Рейтинг@Mail.ru

"Методические рекомендации о типовых формах и порядке взаимодействия органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних"

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

О ТИПОВЫХ ФОРМАХ И ПОРЯДКЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ОРГАНОВ

И УЧРЕЖДЕНИЙ СИСТЕМЫ ПРОФИЛАКТИКИ БЕЗНАДЗОРНОСТИ

И ПРАВОНАРУШЕНИЙ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ <1>

--------------------------------

<1> Направлены в Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав субъектов Российской Федерации письмом Минпросвещения России от 12.11.2021 N 07-6757. - Ред.

I. Общие положения

1.1. Методические рекомендации о типовых формах и порядке взаимодействия органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних (далее соответственно - Методические рекомендации, типовые формы, порядок взаимодействия, система профилактики) для комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав (далее - комиссии) и иных органов и учреждений системы профилактики, разработанные в рамках исполнения пункта 7 раздела I межведомственного комплекса дополнительных мер по развитию системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних на 2020 - 2021 годы, утвержденного протоколом заочного заседания Правительственной комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав от 30 июня 2020 г. N 25, в соответствии с Федеральным законом от 24 июня 1999 г. N 120-ФЗ "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних" (далее - Федеральный закон N 120-ФЗ) и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, регламентирующими организацию деятельности органов и учреждений системы профилактики, направлены на определение единых подходов к условиям организации межведомственного взаимодействия, алгоритмизацию форм взаимодействия при организации работы по случаям различной типологии.

Методические рекомендации адресованы комиссиям и иным органам и учреждениям системы профилактики, а также исполнительным органам государственной власти субъектов Российской Федерации, обеспечивающим деятельность комиссий субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, обеспечивающим деятельность территориальных (муниципальных) комиссий.

Методические рекомендации могут являться основой для разработки либо совершенствования нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, регламентирующих вопросы взаимодействия органов и учреждений системы профилактики.

При организации межведомственного взаимодействия органов и учреждений системы профилактики представляется целесообразным применение:

- Примерного порядка межведомственного взаимодействия по вопросам выявления, предупреждения и устранения нарушений прав и законных интересов несовершеннолетних (письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 27 августа 2018 г. N 07-5310);

- Примерного порядка взаимодействия органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних по вопросам оказания помощи в трудовом и бытовом устройстве, а также иных видов помощи несовершеннолетним, освобожденным из учреждений уголовно-исполнительной системы либо вернувшимся из специальных учебно-воспитательных учреждений закрытого типа (письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 30 марта 2018 г. N 07-1845);

- рекомендаций об организации межведомственного взаимодействия органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних с использованием технологии "единого окна" и о совершенствовании информационно-консультативной и психологической помощи детям и их родителям (письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 29 ноября 2017 г. N 07-6936);

- методических рекомендаций по совершенствованию межведомственного взаимодействия органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних по вопросам организации профилактической работы с семьями, находящимися в социально опасном положении (письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 23 августа 2017 г. N ТС-702/07) (далее - рекомендации по совершенствованию межведомственного взаимодействия);

- методических рекомендаций по межведомственному взаимодействию органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних по вопросам оказания помощи осужденным несовершеннолетним, отбывающим наказания, не связанные с лишением свободы, и несовершеннолетним, освобождающимся из мест лишения свободы (письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 28 июля 2016 г. N 07-3188) (в части, непротиворечащей письму Министерства образования и науки Российской Федерации от 30 марта 2018 г. N 07-1845);

- методических рекомендаций по вопросам совершенствования индивидуальной профилактической работы с обучающимися с девиантным поведением (письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 28 апреля 2016 г. N АК-923/07);

- Примерного порядка взаимодействия органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, а также иных организаций по вопросам осуществления профилактики самовольных уходов детей из семей и государственных организаций, содействию их розыску, а также проведения социально реабилитационной работы с детьми (письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 14 апреля 2016 г. N 07-1545);

- методических рекомендаций о порядке признания несовершеннолетних и семей находящимися в социально опасном положении и организации с ними индивидуальной профилактической работы (письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 1 декабря 2015 г. N ВК-2969/07).

