Рейтинг@Mail.ru
Новости:

Как вести бухгалтерский и налоговый учёт селлерам на маркетплейсах

Размер шрифта:

В этом видео мы расскажем, как вести бухгалтерский и налоговый учёт селлерам на маркетплейсах. Мы обсудим ключевые аспекты и важные моменты для успешного ведения бизнеса:

  • Особенности налогового и бухгалтерского учёта на маркетплейсах. Узнайте, какие специфические требования существуют и как их соблюдать.  
  • Налоги при заработке на маркетплейсах. Рассмотрим, какие налоги нужно платить и как правильно их рассчитывать.  
  • Зачем нужен бухгалтерский учёт при работе с маркетплейсом. Поговорим о том, как учёт помогает оптимизировать бизнес-процессы и избежать проблем с налоговой.

Навигация

Видео-обзор ошибок при ведении учета селлерами на маркетплейсах

>

Всем привет, на связи Мурад Самитов. Я руководитель бухгалтерской компании «Самитов консалтинг». Маркетплейсы активно шагают по нашей стране, и за последние 4 года количество предпринимателей, которые торгуют — успешно и не очень — растёт. Их количество измеряется уже, по-моему, десятками, если не сотнями тысяч.

На рынке очень много разных курсов о том, что вот пройди курс, купи ручки в Китае и продавай их с наценкой в 10 раз — будет тебе счастье и прибыль попрёт. Возможно, это частично даже правда, и у кого-то получается. Однако лёгкость зарабатывания денег на маркетплейсе условная. На самом деле, это такой же полноценный бизнес.

Более того, налоговый и бухгалтерский учёт в случае, если вы работаете на маркетплейсах, достаточно сложный. Потому что все маркетплейсы — и Wildberries, и Ozon, и Яндекс.Маркет, и СберМегаМаркет, и все остальные — работают по агентским договорам либо договорам поручения. Это практически одно и то же, и бухгалтерский и налоговый учёт ведётся с определёнными особенностями.

Налоговый учет

Предприниматель должен вести сначала налоговый учёт, затем бухгалтерский учёт. Предпринимателей в первую очередь интересуют налоги. Хотя это не всегда верно.

Я уже записал много видео о том, что вы, предприниматели, должны платить и считать налоги (упрощёнку 6% или, может, вы с НДС работаете) от тех сумм, которые вы видите в отчёте о продажах со своего маркетплейса. То есть, если вы продали за 1000 рублей конечному покупателю ручку или ещё какую-нибудь салфетку, то в декларацию попадает именно 1000 рублей. Даже если вы на расчётный счёт получили денег за вычетом 25% комиссии маркетплейса.

Почему так? По закону так. Если коротко, то по Налоговому кодексу вашей выручкой является та сумма, которая отражена в отчёте о продажах. Потому что это продажи не маркетплейса, это ваши продажи, а маркетплейс — всего лишь агент в этих продажах. Естественно, маркетплейс, чтобы деньги не гонять туда-сюда, эту свою сумму удерживает и вам за вычетом комиссии перечисляет. И правильно делает.

Сейчас маркетплейсы в автоматическом режиме передают свои отчёты о продажах в налоговую инспекцию. Налоговой инспекции не составляет большого труда также автоматически сравнить вашу декларацию с отчётом о продажах. Если там будет расхождение хоть в 500 рублей, да хоть в 100 рублей, налоговая инспекция напишет вам требование о предоставлении пояснений: почему расхождение в 100 рублей? Может быть, вы не доплатили налогов? Объясните и доплатите налог, пени и, может быть, даже штраф. Налоговая инспекция с вас не съедет.

Если раньше, там в 2020–2021 годах, кому-то повезло не заплатить эти самые 6% с комиссии маркетплейса, то за 2022 год, за 2023 год точно эта история не прокатит. Поэтому можете смело 6% с комиссии маркетплейса закладывать в своё ценообразование, финмодель, чтобы не встать на грабли и не уйти в убыток.

Естественно, помимо упрощенного налога, вы можете платить НДФЛ. Плюс-минус НДФЛ, конечно, считается сложнее, чем упрощённый налог. Но логика та же самая: с комиссии маркетплейса нужно уплачивать НДФЛ. Если вы организация, то уплачивается налог на прибыль.

Бухгалтерский учет

У нас есть ещё бухгалтерский учёт. Бухгалтерский учёт — достаточно скучная субстанция, которая даже когда учишься в институте, очень сложно понять. Понимаешь ты её на практике.

Ни один предприниматель в здравом уме и твёрдой памяти никогда ни разу в жизни не заглядывал в бухучёт в 1С и не смотрел, какие проводки формируются. А проводки там достаточно кудрявые. Если вы хотите посмотреть, пожалуйста, они на экране. Чтобы понять, что здесь написано, нужно хотя бы пройти курсы бухгалтерского учёта. А лучше 5 лет отучиться в институте на бухгалтера, чтобы понимать, о чём идёт речь.

