Рейтинг@Mail.ru
Новости:

Налог на прибыль организаций

Основание и правовые основы

Налог на прибыль является одним из основных налогов, уплачиваемых организацией, при условии, что она не применяет специальные налоговые режимы.

Правовые основы налога изложены в главе 25 НК РФ в статьях с 246 по 333.

Есть и региональные законы, регулирующие уплату налога на прибыль в части применения налоговых льгот.

Многочисленны и разъяснения Минфина и ФНС, которые хоть и не носят нормативного характера, но имеют большое значение и активно применяются для работы бухгалтерами и юристами.

Налогоплательщики

Плательщиками налога на прибыль являются:

  • Российские организации, кроме перешедших на специальные налоговые режимы - УСН, ЕНВД, ЕСХН, занимающихся игорным бизнесом и ряда других.
  • Иностранные организации, действующие через постоянные представительства в РФ, и (или) получающие доходы от источников в РФ.

Организации, являющиеся ответственными участниками консолидированной группы налогоплательщиков, признаются налогоплательщиками в отношении налога на прибыль организаций по этой консолидированной группе налогоплательщиков.

Освобождаются от уплаты налога на прибыль:

  1. Организации на ЕНВД или занимающиеся игорным бизнесом (если их деятельность шире, то на неё они исчисляют и уплачивают налог на прибыль в общем порядке).
  2. Организации на УСН (упрощенная система налогообложения) и ЕСХН (сельхозпроизводители) (но они обязаны уплачивать налог с доходов в виде дивидендов и процентов по государственным и муниципальным ценным бумагам).
  3. Организации, связанные с подготовкой и проведением в РФ чемпионата мира по футболу FIFA 2018 г. и Кубка конфедераций FIFA 2017 г.: собственно, FIFA и ее дочерние компании, а также национальные футбольные ассоциации, конфедерации, поставщики товаров (работ, услуг) FIFA и поставщики медиаинформации.

Объект налогообложения

Объект налогообложения – это прибыль, которую получила организация в процессе деятельности, что следует из названия.

Согласно статье 247 НК РФ, прибыль – это:

  • для российских организаций, не являющихся участниками консолидированной группы налогоплательщиков - полученные доходы, уменьшенные на величину произведенных расходов;
  • для организаций-участников консолидированной группы налогоплательщиков - величина совокупной прибыли группы, приходящаяся на данного участника;
  • для иностранных организаций, осуществляющих деятельность в РФ через постоянные представительства, - полученные через эти постоянные представительства доходы, уменьшенные на величину произведенных этими постоянными представительствами расходов;
  • для иных иностранных организаций - доходы, полученные от источников в РФ (определены статьей 309 Налогового кодекса РФ).

Что такое доходы и расходы?

Доходом является экономическая выгода в денежной или натуральной форме. Она оценивается и определяется согласно правилам главы 25 Налогового кодекса.

Для целей обложения налогом на прибыль под доходами понимаются общие поступления организации (в денежной и натуральной формах) без учета расходов, понесенных организацией. Есть лишь одно исключение из этого правила - из суммы доходов исключаются налоги, которые организация предъявляет покупателям (например, сумма НДС в счете покупателю).

Величина дохода определяется на основании любых документов, так или иначе подтверждающих его получение. К ним относятся первичные учетные документы, документы налогового учета, расчетные документы, договоры и т.д.

Доходы, которые учитываются при налогообложении прибыли, подразделяются на:

  • доходы от реализации (выручка от реализации товаров, работ, услуг и имущественных прав);
  • внереализационные доходы (все иные поступления, например, полученные организацией дивиденды, пени, неустойки, доходы от аренды имущества, проценты по кредитам и займам и т.д.).

Не учитываются при налогообложении прибыли следующие виды доходов:

  • имущество или имущественные права, полученные в форме залога или задатка;
  • имущество, полученное безвозмездно от российской организации или частного лица, владеющими более 50% доли компании, которой это имущество передано;
  • взносы в уставный капитал организации;
  • имущество, полученное по договорам кредита или займа;
  • капитальные вложения в форме неотделимых улучшений арендованного (полученного в безвозмездное пользование) имущества, произведенных арендатором (ссудополучателем);
  • имущество, полученное в рамках целевого финансирования;
  • другие доходы, предусмотренные ст. 251 НК РФ.

