Несмотря на то, что эпидемия коронавирусной инфекции спала, госзакупки медицинских масок по-прежнему актуальная и популярная процедура. Она проходит с ограничениями для иностранных товаров в рамках национального режима и в соответствии со специальными требованиями к описанию объекта закупки. Поэтому их нужно учитывать, чтобы не получить штраф.
Навигация
Особенности закупок медмасок по 44-ФЗ
Основные особенности проведения тендеров на поставку медицинских масок зависят от кода ОКПД2, который вы применяете. Собрали в таблицу особенности, если вы закупаете медицинские маски по коду ОКПД2 32.50.50 в 2023 году:
Особенности | НПА | Подробнее |
---|---|---|
Аукционный перечень | Распоряжение Правительства № 471-р от 21.03.2016 | Работаем с аукционным перечнем по 44-ФЗ |
Информационная карта типового контракта на поставку медицинских изделий. Применяйте его лишь в части, которая не противоречит 44-ФЗ, и до утверждения правительством типовых условий контракта | Особенности закупок медоборудования, медизделий и расходных материалов | |
Перечни к Приказу Минфина № 126н от 04.06.2018. Учтите: медицинские изделия с кодом ОКПД2 32.50.50.190 — изделия медицинские, в том числе хирургические прочие, относятся к исключениям и при их закупке положения Приказа Минфина № 126н от 04.06.2018 не применяются | Приказ Минфина № 126н от 04.06.2018 | Как применять Приказ № 126н |
Перечень товаров, по которым предоставляются преимущества организациям инвалидов | Распоряжение Правительства № 3500-р от 08.12.2021 | Преференции и преимущества в закупках по 44-ФЗ |
Перечень товаров, которые можно закупить у единственного поставщика — учреждения или предприятия УИС по Постановлению Правительства № 1292 от 26.12.2013 | Постановление Правительства № 1292 от 26.12.2013 | Классификатор закупок у единственного поставщика |
В п. 12 Постановления Правительства № 616 от 30.04.2020 указано, что для закупок медицинских масок по 44-ФЗ с кодами 32.50.50.190 и 32.99.11.160 действует запрет на допуск товаров, происходящих из иностранных государств. Их нельзя закупать по одному контракту (включать в один лот) с иными видами промтоваров из перечня.
Для изделий марлевых медицинских используйте код ОКПД2 21.20.24.150. Этот код есть в перечне отдельных видов медизделий, для которых применяются ограничения по Постановлению Правительства № 102 РФ от 05.02.2015. Еще этот код есть в перечне товаров, которые закупают у едпоставщика — учреждения или предприятия УИС по Постановлению Правительства № 1292 от 26.12.2013, и в перечне, по которому предоставляются преимущества организациям инвалидов по Распоряжению Правительства № 3500-р от 08.12.2021.
Особенности описания объекта закупки
Учтите, что ОКПД2 на маску медицинскую одноразовую 3-слойную — 32.50.50.190, т. к. в КТРУ есть описание для них и используют характеристики в обязательном порядке.
Росстандарт опубликовал обзор стандартов и требований к медицинским маскам для тендера, которые рекомендуем использовать при подготовке технического задания. Ведомство пишет, что медмаски делят на три основные группы:
- Медицинские изделия.
- Средства индивидуальной защиты.
- Прочие лицевые.
К каждой из этих групп предъявляются специальные стандарты и показатели. Собрали в таблицу.
