За время работы в миграционном учете я часто сталкивалась с вопросами и сложностями, возникающими у работодателей, владельцев жилья и самих иностранных граждан, о необходимости сообщать о выбытии из места пребывания в контролирующие органы. Делюсь своим опытом и объясняю, кому и в каких случаях нужно подавать уведомления и как легко и без ошибок его заполнить.
Навигация
Коротко о главном: 5 пунктов
- Уведомление об убытии иностранца подает принимающая сторона.
- Оно помогает избежать ответственности за выбывших иностранцев.
- Заполняется строго по форме и без ошибок.
- Сдавать можно лично, через МФЦ, почту или Госуслуги.
- Уведомление подтверждает снятие иностранца с учета.
Кто и зачем подает уведомление об убытии иностранного гражданина
Миграционный учет подразумевает под собой деятельность государства по фиксации следующих сведений об иностранцах:
- личные данные иностранца: ФИО, гражданство, дата и место рождения, паспортные данные;
- дата въезда в РФ;
- адрес пребывания;
- дата выезда.
Советуем прочитать: как вести миграционный учет в организации
Предоставлять информацию о прибывших — обязанность принимающей стороны. К ней относится:
- лицо или организация, предоставившие иностранцу жилье;
- отели, гостиницы, базы отдыха и другие места размещения;
- социальные учреждения: больницы, санатории, приюты, пункты временного размещения;
- пенитенциарные учреждения;
- работодатели, при условии предоставления жилья работникам.
Может пригодиться: как зарегистрировать иностранного гражданина
Но если с подачей данных о прибытии все просто — сдавать их принимающей стороне (или самому иностранцу в определенных случаях) прямо предписывает закон (см. ст. 22 109-ФЗ), то с данными о выбытии не все так однозначно. Изначально сообщать данные о выбытии иностранцев не требовалось, они снимались с миграционного учета по конкретному адресу автоматически в случаях:
- регистрации по другому адресу;
- выезда;
- регистрации факта смерти.
Но такой порядок порождал массу проблем принимающей стороне. Я в то время уже занималась миграционным учетом, и мы нередко сталкивались с тем, что полиция ищет у нас давно выбывших, а иногда и просто сбежавших работников, т.к. мы ставили их на учет по адресу организации.
С целью навести порядок законодатель внес изменения в ст. 23 109-ФЗ и определил дополнительное основание для снятия с миграционного учета: поступление в ОВМ уведомления об убытии. Подает его принимающая сторона.
Надо или не надо «обычным» организациям отправлять сведения о выбытии принятых иностранцев — вопрос несколько неоднозначный. Но большинство экспертов сходится во мнении, что это необходимо делать, т.к. «больше бумажек — меньше проблем». Лично я поддерживаю такую же точку зрения и рекомендую не игнорировать уведомление о выбытии. Это позволит избавиться от ответственности за выбывших иностранцев и снять с себя обязанности принимающей стороны по отношению к ним.
Как заполнить уведомление об убытии иностранного гражданина
Если приняли решение отчитываться о выбытии, то помнить следует о нескольких моментах:
- форма подачи сведений унифицирована, утверждена Приказом МВД от 14.09.2020 № 641;
- требования по заполнению приведены там же. Главные из них такие:
- заполняют печатными буквами черной или темно-синей пастой, или на компьютере;
- исправления и сокращения не допускаются;
- если не хватает клеточек, используют доп. листы,
- в уведомление вносят информацию о:
- иностранце: ФИО, дата рождения;
- дате выбытия;
- адресе места пребывания;
- сведениях о принимающей стороне;
- для физ. лица: ФИО, паспортные данные, телефон;
- для юр. лица: сведения о представителе, адрес, наименование, ИНН, документ, подтверждающий полномочия,
- сроки подачи различные для разного типа организаций:
- гостиницы, санатории, базы отдыха, приюты, больницы, тюрьмы — не позднее 12 часов следующего рабочего дня;
- работодатели, организующие работы вахтовым методом, — не позднее 7 дней;
- остальные работодатели. Срок не установлен. Я рекомендую ориентироваться на сроки, установленные для вахтовиков, или на сроки уведомления о прибытии по вашему выбору.
Подробнее: в какой срок нужно подать уведомление об убытии иностранного гражданина
Самый удобный способ заполнения и отправки данных о выбытии — через Госуслуги. Необходимо лишь найти нужную услугу и следовать подсказкам на экране.
Готовое уведомление подписывается ЭЦП. Но такая возможность, к сожалению, есть не везде. Если у вас ее нет, то придется заполнять печатную форму.
Полезно: как подписать документ электронной подписью
Вот образец ее заполнения:
К уведомлению прикладывают копию паспорта иностранца, визы, РВП, патента (при наличии) и миграционной карты.
Готовый документ распечатывают в 2 экземплярах, подписывают «живой» подписью и везут в ОВМ лично, в МФЦ или на почту. Отправлять письмо нет нужды — документы примет оператор ОПС.
Часто задаваемые вопросы о снятии с учета выбывших иностранцев
-
Кто подает уведомление о выбытии?
Принимающая сторона. Места размещения, социальные учреждения, пенитенциарные учреждения, работодатели на вахте — обязательно, остальные — желательно.
-
Куда подавать уведомление о выбытии?
Туда же, куда отчитывались о прибытии, чаще всего это районный ОВМ по адресу жилого помещения, предоставленного иностранцу.
-
Как подать уведомление о прибытии?
Лично в ОВМ, через МФЦ (не везде), почту или портал Госуслуг.
-
Если не подать сведения о выбытии, то оштрафуют?
ОВМ иногда выписывает штрафы, но это в большинстве случаев незаконно. В рамках ст. 18.9 КоАП РФ ответственность предусмотрена за неисполнение обязанностей по миграционному учету. Для большинства организаций и физлиц подача таких данных обязанностью не является. Исключение — гостиницы, социальные организации, тюрьмы.
-
Какие будут последствия для иностранца, если не подать уведомление?
Он числится по «старому» адресу до тех пор, пока не зарегистрируется по другому, не покинет РФ или не умрет.