Расходами признаются обоснованные (экономически оправданные) и документально подтвержденные затраты, осуществленные налогоплательщиком. Расходы должны быть произведены для деятельности, направленной на получение дохода.

Расход - это показатель, на который организация может уменьшить свой доход.

Не учитываются при налогообложении прибыли следующие виды расходов:

  • суммы пеней, штрафов и иных санкций, перечисляемых в бюджет;
  • дивиденды;
  • суммы налога, а также платежей за сверхнормативные выбросы загрязняющих веществ в окружающую среду;
  • расходы на добровольное страхование и негосударственное пенсионное обеспечение;
  • материальная помощь работникам, надбавки к пенсиям
  • и т.д.

Этот перечень достаточно длинный (несколько десятков позиций), но он является исчерпывающим. Установлен он статьей 270 НК РФ.

Некоторые расходы могут быть приняты к уменьшению налоговой базы не полностью, а частично - в пределах специально установленных норм (статьи 254, 255, 262, 264-267, 269, 279 НК РФ). Они так и называются - "нормируемые расходы".

Обращаем внимание!

С 1 января 2017 года суммы, потраченные на оценку квалификации работников, можно включить в расходы. С 2017 года вступил в силу Закон о независимой оценке квалификации. Чтобы стимулировать участие в оценке, будут введены, например, положения об учете стоимости оценки в расходах по налогу на прибыль (пп. 23 п. 1 ст. 264 НК РФ). Для проведения независимой оценки квалификации работника требуется его письменное согласие. Учесть расходы организация может, если оценка проведена на основании договора об оказании соответствующих услуг и ей подвергалось лицо, заключившее с налогоплательщиком трудовой договор. Сроки хранения документов, подтверждающих расходы на независимую оценку квалификации работника, установлены в новом абз. 5 п. 3 ст. 264 НК РФ. Изменения предусмотрены Федеральным законом от 03.07.2016 N 251-ФЗ.

Налоговый и отчетные периоды

Налоговым периодом при оплате налога на прибыль является календарный год.

Отчетные периоды:

  • I квартал
  • полугодие
  • 9 месяцев календарного года

Отчетными периодами для налогоплательщиков, исчисляющих ежемесячные авансовые платежи исходя из фактически полученной прибыли, признаются месяц, два месяца, три месяца и так далее до окончания календарного года.

С 1 января 2016 года произошли изменения в лимите на среднеквартальную сумму доходов от реализации, который определяется за предыдущие четыре квартала. Этот лимит повышен с 10 до 15 млн. рублей.

Налоговая база по налогу на прибыль

Налоговой базой признается денежное выражение прибыли, подлежащей налогообложению.

По общему правилу, прибыль - это полученные доходы минус учтенные согласно НК РФ расходы. Если доходы меньше расходов, налоговая база равна нулю.

Прибыль определяется нарастающим итогом с начала налогового периода (календарного года).

Суммарно определяется налоговая база по хозяйственным операциям, прибыль от которых облагается общей ставкой в размере 20%.

Отдельно определяются налоговые базы по каждому виду хозяйственных операций, прибыль от которых облагается по иным ставкам. По ним налогоплательщик ведет раздельный учет доходов и расходов.

Финансовый результат по операциям, которые учитываются в особом порядке, определяется отдельно. Учет доходов и расходов по ним также ведется отдельно.

Для отдельных категорий налогоплательщиков предусмотрены свои особенности определения налоговой базы по налогу на прибыль. Это:

  • банки (НК, статьи 290-292);
  • страховые организации (НК, статьи 293, 294);
  • негосударственные пенсионные фонды (НК, статьи 295, 296);
  • потребительские кооперативы и микрофинансовые организации (НК, статьи 297.1 - 297.3);
  • профессиональные участники рынка ценных бумаг (НК, статьи 298, 299);
  • операции с ценными бумагами (НК, статьи 280 - 282, письмо ФНС РФ от 03.11.2005 N ММ-6-02/934);
  • операции с финансовыми инструментами срочных сделок (НК, статьи 301-305);
  • клиринговые организации (НК, статьи 299.1, 299.2)

Налогоплательщики, применяющие специальные налоговые режимы (УСН, ЕНВД, ЕСХН, патент), при исчислении налоговой базы по налогу не учитывают доходы и расходы, относящиеся к таким режимам.

