Методические рекомендации по порядку проведения проверок (инспекционных проверок) эксплуатантов и работы с автоматизированной системой электронных контрольных карт (утв. Росавиацией 22.12.2015)

Утверждаю

Заместитель руководителя

Росавиации

О.Г.СТОРЧЕВОЙ

22 декабря 2015 года

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

ПО ПОРЯДКУ ПРОВЕДЕНИЯ ПРОВЕРОК (ИНСПЕКЦИОННЫХ ПРОВЕРОК)

ЭКСПЛУАТАНТОВ И РАБОТЫ С АВТОМАТИЗИРОВАННОЙ СИСТЕМОЙ

ЭЛЕКТРОННЫХ КОНТРОЛЬНЫХ КАРТ

1. Общие положения

Федеральными авиационными правилами "Требования к юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, осуществляющим коммерческие воздушные перевозки. Форма и порядок выдачи документа, подтверждающего соответствие юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, осуществляющих коммерческие воздушные перевозки, требованиям федеральных авиационных правил", утвержденными приказом Минтранса России от 13 августа 2015 г. N 246, зарегистрированным Минюстом России 07 октября 2015 г. N 39163 (далее - ФАП-246) предусмотрено обязательное проведение инспекционных проверок в соответствии с заявками эксплуатантов, а также периодических плановых и внеплановых проверок.

Для ведения и обработки данных, связанных с проверками (инспекционными проверками) эксплуатантов, выполняемыми в соответствии с ФАП-246, разработана и введена в эксплуатацию в центральном аппарате и территориальных органах Росавиации Федеральная государственная информационная система "Автоматизированная система электронных контрольных карт" (далее - ФГИС АСЭКК или Система).

ФГИС АСЭКК введена в эксплуатацию приказом Росавиации от 29.09.2014 N 578 "О Федеральной государственной информационной системе "Автоматизированная система электронных контрольных карт, применяемых для проведения инспекционного контроля эксплуатантов".

В ФГИС АСЭКК осуществляется ведение и обработка данных по:

плановым и внеплановым проверкам, выполняемым в соответствии с разделом XI "Процедуры подтверждения соответствия эксплуатантов" ФАП-246 (далее - проверки);

инспекционным проверкам, выполняемым при выдаче сертификата эксплуатанта, внесении изменений в условия эксплуатации воздушных судов, связанных с освоением эксплуатантом нового типа воздушного судна, международных полетов, а также возобновлением действия приостановленного сертификата эксплуатанта, снятием ограничений в действие сертификата эксплуатанта в соответствии с пунктами 69, 81 - 85 ФАП-246 (далее - инспекционные проверки).

ФГИС АСЭКК применяется уполномоченными специалистами центрального аппарата Росавиации, межрегиональных территориальных управлений воздушного транспорта Росавиации (далее - МТУ ВТ).

ФГИС АСЭКК обеспечивает:

- формирование плана проверок на год и формирование поручений на проведение проверок на месяц;

- ведение и хранение данных об утвержденных программах и заданиях на проведение проверок (инспекционных проверок);

- ведение, хранение результатов проверок и результатов устранения эксплуатантами выявленных при проведении проверок (инспекционных проверок) несоответствий или недостатков (замечаний);

- контроль соблюдения установленных сроков;

- формирование произвольных выборок и согласованных с заказчиком автоматизированных отчетов в электронном виде и в печатной форме.

В ФГИС АСЭКК обеспечивается хранение следующих документов:

- планов проверок на год;

- поручений на проведение проверок на месяц;

- программ проверок базовых объектов (инспекционных проверок) эксплуатанта;

- заданий на проведение проверок на маршруте и на перроне;

- актов проверок базовых объектов эксплуатанта, инспекционных проверок эксплуатанта, внеплановых проверок;

- отчетов о проведении проверок на маршруте и на перроне;

- отчетов эксплуатантов об устранении нарушений (замечаний) и несоответствий, выявленных при проведении проверок (инспекционных проверок).

При проведении проверок и инспекционных проверок применяются контрольные карты, приведенные в приложении N 1 к настоящим Методическим рекомендациям (не приводится).

Для учета результатов проверок и инспекционных проверок контрольные карты введены (загружены) в Систему.

2. План проверок на год.

