Рейтинг@Mail.ru

Как составить договор подряда между самозанятым и ИП

Размер шрифта:

Индивидуальные предприниматели зачастую привлекают к выполнению отдельных видов работ физических лиц, имеющих статус самозанятых. Договор подряда — это один из способов оформления подобных взаимоотношений. Учитывая, что сама не так давно приобрела статус плательщика НПД, я решила разобраться, как правильно составить договор подряда между ИП и самозанятым, чтобы избежать вопросов со стороны надзорных органов, и какие ключевые моменты следует при этом учитывать. Делюсь с вами тем, что мне удалось найти по этому вопросу.

Коротко о главном: 5 пунктов

  1. Перед заключением договора подряда ИП должен проверить статус самозанятого у исполнителя.
  2. Необходимо согласовать все условия работы, включая сроки, стоимость и порядок оплаты.
  3. Договор должен четко отражать гражданско-правовой характер сотрудничества, исключая элементы трудового договора.
  4. В договоре обязательно указываются условия о выдаче чека самозанятым и уведомление ИП при изменении налогового статуса.
  5. Также включаются сведения о сторонах, предмете договора, сроках и условиях выполнения работы, ответственности сторон.

Правила составления договора подряда между ИП и самозанятым

Договор подряда между ИП и самозанятым гражданином регулирует отношения между сторонами при выполнении определенных работ и заключается по правилам, установленным гражданским законодательством (глава 37 ГК РФ). Каких-либо особенностей при заключении сделки, где сторонами являются ИП и самозанятый, ГК не содержит. Однако при оформлении любой сделки с самозанятым необходимо учитывать положения закона № 422-ФЗ, регулирующего порядок применения специального налогового режима «Налог на профессиональный доход» (НПД).

Основные правила оформления подряда с самозанятым включают в себя следующие шаги:

1. Перед оформлением сделки ИП необходимо удостовериться в том, что физическое лицо имеет статус «самозанятый». Проверить данную информацию допустимо, запросив у самозанятого справку о постановке на учет в качестве плательщика налога на профессиональный доход. Получить данную справку для самозанятого не составит труда. Я сама недавно столкнулась с такой просьбой от заказчика, и эта процедура заняла несколько минут. Оформляется справка через приложение «Мой налог» в формате электронного документа, подписанного электронной подписью налогового органа. Полученный документ самозанятый направляет ИП любым согласованным сторонами способом.

Подробнее: как проверить статус самозанятого

2. Следующий шаг — согласование всех условий сделки. Стороны должны договориться о предмете работ, сроках их выполнения, стоимости работ, порядке оплаты и других существенных моментах. На этом шаге ИП рекомендуется проверить, не относятся ли работы, выполняемые самозанятым, к видам работ, в отношении которых не применяется специальный налоговый режим НПД (ч. 2 ст. 4 и ч. 2 ст. 6 закона № 422-ФЗ).

3. После того как стороны пришли к согласию в отношении всех существенных условий подряда, оформляется документ, где прописываются все оговоренные сторонами обстоятельства выполнения работ.

ВАЖНО!
Договор следует составлять таким образом, чтобы из него явно следовало, что он носит гражданско-правовой характер и не имеет ничего общего с трудовым соглашением.

4. Заключительный этап — это исполнение обязательств. Каждая из сторон должна исполнить обязательства по сделке в соответствии с условиями, согласованными сторонами.

ВАЖНО!
При оформлении сделки между ИП и самозанятым необходимо отдельно уделить внимание условиям о правилах осуществления расчетов между сторонами. Основным документом, подтверждающим получение самозанятым вознаграждения, является чек, формируемый им через приложение «Мой налог». Наличие этого чека у ИП является основанием для освобождения заказчика работ от уплаты НДФЛ и страховых взносов с вознаграждения.
Для информации: может ли ИП работать с самозанятыми и на каких условиях

Содержание договора подряда между ИП и самозанятым

Договор подряда между ИП и самозанятым должен содержать следующие основные положения:

  • наименование документа, дату и место его заключения;
  • наименованием сторон сделки. При указании сведений в отношении подрядчика необходимо сообщить, что подрядчик имеет статус самозанятого и применяет специальный налоговый режим — «НПД»;
  • предмет сделки. Здесь необходимо прописать конкретные работы и услуги, которые самозанятый обязуется выполнить по заданию ИП;
  • сроки выполнения работ. Срок выполнения работ является существенным условием договора подряда, в нем необходимо прописать начальный и конечный сроки выполнения работ. Отсутствие данной информации грозит тем, что суд признает договор незаключенным;
  • стоимость работ и порядок расчетов. Порядок расчетов в том случае, если подрядчиком является самозанятый, установлен ч. 1 ст. 14 закона № 422-ФЗ. После получения вознаграждения за работу самозанятый формирует чек через приложение и передает его заказчику. Рекомендуется прописать данные требования и указать способ передачи чека заказчику;
  • порядок приемки работ заказчиком;
  • ответственность сторон в случае ненадлежащего исполнения условий сделки. В данном разделе мы рекомендуем предусмотреть ответственность подрядчика в случае непредоставления (несвоевременного предоставления) заказчику чека после получения вознаграждения, а также ответственность за непредоставление заказчику сведений об утрате подрядчиком статуса плательщика НПД;
  • условия расторжения сделки и порядок урегулирования споров;
  • прочие условия, которые стороны считают важными для регулирования отношений.

Условия о выдаче подрядчиком чека и обязательном направлении ИП сведений об утрате статуса плательщика НПД рекомендуется отобразить в документе по следующему образцу:

«На каждую полученную от Заказчика сумму оплаты Подрядчик должен предоставить Заказчику чек, сформированный в порядке, предусмотренном ст. 14 Федерального закона от 27.11.2018 № 422-ФЗ “О проведении эксперимента по установлению специального налогового режима «Налог на профессиональный доход”».

«В случае утраты Подрядчиком права на применение специального налогового режима “Налог на профессиональный доход” (отказа Подрядчика от применения этого специального налогового режима) Подрядчик обязуется сообщить об этом Заказчику в течение 1 (одного) дня с даты утраты права (отказа от применения)».

Пример составления договора подряда между ИП и самозанятым

Предлагаем шаблон договора подряда между ИП и самозанятым:

Договор

Подряда № ______

«___» ________ 202___ года

г. Москва

______________________________________, зарегистрированный в качестве индивидуального предпринимателя, что подтверждается Листом записи Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей от «__»_______20___ года, ОГРНИП ___________, именуемый в дальнейшем «Заказчик», с одной стороны, и _____________________ «__»________ _____ года рождения, паспорт ____ № ________, выдан _____________ «___» ________ ____ года, проживающий по адресу: ____________________________________, зарегистрированный в качестве налогоплательщика налога на профессиональный доход (самозанятого) «___» _________ _____г. в ______________, именуемый в дальнейшем «Подрядчик», с другой стороны, совместно именуемые «Стороны», заключили настоящий Договор о нижеследующем:

1. Предмет Договора

1.1. В соответствии с настоящим Договором Подрядчик принимает на себя обязательство выполнить по заданию Заказчика ремонтные работы в отношении оборудования: _________________________________________ и сдать Заказчику результат работы, а Заказчик обязуется принять результат работы и оплатить его.

Оборудование, подлежащее ремонту, передается Подрядчику по Акту приема-передачи в день заключения настоящего Договора.

1.2. Подрядчик выполняет работу в месте своего фактического нахождения по адресу: ____________.

1.3. Подрядчик является самозанятым лицом и применяет в своей деятельности специальный налоговый режим «Налог на профессиональный доход».

2. Качество работы

2.1. Качество выполненной работы должно соответствовать обязательным требованиям, установленным нормативными документами для качества работ соответствующего вида.

2.2. В случае предъявления Заказчиком требования о безвозмездном устранении недостатков выполненной работы согласно п. 1 ст. 723 ГК РФ они должны быть устранены Подрядчиком в срок, указанный в требовании Заказчика, если этот срок является разумным. Если срок устранения недостатков Заказчиком не назначен, то они должны быть устранены в разумный срок с момента получения требования Заказчика.

3. Цена работы и порядок расчетов

3.1. Цена работ является твердой и составляет ____________ (____________________________) руб.

3.2. Заказчик обязуется оплатить выполненную работу в течение _____ (___________) дней с момента подписания акта приемки выполненной работы путем перечисления денежных средств, указанных в п. 3.1 настоящего Договора, на расчетный счет Подрядчика, указанный в разделе 9 настоящего Договора.