Организации игорного бизнеса, а также организации, перешедшие на ЕНВД, ведут обособленный учет доходов и расходов. Для налогообложения учитываются только те расходы, которые экономически оправданы, подтверждены документально и произведены при осуществлении деятельности, направленной на получение дохода.

Порядок признания доходов предусматривает 2 метода: метод начисления и кассовый метод (статьи 271, 273 НК РФ).

Зачисление в бюджет

Сумма налога на прибыль в процентном соотношении зачисляется в федеральный бюджет и бюджет региона.

Однако в 2017 году в распределении процентов произошли перемены. В 2017 - 2020 годах в федеральный бюджет необходимо зачислять сумму налога на прибыль, исчисленную по ставке 3%, в бюджеты субъектов РФ - по ставке 17%, а не по привычным 2% и 18% соответственно (абз. 2, 3 п. 1 ст. 284 НК РФ). Как видно, общая ставка 20% по налогу на прибыль не изменилась, но поступившие денежные средства распределяются между бюджетами иначе.

Для отдельных категорий налогоплательщиков региональные власти вправе уменьшать ставку, по которой налог зачисляется в бюджет субъекта. По общему правилу она не должна быть менее 13,5%, но для 2017 - 2020 годов этот лимит снижен до 12,5%.

Изменения важно учесть, заполняя налоговую отчетность и платежные поручения.

Изменения предусмотрены Федеральным законом от 30.11.2016 N 401-ФЗ.

Налоговые ставки

Общая налоговая ставка составляет 20%, из них с 2017 по 2020 год 3% зачисляется в федеральный бюджет, 17% - в бюджеты субъектов РФ.

Законами субъектов РФ размер ставки может быть уменьшен для отдельных категорий налогоплательщиков в части сумм налога, подлежащих зачислению в региональные бюджеты. В этом случае по общему правилу размер ставки не может быть ниже 13,5%. Однако для 2017 - 2020 годов этот лимит снижен до 12,5%.

В отношении отдельных видов доходов установлены специальные налоговые ставки:

Вид дохода

Налоговая ставка

Бюджет

Статья НК РФ

Доходы иностранных организаций, не связанные с деятельностью в РФ через постоянное представительство (за исключением доходов, перечисленных в пп. 2 п. 2, п.п. 3 и 4 ст. 284 НК РФ)

20%

федеральный

1 п. 2 ст. 284 НК РФ

Доходы иностранных организаций, не связанные с деятельностью в РФ через постоянное представительство, от использования, содержания или сдачи в аренду подвижных транспортных средств или контейнеров в связи с осуществлением международных перевозок

10%

федеральный

2 п. 2 ст. 284 НК РФ

Доходы, полученные в виде дивидендов российскими организациями от российских и иностранных организаций:

- общая ставка

- ставка при соблюдении определенных условий

13%

0%

федеральный

пп. 2 п. 3 ст. 284 НК РФ

пп. 1 п. 3 ст. 284 НК РФ

Доходы, полученные в виде дивидендов иностранными организациями от российских организаций

15%

федеральный

пп. 3 п. 3 ст. 284 НК РФ

Доходы в виде процентов по государственным и муниципальным ценным бумагам, указанным в пп. 1 п. 4 ст. 284 НК РФ

15%

федеральный

пп. 2 п. 4 ст. 284 НК РФ

Доходы в виде процентов по муниципальным ценным бумагам, эмитированным на срок не менее трех лет до 1 января 2007 г., а также иные доходы, указанные в пп. 2 п. 4 ст. 284 НК РФ

9%

федеральный

Доходы в виде процентов по государственным и муниципальным облигациям, эмитированным до 20 января 1997 г. включительно, и иные доходы, указанные в пп. 3 п. 4 ст. 284 НК РФ

