По контрактному законодательству, условия допуска по Приказу № 126н иностранных товаров в госзакупках — это одна из форм национального режима и серьезная мера поддержки для отечественной продукции. Применение положений приказа связано, в первую очередь, с углублением принципа импортозамещения и введением санкций и ограничений со стороны недружественных государств.
Навигация
Коротко о главном: 5 пунктов
- Приказ Минфина № 126н регулирует предоставление льгот для закупок отечественных товаров.
- В документе указаны отечественные товары, которые получают скидку 15% или 20% на конкурсе.
- Если товаров, указанных в приложении к Приказу, нет в заявке, скидка не предоставляется.
- При заключении контракта запрещается включать в один лот товары из приложения и другие.
- Если победитель уклоняется, контракт заключают со вторым, с соблюдением всех условий допуска.
Как предоставляются преференции по Приказу Минфина № 126н
Приказ регулирует предоставление преференций допуска товаров иностранного производства в целях осуществления закупочных процедур. Документ имеет два приложения в виде перечней отечественной продукции. Первый перечень по Приказу 126н по 44-ФЗ содержит продукцию, преференции при поставке которой составят 15% от общей стоимости контракта. А в приложение № 2 включили товары, для которых ценовая преференция составляет 20% при условии, что она приобретается в рамках нацпроектов. В него входят, в т. ч., отдельные виды грузового транспорта, автотранспорта спецназначения.
В абзаце 3 постановления и в информационном письме Минфина № 24-01-07/2281 от 18.01.2019 указано, можно ли включать в один лот товары из приложения к Приказу № 126н и не включенные в него, — нет, этого делать нельзя.
Условия допуска чаще всего применяют вместе с ограничениями допуска иностранной продукции. Не забудьте проверить, попадает ли продукция, которую закупаете, как под условия допуска, так и под ограничения. Если продукция включена в приложение к ПП № 878 и в один из перечней к Приказу № 126н, необходимо применять и ограничение допуска по ПП № 878, и условия допуска. Такую позицию подтвердила ФАС в своем письме от 31.10.2022 № ДФ/99397/22.
Мы собрали в таблицу инструкции для применения преференций для отечественных товаров и практические примеры для всех конкурентных процедур.
Процедура | Как применять 126н на практике | Пример |
---|---|---|
Электронные конкурсные процедуры |
Если в заявке есть предложение поставить продукцию только из стран ЕАЭС, рассматривают и оценивают ее по критерию «цена контракта» с виртуальным снижением на 15%. Но госконтракт подписывают по стоимости, которую предложил победитель, не применяя понижающий коэффициент. Аналогичный механизм по Приказу 126н об ограничениях по 44-ФЗ применяется и для продукции из перечня № 2, которую закупают в рамках нацпроектов и госпрограмм. Преференция в этом случае составляет 20% от цены контракта. |
На участие в электронном запросе котировок на госзакупку огурцов поданы и признаны соответствующими 2 заявки:
Закупочная комиссия оценила предложение участника под номером 2 с учетом 15% коэффициента снижения:
Победил поставщик, который привезет огурцы из Казахстана. А контракт с ним заключат по цене, которую он указал в заявке, — 50 000 рублей. |
Аукцион |
Если победитель в заявке предложил поставить хотя бы одну позицию не из ЕАЭС, то при заключении контракта предоставят преимущество 15% по Приказу 126н, т. е. снизят его цену на 15%. А с участником, который предложил продукцию только из ЕАЭС, контракт заключат по цене, которую он предложил, без снижения. Аналогичный механизм применяется и для продукции из перечня № 2, которую закупают в рамках нацпроектов и госпрограмм. Преференция в этом случае составляет 20% от цены контракта. |
На электронном аукционе поставщики подали 2 ценовых предложения:
Эти заявки аукционная комиссия признала соответствующими требованиям документации. Победит участник под № 2, но госконтракт с ним заключат по цене 85 000 рублей (100 000 рублей - 15%). |
Абзац 1.5 приказа устанавливает правило о том, что если победитель аукциона уклонится от подписания контракта, то заключают контракт со вторым участником. Условия допуска к нему применяют, это значит, что контракт заключат по сниженной на 15-20% цене, если он предложил товар не из ЕАЭС.
Документом установлено, что в процессе выполнения обязательств по контракту страну товара разрешено менять только на одну из стран — участниц ЕАЭС. Для подтверждения страны происхождения товара участник указывает ее наименование в заявке, об этом говорит Постановление Правительства РФ 126-н по 44-ФЗ с последними изменениями в 2024 году и отмечено в информационном письме Минфина от18.01.2019 № 24-01-07/2281.
Когда не применяется
Пункт 2 приказа определяет случаи, когда условия допуска не применяют:
- электронные конкурсные процедуры, аукцион, запросы котировок не состоялись;
- во всех заявках, которые соответствуют требованиям документации, участники предлагают поставить товары исключительно из ЕАЭС;
- все заявки содержат предложения о поставке товаров, страной происхождения хотя бы одного из которых является иностранное государство;
- покупают товары, в отношении которых Кабмин установил запрет по ч. 3 ст. 14 44-ФЗ.
Разъяснения по теме
Мы собрали в таблицу главные разъяснения по применению Приказа 126н по 44-ФЗ с последними изменениями по состоянию на 2024 год.
Ситуация | Разъяснения по применению Приказа №126н | Реквизиты документа |
---|---|---|
Закупка с неизвестным объемом | Применяйте приказ к сумме цен единиц товара, которые предложил участник. | Письмо Минфина от 23.03.2020 № 24-01-08/22598 |
Тендеры на покупку лекарственных препаратов |
В пункте 1 Постановления Правительства РФ № 1289 от 30.11.2015 об ограничениях и условиях допуска зарубежных лекарств, которые включены в перечень ЖНВЛП, определено, что заказчик отклоняет все заявки, которые содержат предложения о поставке лекарственных препаратов, произведенных за рубежом (за исключением стран ЕАЭС). Главное требование — участвуют не меньше двух заявок, которые соответствуют требованиям извещения и документации о закупке и одновременно соответствуют условиям п. 1 ПП № 1289. В пп 1.4 п. 1 Приказа № 126н установлено, что если заказчик отклонит заявки по п. 1 Постановления № 1289, контракт подписывается с участником по цене, которую он предложил при совокупности требований, которые указаны в этом подпункте. Эта норма не работает, если нет участника, заявка которого соответствует всем требованиям. Если есть совокупность условий, которые установлены пп. 1.4 п. 1 № 126н, то контракт заключается с поставщиком, который предложил наименьшую цену среди других участников, запросы которых не отклонены по п. 1 Постановления № 1289. |
Письмо Минфина № 24-01-07/2281 от 18.01.2019 |
Какие документы нужны по Приказу № 126н от 04.06.2018 | Минфин разъяснил, что крепить к документам о показателях поставляемого товара по 126н от 04.06.2018, — ничего, так как нет требования о предоставлении конкретного документа в качестве декларации о стране происхождения товара. Поэтому указание в заявке наименования страны происхождения продукции считают ее декларированием. |