Когда иностранный работник покидает служебное жильё, нужно направить в миграционную службу специальный документ — уведомление об убытии. Разберёмся, все ли работодатели обязаны подавать такое уведомление, куда, в какие сроки направлять и как правильно оформить документ.
Навигация
Коротко о главном: 5 пунктов
- Работодатель обязан сообщать в миграционную службу об отъезде иностранного работника.
- Эту обязанность имеют как юридические лица, так и ИП.
- Уведомление можно не подавать только в случае зарегистрированной смерти, гражданства РФ или фиктивной регистрации.
- Способы подачи уведомления: лично, через МФЦ, сайт Госуслуг или оператора ЭДО.
- Сроки подачи уведомления для отелей — 12 часов, для вахтовиков — 7 дней.
Кто и куда подает уведомление об убытии иностранного гражданина
Обязанность работодателя (принимающей стороны) сообщать в миграционную службу информацию о выбытии иностранного гражданина закреплена в статье 8 закона 109-ФЗ.
Обязательно прочитайте: как вести миграционный учет
Принимающей стороной может быть как юридическое лицо, так и физическое (ИП).
При заселении иностранца в помещение работодателя, съемную квартиру или гостиницу, его обязательно надо ставить на миграционный учет и сообщать об этом в миграционную службу. Уведомление об убытии также подается в обязательном порядке при отъезде иностранца из предоставленного жилья. Различается только срок подачи в зависимости от типа организации. Об этом говорится в приложении 4 к Приказу МВД России № 641.
Надо знать: в течение какого срока иностранец должен встать на миграционный учет
Перечень случаев, когда надо обязательно направить документы для снятия иностранца с миграционного учета, приведен в статье 23 закона 109-ФЗ. Если сказать кратко, то уведомление об убытии иностранного гражданина можно не направлять только в случае зарегистрированной смерти, приобретения гражданства РФ и установления факта фиктивной регистрации по месту пребывания.
Важно: как накажут за фиктивную постановку иностранца на миграционный учет
И всё же, учитывая хитросплетения миграционного законодательства, мы рекомендуем подавать уведомление во всех случаях увольнения иностранного работника, чтобы снять с себя ответственность за гражданина, который больше не проживает в вашем помещении. Оповестите об этом региональное подразделение по вопросам миграции по форме, утвержденной Приказом МВД России от 14.09.2020 № 641, одним из следующих способов:
- через региональное МВД лично, курьером или обычной почтой;
- через МФЦ;
- на сайте Госуслуг;
- через оператора ЭДО по ТКС.
Актуальный бланк и образец этого документа есть в КонсультантПлюс Скачать бесплатно
Эксперты КонсультантПлюс разобрали, как работодателю заполнить и направить форму уведомления об убытии иностранного гражданина из места пребывания. Используйте эти инструкции бесплатно.
Срок подачи уведомления об убытии иностранного гражданина
Срок оповещения миграционной службы об отъезде иностранного работника установлен не для всех работодателей:
- для отелей и других средств размещения — не позднее 12 часов рабочего дня, следующего за днем убытия иностранца;
- для тех, кто нанимает иностранцев-вахтовиков, — 7 рабочих дней с даты выбытия.
Для остальных работодателей срок информирования об отъезде иностранного работника не установлен, но мы рекомендуем подавать его в течение 3–7 рабочих дней с даты его выбытия.
Может пригодиться: как заполнить заявление на продление регистрации иностранного гражданина
Если не исполнить обязанность по миграционному учету, то работодателя привлекут к административной ответственности по ч. 4 ст. 18.9 КоАП для:
- физических лиц — штраф от 2000 до 4000 руб.;
- должностных лиц — штраф от 40 000 до 50 000 руб.;
- организаций и предпринимателей — штраф от 400 000 до 500 000 руб.
Часто задаваемые вопросы по теме
-
Работник выехал из служебной квартиры и зарегистрировался по другому адресу. Надо ли подавать уведомление об убытии?
Да, обязательно нужно. В данном случае руководствуйтесь ч. 1 п. 1 ст. 23 закона 109-ФЗ.
-
У нас работают иностранные граждане, которые два раз в год уезжают на Родину, то есть выезжают из РФ. Требуется ли уведомлять об этом миграционную службу?
Нет, не требуется, если на период отпуска жильё остаётся за работником.
-
Иностранный работник отработал в компании два месяца и пропал. Мы не знаем, находится он в России или нет и жив ли вообще. Надо ли подавать уведомление об убытии?
По закону сообщать в органы МВД об отсутствующих по неизвестным причинам иностранцах не нужно. Их снимает с миграционного учёта Главное управление по вопросам миграции МВД на основании решения суда. Но безвестно пропавшим гражданин может быть признан судом только через год. Если в течение года этот иностранец появится, то вас оштрафуют. Соответственно, желательно подать уведомление во избежание неприятностей.