Поручение на проведение проверок на месяц

План проверок эксплуатантов на очередной год разрабатывается Управлением летной эксплуатации Росавиации и утверждается заместителем руководителя Росавиации в декабре текущего года. Подготовка плана проверок эксплуатантов на год осуществляется с использованием Системы.

Утвержденный план проверок сохраняется в Системе как в виде записи в базе данных, так и в виде файла (PDF).

Подготовка поручений на проведение проверок на очередной месяц осуществляется Управлением летной эксплуатации Росавиации с использованием Системы на основе годового плана проверок. Утвержденные поручения на проведение плановых проверок на очередной месяц сохраняются в Системе как в виде записи в базе данных, так и в виде файла (PDF). Утвержденное поручение на проведение плановых проверок на очередной месяц через территориальные органы Росавиации доводится до подконтрольных эксплуатантов в конце месяца, предшествующего месяцу планирования.

Утвержденный годовой план и поручения на проведение плановых проверок на месяц доступны для просмотра специалистам центрального аппарата Росавиации и МТУ ВТ.

3. Использование Системы при подготовке

к проведению проверок

3.1. Подготовка к проведению плановой проверки базовых объектов

Плановая проверка базовых объектов эксплуатанта, в соответствии с пунктом 94 ФАП-246, осуществляется уполномоченным органом или его территориальным органом по программе проверки, утвержденной ответственным должностным лицом уполномоченного органа или руководителем территориального органа.

Программа проверки оформляется с использованием ФГИС АСЭКК.

Программа проверки содержит следующую информацию:

- период проведения проверки;

- место (места) проведения проверки (город, аэропорт, адрес места производственной деятельности эксплуатанта, где планируется проведение проверки);

- председатель комиссии (ФИО, должность, орган);

- члены комиссии (ФИО, должность, орган);

- объем проверки (перечень разделов/подразделов контрольных карт, по которым планируется проведение инспекционной проверки) с указанием членов комиссии, ответственных за проведение проверки по соответствующим разделам/подразделам контрольных карт;

- срок представления акта проверки на утверждение.

Образец программы проверки базовых объектов эксплуатанта приведен в приложении N 2 к настоящим Методическим рекомендациям (не приводится).

Файл (PDF) с утвержденной программой проверки базовых объектов необходимо сохранять в Системе.

Плановая проверка базовых объектов проводится по следующим разделам контрольных карт:

1-ОРГ "Организация и управление";

2-ОЛР "Подготовка и выполнение полетов (организация летной работы)";

3-ДСП "Оперативный контроль и диспетчерское обеспечение полетов";

4-ПЛГ "Поддержание летной годности";

5-КАБ "Подготовка и выполнение полетов (кабинный экипаж). Эксплуатационные процедуры в салоне воздушного судна";

6-ОНО "Организация наземного обслуживания";

7-ОП "Организация пассажирских и грузовых перевозок";

8-АБ "Обеспечение авиационной безопасности";

9-ФЭС "Финансово-экономическое состояние".

При подготовке программы проверки базовых объектов необходимо соблюдать условие, чтобы в ходе четырех последовательных плановых проверок базовых объектов была проведена проверка эксплуатанта по всем разделам контрольных карт.

Перед проведением плановой проверки базовых объектов членам комиссии целесообразно изучить имеющуюся в подразделениях Росавиации (территориальных органах Росавиации) информацию по эксплуатанту, в том числе руководства эксплуатанта (РПП, РОТО, РОНО, РУБП, РК), а также информацию, содержащуюся в ФГИС РЭВС, ФГИС РАП и "Реестре электронных заявок".

3.2. Подготовка к проведению проверки на маршруте и на перроне

Проверки на маршруте и на перроне проводятся в соответствии с заданием, утвержденным уполномоченным должностным лицом уполномоченного органа или его территориального органа.

Подготовка задания на проведение проверки осуществляется с использованием Системы специалистом, которому поручено проведение проверки.

Задание на проведение проверки на маршруте и на перроне содержит следующую информацию:

- период проведения;

- проверяющий (ФИО, должность, орган);

- срок представления на утверждение результатов проверки.

Образец задания на проведение проверки приведен в приложении N 3 к настоящим Методическим рекомендациям (не приводится).

Файл (PDF) с утвержденным Заданием на проведение проверки на маршруте и на перроне сохраняется в Системе.

