Строительство — одна из наиболее сложных отраслей экономики, требующая грамотного подхода к ведению бухгалтерского и налогового учета. Это связано с особенностями организации работ, длительным циклом строительства объектов, спецификой договоров и форм расчетов, необходимостью соблюдения множества нормативных актов и правил отчетности. Расскажу, как правильно выстроить БУ, НУ и управленческий учет в строительной компании.
Навигация
Коротко о главном: 5 пунктов
- В строительстве все расходы считают отдельно для каждого объекта, потому что каждый дом или дорога — это уникальный проект.
- В такие затраты входят материалы, зарплата рабочих, техника и разные непредвиденные расходы, и их делят на прямые и косвенные.
- Все эти траты подробно записывают в специальных бухгалтерских счетах и документах, чтобы не запутаться и ничего не потерять.
- Когда считают налоги, некоторые расходы учитывают сразу, а остальные — только когда объект достроен и сдан.
- Для контроля делают специальные отчеты по расходу материалов, зарплате и другим тратам, чтобы видеть, где сэкономили или переплатили.
Особенности учета в строительстве
Строительная деятельность имеет специфические особенности. Чтобы избежать кассовых разрывов, убыточности, правильного расчета при выплате дивидендов, необходимо грамотно выстроить учет, учитывая нюансы отрасли.
Критерии, отличающие строительные компании от других отраслей хозяйственной деятельности:
- уникальность объектов. Даже используя типовые проекты, строители дорабатывают их с учетом специфики местности, доступности коммуникаций, иных особенностей. Затраты на каждый объект рассчитывается отдельно как на обособленный проект;
- длительность производственного цикла. Нельзя построить дом в рамках одного отчетного периода. Работы сдаются целиком при принятии объекта либо по этапам работ;
- возможность удорожания стоимости объекта за период возведения. Это обусловлено ростом зарплаты, удорожанием строительных материалов, непредвиденными расходами;
- учет остатков. Строительные компании нередко используют остатки материалов от одного объекта при строительстве другого. Это усложняет учет и расчет фактической себестоимости;
- необходимость наличных расчетов. В строительной отрасли они встречаются довольно часто, когда необходимо оперативно продолжать работы, что создает дополнительные сложности бухгалтеру;
- счета эскроу. На них собираются средства дольщиков. Но деньги нельзя использовать до окончания строительства объекта. Поэтому приходится изыскивать собственные деньги и кредитоваться.
Подробнее: что такое счет эскроу и для чего он используется
Нормирование и группировка затрат в строительстве
В строительстве, где каждый проект уникален и сопряжен со множеством переменных, эффективное управление затратами играет главную роль. Два ключевых инструмента, позволяющих держать затраты под контролем и обеспечивать прибыльность, —- это нормирование и группировка затрат. Основанием для нормирования служит сметная документация, в которую входят:
- локальные сметные расчеты (расчеты на конкретные виды работ);
- объектные сметные расчеты (суммарные расчеты по каждому объекту строительства);
- сводный сметный расчет (суммарный документ, охватывающий все объекты и этапы строительства).
Учет затрат ведется по:
- экономическим элементам;
- статьям калькуляции.
В основе нормирования затрат лежит расчет себестоимости объекта. Затраты делятся на:
- материальные;
- оплату труда;
- отчисления на социальные нужды;
- амортизационные и пр.
По способу включения в себестоимость разделяют:
- прямые, напрямую связанные с производством;
- косвенные.
Также затраты группируются по отдельным объектам и видам строительных работ.
Бухгалтерский учет затрат
При учете затрат на строительство компании используют положения ПБУ 2/2008 «Учет договоров строительного подряда». В пункте 10 раздела III ПБУ сказано, что расходы по договорам подряда признаются расходами от обычной деятельности.
При ведении строительных работ возникает необходимость учитывать большое количество материалов, оборудования и инвентаря. Все поступающие материалы отражаются на счете 10 «Материалы», расходы на строительство распределяются между объектами согласно нормативным документам и проектной документации.
