Рейтинг@Mail.ru

"МУК 4.3.2231-07. 4.3. Методы контроля. Физические факторы. Оценка акустической нагрузки в кабинах экипажей воздушных судов при составлении санитарно-гигиенической характеристики условий труда летного состава гражданской авиации. Методические указания"

Утверждаю

Руководитель Федеральной

службы по надзору в сфере

защиты прав потребителей

и благополучия человека,

Главный государственный

санитарный врач

Российской Федерации

Г.Г.ОНИЩЕНКО

26 июля 2007 года

Дата введения -

1 октября 2007 года

4.3. МЕТОДЫ КОНТРОЛЯ. ФИЗИЧЕСКИЕ ФАКТОРЫ

ОЦЕНКА

АКУСТИЧЕСКОЙ НАГРУЗКИ В КАБИНАХ ЭКИПАЖЕЙ ВОЗДУШНЫХ СУДОВ

ПРИ СОСТАВЛЕНИИ САНИТАРНО-ГИГИЕНИЧЕСКОЙ ХАРАКТЕРИСТИКИ

УСЛОВИЙ ТРУДА ЛЕТНОГО СОСТАВА ГРАЖДАНСКОЙ АВИАЦИИ

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ

МУК 4.3.2231-07

1. Разработаны: Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (С.Д. Кривуля, Э.Д. Сторожева); Федеральным государственным унитарным предприятием "Всероссийский научно-исследовательский институт железнодорожной гигиены" (М.Ф. Вильк, В.Б. Панкова, Ю.Н. Каменский); Научно-исследовательским институтом медицины труда РАМН (Л.В. Прокопенко, Н.Н. Курьеров); Министерством транспорта Российской Федерации (С.В. Панферов); ЛИЦ ФГУП ГосНИИ гражданской авиации (В.Д. Глуховский).

2. Рекомендованы к утверждению Комиссией по государственному санитарно-эпидемиологическому нормированию при Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (протокол от 21 июня 2007 г. N 2).

3. Утверждены Руководителем Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, Главным государственным санитарным врачом Российской Федерации Г.Г. Онищенко 26 июля 2007 г.

4. Введены в действие с 1 октября 2007 г.

5. Введены впервые.

1. Назначение и область применения

1.1. Настоящий документ устанавливает методику оценки акустической нагрузки в кабинах экипажей воздушных судов (далее - ВС) при составлении санитарно-гигиенической характеристики условий труда летного состава гражданской авиации (далее - ГА).

1.2. Методические указания по оценке акустической нагрузки в кабинах экипажей ВС при составлении санитарно-гигиенической характеристики условий труда летного состава ГА (далее - указания) разработаны с учетом требований СанПиН 2.5.1.051-96 "Условия труда и отдыха для летного состава гражданской авиации".

1.3. Указания предназначены:

- для методической помощи организациям Роспотребнадзора при составлении санитарно-гигиенической характеристики условий труда лиц летного состава ГА с учетом специфики профессиональной деятельности и условий труда членов экипажей ВС ГА;

- организациям гражданской авиации РФ при расчете эквивалентного уровня шума в полете с учетом акустической эффективности авиагарнитуры (далее - АГ) и дополнительной акустической нагрузки, возникающей при прослушивании эфира и речевом радиообмене, за анализируемый период летной работы.

1.4. Указания определяют требования к методу расчета акустической нагрузки на членов экипажей ВС с учетом шума под АГ, а также форму представления результатов.

2. Общие положения

2.1. Шум является одним из факторов полета, оказывающим неблагоприятное воздействие на членов экипажей ВС ГА. Основными источниками шума в кабинах ВС ГА являются:

- силовая установка;

- система кондиционирования воздуха;

- аэродинамические шумы;

- шумы, возникающие при прослушивании радиоэфира и речевом радиообмене.

2.2. Акустическая эффективность АГ должна учитываться при расчете акустической нагрузки на членов экипажей ВС.

3. Расчет эквивалентного уровня шума в полете

за оцениваемый период летной работы

3.1. На основании сведений по учету полетного времени (данных летной книжки или летного отряда) заполняются п. п. 1 - 3.4 и графы 1, 2, 4, 6, 7 табл. 1 "Протокола расчета эквивалентного уровня шума в полете с учетом дополнительной акустической нагрузки за оцениваемый период летной работы" Прилож. 1 (каждый месяц отдельно).