Группа | Требования |
---|---|
Медизделия |
Для изготовления медмасок производители используют положения ГОСТ Р 58396-2019 «Маски медицинские. Требования и методы испытаний», в т. ч. для тех, которые нужны, чтобы ограничить передачу инфекционных агентов от медперсонала пациентам, например в ходе операций, или сократить выход инфекционных агентов при кашле или чихании носителя инфекции. Этот стандарт — первый нормативный документ, который определяет требования к медмаскам. ГОСТ разработали с учетом международных требований и гармонизировали с евростандартом EN 14683:2014. ГОСТ Р 58396-2019 определяет конструкцию, дизайн, требования к функциональным характеристикам и методы испытаний медмасок. Разрабатывают еще предварительный нацстандарт (ПНСТ) «Маски лицевые марлевые». Документ проходит публичное обсуждение, утвердить его планируют в июне 2020 года. Напомним, что предварительный национальный стандарт — экспериментальный документ по стандартизации, который действует до 3 лет. По итогам применения решают, продлевать ПНСТ как национальный стандарт, отменять или дорабатывать. Для разработки ПНСТ использовали типовые технические условия (ТУ), разработанные АО «ИНПЦ ТЛП», ТУ 21.20.24-001-00302178-2020 «Маска медицинская марлевая» и ТУ 32.50.50-002-00302178-2020 «Маска медицинская из нетканых материалов». |
Средства индивидуальной защиты |
Средства индивидуальной защиты органов дыхания фильтрующего типа, являющиеся объектом технического регламента Таможенного союза «О безопасности средств индивидуальной защиты». Требования к таким средствам установлены в ГОСТ к перечням к техрегламенту: ГОСТ 12.4.293-2015 (EN 136: 1998) «Средства индивидуальной защиты органов дыхания. Общие технические условия» и ГОСТ 12.4.294-2015 (EN 149:2001+А1:2009) «Средства индивидуальной защиты органов дыхания. Полумаски фильтрующие для защиты от аэрозолей». |
Прочие лицевые |
Другие лицевые маски относятся к санитарно-гигиеническим изделиям, единых требований к которым нет. Предприятие-изготовитель вправе само разрабатывать и утверждать технические условия (ТУ) или обратиться к изготовителям из реестра ТУ, чтобы получить уже утвержденные требования. По поручению Минпромторга и Росстандарта АО «ИНПЦ ТЛП» разработаны и зарегистрированы в реестре технических условий ТУ 13.92.29-005-00302178-2020 «Маска лицевая гигиеническая». Эти технические условия для маски лицевой гигиенической зарегистрированы 13.04.2020 и применяются для производства всеми изготовителями. |
Вот пример техзадания для закупки медицинских масок 44-ФЗ с учетом информации Росстандарта.
Как закупают медмаски у едпоставщика
Есть еще несколько вариантов закупки медицинских масок у единственного поставщика по ст. 93 44-ФЗ. Несмотря на то, что распространение коронавирусной инфекции (COVID-19) прекратилось в 2023 году, все еще применяют п. 9 ч. 1 ст. 93 закона 44-ФЗ для закупок медмасок. Обосновывают это так: эти медизделия покупают для профилактики, предупреждения, ликвидации последствий распространения коронавирусной инфекции (COVID-19). Наличие причинно-следственной связи между действиями по профилактике, предупреждению, ликвидации последствий распространения коронавирусной инфекции и предметом закупки не вызывает сомнений у контролирующих органов.
Не забудьте про Постановление Правительства № 339 от 10.03.2022, которое установило дополнительные случаи для закупок у единственного поставщика.
Еще покупают медмаски по прямым контрактам до 600 000 руб. по п. 4, 5 44-ФЗ, если не исчерпали лимиты.
Также не забудьте по закупки с полки по ч. 12 ст. 93 44-ФЗ. Цена одной такой закупки — до 5 млн рублей.
Все НПА из этой статьи в КонсультантПлюс
Федеральный закон 44-ФЗ от 05.04.2013
Распоряжение Правительства № 471-р от 21.03.2016
Приказ Минфина № 126н от 04.06.2018
Постановление Правительства № 1292 от 26.12.2013
Постановление Правительства № 616 от 30.04.2020
Постановление Правительства № 102 РФ от 05.02.2015
Распоряжение Правительства № 3500-р от 08.12.2021