Проведение спецоценки в офисе: пошаговая инструкция

Размер шрифта:

Спецоценка условий труда (СОУТ) — это обязательная процедура для всех российских организаций. Независимо от вида деятельности, пошаговая инструкция по проведению СОУТ необходима в отношении каждого рабочего места на предприятии. Даже если это будет обычный офис, где вредные факторы в большинстве случаев отсутствуют.

Навигация

Коротко о главном: 5 пунктов

  1. СОУТ помогает понять, есть ли опасные факторы на работе.
  2. Рабочие места в офисе должны проходить эту проверку обязательно.
  3. Проверка проводится специальными экспертами, а не своими силами.
  4. Документы о СОУТ хранятся в специальной базе и показываются работникам.
  5. Отказ от проведения СОУТ наказывается большими штрафами для компании.

Что такое СОУТ

Спецоценка условий труда в офисе — это комплекс проверочных мероприятий, цель которых:

  1. Определить наличие вредных и/или опасных производственных факторов.
  2. Оценить уровень их воздействия на работников, трудящихся в таких условиях.
  3. В случае негативного влияния производственных факторов на персонал у работодателя возникают новые обязанности, среди которых — реализация мероприятий по улучшению производственной среды, выдача средств индивидуальной и коллективной защиты, предоставление гарантий и компенсаций, предусмотренных законом, включая уплату повышенных тарифов на обязательное пенсионное страхование и страхование от несчастных случаев на производстве.

Такая проверка рабочих мест в офисе строго регламентирована законодательством, потому провести СОУТ своими силами, т.е. без привлечения сторонних специалистов (организаций), не получится. Именно эксперты, внесенные в специальный перечень Минтруда, уполномочены на основании проведенной оценки установить класс условий труда и готовить перечень мероприятий для улучшения условий на рабочих местах, где проводили проверку. Они же подают отчет о проведенной СОУТ в специализированную государственную информационную базу данных.

ВАЖНО!
Процедура проводится за счет средств работодателя. За отказ ее проводить или нарушение предусмотренного порядка предусмотрены внушительные штрафы. Так, ответственное должностное лицо вправе оштрафовать на сумму до 10 000 рублей, а организацию — до 80 000 рублей.
Подробнее: как накажут за непроведение СОУТ

Кто не проводит спецоценку условий труда в офисе

Некоторые работодатели считают, что проводить СОУТ для офисных работников необязательно. Эта позиция в корне неверная: СОУТ обязательна для всех. А перечень ситуаций, когда она не проводится, приведен в профильном Законе о СОУТ от 28.12.2013 № 426-ФЗ, и закон касается в основном не конкретных организаций, а рабочих мест, которые они организовали.

В частности, не проводят СОУТ ИП и ООО без работников. Но после заключения первого трудового договора с наемным работником у них тоже возникает обязанность провести СОУТ. Исключение будет только для религиозных организаций, зарегистрированных по всем правилам: они, даже при наличии заключенных трудовых договоров, спецоценку не обязаны проводить.

ВАЖНО!
Работодатели — физические лица, не зарегистрированные в качестве ИП, спецоценку не проводят!

Помимо этого, спецоценка не нужна в отношении рабочих мест надомников и дистанционщиков. Во всех остальных случаях она проводится. Даже если организация (ИП) работает в офисе в арендуемом помещении.

Сроки проведения СОУТ в офисе

Когда только власти решили заменить аттестацию рабочих мест на спецоценку условий труда, многим, в том числе и мне, было непонятно, как часто предстоит проводить этот контроль и насколько дорого будет для компании. И до сих пор постоянно люди задают вопросы, как провести спецоценку условий труда в организации, которая только начала работать или, например, расширила штат и увеличила количество рабочих мест.

В законе на этот счет сказано: СОУТ в офисе проводят в течение 12 месяцев с даты ввода в эксплуатацию рабочего места. И не важно, компания только зарегистрировалась или давно работает, но расширяет штат, меняет технологический процесс или вводит в эксплуатацию новое оборудование.

