Обособленное подразделение в 2024 году: что это и как открыть

Размер шрифта:

У юрлиц много форм работы: головной офис, филиал и представительство, обособленное подразделение. Последняя форма вызывает вопросы: в чем смысл обособки, для каких целей его открывают и как оно работает. Разберем цели и правила открытия обособленного подразделения.

Если с филиалами и представительствами все понятно: они представляют организацию в месте, которое отличается от нахождения головного офиса, и представляют и защищают ее интересы. Об этом сказано в ст. 55 ГК РФ. Обособленное подразделение под эти критерии не подходит, это упрощенная форма работы организации в другом месте, вне офиса.

Обособленное подразделение — что это такое

Гражданский кодекс РФ не содержит развернутого определения обособленного подразделения (ОП). Это связано с тем, что ОП не вносят в ЕГРЮЛ, они не вправе выступать от имени организации. Термин ОП раскрывает налоговое законодательство, что обусловлено особыми правилами учета и уплаты налогов организации.

В соответствии с п. 2 ст. 11 НК РФ ОП — это территориально обособленное от организации место, где оборудованы рабочие места и ведется экономическая деятельность. Если территория не имеет оборудованных рабочих мест и организация не осуществляет взаимодействие через эту территорию, то такой объект не является обособленным подразделением (Письмо Минфина России от 18.08.2015 № 03‑02‑07/1/47702). Закон не содержит ограничений по количеству рабочих мест ни для филиала, ни для обособленного подразделения.

Вот примеры, когда организации требуется регистрация ОП, а когда нет:

  1. Фирма набирает клининговый персонал. Уборщики осуществляют клининговые услуги в соседнем городе. В этом случае открытия ОП не требуется, поскольку персонал выезжает на объекты заказчиков — у них нет постоянных оборудованных рабочих мест. Такая же ситуация с электриками, сантехниками и штукатурами.
  2. Сотрудник работает вне офиса из дома. Это тоже не повод для открытия ОП — такой сотрудник трудится дистанционно.
  3. Организация занимается строительством. На стройплощадке установили бытовки, инструмент рабочим выдает работодатель. Стройка длится более одного года. В этом случае необходимо открыть ОП, поскольку имеются стационарные рабочие места.
  4. При выполнении дорожных работ ОП не открывают, поскольку работы выполняют «в поле», оборудованных рабочих мест нет.
  5. Организация открывает фирменные магазины — требуется зарегистрировать ОП на каждый магазин.
  6. В одном здании у организации находятся офис и кафе. Требуется открыть ОП, поскольку офис и кафе имеют разные адреса в пределах одного здания (Письма Минфина России от 06.09.2018 № 03-12-13/63746, № 03-12-13/63812).

Обособленное подразделение вправе открыть расчетный счет.

Подробнее: как открыть расчетный счет

Чем отличается филиал от обособленного подразделения

Отличия филиала от обособки мы собрали в таблице:

Филиал ОП
Выполняет функции головной организации Не осуществляет функции головной организации
Сведения вносят в ЕГРЮЛ Сведения не вносят в ЕГРЮЛ
Открывают по решению собственников организации Для открытия достаточно решения руководителя
Для открытия заполняют форму С-09-3-1 Для открытия заполняют форму Р13014

Филиал целесообразно открывать на территории, которая находится на значительном расстоянии от центрального офиса. Рассмотрим на примере отличия ОП от филиала. Организация занимается изготовлением и продажей газировки на розлив. Структура выглядит так:

  1. Головной офис. Здесь решают организационные вопросы, занимаются продажами и закупом.
  2. Обособленное подразделение, в котором находится производство. Оно располагается в том же городе, что офис, но находится в промзоне.
  3. Обособленные подразделения — фирменные магазины, в которых реализуют продукцию.
  4. Филиал в соседней области. Он занимается сбытом продукции в другом регионе и представляет интересы головного офиса.

Виды обособленных подразделений

Статья 55 ГК РФ содержит три вида ОП:

  1. Филиал.
  2. Представительство.
  3. Иные ОП.

Филиалы и представительства — это тоже ОП, но они выделены в отдельные формы. Простое ОП не имеет особого названия. Разница заключается в объеме полномочий.

Общие признаки всех ОП:

  • территориально обособлены от головного офиса;
  • имеют стационарные рабочие места;
  • положения и порядок работы утверждает головной офис;
  • не являются самостоятельными юрлицами.