II. Порядок взаимодействия органов и учреждений системы

профилактики безнадзорности и правонарушений

несовершеннолетних

2.1. Субъектами межведомственного взаимодействия являются:

- комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав;

- органы управления социальной защитой населения;

- учреждения социального обслуживания;

- специализированные учреждения для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации;

- органы, осуществляющие управление в сфере образования;

- организации, осуществляющие образовательную деятельность;

- специальные учебно-воспитательные учреждения открытого и закрытого типов;

- организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;

- органы опеки и попечительства;

- органы по делам молодежи;

- учреждения органов по делам молодежи;

- органы управления здравоохранением;

- медицинские организации;

- органы службы занятости;

- органы внутренних дел;

- подразделения по делам несовершеннолетних органов внутренних дел;

- центры временного содержания для несовершеннолетних правонарушителей органов внутренних дел;

- учреждения уголовно-исполнительной системы (следственные изоляторы, воспитательные колонии и уголовно-исполнительные инспекции).

Кроме того, при необходимости дополнительных ресурсов к участию в межведомственном взаимодействии могут быть привлечены иные государственные (муниципальные) органы и учреждения, общественные объединения, другие заинтересованные лица, в пределах их компетенции и в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и (или) законодательством субъектов Российской Федерации, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, а также постановлениями комиссий субъектов Российской Федерации и (или) территориальных (муниципальных) комиссий.

2.2. Виды деятельности, осуществляемой в рамках межведомственного взаимодействия:

- выявление и устранение причин и условий, способствующих безнадзорности, беспризорности, правонарушениям и антиобщественным действиям несовершеннолетних;

- выявление несовершеннолетних и семей, находящихся в социально опасном положении;

- организация индивидуальной профилактической работы с несовершеннолетними и семьями, находящимися в социально опасном положении;

- общепрофилактическая деятельность <1> в целях предупреждения безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, обеспечения их безопасности, сохранности жизни и здоровья с учетом современных рисков и угроз;

--------------------------------

<1> Под общепрофилактической деятельностью в указанном случае понимается деятельность органов и учреждений системы профилактики, иных заинтересованных ведомств, направленная на предупреждение неблагополучия несовершеннолетних, нарушений их прав и законных интересов, антиобщественного и противоправного поведения, а также на формирование у детей навыков здорового образа жизни, организации позитивного досуга, повышение правовой грамотности, вовлечение в общественно полезную деятельность и иная превентивная работа в отношении лиц (группы лиц) до выявления сведений о совершении ими правонарушений и антиобщественных действий.

- обеспечение защиты прав и законных интересов несовершеннолетних;

- выявление и пресечение случаев вовлечения несовершеннолетних в совершение преступлений, других противоправных и (или) антиобщественных действий;

- выявление случаев склонения несовершеннолетних к суицидальным действиям, принятие мер по устранению их причин и условий, а также по оказанию комплексной помощи пострадавшим детям;

- иные виды деятельности в сфере профилактики.

Комиссии координируют деятельность органов и учреждений системы профилактики по предупреждению безнадзорности, беспризорности, правонарушений и антиобщественных действий несовершеннолетних, выявлению и устранению причин и условий, способствующих этому, обеспечению защиты прав и законных интересов несовершеннолетних, социально-педагогической реабилитации несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении, выявлению и пресечению случаев вовлечения несовершеннолетних в совершение преступлений, других противоправных и (или) антиобщественных действий, а также случаев склонения их к суицидальным действиям.

В рамках осуществления межведомственного взаимодействия по тематическому направлению профилактической деятельности возможно определение субъекта межведомственного взаимодействия - координатора направления с обеспечением обязательного информирования о ходе реализации мер соответствующей комиссии.

2.3. Формы межведомственного взаимодействия отражены в рекомендациях по совершенствованию межведомственного взаимодействия и включают:

- межведомственный анализ и межведомственное прогнозирование;

- выработку единой стратегии взаимодействия путем разработки, реализации и анализа исполнения межведомственных документов планирования: планов, комплексов мер, программ и иных;

- проведение заседаний комиссий, а также созданных ими (по их решению) совещательных органов: рабочих групп, советов, штабов, консилиумов и иных;

- разработку совместных актов: указаний, правил, порядков, регламентов, обязательных для выполнения субъектами взаимодействия;

- разработку и реализацию межведомственных планов (программ) индивидуальной профилактической работы;

- согласование документов, необходимых для организации межведомственного взаимодействия;

- проведение совместных мероприятий, проектов, операций, проверок (посещений) организаций и иных;

- рабочие встречи (совещания) руководителей либо иных представителей субъектов межведомственного взаимодействия;

- информационное межведомственное взаимодействие;

- иные формы взаимодействия.