Обратите внимание, что срок в 12 месяцев — для ранее не обследованных рабочих мест офиса. А если СОУТ уже проводилась, то в плановом порядке повторить ее придется через 5 лет. Но если эксперты не выявят в офисе негативных производственных факторов, подтвердят оптимальный или допустимый их уровень, то про СОУТ можно забыть. Поданная по итогам первой проверки декларация не имеет срока «годности», она бессрочная.

По теме: как часто проводят плановую спецоценку условий труда

Порядок действий при проведении СОУТ в офисе

Повторюсь, процедура проведения СОУТ в офисе строго регламентирована, и чиновники не устают ее подправлять. Потому важно соблюсти определенную последовательность действий.

Шаг № 1. Утверждаем приказ о проведении спецоценки

Первым делом необходимо подготовить приказ об организации спецоценки в офисе. В распоряжении обозначьте состав комиссии по СОУТ. Напомним, что количество ее членов нечетное, а председатель — это руководитель (ИП) или представитель работодателя (к примеру, специалист по охране труда).

С приказом знакомят всех членов комиссии под подпись.

Шаг № 2. Готовим график проведения работ по спецоценке

Либо отдельным документом, либо приложением к приказу следует оформить график проведения спецоценки в офисе с указанием сроков и этапов проведения процедуры.

Ниже представлен образец графика проведения СОУТ в 2024 году.

Учтите, что с этим графиком следует ознакомить всех членов комиссии.

Шаг № 3. Утверждаем перечень рабочих мест, подпадающих под спецоценку

До начала СОУТ работодатель определяет, на каких рабочих местах в офисе проводится проверка. Как и в случае с предыдущими двумя документами, строгой формы перечня нет, поэтому готовится он в произвольной форме.

В список разрешено включать сразу все рабочие места, которые имеются в офисе, в том числе те, на которых трудятся совместители. Объединять аналогичные должности и места работы самостоятельно не следует. Это сделают работники специализированной компании.

При подготовке обратите внимание на разъяснения Минтруда в Письме от 14.03.2016 № 15-1/ООГ-1041 и не включайте в перечень вакантные рабочие места.

ВАЖНО!
Некоторые эксперты рекомендуют утверждать перечень рабочих мест в соответствии с Инструкцией по заполнению отчета о проведении специальной оценки условий труда (до 01.09.2024 см. Приказ Минтруда от 24.01.2014 № 33н, после указанной даты — Приказ Минтруда от 21.11.2023 № 817н). Но в этом случае самостоятельно сложно разобраться, что вписать в СОУТе в оборудование для офисных работников, потому либо попросите помощи у экспертов специализированной организации, которая займется оценкой, либо подготовьте перечень по нашему образцу.

Шаг № 4. Заключаем договор со специализированной компанией

Чтобы корректно провести СОУТ в организации, руководителю следует определиться с компанией, которая непосредственно займется спецоценкой в офисе. К выбору следует подойти основательно. В частности, компания обязана иметь соответствующую лицензию на оказание данного рода услуг, должна быть внесена в специальный реестр и иметь регистрационный номер.

Обратите внимание на существенные условия договора с компанией:

  • сроки проведения СОУТ должны быть реальными: не слишком короткими и не очень растянутыми;
  • стоимость услуг зависит от количества рабочих мест. Слишком низкая стоимость — это сомнительная выгода. Но и искусственно завышенные цены — не показатель отменного качества. Изучайте отзывы в интернете, посоветуйтесь с коллегами и партнерами;
  • дополнительные услуги и сопровождение. Например, большинство компаний хорошо знает, как провести спецоценку рабочих мест, потому готово самостоятельно разработать шаблоны документов, приказов и правил.

