Метод сопоставимых рыночных цен (анализ рынка) — это приоритетный способ определения начальной (максимальной) цены контракта по 44-ФЗ. Разберемся, в чем его суть, по какой формуле считать НМЦК и приведем образец такого расчета.
Навигация
Понятие
Определение НМЦК методом сопоставимых рыночных цен (пример можно посмотреть ниже) — это анализ ценовых предложений на аналогичные товары, работы или услуги с учетом коммерческих и финансовых условий планируемого заказа. На основании такого анализа и полученных данных и устанавливается максимальная стоимость. В статье разберем подробнее, как происходит обоснование НМЦК методом сопоставимых рыночных цен, пример такого расчета вы найдете ниже.
По сути, метод сопоставимых рыночных цен анализа рынка заключается в прогнозировании стоимости закупки на основании расценок на идентичные товары, а при их отсутствии — на однородные товары.
Разберем отличия данных групп.
Идентичные товары имеют одинаковые функциональные, технические, качественные, эксплуатационные характеристики, страну происхождения и производителя. При этом незначительные различия во внешнем виде не имеют значения. Например, два автомобиля, одинаковые во всех отношениях (одной марки, одинаковой комплектации и т. д.), но отличающиеся по цвету. Последнее считается расхождением в отношении внешнего вида.
Однородные товары имеют сопоставимые характеристики и состоят из аналогичных компонентов, с одинаковым качеством, страной происхождения и репутацией на рынке. Выполняют одни и те же функции и могут быть коммерчески взаимозаменяемыми. Например, две резиновые покрышки зимнего типа, шипованные, одинаковые по размеру, индексу скорости и нагрузки, изготовленные в одной стране, но двумя разными производителями с различными торговыми знаками. Обе покрышки изготовлены по одному стандарту, из одинаковых материалов, имеют одинаковую репутацию на рынке, следовательно, являются однородными.
Следует учитывать, что коммерческие предложения поставщиков должны содержать в себе указание на конкретные товары, имеющие товарный знак, модель и другие параметры. Заказчик, изучив их, сможет понять: идентичные или однородные товары ему предлагают.
Методы анализа рынка
Для получения ценовой информации заказчик может использовать следующие процедуры.
Направление запросов поставщикам
П. 3.7.1 Приказа Минэкономразвития России от 02.10.2013 № 567 указывает на необходимость направить пять запросов. Однако Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 27.03.2015 по делу № А42-2927/2014 оспаривает этот факт и указывает, что заказчик самостоятельно определяет количество запросов, которые необходимы для определения НМЦК.
Алгоритм получения коммерческого предложения и необходимые образцы мы подробно рассматривали в статье «Составляем запрос на коммерческие предложения».
Публикация запросов цен в Единой информационной системе (ЕИС)
Предлагаем скачать образец такого запроса для публикации в ЕИС.
Анализ реестра контрактов ЕИС
Минэконом рекомендует заказчикам использовать информацию только по контрактам, которые исполнены без взыскивания неустойки в течение последних трех лет (п. 3.7.3, а также Приложение № 2 Приказа № 567).
Цена анализируемых контрактов может быть увеличена в зависимости от способа проведенного заказа:
- конкурс — стоимость может быть увеличена не более чем на 10 %;
- аукцион — 13 %;
- запрос котировок — 17 %;
- запрос предложений — 17 %;
- у единственного поставщика — не подлежит корректировке.
Использование данных, которые содержатся в общедоступных источниках информации
К такой информации относится реклама, каталоги, публичные оферты, котировки на биржах и площадках, государственные статистические отчеты и данные иных гос. и муниципальных органов, сведения информационно-ценовых агентств.
Заказчику не следует использовать для определения НМЦК информацию:
- от лиц, состоящих в реестре недобросовестных поставщиков;
- от анонимных источников;
- не соответствующую описанию заказа;
- не содержащую детальный расчет.
Формула расчета НМЦК методом сопоставимых рыночных цен
Для определения стоимости закупки заказчику следует использовать не менее трех цен, предлагаемых различными поставщиками.
Предоставленные цены не должны значительно разниться между собой. К примеру, при предложении одного поставщика за товар 100 рублей, а другого — 1000 рублей показатели будут считаться неоднородными и не могут использоваться при расчете НМЦК. Для этого заказчику необходимо рассчитать коэффициент вариации, который не должен превышать 33 %.
Для определения НМЦК заказчик должен использовать следующую формулу: