Зарегистрировать иностранного гражданина по месту пребывания — это поставить физическое лицо, являющееся гражданином другого государства, на миграционный учет. Для этого необходимо в определенный законом срок: 1) подготовить документы; 2) обратиться в уполномоченный орган или МФЦ.
Навигация
Кому и зачем нужна регистрация
Миграционная политика государства направлена на создание благоприятной обстановки внутри страны для своих граждан и приезжающих лиц. С этой целью Федеральным законом от 18.07.2006 № 109-ФЗ установлена обязанность иностранцев проходить регистрацию при пребывании или жительстве в РФ.
Регистрация иностранца осуществляется по месту жительства или по месту пребывания. Для наглядного понимания различий обратимся к таблице:
Критерий сравнения | По месту жительства | По месту пребывания |
---|---|---|
Основание регистрации |
Жилое помещение, в отношении которого есть право пользования |
Уведомление о прибытии |
Государственная пошлина | 350 руб. | Отсутствует |
Лицо, предоставляющее документы | Иностранный гражданин | Принимающая сторона |
С какого момента исчисляется срок для подачи документов |
Со дня получения документа, разрешающего проживание |
Со дня прибытия в место пребывания |
Вид первичного документа | Заявление о регистрации | Уведомление о прибытии |
Результат | Регистрация с проставлением отметки «Зарегистрирован по месту жительства» |
Регистрация с проставлением отметки «Уведомление принято, поставлен на учет» |
Независимо от того, осуществляется постановка на миграционный учет по месту пребывания или жительства, можно как зарегистрировать иностранного гражданина в своей квартире, так и по другому адресу.
По теме: сроки постановки на миграционный учет
Регистрация по месту пребывания
Внесение сведений в государственную систему миграционного учета — обязательное условие законного нахождения на территории РФ, поэтому уведомление о прибытии — обязательное требование.
На законодательном уровне установлено, за сколько дней надо зарегистрировать иностранного гражданина: такой срок составляет семь дней и исчисляется с момента прибытия в место пребывания.
Порядок регистрации по месту пребывания состоит из следующих этапов:
- Подготовка документов. Определяется перечень, заполняется бланк уведомления.
- Обращение в территориальный орган миграционной службы или многофункциональный центр (МФЦ) — документы направляются на рассмотрение.
- В отрывной части уведомления ставится штамп о прибытии.
- Внесение сведений в государственную систему миграционного учета. Завершающий этап происходит без непосредственного участия иностранного гражданина или его представителя.
Подача уведомления о прибытии возможна посредством государственного органа миграционной службы или путем обращения в МФЦ. Иные варианты взаимодействия отсутствуют: зарегистрировать иностранца по месту пребывания онлайн сегодня невозможно.
При обращении необходимо предоставить следующие документы:
- заполненное уведомление о прибытии иностранного гражданина;
- паспорт;
- миграционная карта, если она выдавалась;
- копия документов, подтверждающих владение жилым помещением, где планируется временное пребывание иностранца.
Законодательством определено, на какой срок можно зарегистрировать иностранного гражданина: он составляет 90 из 180 календарных дней.
Регистрация по месту жительства
Постановка на учет по месту жительства осуществляется при обращении в государственный орган миграционной службы или МФЦ. Миграционный учет по месту жительства позволяет зарегистрировать иностранца в своей квартире, если основанием пользования жилым помещением является договор аренды или право собственности. Порядок регистрации по месту жительства установлен главой 3 Федерального закона от 18.07.2006 № 109-ФЗ.
Процедура представляет собой последовательность таких действий:
- Подготовка заявления и сбор прилагаемых документов.
- Оплата госпошлины — 350 руб.
- Обращение в территориальный орган миграционной службы.
- Получение отметки о регистрации.
При обращении по вопросу регистрации по месту жительства иностранец предоставляет такие документы:
- заявление;
- документ, устанавливающий право владения жилым помещением, где можно зарегистрировать иностранного гражданина для проживания;
- паспорт;
- документ, разрешающий проживание.
Граждане Узбекистана и миграционный учет
Регистрация для граждан Узбекистана осуществляется по общим правилам. Срок для направления уведомления в госорган составляет тоже 7 дней. Главы 3 и 4 ФЗ от 18.07.2006 № 109-ФЗ устанавливают, как зарегистрировать гражданина Узбекистана в своей квартире и в другом жилом помещении с подтверждением основания пользования. Внесение в единую систему миграционного учета и получение отрывной части уведомления с отметкой сотрудника, принимающего документы, — последний этап в регистрации.
По теме читайте: сроки действия дактилоскопии для иностранных граждан
Чего ожидать и как себя защитить при отсутствии миграционного учета
Отсутствие регистрации иностранца порождает негативные последствия для принимающей и прибывающей стороны. Статья 18.9 КоАП РФ включает в себя 9 составов административных правонарушений за несоблюдение норм о пребывании на территории РФ.
Для юридических лиц, принимающих иностранцев, наказание является самым строгим и устанавливается в виде административного штрафа от 400 000 рублей до 500 000 рублей. Срок, в течение которого привлекают к ответственности за правонарушения такого характера, составляет один год. После вынесения постановления о назначении наказания за правонарушение по одному из пунктов ст. 18.9 КоАП РФ предоставляется 10 суток на обжалование. Спор подлежит рассмотрению в арбитражном суде, если к ответственности привлечено юридическое лицо или индивидуальный предприниматель.
Среди доводов для оспаривания используйте следующие основания:
Основание | Судебная практика |
Неверно установлен субъект правонарушения |
Постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 24.12.2014 № 02АП-10232/2014 по делу № А28-9272/2014 |
Протокол и постановление по делу об административном правонарушении не содержат описание противоправности действий правонарушителя |
Постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 19.08.2013 по делу № А28-4084/2013 |
Отсутствует объективная сторона правонарушения |
Постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 21.05.2015 № 04АП-2038/2015 по делу № А78-10519/2014 |
Если в результате рассмотрения дела административным органом правонарушитель признает свое противоправное действие (бездействие), можно обратиться в суд или орган, принявший решение, с требованием о снижении суммы штрафа. Для этого следует указать на обстоятельства, которые могут быть приняты во внимание. Рассмотрим их на примере следующей таблицы:
Обстоятельства | Судебная практика |
Тяжелое материальное положение |
Постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 15.03.2017 № 04АП-7150/2016 по делу № А19-14130/2015 |
Избыточное ограничение прав |
Постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 24.06.2014 по делу № А31-873/2014 |
Сниженный штраф соответствует тяжести совершенного правонарушения, принципам справедливости, целесообразности и законности |
Постановление Шестого арбитражного апелляционного суда от 19.02.2019 № 06АП-213/2020 по делу № А04-9330/2018 |