0%

-

пп. 3 п. 4 ст. 284 НК РФ

Доходы по ценным бумагам (за исключением доходов в виде дивидендов), выпущенным российскими организациями и учитываемым на счетах депо: иностранного номинального держателя, иностранного уполномоченного держателя и (или) депозитарных программ, при выплате которых нарушена процедура представления налоговому агенту информации в соответствии с п. п. 7, 8, 10, 12, 13 ст. 310.1 НК РФ

30%

-

п. 4.2 ст. 284 НК РФ

Прибыль, полученная Банком России от осуществления деятельности, связанной с выполнением функций, предусмотренных Федеральным законом "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)"

0%

-

п. 5 ст. 284 НК РФ

Прибыль сельскохозяйственных товаропроизводителей, не перешедших на уплату ЕСХН

0%

-

п. 1.3 ст. 284 НК РФ, п. 3 ст. 1, п. 1 ст. 2, ч. 1 ст. 3 Закона N 161-ФЗ, ст. 2.1 Федерального закона от 06.08.2001 N 110-ФЗ

Прибыль участников проекта "Сколково", прекративших использовать право на освобождение от обязанностей плательщика налога на прибыль

0%

-

статья 246.1 НК РФ

Налоговая база организаций, осуществляющих медицинскую и (или) образовательную деятельность (кроме налоговых баз по дивидендам и операциям с отдельными видами долговых обязательств)

0%

-

п. п. 1.1, 3, 4 ст. 284, ст. 284.1 НК РФ

Налоговая база по операциям, связанным с реализацией или иным выбытием (в том числе с погашением) долей в уставном капитале российских организаций, а также некоторых категорий акций российских организаций

0%

-

п. 4.1 ст. 284, ст. 284.2 НК РФ

Прибыль от деятельности, осуществляемой в технико-внедренческой особой экономической зоне, а также в туристско-рекреационных особых экономических зонах, объединенных в кластер, при условии ведения раздельного учета доходов и расходов по видам деятельности

0%

федеральный

п. 1.2 ст. 284 НК РФ

Налоговая база участников регионального инвестиционного проекта при условии, что доходы от реализации товаров, произведенных в рамках проекта, составляют не менее 90% всех доходов, учитываемых при определении налоговой базы

0%

федеральный

п. 1.5 ст. 284, п. 1 ст. 284.3 НК РФ

Налоговая база резидентов территории опережающего социально-экономического развития

0%

федеральный

п. 1.8 ст. 284 НК РФ

Отчетность по налогу на прибыль. Декларация

По итогам каждого отчетного и налогового периода организация обязана предоставить в налоговые органы декларацию по налогу на прибыль.

Форма декларации по налогу на прибыль и правила ее заполнения утверждены Приказом ФНС России от 26.11.2014 N ММВ-7-3/600@.

Декларация предоставляется в налоговую инспекцию:

  • по месту нахождения организации;
  • по месту нахождения каждого обособленного подразделения организации.

Если обособленные подразделения организации находятся на территории одного субъекта РФ, то налог на прибыль в бюджет этого субъекта РФ можно уплачивать через одно обособленное подразделение, которое организация определяет самостоятельно.

В каком виде предоставляется декларация – в бумажном или электронном?

В электронном виде обязаны предоставлять декларацию:

  • крупнейшие налогоплательщики;
  • организации, в которых средняя численность работников за предшествующий календарный год составила 100 человек и более;
  • вновь созданные организации с численностью работников более 100.

Остальные налогоплательщики могут представлять декларацию в бумажном виде.

Налог на прибыль: что нового в 2017 году?

С 1 января 2017 года

  • Юрлица вправе создавать резерв по сомнительным долгам на большую сумму, чем прежде:

С 2017 года вступило в силу положение о том, что сумма создаваемого резерва по сомнительным долгам не должна превышать большую из величин: 10% от выручки за предыдущий налоговый период или 10% от выручки за текущий отчетный период (абз. 5 п. 4 ст. 266 НК РФ). Раньше такой варианта не было: сумма резерва, создаваемого по итогам отчетного периода, не должна была превышать 10% от выручки за текущий отчетный период. Изменение предусмотрено Федеральным законом от 30.11.2016 N 405-ФЗ.

