Когда я впервые столкнулась с миграционным учетом, процедура подачи уведомления об убытии иностранного гражданина казалась мне лишней формальностью. Но однажды при проверке выяснилось, что иностранец, который уехал месяц назад, числится на адресе нашей организации. Миграционные органы начали задавать вопросы. С тех пор я всегда подаю сведения о выбытии иностранцев и вам советую.
Навигация
Коротко о главном: 5 пунктов
- Уведомление об убытии иностранного гражданина — это сообщение о том, что он покинул место проживания в России.
- Это сообщение подает принимающая сторона, например, хозяева жилья или работодатели.
- Отправка уведомления помогает избежать вопросов от органов и поддерживать порядок в учете.
- Иностранные граждане также выигрывают, так как их статус в России остается легальным.
- Уведомление нужно отправлять, используя установленную форму, например, через Госуслуги или лично в МВД.
Что такое уведомление об убытии иностранного гражданина
Уведомление об убытии иностранного гражданина — это заявление, подаваемое принимающей стороной (например, владельцем жилья, работодателем или гостиницей), чтобы сообщить миграционным органам, что иностранный гражданин покинул место проживания или пребывания.
Такая процедура предусмотрена Федеральным законом № 109-ФЗ «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в РФ» с 2018 г., когда в статью 23 внесли изменения.
Ответственность за подачу сведений о выбытии лежит на принимающей стороне, к которой относятся:
- лица и организации, предоставившие жилье иностранцу;
- социальные учреждения стационарного типа (больницы, приюты, пункты временного размещения) — для своих пациентов и постояльцев;
- учреждения системы исполнения наказаний — для осужденных;
- гостиницы, отели, базы отдыха — для отдыхающих.
Обязанность принимающей стороны состоит в отправке данных по унифицированной форме (см. Приказ МВД от 14.09.2020 № 641) в районный ОВМ.
Раньше я думала: это всего лишь лишняя и ненужная бумажка, но жизнь показала, что она очень удобна для принимающей стороны, т.к. позволяет:
- избежать вопросов от миграционных органов. Своевременное уведомление исключает вероятность того, что вас спросят, почему иностранец «числится» на вашем адресе, хотя он уже уехал;
- поддерживать внутренний миграционный учет в актуальном состоянии и избежать путаницы;
- снизить юридические риски. Для юридических лиц (гостиниц, работодателей) это способ избежать штрафов, предусмотренных за нарушение правил миграционного учета;
- снять с себя ответственность за выбывших или сбежавших иностранцев. В случае проверок вы сможете легко подтвердить, что своевременно отправили сведения о выбытии иностранца и не предполагаете, где он;
- снизить административную нагрузку в будущем. Правильно оформленные документы предотвращают необходимость разбирательств и исправления ошибок в учете;
- упростить процесс аренды или сдачи жилья для физлиц и организаций, зарабатывающих на аренде. Если вы сдаете жилье, то наличие правильно оформленных документов позволяет быстрее зарегистрировать нового жильца и избежать вопросов от инспекторов и подозрений в фиктивной постановке на учет.
Надо знать: как накажут за фиктивную регистрацию иностранного гражданина
Есть плюсы и для самих иностранцев:
- сохранение легального статуса. Обновленные данные в миграционном учете исключают проблемы с законом при проверках или обращении в госорганы;
- избежание претензий от принимающей стороны. Иностранец не столкнется с вопросами, почему он «числится» на адресе, где больше не проживает;
- упрощение регистрации на новом месте. Если предыдущее место выбытия официально закрыто, то оформление новой регистрации проходит быстрее;
- сокращение рисков депортации. Несоответствие в миграционных данных нередко расценивается как нарушение, а уведомление позволяет избежать этого;
- прозрачность миграционной истории. Актуальные данные облегчают оформление виз, продление регистрации и другие миграционные процедуры;
- легкость при устройстве на работу. Работодатели предпочитают иностранных граждан с корректным миграционным учетом.
Эксперты КонсультантПлюс разобрали, как работодателю заполнить и направить форму уведомления об убытии иностранного гражданина из места пребывания. Используйте эти инструкции бесплатно.
Какую форму уведомления об убытии иностранного гражданина использовать
Форма уведомления об убытии утверждена приказом МВД № 641. Она содержит следующую информацию:
- ФИО иностранного гражданина;
- его гражданство;
- паспортные данные;
- адрес места пребывания;
- дату фактического убытия;
- сведения о принимающей стороне.
Подробнее: как заполнить уведомление об убытии иностранца
Вот пример заполненной формы:
Порядок подачи уведомления об убытии иностранного гражданина
Порядок предоставления уведомления о выбытии установлен тем же приказом МВД № 641, что и текущая форма. Есть несколько основных способов подачи:
- лично в МВД. Заполненное уведомление вместе с документами подается в территориальное подразделение МВД;
- почтой. Заполненное уведомление отправляют на адрес районного МВД;
- через Госуслуги. Подача заявления онлайн экономит время и позволяет избежать визита в МВД. Я рекомендую этот способ еще и потому, что заполнять уведомление о выбытии на Госуслугах значительно проще, т.к. нет необходимости соблюдать форму бланка. Вы просто отвечаете на вопросы, а документ формируется на выходе автоматически;
- через МФЦ. Некоторые регионы предоставляют возможность подачи уведомления через многофункциональные центры.
Понадобится минимальный пакет документов:
- паспорт принимающей стороны;
- доверенность: для представителя принимающей стороны — организации. При подаче через личный кабинет фирмы на Госуслугах — не нужна;
- паспорт иностранца;
- миграционная карта.
Сроки для подачи сведений о выбытии установлены следующие для:
- гостиниц, хостелов, больниц, санаториев, тюрем — не позднее 12 часов следующего дня;
- организаций, работающих вахтовым методом, — в течение 7 дней;
- остальных случаев срок подачи уведомления о выбытии не установлен. Я рекомендую с подачей не затягивать и отправлять документы сразу по факту отъезда иностранца.
Подробнее: в какой срок нужно подать уведомление об убытии иностранного гражданина
Часто задаваемые вопросы о снятии с миграционного учета иностранцев
-
Нужно ли подавать уведомление, если иностранец переехал в другой регион?
Желательно. Принимающая сторона сообщает об убытии при выезде иностранца с ее адреса вне зависимости от того, остается он в регионе или нет.
-
Есть ли штрафы за неподачу уведомления?
Да, в рамках ст. 18.9 КоАП РФ. Но применяют их только для гостиниц (и в других местах размещения граждан) и организаций, осуществляющих вахтовую деятельность, т.к. только для них установлены конкретные сроки для подачи сведений о выбытии.
-
Можно ли подать уведомление заранее?
Это не имеет смысла, ведь сообщить необходимо о факте убытия иностранца.
-
Что делать, если уведомление заполнено с ошибкой?
Необходимо подать документ с правильными данными.
-
Как подтвердить подачу уведомления?
При личной подаче в МВД выдается отрывная часть с печатью, которая подтверждает выполнение процедуры. При подаче через Госуслуги она приходит в личный кабинет, подписанная электронной подписью.