3.3. Подготовка к проведению инспекционной проверки эксплуатанта

Инспекционная проверка эксплуатанта в соответствии с пунктом 82 ФАП-246 проводится по программе, которая утверждается ответственным должностным лицом уполномоченного органа или руководителем его территориального органа.

Подготовка программы инспекционной проверки эксплуатанта осуществляется с использованием АСЭКК специалистами, которым поручено проведение инспекционной проверки эксплуатанта.

Программа инспекционной проверки эксплуатанта содержит следующую информацию:

- основание для проведения инспекционной проверки;

- период проведения инспекционной проверки;

- место (места) проведения инспекционной проверки (город, аэропорт, адрес места производственной деятельности эксплуатанта, где планируется проведение инспекционной проверки);

- председатель комиссии (ФИО, должность, орган);

- члены комиссии (ФИО, должность, орган);

- объем инспекционной проверки (перечень разделов/подразделов контрольных карт, по которым планируется проведение инспекционной проверки) с указанием членов комиссии, ответственных за проведение проверки по соответствующим разделам/подразделам контрольных карт;

- срок представления акта инспекционной проверки на утверждение.

Образец программы инспекционной проверки эксплуатанта приведен в приложении N 2 к настоящим Методическим рекомендациям.

При выдаче сертификата эксплуатанта инспекционная проверка осуществляется в полном объеме, т.е. по всем разделам контрольных карт.

При освоении эксплуатантом новых типов воздушных судов инспекционная проверка проводится по следующим разделам:

1-ОРГ "Организация и управление";

2-ОЛР "Организация подготовки и выполнения полетов (организация летной работы)";

4-ПЛГ "Поддержание летной годности";

5-КАБ "Организация подготовки и выполнения полетов (кабинный экипаж). Эксплуатационные процедуры в салоне воздушного судна";

6-ОНО "Организация наземного обслуживания";

9-ФЭС "Финансово-экономическое состояние".

При допуске эксплуатанта к выполнению международных полетов проверяются:

1-ОРГ "Организация и управление";

2-ОЛР "Организация подготовки и выполнения полетов (организация летной работы)";

3-ДСП "Оперативный контроль и диспетчерское обеспечение полетов";

4-ПЛГ "Поддержание летной годности";

9-ФЭС "Финансово-экономическое состояние".

При возобновлении действия приостановленного сертификата эксплуатанта или снятии ограничений в действие сертификата эксплуатанта объем проверки определяется с учетом причин, повлекших приостановление действия сертификата эксплуатанта или введение ограничений в действие сертификата эксплуатанта.

Файл (PDF) с утвержденной программой инспекционной проверки сохраняется в Системе.

3.4. Подготовка к проведению внеплановой проверки

В зависимости от оснований проведения внеплановой проверки и принятых уполномоченным органом решений о необходимом объеме проверки, внеплановая проверка может проводиться в соответствии с программой внеплановой проверки или заданием на проведение внеплановой проверки (для внеплановых проверок на маршруте или на перроне).

Программа и задание на проведение внеплановой проверки оформляются с использованием Системы, специалистами которым поручено проведение внеплановой проверки.

Образец программы на проведение внеплановой проверки приведен в приложении N 2 к настоящим Методическим рекомендациям.

Образец задания на проведение внеплановой проверки приведен в приложении N 3 к настоящим Методическим рекомендациям.

Программа и задание на проведение внеплановой проверки, утверждаются ответственным должностным лицом уполномоченного органа или руководителем его территориального органа.

Файл (PDF) с утвержденной программой на проведение внеплановой проверки или утвержденным заданием на проведение внеплановой проверки на маршруте или на перроне сохраняется в Системе.

4. Проведение проверки (инспекционной проверки)

и оформление результатов

При проведении периодической проверки базовых объектов (инспекционной проверки эксплуатанта) проверяется:

- наличие у эксплуатанта разработанных и введенных в действие внутренних нормативных актов, определяющих порядок реализации требований воздушного законодательства Российской Федерации, предусмотренных пунктами контрольных карт;

- знание внутренних нормативных актов персоналом эксплуатанта;

- фактическое соблюдение внутренних нормативных актов персоналом эксплуатанта;

- организация контроля соблюдения внутренних нормативных актов персоналом эксплуатанта.

Члены комиссии (или специалисты, проводящие проверки на маршруте или на перроне), должны подготовить для себя экземпляр контрольных карт на бумажных носителях или в электронном виде в формате текстового редактора (MS Word).

