос по передаче и получению информации в ГИС ГМП иными лицами в случае привлечения сторонних организаций для приема платежей физических лиц урегулирован.

6.

Каков максимальный временной интервал предоставления банку информации о начислениях по запросам, направленным в ГИС ГМП в режиме реального времени? Считается ли задержка в 30 секунд нарушением обязанности по направлению запроса в режиме реального времени в случае задержки ответа со стороны СМЭВ?

В соответствии с Порядком ведения ГИС ГМП направление из ГИС ГМП извещения или уведомления осуществляется в срок, не превышающий шестидесяти секунд с момента получения ГИС ГМП соответствующего запроса.

7.

В каком формате будет возвращена обратная связь из ГИС ГМП в случае подтверждения корректности информации, указанной в платеже, или наличия ошибочных реквизитов в платеже? Какой временной период закладывается для рассмотрения запроса в ГИС ГМП и получения обратной связи по исполнению платежа? Каким образом предполагается работа с претензиями клиентов в случае долгого получения ответа от ГИС ГМП, которое повлекло возникновение штрафных санкций по платежам, не оплаченным в срок?

Для получения информации, необходимой для уплаты денежных средств, кредитная организация направляет запрос в ГИС ГМП по виду сведений "Предоставление необходимой для уплаты информации" с указанием УИН.

В соответствии с Порядком ведения ГИС ГМП, направление из ГИС ГМП извещения или уведомления осуществляется в срок, не превышающий шестидесяти секунд с момента получения ГИС ГМП соответствующего запроса, что исключает неоплату в срок.

Дополнительно отмечаем, что ГИС ГМП не осуществляет сверку реквизитов.

8.

Распространяются ли требования по запросу информации в ГИС ГМП по УИН на распоряжения клиентов-юридических лиц?

Исключения из положений части 3 статьи 5 Закона N 417-ФЗ законодательством Российской Федерации не предусмотрены.

9.

Обязан ли банк при приеме к исполнению распоряжения запрашивать информацию, необходимую для уплаты указанных денежных средств и иных платежей, в ГИС ГМП в случае, если данное распоряжение составлено на основании предварительно полученного ответа о начислении, например, в рамках клиентского сервиса контроля задолженностей?

В соответствии с положениями части 3 статьи 5 Закона N 417-ФЗ банки, иные кредитные организации обязаны при наличии в распоряжении о переводе денежных средств УИН запрашивать в ГИС ГМП информацию, необходимую для уплаты денежных средств, в режиме реального времени при приеме к исполнению такого распоряжения.

10.

Что будет являться фактом, подтверждающим отправку банком информации в ГИС ГМП не позднее одного часа с момента приема к исполнению распоряжения. По значению какого атрибута XML-файла будет осуществляться проверка своевременной отправки банком информации в ГИС ГМП?

Информация о приеме к исполнению распоряжения о переводе денежных средств является своевременно направленной в ГИС ГМП, если соответствующее сообщение сформировано банком и передано через СМЭВ в ГИС ГМП не позднее одного часа после приема к исполнению распоряжения о переводе денежных средств.

Время с момента приема к исполнению распоряжения о переводе денежных средств до момента направления информации о приеме к исполнению распоряжения о переводе денежных средств в ГИС ГМП предполагается учитывать на основании атрибутов "PaymentDate" (дата и время приема к исполнению распоряжения о переводе денежных средств) и "Timestamp" (дата и время формирования запроса).

11.

Планирует ли Казначейство России отразить в следующей версии форматов ГИС ГМП изменения, вступающие в силу 17.12.2022 в соответствии с Законом N 417-ФЗ?

В Форматах взаимодействия <9> версии 2.5 учтены изменения, вступающие в силу 17 декабря 2022 года в связи с принятием Закона N 417-ФЗ.

Дополнительно сообщаем, что проект Форматов взаимодействия размещен на официальном сайте Федерального казначейства в сети "Интернет" по ссылке: https://roskazna.gov.ru/gis/gosudarstvennaya-informacionnaya-sistema-o-gosudarstvennykh-i-municipalnykh-platezhakh-gis-gmp/formaty-vzaimodeystviya-gis-gmp-/dorozhnaya-karta-formaty-gis-gmp-2-5/

--------------------------------

<1> Государственная информационная система о государственных и муниципальных платежах.

<2> Единая система межведомственного электронного взаимодействия.

<3> Уникальный идентификатор начисления.

<4> Дистанционное банковское обслуживание.

<5> Федеральный закон от 21 декабря 2021 года N 417-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".

<6> Государственная информационная система жилищно-коммунального хозяйства, в соответствии с Приказом Минкомсвязи России N 589, Минстроя России N 944/пр от 28 декабря 2015 года "Об утверждении Порядка и способов размещения информации, ведения реестров в государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства, доступа к системе и к информации, размещенной в ней".

<7> Федеральный закон от 27 июня 2011 года N 161-ФЗ "О национальной платежной системе".

<8> Порядок ведения Государственной информационной системы о государственных и муниципальных платежах, утвержденным приказом Казначейства России от 12 мая 2017 года N 11н.

<9> Форматы взаимодействия Государственной информационной системы о государственных и муниципальных платежах с информационными системами участников.

Другие документы по теме
(утв. Минспортом России 03.08.2022, Общероссийской общественной организацией "Федерация дзюдо России")
"О признании не подлежащими применению писем Роспотребнадзора"
(утв. Минспортом России 02.12.2022, Общероссийской общественной организацией "Федерация гандбола России")
"О Перечне рецензируемых научных изданий"
Ошибка на сайте