Как заполнить уведомление об убытии иностранного гражданина

Размер шрифта:

За время работы в миграционном учете я часто сталкивалась с вопросами и сложностями, возникающими у работодателей, владельцев жилья и самих иностранных граждан, о необходимости сообщать о выбытии из места пребывания в контролирующие органы. Делюсь своим опытом и объясняю, кому и в каких случаях нужно подавать уведомления и как легко и без ошибок его заполнить. 

Навигация

Коротко о главном: 5 пунктов

  1. Уведомление об убытии иностранца подает принимающая сторона.
  2. Оно помогает избежать ответственности за выбывших иностранцев.
  3. Заполняется строго по форме и без ошибок.
  4. Сдавать можно лично, через МФЦ, почту или Госуслуги.
  5. Уведомление подтверждает снятие иностранца с учета.

Кто и зачем подает уведомление об убытии иностранного гражданина

Миграционный учет подразумевает под собой деятельность государства по фиксации следующих сведений об иностранцах:

  • личные данные иностранца: ФИО, гражданство, дата и место рождения, паспортные данные;
  • дата въезда в РФ;
  • адрес пребывания;
  • дата выезда.
Советуем прочитать: как вести миграционный учет в организации

Предоставлять информацию о прибывших — обязанность принимающей стороны. К ней относится:

  • лицо или организация, предоставившие иностранцу жилье;
  • отели, гостиницы, базы отдыха и другие места размещения;
  • социальные учреждения: больницы, санатории, приюты, пункты временного размещения;
  • пенитенциарные учреждения;
  • работодатели, при условии предоставления жилья работникам.
Может пригодиться: как зарегистрировать иностранного гражданина

Но если с подачей данных о прибытии все просто — сдавать их принимающей стороне (или самому иностранцу в определенных случаях) прямо предписывает закон (см. ст. 22 109-ФЗ), то с данными о выбытии не все так однозначно. Изначально сообщать данные о выбытии иностранцев не требовалось, они снимались с миграционного учета по конкретному адресу автоматически в случаях:

  • регистрации по другому адресу;
  • выезда;
  • регистрации факта смерти.

Но такой порядок порождал массу проблем принимающей стороне. Я в то время уже занималась миграционным учетом, и мы нередко сталкивались с тем, что полиция ищет у нас давно выбывших, а иногда и просто сбежавших работников, т.к. мы ставили их на учет по адресу организации.

С целью навести порядок законодатель внес изменения в ст. 23 109-ФЗ и определил дополнительное основание для снятия с миграционного учета: поступление в ОВМ уведомления об убытии. Подает его принимающая сторона.

ВАЖНО!
Закон содержит указание на то, что принимающая сторона имеет возможность подавать сведения о выбытии, но в нем нет ни слова об обязанности это делать. Есть исключения: организации, осуществляющие прием граждан (гостиницы и пр.), социальные учреждения, тюрьмы, фирмы, работающие вахтовым методом, обязаны отчитываться о выбытии (см. п. 45–45.1 Правил миграционного учета).

Надо или не надо «обычным» организациям отправлять сведения о выбытии принятых иностранцев — вопрос несколько неоднозначный. Но большинство экспертов сходится во мнении, что это необходимо делать, т.к. «больше бумажек — меньше проблем». Лично я поддерживаю такую же точку зрения и рекомендую не игнорировать уведомление о выбытии. Это позволит избавиться от ответственности за выбывших иностранцев и снять с себя обязанности принимающей стороны по отношению к ним.

Как заполнить уведомление об убытии иностранного гражданина

Если приняли решение отчитываться о выбытии, то помнить следует о нескольких моментах:

  • форма подачи сведений унифицирована, утверждена Приказом МВД от 14.09.2020 № 641;
  • требования по заполнению приведены там же. Главные из них такие:
    • заполняют печатными буквами черной или темно-синей пастой, или на компьютере;
    • исправления и сокращения не допускаются;
    • если не хватает клеточек, используют доп. листы,
  • в уведомление вносят информацию о:
    • иностранце: ФИО, дата рождения;
    • дате выбытия;
    • адресе места пребывания;
    • сведениях о принимающей стороне;
    • для физ. лица: ФИО, паспортные данные, телефон;
    • для юр. лица: сведения о представителе, адрес, наименование, ИНН, документ, подтверждающий полномочия,
  • сроки подачи различные для разного типа организаций:
    • гостиницы, санатории, базы отдыха, приюты, больницы, тюрьмы — не позднее 12 часов следующего рабочего дня;
    • работодатели, организующие работы вахтовым методом, — не позднее 7 дней;
    • остальные работодатели. Срок не установлен. Я рекомендую ориентироваться на сроки, установленные для вахтовиков, или на сроки уведомления о прибытии по вашему выбору.
Подробнее: в какой срок нужно подать уведомление об убытии иностранного гражданина

Самый удобный способ заполнения и отправки данных о выбытии — через Госуслуги. Необходимо лишь найти нужную услугу и следовать подсказкам на экране.

Готовое уведомление подписывается ЭЦП. Но такая возможность, к сожалению, есть не везде. Если у вас ее нет, то придется заполнять печатную форму.

Полезно: как подписать документ электронной подписью

Вот образец ее заполнения:

К уведомлению прикладывают копию паспорта иностранца, визы, РВП, патента (при наличии) и миграционной карты.

Готовый документ распечатывают в 2 экземплярах, подписывают «живой» подписью и везут в ОВМ лично, в МФЦ или на почту. Отправлять письмо нет нужды — документы примет оператор ОПС.

ВАЖНО!
Не забывайте сохранять отрывную часть уведомления. Она служит подтверждением снятия иностранца с учета.

Часто задаваемые вопросы о снятии с учета выбывших иностранцев

Федотова Анна специалист по кадровому учету, по миграционному учету

Образование высшее экономическое + переподготовка " Специалист по кадрам" , " Менеджер по управлению персоналом" . Опыт работы - 10 лет. Сфера интересов - миграционный учет, кадровый учет