  • Сомнительным долгом признается часть долга сверх размера встречного обязательства:

Если у организации есть встречное обязательство перед задолжавшим ей контрагентом, то сомнительным долгом она может считать лишь сумму, превышающую размер этого обязательства (абз. 1 п. 1 ст. 266 НК РФ). До 2017 года в НК РФ не было уточнения, что сомнительный долг нужно уменьшать на величину встречного обязательства, но при проверках налоговые органы иногда настаивали на этом. На необходимость такого уменьшения указывали ФНС и Минфин. Однако позднее Президиум ВАС РФ пришел к выводу, что сомнительный долг не нужно корректировать на сумму встречной кредиторской задолженности. После этого ФНС направила обзор судебной практики, куда был включен данный вывод суда, а Минфин разъяснил, что налоговые органы должны руководствоваться позицией ВАС РФ при решении неоднозначных вопросов. Теперь в НК РФ появились изменения, фиксирующие точку зрения, противоположную подходу Президиума ВАС РФ. Изменения предусмотрены Федеральным законом от 30.11.2016 N 401-ФЗ.

  • Размер переносимого убытка по налогу на прибыль временно ограничен:

В отчетные и налоговые периоды с 1 января 2017 года по 31 декабря 2020 года базу нельзя уменьшать на сумму убытков прошлых периодов больше, чем на 50% (п. 2.1 ст. 283 НК РФ). Это нововведение не затрагивает базу, к которой применяются некоторые специальные ставки по налогу на прибыль. Например, ставки для организаций - участников региональных инвестиционных проектов. Изменения касаются убытков, понесенных за налоговые периоды, начинающиеся с 1 января 2007 года.

  • Снято 10-летнее ограничение на перенос убытков прошлых лет:

Сумму убытка теперь можно переносить на все последующие годы, а не только в течение 10 лет, как это было раньше (п. 2 ст. 283 НК РФ). Новшество касается убытков, понесенных за налоговые периоды, начинающиеся с 1 января 2007 года.

  • Заполнять платежки нужно не на 2% и 18% базы по налогу на прибыль, а на 3% и 17%:

В 2017 - 2020 годах в федеральный бюджет необходимо зачислять сумму налога на прибыль, исчисленную по ставке 3%, в бюджеты субъектов РФ - по ставке 17%, а не по прежним 2% и 18% соответственно (абз. 2, 3 п. 1 ст. 284 НК РФ). Общая ставка 20% по налогу на прибыль не изменилась, но поступившие денежные средства по-другому распределяются между бюджетами.

  • Регионы могут понизить ставку до 12,5%:

Для отдельных категорий налогоплательщиков региональные власти вправе уменьшать ставку, по которой налог зачисляется в бюджет субъекта. По общему правилу она не должна быть менее 13,5%, но для 2017 - 2020 годов этот лимит снижен до 12,5%. Изменения важно учесть, заполняя налоговую отчетность и платежные поручения.

  • Ситуаций, когда задолженность признается контролируемой, стало больше:

Например, есть два иностранных лица, которые признаются взаимозависимыми в соответствии с пп. 1, 2, 3 или 9 п. 2 ст. 105.1 НК РФ. Перед одним из них у российской организации возникло долговое обязательство. Второе лицо прямо или косвенно участвует в капитале этой организации и является взаимозависимым с ней на основании пп. 1, 2 или 9 п. 2 ст. 105.1 НК РФ. В таком случае задолженность по общему правилу считается контролируемой (пп. 2 п. 2 ст. 269 НК РФ). На квалификацию задолженности в подобной ситуации не влияет, участвовал ли иностранный кредитор в уставном капитале должника. Из анализа п. 2 ст. 269 НК РФ в редакции, действовавшей до 2017 года, следует: если иностранная компания - заимодавец не владеет прямо или косвенно более чем 20% капитала заемщика, задолженность контролируемой не признается. Теперь это не так. Изменения предусмотрены Федеральным законом от 15.02.2016 N 25-ФЗ.

