Как применять Приказ № 126н

Размер шрифта:

По контрактному законодательству, условия допуска по Приказу № 126н иностранных товаров в госзакупках — это одна из форм национального режима и серьезная мера поддержки для отечественной продукции. Применение положений приказа связано, в первую очередь, с углублением принципа импортозамещения и введением санкций и ограничений со стороны недружественных государств.

Навигация

Коротко о главном: 5 пунктов

  1. Приказ Минфина № 126н регулирует предоставление льгот для закупок отечественных товаров.
  2. В документе указаны отечественные товары, которые получают скидку 15% или 20% на конкурсе.
  3. Если товаров, указанных в приложении к Приказу, нет в заявке, скидка не предоставляется.
  4. При заключении контракта запрещается включать в один лот товары из приложения и другие.
  5. Если победитель уклоняется, контракт заключают со вторым, с соблюдением всех условий допуска.

Как предоставляются преференции по Приказу Минфина № 126н

Приказ регулирует предоставление преференций допуска товаров иностранного производства в целях осуществления закупочных процедур. Документ имеет два приложения в виде перечней отечественной продукции. Первый перечень по Приказу 126н по 44-ФЗ содержит продукцию, преференции при поставке которой составят 15% от общей стоимости контракта. А в приложение № 2 включили товары, для которых ценовая преференция составляет 20% при условии, что она приобретается в рамках нацпроектов. В него входят, в т. ч., отдельные виды грузового транспорта, автотранспорта спецназначения.

В абзаце 3 постановления и в информационном письме Минфина № 24-01-07/2281 от 18.01.2019 указано, можно ли включать в один лот товары из приложения к Приказу № 126н и не включенные в него, — нет, этого делать нельзя.

Условия допуска чаще всего применяют вместе с ограничениями допуска иностранной продукции. Не забудьте проверить, попадает ли продукция, которую закупаете, как под условия допуска, так и под ограничения. Если продукция включена в приложение к ПП № 878 и в один из перечней к Приказу № 126н, необходимо применять и ограничение допуска по ПП № 878, и условия допуска. Такую позицию подтвердила ФАС в своем письме от 31.10.2022 № ДФ/99397/22.

Мы собрали в таблицу инструкции для применения преференций для отечественных товаров и практические примеры для всех конкурентных процедур.

Процедура Как применять 126н на практике Пример
Электронные конкурсные процедуры

Если в заявке есть предложение поставить продукцию только из стран ЕАЭС, рассматривают и оценивают ее по критерию «цена контракта» с виртуальным снижением на 15%. Но госконтракт подписывают по стоимости, которую предложил победитель, не применяя понижающий коэффициент.

Аналогичный механизм по Приказу 126н об ограничениях по 44-ФЗ применяется и для продукции из перечня № 2, которую закупают в рамках нацпроектов и госпрограмм. Преференция в этом случае составляет 20% от цены контракта.

На участие в электронном запросе котировок на госзакупку огурцов поданы и признаны соответствующими 2 заявки:

  1. С предложением поставить огурцы из Турции по цене 45 000 рублей.
  2. С предложением поставить огурцы из Казахстана по цене 50 000 рублей.

Закупочная комиссия оценила предложение участника под номером 2 с учетом 15% коэффициента снижения:

  • предложение поставить огурцы из Турции по цене 45 000 рублей;
  • предложение поставить огурцы из Казахстана по цене 42 500 рублей (50 000 рублей - 15%).

Победил поставщик, который привезет огурцы из Казахстана. А контракт с ним заключат по цене, которую он указал в заявке, — 50 000 рублей.

Аукцион

Если победитель в заявке предложил поставить хотя бы одну позицию не из ЕАЭС, то при заключении контракта предоставят преимущество 15% по Приказу 126н, т. е. снизят его цену на 15%.

А с участником, который предложил продукцию только из ЕАЭС, контракт заключат по цене, которую он предложил, без снижения.

Аналогичный механизм применяется и для продукции из перечня № 2, которую закупают в рамках нацпроектов и госпрограмм. Преференция в этом случае составляет 20% от цены контракта.

На электронном аукционе поставщики подали 2 ценовых предложения:

  1. Фарфоровый сервиз для столовой из Российской Федерации за 110 000 рублей.
  2. Фарфоровый сервиз для столовой из Китая за 100 000 рублей.

Эти заявки аукционная комиссия признала соответствующими требованиям документации.

Победит участник под № 2, но госконтракт с ним заключат по цене 85 000 рублей (100 000 рублей - 15%).

Абзац 1.5 приказа устанавливает правило о том, что если победитель аукциона уклонится от подписания контракта, то заключают контракт со вторым участником. Условия допуска к нему применяют, это значит, что контракт заключат по сниженной на 15-20% цене, если он предложил товар не из ЕАЭС.

Документом установлено, что в процессе выполнения обязательств по контракту страну товара разрешено менять только на одну из стран — участниц ЕАЭС. Для подтверждения страны происхождения товара участник указывает ее наименование в заявке, об этом говорит Постановление Правительства РФ 126-н по 44-ФЗ с последними изменениями в 2024 году и отмечено в информационном письме Минфина от18.01.2019 № 24-01-07/2281.

Когда не применяется

Пункт 2 приказа определяет случаи, когда условия допуска не применяют:

  • электронные конкурсные процедуры, аукцион, запросы котировок не состоялись;
  • во всех заявках, которые соответствуют требованиям документации, участники предлагают поставить товары исключительно из ЕАЭС;
  • все заявки содержат предложения о поставке товаров, страной происхождения хотя бы одного из которых является иностранное государство;
  • покупают товары, в отношении которых Кабмин установил запрет по ч. 3 ст. 14 44-ФЗ.

Разъяснения по теме

Мы собрали в таблицу главные разъяснения по применению Приказа 126н по 44-ФЗ с последними изменениями по состоянию на 2024 год.

Ситуация Разъяснения по применению Приказа №126н Реквизиты документа
Закупка с неизвестным объемом Применяйте приказ к сумме цен единиц товара, которые предложил участник. Письмо Минфина от 23.03.2020 № 24-01-08/22598
Тендеры на покупку лекарственных препаратов

В пункте 1 Постановления Правительства РФ № 1289 от 30.11.2015 об ограничениях и условиях допуска зарубежных лекарств, которые включены в перечень ЖНВЛП, определено, что заказчик отклоняет все заявки, которые содержат предложения о поставке лекарственных препаратов, произведенных за рубежом (за исключением стран ЕАЭС). Главное требование — участвуют не меньше двух заявок, которые соответствуют требованиям извещения и документации о закупке и одновременно соответствуют условиям п. 1 ПП № 1289.

В пп 1.4 п. 1 Приказа № 126н установлено, что если заказчик отклонит заявки по п. 1 Постановления № 1289, контракт подписывается с участником по цене, которую он предложил при совокупности требований, которые указаны в этом подпункте. Эта норма не работает, если нет участника, заявка которого соответствует всем требованиям.

Если есть совокупность условий, которые установлены пп. 1.4 п. 1 № 126н, то контракт заключается с поставщиком, который предложил наименьшую цену среди других участников, запросы которых не отклонены по п. 1 Постановления № 1289.

Письмо Минфина № 24-01-07/2281 от 18.01.2019
Какие документы нужны по Приказу № 126н от 04.06.2018 Минфин разъяснил, что крепить к документам о показателях поставляемого товара по 126н от 04.06.2018, — ничего, так как нет требования о предоставлении конкретного документа в качестве декларации о стране происхождения товара. Поэтому указание в заявке наименования страны происхождения продукции считают ее декларированием.
Сидаев Дмитрий Эксперт, основатель проекта «GoodWin в закупках»

Получил 3 диплома с отличием по юриспруденции и управлению закупочной деятельности. Работал ведущим специалистом в администрации муниципального образования, специалистом по размещению заказа в федеральной организации и руководителем тендерного отдела.