Как списать брак в 1С

Размер шрифта:

В любом производстве не обходится без наличия бракованной продукции. Она появляется по многим причинам, зависящим от работников и не зависящим от их квалификации и внимательности. Брак делится на неисправимый и тот, который можно исправить. Разберемся, как в программе «1С: Бухгалтерия» списать брак и какие проводки при этом формируются.

Навигация

Коротко о главном: 5 пунктов

  1. Брак — это продукция с плохим качеством, и он может быть на любом этапе производства.
  2. Если фирма обнаружит брак до отгрузки, ущерб меньше, чем после продажи.
  3. В бухгалтерии брак учитывают на счету 28, а деньги за некачественные материалы могут частично вернуть.
  4. В 1С списания брака делают с помощью документов «Требование-накладная» и «Операции, введенные вручную».
  5. В налоговом учете такие потери относят к прочим расходам, а в 1С: КОРП функция автоматизирована.

В каких случаях делают списание брака в производстве

Бракованной признается продукция, не отвечающая нормам, разработанным в компании или принятым на государственном уровне. Брак может быть обнаружен на любом из этапов производства:

  • при отпуске сырья, материала со склада;
  • на каждом из переделов.

Несоответствие показателей качества обнаруживается не только в готовом изделии, но и на стадии полуфабриката, части продукта, узла и агрегата. Вне зависимости от того, где он возник, у компании возникают финансовые потери. В них включаются:

  • средства, потраченные на сырье, материалы, полуфабрикаты, на зарплату, на отчисления в виде страховых взносов, энергозатраты и прочие расходы;
  • затраты на корректировку брака в процессе доведения его до нормативов;
  • расходы на возмещение расходов потребителю.

При определении качества произведенной продукции существуют стандартные и повышенные требования, разработанные для определенного вида товара. Если изделие соответствует стандарту, но не отвечает повышенным требованиям, то его нельзя отнести к понятию «брак». Также не считается бракованной продукция, если она переведена в другой сорт.

ВАЖНО!
Каждая компания определяет для себя допустимый процент брака. По нормативам он не должен быть более 2–3 % от общего выпуска продукции, допустимо — 5 %. При расчете нормативов следует руководствоваться спецификой производства.

Бракованным изделие признается в рамках компании либо за ее пределами после реализации. Второй вариант — сложнее. Некачественная продукция, вышедшая за пределы организации, негативно влияет на репутацию изготовителя и влечет бóльшие финансовые потери, чем при обнаружении до отгрузки.

В бухгалтерском учете для этих целей предусмотрен счет 28. В дебете счета собираются затраты на изготовление продукции и исправление брака. По кредиту отражаются часть стоимости забракованной продукции, которую можно использовать, взысканные с виновных лиц суммы.

Пример.

Швейная фабрика выпускает рабочую одежду. Пять комплектов на сумму 25 000 рублей было забраковано. Причиной послужила некачественная ткань, приобретенная у поставщиков. Последние согласились вернуть деньги в размере 4800 рублей.

Бухгалтер сделал проводки:

  • Дт 28 Кт 43 — 25 000 руб.;
  • Дт 76 Кт 28 — 4800 руб.

Если на начало периода сальдо по счету 28 равно нулю, то дебетовый остаток в результате двух операций равен 20 200 рублей.

Советуем прочитать: как вести учет бракованной продукции

Как списать брак в производстве в 1С: пошагово

Для формирования проводок по учету производственного брака в программе «1С:Бухгалтерия» используются следующие документы:

  1. «Требование-накладная». С его помощью списываются сырье и материалы ненадлежащего качества. Основание — бухгалтерская справка. Она составляется после подписания приказа руководителем. При помощи требования-накладной списываются сырье, материалы, израсходованные на забракованную продукцию либо при обнаружении некачественных материалов на складе при передаче в производство. В результате проведения документа формируется проводка Дт 28 Кт 10.
  2. «Операции, введенные вручную». Такой способ списания брака реализован в версиях 1С:Бухгалтерия («Базовая» и «ПРОФ»). В версии «КОРП» процедура списания в затраты автоматизирована и выполняется операцией «Закрытие месяца».

В связи с тем, что в версиях «Базовая» и «ПРОФ» операции вводятся вручную, предварительных настроек делать не требуется.

При списании материальных ценностей нужно руководствоваться положениями п. 26 ФСБУ 5/2019. В подпункте «а» говорится о том, что потери от ненадлежащей организации производства, в т.ч. от брака, не включаются в готовую продукцию и незавершенное производство. Отсюда следует, что они списываются на счета 90 либо 91.

Надо знать:

В налоговом учете потери, понесенные при выпуске бракованной продукции, включаются в состав прочих расходов, связанных с производством и реализацией.

Исходя из этого, в документе «Операции, введенные вручную» следует отразить закрытие месяца проводкой Дт 90.02 (91.02) Кт 28. В налоговом учете используется проводка Дт 90.08 Кт 28 (вид операции — «Прочие косвенные расходы»).

Из личного опыта: перепроведите все документы за месяц перед заполнением ручной операции и делайте ее непосредственно перед закрытием месяца.

В версии «КОРП» закрытие месяца в отношении бракованной продукции производится автоматически, поэтому изначально нужно сделать настройки «Назначения счета затрат» в учетной политике. В разделе «Учет затрат» проставляется галочка в блоке, посвященном счету 28 — «Иные расходы». В НУ, если поставить галочку «По данным бухгалтерского учета», то дополнительные настройки не требуются. При выборе способа «Вручную» потребуется заполнить перечень прямых расходов.

Настройка делается в разделе «Налоги и отчеты» — «Налог на прибыль». В НУ при закрытии месяца формируется проводка Дт 90.08 Кт 28.

Часто задаваемые вопросы по теме

Кутузова Лариса Консультант в области бухгалтерского учета и налогообложения