  • Контролируемая задолженность определяется по совокупности займов:
Размер контролируемой задолженности рассчитывается исходя из совокупности всех обязательств налогоплательщика, которые обладают признаками такой задолженности (п. 3 ст. 269 НК РФ).
  • Запрет пересчитывать проценты по контролируемой задолженности зафиксирован в НК РФ6

Коэффициент капитализации зависит от суммы долга, величины собственного капитала заемщика и доли участия иностранной компании, контролирующей задолженность, в его капитале. Если по сравнению с предыдущим отчетным периодом коэффициент изменился, может возникнуть вопрос о корректировке базы по налогу на прибыль. В НК РФ теперь установлено, что в такой ситуации расходы в виде процентов по контролируемой задолженности пересчитывать не нужно (п. 4 ст. 269 НК РФ). Аналогичного подхода и ранее придерживались финансовое ведомство и ВАС РФ.

  • Суммы, потраченные на оценку квалификации работников, можно включить в расходы:

С 2017 года вступил в силу Закон о независимой оценке квалификации. Чтобы стимулировать участие в оценке, будут введены, например, положения об учете стоимости оценки в расходах по налогу на прибыль (пп. 23 п. 1 ст. 264 НК РФ). Для проведения независимой оценки квалификации работника требуется его письменное согласие. Учесть расходы организация может, если оценка проведена на основании договора об оказании соответствующих услуг и ей подвергалось лицо, заключившее с налогоплательщиком трудовой договор. Сроки хранения документов, подтверждающих расходы на независимую оценку квалификации работника, установлены в новом абз. 5 п. 3 ст. 264 НК РФ. Изменения предусмотрены Федеральным законом от 03.07.2016 N 251-ФЗ.

  • Обновлена классификация основных средств по амортизационным группам:

С 2017 года применяется новый Общероссийский классификатор основных фондов (ОКОФ). В связи с этим изменилась и классификация основных средств по амортизационным группам. Минфин разъяснял, что новшества затрагивают основные средства, которые введены в эксплуатацию не ранее 2017 года. Изменения предусмотрены Постановлением Правительства РФ от 07.07.2016 N 640.

Обращаем внимание!

При уплате недоимок по всем налогам с 1 октября 2017 года изменяются правила начисления пеней. При длительной просрочке предстоит уплачивать большие суммы пеней - это касается недоимок, возникших после 1 октября 2017 года. Изменения внесены в правила расчета пеней, которые установлены для организаций п. 4 ст. 75 НК РФ.

Если, начиная с указанной даты, просрочить платеж более чем на 30 дней, пени предстоит рассчитывать так:

  • исходя из 1/300 ставки рефинансирования ЦБ РФ, действующей в период с 1-го по 30-й календарные дни (включительно) такой просрочки;
  • исходя из 1/150 ставки рефинансирования ЦБ РФ, актуальной в период начиная с 31-го календарного дня просрочки.

При просрочке в 30 календарных дней и меньше юрлицо заплатит пени исходя из 1/300 ставки рефинансирования ЦБ РФ.

Изменения предусмотрены Федеральным законом от 01.05.2016 N 130-ФЗ.

При уплате недоимок до 1 октября 2017 года количество дней просрочки не имеет значения, ставка в любом случае составит 1/300 ставки рефинансирования ЦБ. Напомним, что с 2016 года ставка рефинансирования равна ключевой ставке.

Комментарии
Автор что-то упустил? Информация неверна или устарела? Остались вопросы? Есть сомнения? Высказывайтесь в комментариях!
Рубрикатор
  • Бухгалтеру
  • Юристу
  • Кадровику
  • Физическому лицу
    • Формы и отчеты
    • Налоги и взносы
    • Учет и платежи
    • Расчеты с работниками
    • Документы
    • Суд
    • Корпоративное право
    • Кадровые документы
    • Трудовые отношения
    • Отчеты и контроль
    • Общие вопросы
    • Охрана труда
    • ИП и самозанятость
    • Работа. Служба
    • Здоровье
    • Семья
    • Имущество. Жилье
    • Документы
    • Льготы. Пенсии
Ошибка на сайте