55884
Оставить комментарий Распечатать

Основы делопроизводства и документооборота для новичков

Размер шрифта:

Основы делопроизводства и документооборота для новичков — это краткая инструкция, которая поможет разобраться в том, с какими типами документации приходится работать делопроизводителю и каковы принципы работы.

Каждый сотрудник, кто в той или иной степени взаимодействует с документами, обязан изучить основы делопроизводства — это та область знаний, которая им необходима. Хотя основная часть работы в этой сфере возлагается на секретариат, представителям других специальностей тоже полезно разбираться в документальной деятельности организации. Проясним основные моменты.

Нормативно-правовая база

Федеральное архивное агентство координирует всю систему делопроизводства и обеспечивает методическое сопровождение ее участников: основы делопроизводства и документооборота находятся в ведении этого ведомства.

Разработкой непосредственно форм документов занимается Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии (известное как Госстандарт). Еще одна значимая организация — ВНИИДАД. В ее компетенции — научно-исследовательская работа в области документоведения и архивного дела.

Что касается законов и подзаконных актов, то особое внимание специалистам необходимо обратить на:

Также Росархив предлагает методические рекомендации по разработке инструкций по делопроизводству.

Полезное про электронный документооборот:

  1. Как выбрать оператора ЭДО и подключиться к нему.
  2. Как в организации внедрить и настроить ЭДО.
  3. Что такое КЭДО и кому без него не обойтись.

С чем предстоит работать специалисту

Базовая тема — это документационное обеспечение деятельности организации. Основы делопроизводства (кратко) сводятся к изучению различных видов бумаг, которые укрупненно делятся на:

  • входящие (которые фирма получает);
  • исходящие (которые она отправляет);
  • внутренние (не выходящие за ее пределы).

Когда они изучены, целесообразно переходить к следующим тематическим блокам:

  1. Требования к бланкам и общие правила их оформления.
  2. Методика составления основных документов предприятия.
  3. Организация их оборота: регистрации, обработки, рассмотрения, исполнения.
  4. Требования к оформлению документации в соответствии с гостами.
  5. Правила хранения.

Государственное регулирование мы вкратце уже рассмотрели выше. Это тоже обязательная часть. Требования и стандарты регулярно обновляются. Следовательно, делопроизводителю необходимо отслеживать нововведения и корректировать с их учетом свою работу.

Пригодится:

  1. Какие требования предъявляют сейчас к оформлению документации.
  2. Сколько лет и как именно хранить документы в организации.
  3. Как вести номенклатуру дел (бланк и правила заполнения).

Номенклатура дел

Базовый свод правил организации документооборота на конкретном предприятии обычно формулируется в виде номенклатуры дел, которую утверждает приказом руководитель организации.

Актуальный бланк и образец этого документа есть в КонсультантПлюс Скачать бесплатно

Еще одним основополагающим документом является Положение о делопроизводстве.

Специфические вопросы документооборота

Вышеперечисленные темы актуальны для любого сотрудника от секретаря до руководителя. Но есть и узкоспециализированные, предназначенные для конкретных категорий специалистов:

  1. Кадровые. Сюда входят правила ведения документов по личному составу, в том числе трудовых книжек.
  2. Бухгалтерские. Здесь особое внимание уделяется арифметической проверке бумаг, таксировке (расчету такс), контировке (подбору бухгалтерских проводок под задокументированные операции).
  3. Производственные. Тут особое внимание стоит уделить аналитическим отчетам по запасам, издержкам, динамике активов, хранению и товарообороту.
  4. Секретные. Если деятельность организации подпадает под Закон РФ № 5485-1 от 21.07.1993, то делопроизводство должно вестись с учетом соблюдения государственной тайны.

Есть специфика ведения документов в каждой конкретной отрасли (промышленность, торговля, строительство и т. п.).

Для информации:

  1. Кто такой секретарь и что входит в его обязанности.
  2. Кто такой делопроизводитель и чем он занимается.
Оставить комментарий Распечатать
Гончарова Алина
Гончарова Алина Юрист

Юрист сайта "Правовед.ру", автор научных статей по юриспруденции.