Особое внимание уделяется учету основных средств, используемых в процессе строительства. К ним относятся строительные машины, оборудование и другие объекты длительного пользования. Их стоимость постепенно списывается путем начисления амортизации.
Затраты на выполнение строительно-монтажных работ фиксируются на счете 20 «Основное производство».
Потери и брак в строительстве фиксируются отдельно и относятся к непроизводственным расходам. Для их учета используется счет 28. Затраты на исправление выявленных дефектов отражают в составе производственных издержек текущего периода. Если обнаруженный брак невозможно исправить, то его списывают с использованием счета 91.
Может пригодиться: как списать брак в 1С
Налоговый учет затрат
Расходы в налоговом учете строительных компаний подразделяются на две большие группы:
- Прямые.
- Косвенные.
Прямые затраты непосредственно связаны с выполнением конкретных этапов строительных работ. Согласно ст. 272 НК РФ, такие расходы признаются в следующем порядке:
- после завершения отдельного этапа строительных работ, подтвержденного актами приемки-передачи;
- после окончания всего строительного проекта и передачи готового объекта инвестору или конечному потребителю.
Примером прямых расходов являются:
- стоимость материалов, используемых в процессе строительства;
- оплата труда рабочих, занятых непосредственно на стройке;
- работы, выполненные субподрядчиками.
Подробнее: как вести учет прямых и косвенных затрат
Управленческий учет затрат
В управленческом учете затрат строительные компании используют различные показатели, которые фиксируются в соответствующих формах отчетности. Вот основные группы показателей, включаемые в отчетность:
- материально-производственные запасы;
- трудовые ресурсы;
- накладные расходы;
- подрядчики и исполнители;
- прямые производственные затраты;
- косвенные затраты;
- прочие расходы.
В рамках управленческого учета затрат на строительство составляются:
Эксперты КонсультантПлюс разобрали, как в учете подрядчика отражать операции по договору подряда. Используйте эти инструкции бесплатно.
Отчеты по материалам
Отчеты по использованию материалов содержат данные о закупленных материалах, фактическом потреблении сырья и полуфабрикатов, остатках запасов на складах. Отчеты помогают оценить эффективность использования материальных ресурсов и выявить возможные потери и неэффективные закупки.
Пример отчета по материалам:
№ | Материал | По плану | По факту |
Отклонение (плюс — экономия, минус — перерасход) |
---|---|---|---|---|
1 | Песок | 50 | 48 | +2 |
2 | Цемент | 27 | 30 | —3 |
Отчеты по заработной плате
Эти отчёты предоставляют сведения о начисленной и выплаченной зарплате работникам различных подразделений и профессий. Они позволяют контролировать расходы на оплату труда и выявлять отклонения от запланированных показателей.
Показываю пример отчета по заработной плате:
Для целей управленческого учета в строительстве компании составляют отчет о заработной плате по разным категориям работников
Отчеты по накладным расходам
Накладные расходы — это затраты, которые нельзя прямо отнести к конкретному объекту строительства, таким как аренда техники, коммунальные услуги, страховка имущества и др. Отчеты обеспечивают детальный анализ косвенных издержек.
Статья расхода | План | Факт | Отклонения |
---|---|---|---|
Аренда техники | 100 | 100 | 0 |
Коммунальные услуги | 45 | 50 | —5 |
Страхование имущества | 30 | 30 | 0 |
Учет затрат в строительстве: частые вопросы
-
Каким ПБУ пользуются строительные организации при отражении затрат в бухгалтерском учете?
ПБУ 2/2008 «Учет договоров строительного подряда».
-
Какие показатели анализируются в управленческом учете строительства?
Материальные запасы, зарплата, косвенные, прямые расходы, иные показатели.
-
Что относится к прямым расходам в строительстве?
Материалы, зарплата работников, непосредственно принимающих участие в строительстве, начисления на зарплату, амортизация ОС и НМА и пр. Важно, чтобы расходы относились непосредственно к возведению объекта строительства.