Иные ОП, в отличие от филиалов и представительств, не выполняют никаких собственных функций. Сотрудники трудятся на оборудованных рабочих местах вне территории основного офиса юрлица. Филиалы и представительства осуществляют часть функций основного офиса организации:

  • заключают сделки;
  • участвуют в тендерах;
  • нанимают персонал.

Открытие обособленного подразделения

Для открытия ОП требуется основание — решение руководящего органа. Такое решение вправе принять:

  • директор;
  • совет директоров;
  • собрание участников.
ВАЖНО!
Для филиала и представительства решение собрания участников обязательно.

В материале рассматривается процедура открытия простого ОП, не являющегося филиалом и представительством.

Самый простой способ — издание приказа директора об открытии ОП. В нем указывают:

  • дату открытия обособки;
  • место нахождения;
  • наименование;
  • руководителя обособленного подразделения;
  • ответственных за работу по регистрации ОП.

Вот образец:

Организация вправе разработать положение о работе ОП. В нем указывают цели и функции обособки.

Когда подготовительные работы завершены, ОП необходимо зарегистрировать в налоговой.

Подробнее: как открыть обособленное подразделение

Регистрация обособленного подразделения в 2024 году

В течение одного месяца с даты открытия ОП необходимо направить сообщение о создании обособленного подразделения 2024 года в ФНС. Сообщение направляют по форме С-09-3-1:

Актуальный бланк и образец этого документа есть в КонсультантПлюс Скачать бесплатно

В нем указывают:

  • ИНН и КПП головной организации;
  • наименование юрлица;
  • код налогового органа;
  • ОГРН организации;
  • количество ОП, их наименование и адрес;
  • ФИО руководителя организации, его ИНН;
  • контактные данные.

Сообщение подают в ту налоговую инспекцию, в ведении которой находится территория, на которой открывают ОП. Документ передают нарочно в налоговую инспекцию, отправляют электронно на сайте ФНС или по телекоммуникационным каналам связи.

ВАЖНО!
Срок на уведомление ФНС отсчитывают с даты открытия ОП, которая указана в приказе руководителя.

После регистрации ФНС направит заявителю уведомление об учете ОП. Обособленному подразделению присвоят КПП.

После того как ОП зарегистрировано, рекомендуем уведомить контрагентов, с которыми планируется сотрудничество.

Например, при заключении договоров поставки продукции для поставки по адресу ОП, необходимо внести новый адрес в договор.

Сообщение о создании ОП для контрагентов составляют в свободной форме. Вот пример:

Уважаемые партнеры!

Уведомляем, что 24.08.2024 ООО «Ppt.ru» открыло обособленное подразделение по адресу: Россия, субъект РФ, просп. Замечательный, д. 1/1.

По данному адресу планируется закупка продукции. Просим отразить изменения в действующих договорах.

ВАЖНО!
Если в зарегистрированном ОП планируется установка кассового аппарата, то при его регистрации необходимо указывать КПП, который присвоили ОП в налоговой. Он отличается от КПП головной организации.

Как закрыть обособленное подразделение

Если необходимость в работе ОП отпала, то требуется снять его с учета в налоговой и закрыть.

Для закрытия необходимо издать приказ руководителя и подать сообщение в налоговую. В ФНС сообщение о закрытии обособленного подразделения 2024 года подают по форме С-09-3-2.

После регистрации заявителю направят уведомление о снятии с учета ОП.

Сотрудников при закрытии ОП необходимо перевести в другое подразделение, в головной офис или уволить. Увольнение оформляют как при ликвидации организации (Обзор, утвержденный Президиумом Верховного Суда РФ 09.12.2020).

Подробнее:

  • 2023-08-25 12:44:00
    Учитывайте, что, при приеме работников на работу в обособленное подразделение, в трудовом договоре нужно указывать адрес обособки и указание на работу в ОП, а не в головном офисе. При переводе персонала из основного офиса в обособленное подразделение, необходимо внести изменения в трудовой договор и отчитаться по СФР по ЕФС-1.
    После открытия обособленного подразделения на стационарных рабочих местах в течение одного года необходимо провести специальную оценку условий труда, а затем внести в трудовые договоры сведения о классе опасности рабочего места.
Оставить комментарий Распечатать
Челозерцева Александра
Челозерцева Александра Юрист по корпоративным вопросам

В 2017 году окончила НФИ КемГУ по специальности "юриспруденция". Начала работу помощником арбитражного управляющего (банкротство). Спустя 1,5 года перешла в администрацию бизнес-центра на должность руководителя юр. отдела. Сопровождаю бизнес.