2.4. Условия (требования) организации межведомственного взаимодействия:

- разграничение функций между субъектами взаимодействия на всех уровнях совместной работы (определение конкретных исполнителей, закрепление за ними перечня мер [мероприятий] в рамках ведомственной компетенции и выработанных при согласовании регламента взаимодействия по соответствующему вопросу, а также установление сроков исполнения мер [мероприятий]);

- обеспечение конфиденциальности полученной в процессе межведомственного взаимодействия информации;

- активное и ответственное исполнение позиций порядка межведомственного взаимодействия, в том числе в части:

- соблюдения сроков исполнения мероприятий, качества исполнения совместно принятых решений,

- своевременного и полного информирования координатора межведомственного взаимодействия, заинтересованных участников взаимодействия об исполнении мероприятий, совместно принятых решений;

- своевременного информирования координатора межведомственного взаимодействия о выявленных недостатках в организации и осуществлении межведомственного взаимодействия;

- осуществления приема информации по направлению профилактической деятельности с учетом компетенции в сфере профилактики не только путем передачи сведений в письменной (электронной) форме, но и при выявлении в рамках межведомственных мероприятий (заседаний комиссии, совещаний, рабочих встреч);

- исключение дублирования действий в процессе межведомственного взаимодействия, в том числе в ходе сбора и обработки информации о несовершеннолетних и семьях, находящихся в социально опасном положении;

- осуществление каждым субъектом межведомственного взаимодействия мер по оптимизации взаимодействия, в том числе при выявлении проблемных вопросов, появлении новых возможностей в сфере профилактики.

2.5. Сроки, устанавливаемые в рамках

межведомственного взаимодействия

В соответствии с пунктом 2 статьи 9 Федерального закона N 120-ФЗ органы и учреждения системы профилактики в пределах своей компетенции обязаны незамедлительно информировать о выявленных фактах и обстоятельствах соответствующие органы:

орган прокуратуры

- о нарушении прав и свобод несовершеннолетних

комиссию по делам несовершеннолетних и защите их прав

- о выявленных случаях нарушения прав несовершеннолетних на образование, труд, отдых, жилище и других прав;

- о недостатках в деятельности органов и учреждений, препятствующих предупреждению безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних

орган опеки и попечительства

- о выявлении несовершеннолетних, оставшихся без попечения родителей или иных законных представителей либо находящихся в обстановке, представляющей угрозу их жизни, здоровью или препятствующей их воспитанию

орган управления социальной защитой населения

- о выявлении несовершеннолетних, нуждающихся в помощи государства в связи с безнадзорностью или беспризорностью;

- о выявлении семей, находящихся в социально опасном положении

орган внутренних дел

- о выявлении родителей несовершеннолетних или иных их законных представителей и иных лиц:

- жестоко обращающихся с несовершеннолетними;

- вовлекающих несовершеннолетних в совершение преступлений, других противоправных и (или) антиобщественных действий;

- склоняющих несовершеннолетних к суицидальным действиям;

- совершающих по отношению к несовершеннолетним другие противоправные деяния;

- о несовершеннолетних, в отношении которых совершены противоправные деяния;

- о несовершеннолетних, которые совершили правонарушения или антиобщественные действия

уголовно-исполнительные инспекции

- о выявлении состоящих на учете в уголовно-исполнительных инспекциях несовершеннолетних осужденных, нуждающихся в оказании социальной и психологической помощи, помощи в социальной адаптации, трудоустройстве;

- о выявленных случаях совершения состоящими на учете в уголовно-исполнительных инспекциях несовершеннолетними осужденными правонарушений или антиобщественных действий, нарушения ими установленных судом запретов и (или) ограничений;

- о выявленных случаях уклонения несовершеннолетними осужденными, признанными больными наркоманией, имеющими обязанность прохождения курса лечения (медицинской и [или] социальной реабилитации), от прохождения курса лечения от наркомании, а также медицинской реабилитации либо социальной реабилитации или уклонения несовершеннолетних осужденных от исполнения возложенных на них судом обязанностей

орган управления здравоохранением

- о выявлении несовершеннолетних, нуждающихся в обследовании, наблюдении или лечении в связи с употреблением алкогольной и спиртосодержащей продукции, наркотических средств, психотропных или одурманивающих веществ

