Рейтинг@Mail.ru

Письмо ФАС России от 28.09.2022 N ВК/89519/22

ФЕДЕРАЛЬНАЯ АНТИМОНОПОЛЬНАЯ СЛУЖБА

ПИСЬМО

от 28 сентября 2022 г. N ВК/89519/22

О РАЗЪЯСНЕНИИ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА

ФАС России рассмотрела обращение по вопросу разъяснения законодательства в сфере газоснабжения и сообщает.

Относительно возможности включения в реестр субъектов естественных монополий в топливно-энергетическом комплексе раздела II "Транспортировка газа по трубопроводам" (далее - Реестр) хозяйствующего субъекта, владеющего на праве собственности или на ином предусмотренном законом праве сетью газораспределения, отмечаем.

Рассмотрение вопроса об утверждении тарифов на услуги по транспортировке газа по газораспределительным сетям возможно только после введения в отношении хозяйствующего субъекта государственного регулирования и контроля, а также включения хозяйствующего субъекта в Реестр, который формирует и ведет ФАС России.

В соответствии с Перечнем документов, представляемых для принятия решения о введении или прекращении регулирования деятельности субъектов естественных монополий, установленного Приложением 1 Порядка рассмотрения документов, представленных для принятия решения о введении, изменении или прекращении регулирования деятельности субъектов естественных монополий, утвержденного приказом ФСТ России от 13.10.2010 N 481-э, в сфере транспортировки газа по трубопроводам на заявителя возложена обязанность по предоставлению в том числе копии правоустанавливающих документов на основные средства, предназначенные для производства (реализации) товаров (услуг) в сферах деятельности субъектов естественных монополий (свидетельство о государственной регистрации права собственности, договор аренды с актом приема-передачи, договор купли-продажи с актом приема-передачи и т.п.).

Таким образом, договор аренды газопровода свидетельствует о наличии соответствующего правоустанавливающего документа, предоставляемого хозяйствующим субъектом, для принятия решения о введении регулирования деятельности субъекта естественных монополий.

Относительно возможности осуществления мероприятий по технологическому присоединению хозяйствующим субъектом, не являющимся исполнителем (газораспределительной организацией), отмечаем.

Ранее письмом ФАС России от 21.03.2022 N ВК/24094/22 был дан ответ на указанный вопрос.

Повторно сообщаем, что подключение объектов капитального строительства к сетям газораспределения осуществляется в соответствии с Правилами подключения (технологического присоединения) газоиспользующего оборудования и объектов капитального строительства к сетям газораспределения, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 13.09.2021 N 1547 (далее - Правила подключения).

В соответствии с пунктом 4 Основных положений формирования и государственного регулирования цен на газ, тарифов на услуги по его транспортировке, платы за технологическое присоединение газоиспользующего оборудования к газораспределительным сетям на территории Российской Федерации и платы за технологическое присоединение к магистральным газопроводам строящихся и реконструируемых газопроводов, предназначенных для транспортировки газа от магистральных газопроводов до объектов капитального строительства, и газопроводов, предназначенных для транспортировки газа от месторождений природного газа до магистрального газопровода, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2000 N 1021, государственному регулированию на территории Российской Федерации подлежат в том числе тарифы на услуги по транспортировке газа по газораспределительным сетям и плата за технологическое присоединение газоиспользующего оборудования к газораспределительным сетям и (или) стандартизированные тарифные ставки, определяющие ее величину.

В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 31.03.1999 N 69-ФЗ "О газоснабжении в Российской Федерации" (далее - Закон о газоснабжении) газораспределительная организация - специализированная организация, которая владеет на праве собственности или ином законном основании газораспределительной сетью и осуществляет регулируемый вид деятельности по оказанию услуг по транспортировке газа по газораспределительным сетям и по технологическому присоединению газоиспользующего оборудования к газораспределительным сетям, обеспечивает подачу газа его потребителям, а также эксплуатацию и развитие газораспределительной системы.

Согласно пункту 2 Правил подключения "исполнитель" - газораспределительная организация, владеющая на праве собственности или на ином предусмотренном законом праве сетью газораспределения, к которой планируется подключение (технологическое присоединение) объекта капитального строительства или сети газораспределения заявителей, а в случае, если подключение возможно к существующим сетям газораспределения или газопотребления основных абонентов, - газораспределительная организация, с сетями которой технологически связаны сети газораспределения или газопотребления, к которым планируется подключение объектов капитального строительства заявителей, в том числе через сети других основных абонентов.

Услуги по транспортировке газа по газопроводам в силу статьи 4 Федерального закона "О естественных монополиях" N 147-ФЗ от 17.08.1995 отнесены к сфере деятельности субъектов естественных монополий.

Таким образом, хозяйствующий субъект, оказывающий услуги по транспортировке газа по принадлежащему ему на правах собственности или иных законных основаниях газопроводу, является субъектом естественных монополий, его деятельность по транспортировке газа подлежит государственному регулированию и оплата оказанных услуг осуществляется по тарифам, утверждаемым федеральным органом исполнительной власти в сфере государственного регулирования цен (тарифов) (ФАС России).

После включения в указанный Реестр предприятие представляет в ФАС России расчетные и обосновывающие материалы для утверждения тарифов на услуги по транспортировке газа по газораспределительным сетям, выполненные в соответствии с Методическими указаниями по регулированию тарифов на услуги по транспортировке газа по газораспределительным сетям, утвержденными приказом ФСТ России от 15.12.2009 N 411-э/7.

Из вышеизложенного следует, что подключение (технологическое присоединение) объектов капитального строительства к газораспределительным сетям вправе осуществлять исключительно газораспределительная организация, являющаяся субъектом естественных монополий, имеющая установленный федеральным органом исполнительной власти в сфере государственного регулирования цен (тарифов) (ФАС России) тариф на услуги по транспортировке газа по газораспределительным сетям и установленный органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования цен (тарифов) размер платы за технологическое присоединение газоиспользующего оборудования к газораспределительным сетям и стандартизированные тарифные ставки, определяющие ее величину.

Дополнительно сообщаем, что газораспределительная организация (исполнитель) не вправе на основании какого-либо договора, в том числе агентского, передать иному хозяйствующему субъекту свои полномочия по осуществлению подключения объектов капитального строительства к газораспределительным сетям.

В.Г.КОРОЛЕВ

Другие документы по теме
<О направлении методических рекомендаций по вопросу внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений о границах территории, в отношении которой устанавливается публичный сервитут> (вместе с "Чек-листом (инструкцией). Чек-лист для осуществления проверки органами государственной власти XML-документов в отношении публичных сервитутов, необходимых для внесения в Единый государственный реестр недвижимости соответствующих сведений")
<Об индексах изменения сметной стоимости строительства в III квартале 2023 года>
"Рекомендации, касающиеся возможности применения определенных кодов видов операций, отражаемых в соответствующих разделах налоговой декларации по НДС, в связи со вступившими (подлежащими вступлению) в силу изменениями в главу 21 части второй Налогового кодекса Российской Федерации"
"О разъяснении законодательства"
Ошибка на сайте