Шаг № 5. Готовим необходимые документы

Подготовительный этап порядка, как провести спецоценку условий труда в офисе, включает не только оповещение работников о предстоящей проверке. Дополнительно следует проконтролировать техническое состояние помещений офиса: нет ли перегоревших ламп в светильниках, имеются ли настольные лампы в слабоосвещенных кабинетах.

Обязательно подготовьте документацию на компьютеры и прочую офисную технику (какие документы подготовить для СОУТ, рекомендуем уточнить в специализированной организации), поскольку именно компьютерное оборудование является объектом электромагнитного излучения, которое проверяют специалисты.

Шаг № 6. Участвуем в измерительных работах в офисе

Представитель работодателя обязательно присутствует при проведении измерений. Для удобства можно подготовить дополнительный экземпляр перечня рабочих мест, чтобы по ходу контрольных замеров делать соответствующие отметки.

При измерениях помещений в офисах эксперты обращают внимание, к примеру, на высоту потолков, рассадку персонала, освещенность (количество и мощность светильников).

Шаг № 7. Получаем, изучаем и утверждаем отчет

При завершении всех измерений и необходимых процедур, готовится отчет. Сведения, которые раскрываются в отчетности:

  • данные о работодателе, компании и экспертах, которые проводили СОУТ;
  • количество и перечень проверенных рабочих мест;
  • протоколы проведенной спецоценки производственных факторов;
  • карта СОУТ;
  • сводные ведомости после проведения СОУТ;
  • перечень рекомендуемых мероприятий по улучшению трудовых условий;
  • заключение эксперта;
  • замечания и возражения работника.

Отчет утверждает председатель комиссии, подписывают все члены. Форма документа сейчас утверждена Приказом Минтруда от 24.01.2014 № 33н. После 01.09.2024 действовует образец из Приказа ведомства от 21.11.2023 № 817н.

Шаг № 8. Знакомим работников с результатами

Этот этап нельзя пропускать, он обязательный! Работодатель обязан познакомить всех работников с результатами спецоценки в течение 30 календарных дней. Подчиненные расписываются в карте СОУТ.

Затем требуется внести соответствующую информацию в трудовые договоры, заключенные с работниками. Точных формулировок законодатели не предусмотрели. Так, допустимо указать в трудовом договоре либо в допсоглашении к нему следующие записи: «Условия труда на рабочем месте работника являются допустимыми (2 класс)» или «Соответствуют государственным нормативным требованиям».

Шаг № 9. Уведомляем об утверждении отчета и используем полученные данные

Работодатель обязан уведомить компанию-исполнителя в трехдневный срок об утверждении отчета. Также организация обязана разместить результаты СОУТ на собственном сайте в течение 30 дней.

Если по итогам СОУТ рабочим местам в офисе присвоены оптимальные (1-й класс) или допустимые (2-й класс) условия труда, то работодатель обязан подать декларацию соответствия в Трудовую инспекцию не позднее 30 дней с момента утверждения отчета. Порядок заполнения и форма декларации закреплены в Приказе Минтруда от 17.06.2021 № 406н.

Актуальный бланк и образец этого документа есть в КонсультантПлюс Скачать бесплатно

Подробнее: как составить декларацию о спецоценке условий труда

Помимо этого, работодателю следует включить информацию о проведении спецоценки в отчетность, предоставляемую в Фонд пенсионного и социального страхования по форме ЕФС-1 (см. подраздел 2.3 бланка, утв. Приказом СФР от 17.11.2023 № 2281).

Эксперты КонсультантПлюс разобрали особенности проведения СОУТ микропредприятиями. Используйте эти инструкции бесплатно.

Часто задаваемые вопросы по спецоценке условий труда

Евдокимова Наталья Бухгалтер-эксперт

С 2017 года — автор и научный редактор электронных журналов по бухучету и налогообложению. Но до этого времени вела бухгалтерский и налоговый учет в бюджетной сфере, в том числе как главбух.