орган, осуществляющий управление в сфере образования

- о выявлении несовершеннолетних, нуждающихся в помощи государства в связи с самовольным уходом из организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, образовательных организаций или иных организаций, осуществляющих обучение;

- о выявлении несовершеннолетних, нуждающихся в помощи государства в связи с прекращением по неуважительным причинам занятий в образовательных организациях

орган по делам молодежи

- о выявлении несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении и нуждающихся в этой связи в оказании помощи в организации отдыха, досуга, занятости

орган службы занятости

- о выявлении несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении и нуждающихся в этой связи в оказании помощи в трудоустройстве;

- о выявлении несовершеннолетних, оставивших образовательную организацию в установленных Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" случаях и нуждающихся в этой связи в оказании помощи в трудоустройстве

Незамедлительное информирование о выявленных фактах и обстоятельствах соответствующих органов - информирование о выявленных фактах и обстоятельствах соответствующих органов в течение суток, а в случае их выявления в нерабочие дни - в первый рабочий день, следующий за выходным или праздничным днем.

2.5.1. Сроки, устанавливаемые в рамках информационного

взаимодействия - обмена информацией по вопросам организации

профилактической работы органами и учреждениями

системы профилактики

Информация направляется:

а) в течение трех календарных дней со дня выявления признаков социально опасного положения в отношении несовершеннолетних и их семей, со дня выявления сведений об изменения места жительства семьи или несовершеннолетнего, находящихся в социально опасном положении - в орган, осуществляющий учет несовершеннолетних и семей указанной категории, и в территориальную (муниципальную) комиссию;

б) в течение семи календарных дней со дня поступления сведений об изменении места жительства семьи или несовершеннолетнего, находящихся в социально опасном положении, органом, осуществляющим учет несовершеннолетних и семей указанной категории, - в орган, осуществляющий учет не совершеннолетних и семей указанной категории, и в территориальную (муниципальную) комиссию по новому месту жительства;

в) в течение десяти календарных дней со дня принятия решения о постановке семьи или несовершеннолетнего на ведомственный учет (снятии с учета) - в территориальную (муниципальную) комиссию;

г) в течение трех календарных дней со дня выявления сведений о прибытии на территорию по причине изменения места жительства семьи или несовершеннолетнего, находящихся в социально опасном положении, - в соответствующие органы и учреждения системы профилактики, территориальную (муниципальную) комиссию по прежнему месту жительства с запросом сведений о проведенной индивидуальной профилактической работе;

д) незамедлительно о выявлении и помещении сотрудником органа внутренних дел (представителем иного органа или учреждения системы профилактики) в организацию для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (образовательную организацию; организацию, предоставляющую социальные услуги; медицинскую организацию), безнадзорного и (или) беспризорного несовершеннолетнего - в орган опеки и попечительства по месту расположения организации и по месту жительства ребенка, орган управления социальной защитой населения, территориальную (муниципальную) комиссию по месту жительства ребенка;

е) ежегодно до 10 января года, следующего за отчетным, в целях обеспечения федерального статистического наблюдения в сфере профилактики сведения о несовершеннолетних, в отношении которых органами и учреждениями системы профилактики (орган внутренних дел, орган опеки и попечительства, орган, осуществляющий управление в сфере образования, орган управления социальной защитой населения, учреждения социального обслуживания, организации, осуществляющие образовательную деятельность, медицинские организации, учреждения уголовно-исполнительной системы) проводилась индивидуальная профилактическая работа в отчетном году, - в территориальную (муниципальную) комиссию;

ж) в течение трех календарных дней со дня выявления случаев нарушения прав несовершеннолетних на образование, труд, отдых, жилище и других прав - в соответствующие органы и учреждения системы профилактики, в том числе в территориальную (муниципальную) комиссию;

з) незамедлительно при выявлении чрезвычайных ситуаций с участием несовершеннолетних (при выявлении несовершеннолетних, нуждающихся в социально-педагогической реабилитации [ставших жертвами правонарушений, травли [буллинга], совершивших попытки суицида, пострадавших от несчастных случаев при пожарах, выпадении из окон и в иных случаях) - в соответствующие органы и учреждения системы профилактики, в том числе в территориальную (муниципальную) комиссию;

и) воспитательная колония уведомляет:

- в срок не позднее, чем за шесть месяцев до истечения срока лишения свободы, а в отношении несовершеннолетних, осужденных к лишению свободы на срок до шести месяцев, - после вступления приговора в законную силу - территориальную (муниципальную) комиссию, органы местного самоуправления, органы службы занятости, орган внутренних дел, в установленных случаях - орган опеки и попечительства по избранному осужденным месту жительства о его предстоящем освобождении;

- в срок не позднее 10 календарных дней со дня принятия судом решения об условно-досрочном освобождении несовершеннолетнего от отбывания наказания - территориальную (муниципальную) комиссию и орган внутренних дел по месту жительства несовершеннолетнего о его предстоящем освобождении;

к) специальное учебно-воспитательное учреждение закрытого типа (далее - СУВУ ЗТ) информирует:

- в срок не позднее, чем за один месяц до выпуска несовершеннолетнего из СУВУ ЗТ - территориальную (муниципальную) комиссию и орган внутренних дел по месту жительства или месту пребывания несовершеннолетнего о его выпуске из учреждения;

- в срок не позднее, чем за 10 календарных дней до предполагаемого выбытия из соответствующего учреждения, в случае досрочного выбытия несовершеннолетнего из СУВУ ЗТ, о его выпуске - территориальную (муниципальную) комиссию, орган внутренних дел, в установленных случаях - орган опеки и попечительства по его месту жительства;

л) в течение десяти календарных дней со дня вынесения комиссией постановления о реализации конкретных мер по защите прав и интересов детей - заинтересованные органы и учреждения системы профилактики, в том числе по месту жительства лиц, совершивших противоправные деяния или нуждающихся в помощи государства.

Сроки в рамках информационного взаимодействия органов и учреждений системы профилактики по иным вопросам в сфере профилактики могут устанавливаться в актах, регламентирующих вопросы взаимодействия, с учетом организации их согласования субъектами взаимодействия.

2.5.2. В случае отсутствия установленных законодательством Российской Федерации и (или) законодательством субъектов Российской Федерации сроков исполнения конкретных мероприятий, принятия мер в рамках компетенции органами и учреждениями системы профилактики - субъектами межведомственного взаимодействия сроки могут устанавливаться в постановлениях комиссий, а также в иных актах, регламентирующих вопросы взаимодействия в сфере профилактики.

III. Осуществление контроля и оценки результатов

межведомственного взаимодействия органов и учреждений

системы профилактики безнадзорности

и правонарушений несовершеннолетних

3.1. Порядок осуществления контроля и оценки результатов межведомственного взаимодействия устанавливается путем разработки совместного акта, который согласуется всеми субъектами межведомственного взаимодействия.

3.2. Мониторинг деятельности органов и учреждений системы профилактики в рамках межведомственного взаимодействия в пределах и порядке, которые установлены законодательством Российской Федерации и законодательством соответствующих субъектов Российской Федерации, осуществляют комиссии субъектов Российской Федерации и (или) территориальные (муниципальные) комиссии.

3.3. Комиссии субъектов Российской Федерации и (или) территориальные (муниципальные) комиссии по итогам анализа и обобщения представляемых органами и учреждениями системы профилактики сведений о деятельности в рамках межведомственного взаимодействия принимают меры по совершенствованию работы в сфере профилактики, а также защиты прав и законных интересов несовершеннолетних.

3.4. При оценке процесса и результатов межведомственного взаимодействия могут применяться критерии, отражающие:

- положительное разрешение (устранение) проблемной ситуации;

- положительную динамику поведения несовершеннолетнего, ситуации в семье, находящейся в социально опасном положении;

- исполнение субъектом межведомственного взаимодействия полномочий, профилактических мер и (или) мероприятий в полном объеме;

- своевременность реагирования в рамках межведомственного взаимодействия участником процесса, информирования о выявленных фактах и обстоятельствах;

- выявление сведений и предотвращение планируемых противоправных деяний, вовлечения несовершеннолетних в совершение противоправных деяний;

- обеспечение сохранности жизни и здоровья несовершеннолетних, восстановления их прав и законных интересов;

- иные.

3.5. Результаты контроля и оценки результатов межведомственного взаимодействия доводятся до сведения всех его участников в рамках межведомственного мероприятия (заседания комиссии, совещания, рабочей встречи) с выработкой комплекса мер по устранению выявленных недостатков, применением методов поощрения в отношении субъектов межведомственного взаимодействия, показавших высокую эффективность работы.

Другие документы по теме
Ошибка на сайте