В ФГИС АСЭКК актуальная версия контрольных карт для скачивания размещена в разделе "Документация".

Эксплуатант при подготовке к проведению плановой проверки базовых объектов или инспекционной проверки в своем экземпляре контрольных карт в специальных полях по каждому пункту контрольных карт указывает ссылки на документы (внутренние нормативные акты эксплуатанта), содержащие положения, отвечающие требованиям пункта контрольных карт.

Выявляемые в ходе проведения проверки (инспекционной проверки) несоответствия, недостатки (замечания) по пунктам контрольных карт фиксируются проверяющим в ходе проведения проверки (инспекционной проверки).

После завершения проверки (инспекционной проверки) выявленные несоответствия, недостатки (замечания) по пунктам контрольных карт вносятся в Систему членами комиссии (проверяющим специалистом).

В ходе оформления результатов инспекционной проверки при освоении эксплуатантом нового типа воздушного судна или получением допуска к международным полетам в общих сведениях по разделам контрольных карт следует указывать содержательную информацию, подтверждающую соблюдение эксплуатантом требований, установленных федеральными авиационными правилами по заявленным изменениям условий эксплуатации воздушных судов и обеспечения полетов (например, при освоении эксплуатантом нового типа ВС указываются перечень и краткая характеристика подготовленных членов экипажей ВС, порядок организации ТО и других видов обеспечения полетов осваиваемого типа ВС и другое).

В ходе оформления результатов инспекционной проверки при возобновлении действия приостановленного сертификата эксплуатанта или снятии ограничений в действие сертификата эксплуатанта, в общих сведениях по разделам контрольных карт следует указывать информацию о проведенных (или не проведенных) мероприятиях по устранению эксплуатантом недостатков, послуживших основанием приостановления действия сертификата эксплуатанта или введения ограничений в действие сертификата эксплуатанта.

В ходе оформления результатов плановых проверок базовых объектов или внеплановых проверок общие сведения по разделам контрольных карт указываются по усмотрению проверяющего.

Акт проверки базовых объектов (инспекционной проверки) эксплуатанта (приложение N 4 к настоящим Методическим рекомендациям - не приводится), а также отчет о проведении проверки на маршруте и на перроне ВС (приложение N 5 к настоящим Методическим рекомендациям - не приводится) формируется в Системе автоматически после ввода информации о выявленных несоответствиях или недостатках (замечаниях) по пунктам контрольных карт, а также сформулированных выводов по результатам проверки.

Утвержденный акт проверки базовых объектов (инспекционной проверки) эксплуатанта и подписанный отчет о проведении проверки на маршруте или на перроне сканируется и сохраняется в Системе в виде файла (PDF).

Если эксплуатант имеет обособленные подразделения, и в соответствии с поручением Росавиации проверка проводится территориальным органом Росавиации по месту расположения обособленного подразделения, то результаты проверки данных обособленных подразделений вводятся в систему непосредственно тем территориальным органом, который выполнил проверку.

5. Ведение данных об устранении эксплуатантами выявленных

при проведении проверок (инспекционных проверок)

несоответствий требованиям федеральных авиационных

правил, недостатков (замечаний)

По результатам проверки (инспекционной проверки) эксплуатант оформляет и представляет в орган, проводивший проверку, отчет об устранении выявленных в ходе проведения проверки несоответствий требованиям федеральных авиационных правил, недостатков (замечаний).

Шаблон отчета, содержащий сведения о выявленных в ходе проведения проверки (инспекционной проверки) несоответствиях и недостатках (замечаниях) формируется в Системе в формате текстового редактора и направляется эксплуатанту, в том числе на указанный им адрес электронной почты.

Эксплуатант с использованием шаблона оформляет отчет о выполненных мероприятиях по устранению несоответствий и недостатков (замечаний).

Подписанный отчет направляется в орган, проводивший проверку.

Члены комиссии (специалист, проводивший проверку) рассматривают отчет эксплуатанта и ставят в нем, а также в Системе отметку об устранении (не устранении) несоответствий, недостатков (замечаний) по пунктам отчета и о необходимости дополнительной проверки выполнения эксплуатантом заявленных мероприятий. Окончательно оформленный отчет сканируется и сохраняется в Системе.

Еще документы: