Рейтинг@Mail.ru
898
Оставить комментарий Распечатать

Оценочные обязательства в бухгалтерском учете

Размер шрифта:

Очередной шаг на пути к МСФО был сделан в 2011 году, когда Минфин Приказом от 13.12.2010 № 166н утвердил новое ПБУ 8/2010 «Оценочные обязательства, условные обязательства и условные активы». Исключены из списка счастливчиков, применяющих ПБУ, кредитные и государственные организации. Предприятия, работающие с упрощенными методами бухучета и отчетности, сами решают вопрос о применении положения.

Что такое оценочные обязательства

Самый важный признак оценочного обязательства — сам факт его существования. Оно существует и никуда не исчезнет, но сумма или срок его исполнения не определены. Звучит несколько виртуально, не находите? Однако, для формирования максимально достоверной и полной отчетности предприятия необходимо отражение всех его обязательств. Иначе расчет, например, чистых активов или определение суммы, направляемой на выплату дивидендов, будут некорректными. Да что там некорректными, завышенными они будут. Следовательно, дивиденды будут выплачены в большем объеме, чем сможет «переварить» предприятие. А дальше что? Получатели дивидендов, может, и будут довольны, а вот предприятие ожидает финансовая яма, кассовый разрыв, дефицит оборотных средств. Оно вам надо? Лучше уж попыхтеть над расчетами, но избежать этих проблем.

Как образуются оценочные обязательства

ПБУ 8/2010 подсказывает, что возникают эти величины следующим образом:

Полный актуальный текст этого документа есть в КонсультантПлюс Скачать бесплатно

На наш взгляд, второй пункт требует перевода. Предлагаем такой вариант: у предприятия есть некие обязательства, не оформленные юридически, но обязательные к исполнению.

Даже авторам ПБУ 8/2010 потребовалось приводить примеры таких ситуаций (рекомендуем, кстати, ознакомиться с приложением № 1 к ПБУ). Перейдем и мы к примерам из деловой жизни:

  1. Предприятие участвует в судебном споре и с большой вероятностью предполагает, что суд вынесет решение не в его пользу. Не спрашивайте, зачем тогда предприятие в этот процесс ввязалось. Во-первых, русский «авось» никто не отменял, а во-вторых, «чем черт не шутит». Ну и элемент надежды на удачу со счетов не надо скидывать. Поскольку проигрыш дела все-таки очень вероятен, то предприятие признает оценочное обязательство.
  2. Производственная компания начала отгрузку новой для себя продукции. Продукция только выходит на рынок, компания заявляет высокие гарантии замены или ремонта изделий. Из прошлого опыта продаж компания предполагает процент возврата или направления продукции на гарантийный ремонт. Соответственно, возникает оценочное обязательство.
  3. Очень распространенный слоган розничной торговли «Не понравится — вернем деньги». Вот такой, например: «Приобретайте омолаживающий йогурт, крем от морщин во всех местах, шариковую ручку с функцией сдачи отчетности (нужное подчеркнуть). Не понравится — заменим на 15-й айфон». Здесь просто необходимо зарезервировать средства. И лучше в повышенном размере. Этот пример как раз иллюстрирует тот пункт ПБУ, который мы пытались перевести в начале раздела. Обратите внимание: это обещание не оформлено юридически, но является публичной офертой. Не получив заветный айфон взамен йогурта, обиженный покупатель вправе обратиться в суд.

Как определить величину оценочного обязательства

Чтобы принять что-либо к учету, необходимо иметь его денежную оценку. Так что признаваемое обязательство необходимо оценить. Не стоит сейчас лихорадочно листать страницы ПБУ 8/2010, там никаких указаний на этот счет нет. Надежда (как всегда) на кого? Правильно, на хитромудрого бухгалтера, который сумеет все. Даже оценить то, что возникнет когда-нибудь, но это не точно.

Может пригодиться:

Очень важно произвести оценку максимально корректно. Помните, от этого зависит финансовое благополучие предприятия.

Собираем всю информацию и сведения, которые имеются по поводу оцениваемого события, изучаем ранее случавшиеся аналогичные ситуации (при наличии), применяем профессиональный опыт, в запале звоним коллегам за советом и просто пожаловаться. Не помогает — приглашаем независимых экспертов.

Давайте обратимся к самому распространенному оценочному объекту — созданию резерва предстоящих отпусков. Очень актуальная тема для предприятий с солидной численностью персонала.

Получив утвержденный график отпусков, бухгалтер в состоянии оценить суммы выплат по периодам и отразить в учете резерв по предстоящим отпускам. Загвоздка вот в чем: мы все прекрасно понимаем, что планы сотрудников порой меняются под влиянием семейных или внешних обстоятельств. И что тогда — пересчитывать каждый месяц? Скорректировать оценочный расчет по итогам периода? Это решать вам.

ВАЖНО!
Пропишите в учетной политике методику и порядок расчета оценочных обязательств, создаваемых на предприятии. Обязательно укажите, каким документом оформляется расчет — п. 16 ПБУ 8/2010 содержит требование о документальном подтверждении оценки.

Случается, что дата предполагаемого закрытия оценочного обязательства выходит за пределы 12 месяцев после отчетной даты, то есть оно длится более года. В этом случае ПБУ предписывает применение ставки дисконтирования и отражения оценочного обязательства в учете по приведенной стоимости (п. 20). Примеры определения приведенной стоимости приведены в приложении 2 к ПБУ 8/2010.

Оценочные обязательства в бухгалтерском учете

Для признания оценочного обязательства в бухгалтерском учете необходимо одновременное соблюдение условий:

  • оно возникло у организации вследствие прошлых событий финансово-хозяйственной жизни и избежать его исполнения не получится точно. А если не точно, то, скорее, да, чем нет;
  • при его исполнении у предприятия происходит уменьшение экономических выгод, то есть возникают дополнительные расходы;
  • величина обязательства может быть определена.

Для учета оценочных объектов предназначен счет 96 «Резервы предстоящих расходов». Аналитику на нем организуют в разрезе признанных обязательств и их срочности (долгосрочные и краткосрочные).

Примеры бухгалтерских проводок:

  • Дт 10, 20, 26 Кт 96 — обязательство по гарантийному ремонту;
  • Дт 91 Кт 96 — по судебному разбирательству;
  • Дт 60,76 Кт 96 — по расчетам с контрагентами по заведомо убыточным договорам;
  • Дт 69, 70 Кт 96 — по резерву предстоящих отпусков.

Случается, что сумма сформированного резерва не совпадает с полученным итогом. Кстати, частенько случается, да почти всегда сложно с точностью до копейки оценить предстоящие расходы.

Если оценочный резерв оказался меньше, недостающую сумму относят в состав прочих расходов. Если исполненное обязательство не дотянуло до оцененной суммы, то неиспользованный резерв списывается в счет прочих доходов.

В бухгалтерской отчетности (балансе) оценочным объектам отведены две строки:

  • строка 1430 — долгосрочные (IV раздел);
  • строка 1540 — краткосрочные (V раздел).

Сумма увеличения долгосрочных резервов, полученная при дисконтировании, отражается в составе процентов к уплате (строка 2330 отчета о финансовых результатах).

Оценочные обязательства в налоговом учете

Для налогового учета оценочные объекты значения не имеют и в расчете налога на прибыль не участвуют. Но! Чтобы бухгалтерам не было скучно, предусмотрено одно исключение: резерв по предстоящим отпускам. Налоговый кодекс в ст. 324.1 определил порядок учета расходов на формирование резерва по отпускам и выплату ежегодного вознаграждения за выслугу лет.

Согласно п. 3 этой статьи, резерв по отпускам и выслуге лет подлежит инвентаризации и уточнению по состоянию на 31 декабря отчетного периода. Неиспользованный остаток резерва в НУ включается в налогооблагаемую базу для налога на прибыль в обязательном порядке. В бухучете это требование отсутствует, так что готовьтесь к расхождениям между бухгалтерской и налоговой прибылью.

Информация для размышления: наступает ли налоговая ответственность за неприменение ПБУ 8/2010 или за неверный расчет? Вопрос, что называется, интересный. Во-первых, налоговая может «придраться» только к одному оценочному резерву — по предстоящим отпускам. Во-вторых, чтобы обозначить ошибку, налоговикам придется самостоятельно рассчитать этот резерв, чтобы затем оценить его существенность для формирования налоговой базы. Как вы думаете, налоговые инспекторы реально горят желанием этим заниматься?

  • 2023-07-17 13:54:33
    Если строгий контроль за применением ПБУ 8/2010 со стороны налоговой инспекции маловероятен, то внимание аудиторов этот вопрос привлечет, даже не сомневайтесь. Ведь аудиторская проверка призвана подтвердить достоверность бухгалтерской отчетности, весьма важной для заинтересованных пользователей — собственников бизнеса, кредиторов, инвесторов.
Оставить комментарий Распечатать
Дорофеева Ирина
Дорофеева Ирина Бухгалтер

Стаж в должности главного бухгалтера коммерческих предприятий более 30 лет. Есть опыт работы финансовым директором и даже налоговым инспектором.

Комментарии
Автор что-то упустил? Информация неверна или устарела? Остались вопросы? Есть сомнения? Высказывайтесь в комментариях!
Вам может быть интересно:
Рубрикатор
  • Бухгалтеру
  • Юристу
  • Кадровику
  • Физическому лицу
    • Формы и отчеты
    • Налоги и взносы
    • Учет и платежи
    • Расчеты с работниками
    • Документы
    • Суд
    • Корпоративное право
    • Кадровые документы
    • Трудовые отношения
    • Отчеты и контроль
    • Общие вопросы
    • Охрана труда
    • ИП и самозанятость
    • Работа. Служба
    • Здоровье
    • Семья
    • Имущество. Жилье
    • Документы
    • Льготы. Пенсии
Ошибка на сайте