3.2. Графы 3 и 5 табл. 1 Прилож. 1 заполняются на основании данных, приведенных в Прилож. 2 и 3.

Суммируются показатели графы 3 (уровни звука в кабине ВС) с показателями, указанными в графе 5 (акустическая эффективность АГ); результат заносится в графу 8 (уровни звука с учетом АГ).

В графу 9 табл. 1 Прилож. 1 заносятся данные в соответствии с п. 2 Прилож. 4.

3.3. При определении дополнительной акустической нагрузки, в соответствии с п. 1 Прилож. 4, графы 3 и 5 не заполняются. Данные измерений и расчетов вносятся соответственно в графы 8 и 9 табл. 1 Прилож. 1.

Длительности периодов полета определяются по данным хронометража, выполненного в условиях реальных полетов.

Полученный результат заносится в графу 10 табл. 1 Прилож. 1.

3.5. В случае необходимости уровни звука (дБА), по результатам измерений звукового давления в октавных полосах частот (дБ), рассчитывают в соответствии с Прилож. 5.

3.6. В Прилож. 6 приведен пример оформления "Протокола расчета эквивалентного уровня шума в полете с учетом дополнительной акустической нагрузки за оцениваемый период летной работы".

3.7. Графа 11 (превышение нормы (дБА) заполняется в соответствии с действующими нормативными документами (в настоящее время действует СанПиН 2.5.1.051-96 "Условия труда и отдыха для летного состава гражданской авиации").

Приложение 1

Таблица 1

Показатели акустической нагрузки (дБА)

Приложение 2

СРЕДНИЕ ЗНАЧЕНИЯ УРОВНЕЙ ШУМА,

СОЗДАВАЕМОГО В УСЛОВИЯХ КРЕЙСЕРСКОГО ПОЛЕТА В КАБИНАХ

ЭКИПАЖА ОТЕЧЕСТВЕННЫХ САМОЛЕТОВ И ВЕРТОЛЕТОВ ГА

Приложение 3

АКУСТИЧЕСКАЯ ЭФФЕКТИВНОСТЬ АВИАГАРНИТУРЫ

Приложение 4

УРОВНИ ЗВУКА ПРИ АКТИВНОМ ПРОСЛУШИВАНИИ РАДИОЭФИРА

1. Определение дополнительной акустической нагрузки, возникающей в результате прослушивания эфира и речевом радиообмене, при расчете эквивалентного уровня звука производится в соответствии с "Методикой определения уровня акустической нагрузки на членов экипажей ВС с учетом шума под авиагарнитурами".

Необходимо использовать результаты хронометража, определенного в условиях реальных полетов, выполняемых в данной организации ГА.

2. При невозможности выполнения измерений в условиях реального полета дополнительная акустическая нагрузка принимается равной 12 дБА и суммируется с величиной, указанной в графе 8 табл. 1 (уровни звука с учетом АГ).

Приложение 5

РАСЧЕТ

УРОВНЯ ЗВУКА (ДБА) ПРИ ИЗМЕРЕНИЯХ ШУМОМЕРОМ В ОКТАВНЫХ

ПОЛОСАХ ЧАСТОТ

Расчет уровня звука (дБА) при измерениях шумомером в октавных полосах частот (дБ) рассчитывают по формуле:

Таблица

Приложение 6

ПРИМЕР

ОФОРМЛЕНИЯ "ПРОТОКОЛА РАСЧЕТА ЭКВИВАЛЕНТНОГО УРОВНЯ

ШУМА В ПОЛЕТЕ С УЧЕТОМ ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ АКУСТИЧЕСКОЙ НАГРУЗКИ

ЗА ОЦЕНИВАЕМЫЙ ПЕРИОД ЛЕТНОЙ РАБОТЫ"

Таблица

ПОКАЗАТЕЛИ АКУСТИЧЕСКОЙ НАГРУЗКИ (ДБА)

ИВАНОВА ИВАНА ИВАНОВИЧА

Приложение 7

До 1993 г. при проведении расчетов вместо полетного времени используется летное время.

При отсутствии информации о полетном времени за период 1993 - 2005 гг. для определения фактического полетного времени допускается увеличение фактического летного времени на 12%.

Другие документы по теме
Ошибка на сайте