3.3. На каждую полученную от Заказчика сумму оплаты подрядчик должен предоставить Заказчику чек, сформированный в порядке, предусмотренном ст. 14 Федерального закона от 27.11.2018 № 422-ФЗ «О проведении эксперимента по установлению специального налогового режима «Налог на профессиональный доход».

3.4. В случае утраты Подрядчиком права на применение специального налогового режима «Налог на профессиональный доход» (отказа Подрядчика от применения этого специального налогового режима) Подрядчик обязуется сообщить об этом Заказчику в течение ________ (_____________) дня с даты утраты права (отказа от применения).

4. Сроки и условия выполнения работы

4.1. Подрядчик обязуется приступить к работе, предусмотренной Договором, в течение одного дня с момента его подписания и завершить ее «___» __________ 202___ года.

4.2. Подрядчик обязуется предоставить все материалы и оборудование, необходимые для выполнения работы.

4.3. Подрядчик осуществляет работы, указанные в п. 1.1 настоящего Договора, своими силами, без привлечения третьих лиц.

5. Приемка выполненной работы

5.1. По окончании работ Подрядчик сообщает Заказчику в устной форме о готовности результата работ к приемке и необходимости осмотреть, проверить и принять их результат.

5.2. Заказчик обязан осуществить приемку в течение двух дней с момента его уведомления о готовности результата работ к приемке.

5.3. Приемка оформляется актом о приемке выполненных работ. Акт готовит Подрядчик в двух экземплярах и предоставляет в ходе приемки для подписания.

5.4. Приемка выполненной работы осуществляется в месте фактического нахождения Подрядчика по адресу: ______________________________________.

5.5. Риск случайной гибели или случайного повреждения результата выполненной работы до ее приемки Заказчиком несет Подрядчик.

6. Ответственность сторон

6.1. Лицо, права которого нарушены, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере.

6.2. В случае если Заказчик понес убытки в результате несоблюдения Подрядчиком пп. 3.3 и 3.4 настоящего Договора, Подрядчик обязан возместить Заказчику все убытки.

7. Разрешение споров

7.1. Все споры передаются на рассмотрение в федеральный суд общей юрисдикции или мировому судье в соответствии с правилами подсудности, установленными законом.

8. Заключительные положения

8.1. Договор вступает в силу и становится обязательным для сторон с момента его подписания и действует до момента надлежащего исполнения обязательств сторонами: выполнения работы и сдачи ее результата Подрядчиком, принятия результата работы и его оплаты Заказчиком.

8.2. Договор составлен в двух экземплярах, по одному для каждой из сторон.

9. Адрес, реквизиты и подписи Сторон

Заказчик:

Подрядчик:

Может пригодиться:

И пример заполнения:

Видео: отличия договора подряда от трудового договора (1 минута)

  • 2024-03-27 13:05:14
    При оставлении договора подряда между ИП и самозанятым особое внимание стоит уделить существенным условиям договора: предмету сделки и срокам выполнения работ. Учитывая специфику взаимоотношений с самозанятым, в договор следует также включить условия, регламентирующие особенности расчетов с самозанятым (в части выдачи чека), а также положения, обязывающие его, в случае утраты статуса плательщика НПД, передать данную информацию заказчику с указанием сроков направления данных сведений.
Оставить комментарий Распечатать
Кондрахина Виктория
Кондрахина Виктория Юрисконсульт

В 2005 году закончила Государственную Классическую Академию, по специальности "Юриспруденция". Стаж работы юристом 19 лет. С 2015 г. работаю в бюджетном учреждении, веду гражданские дела, дела об административных правонарушениях, земельные спор

Комментарии
Автор что-то упустил? Информация неверна или устарела? Остались вопросы? Есть сомнения? Высказывайтесь в комментариях!
Вам может быть интересно:
Рубрикатор
  • Бухгалтеру
  • Юристу
  • Кадровику
  • Физическому лицу
    • Формы и отчеты
    • Налоги и взносы
    • Учет и платежи
    • Расчеты с работниками
    • Документы
    • Суд
    • Корпоративное право
    • Кадровые документы
    • Трудовые отношения
    • Отчеты и контроль
    • Общие вопросы
    • Охрана труда
    • ИП и самозанятость
    • Работа. Служба
    • Здоровье
    • Семья
    • Имущество. Жилье
    • Документы
    • Льготы. Пенсии
Ошибка на сайте