Именно этими бухгалтерскими проводками ведётся бухгалтерский учёт, отражаются все ваши активы и обязательства. То есть налоги — это ваши обязательства. Бухгалтер считает не только обязательства по налогам, он учитывает обязательства по тому, кто вам денег должен, кому вы денег должны. Он учитывает остатки на складах, материальные, нематериальные активы, оборудование — всё это отражается в 1С. И работа достаточно, я бы так сказал, кропотливая, местами иногда нудная. К тому же регулируется Налоговым кодексом и положениями по бухгалтерскому учёту.

Зачем нужен бухгалтерский учет?

Тут предприниматель, который досмотрел до этой минуты этого видео, скажет: «Нахрена мне вообще всё это нужно? Вот бухгалтерский учёт и налоги... Ладно, понятно, их в бюджет платить надо. А бухгалтерский учёт зачем?»

Затем, чтобы просто не потерять деньги. Вы можете потерять деньги, например:

  • неправильно заплатив налоги;
  • заплатив какому-то поставщику и забыв, например, от него получить какие-то документы или забыв вообще об этой сумме;
  • потеряв товар на складах того же Wildberries или Ozon.

А это очень-очень часто происходит. Если вы не будете вести самостоятельно учёт товаров и материалов на 41-м и 10-м счету бухгалтерском (немножко да, вам сложно), то есть тот самый складской учёт, то Wildberries или Ozon что-нибудь потеряет. Вы скорее всего об этом никогда не узнаете и ничего с ними не сможете предъявить. Соответственно, ваша экономия зачастую на бухгалтере компенсируется потерями либо в налогах, либо потерями товара на складах маркетплейса. Это на каждом шагу фактически.

Дальше, бухгалтерия, например, часто решает вопросы с возвратами. А практически у каждого предпринимателя на маркетплейсах есть такая тема, как возвраты. Естественно, там пересчитываются и комиссии, и движения по складу идут. И нужно посмотреть, а качественный ли товар назад вернулся, некачественный, списать ли его в расходы или не списать. Также в этом поможет бухгалтер.

Помимо того, что есть возврат, есть ещё такое понятие, как ручной ввод данных. Есть 1С, конечно, который автоматизирует, есть «МойСклад», который автоматизирует складской учёт. Это всё нужно применять, но взаимодействие между текущими Wildberries и Ozon ещё до сих пор, к сожалению, на 100% идеально не автоматизировано. И нужно, чтобы бухгалтер либо хотя бы просто оператор, который ручками вбивает приход-расход, включал ещё голову, а не только руки. И сверяя остатки и думал, что сошлось, что не сошлось, почему не сошлось, и разбирался в этих проблемах.

Ещё интересный нюанс, третья, так сказать, ошибка-проблема: те же самые маркетплейсы иногда задним числом меняют отчёты о продажах. Иногда в вашу сторону, иногда не в вашу сторону. Меняются, во-первых, и складские остатки, ваши доходы, и ваши налоги, и ваш итоговый финансовый результат, который оказывается у вас уже в кармане там чистыми деньгами.

И четвёртое, зачем нужен бухгалтерский учёт: чтобы управлять запасами. Чтобы понимать, какие товары ликвидные, какие товары неликвидные, какие товары продаются быстро, какие с хорошей наценкой, какие с маленькой наценкой. Что это приводит к повышению эффективности вашего бизнеса, к увеличению прибыли. Вы увидите из учёта, какие товары быстро оборачиваются, какие медленно оборачиваются, где маржа маленькая, где большая. Без учёта это совершенно невозможно сделать.

Поэтому я вам здесь сейчас не буду рассказывать лекцию про дебет 60, кредит 51, и селлер себе купил товар, потом дебет 19, кредит 60, начисленный НДС, чтобы у вас голова не взорвалась. Всю эту историю я оставлю бухгалтерам, а в этом видео я пытался донести, что бухгалтер и юрист обязательно нужны селлеру на маркетплейсах.

Поэтому если вы не хотите вставать на грабли и повторять чужие ошибки, напишите мне в личные сообщения. Оставьте заявку по ссылке под этим видео, мы посмотрим и ваш бухгалтерский учёт, и складской учёт. И самое главное — ваш налоговый учёт. Может, где-то вы налоги переплатили. Вы будете жить спокойно за то, что ваш счёт налоговая инспекция не арестует. Налогов вы заплатите ровно столько, сколько должны. Ну, естественно, в следующем году ещё же НДС появится, и этот вопрос мы возьмём на себя.

Если у вас остались вопросы, задавайте их в комментариях, ставьте лайки, подписывайтесь на канал. И обязательно перешлите это видео своему другу-предпринимателю, который торгует на Ozon и Wildberries. Пока!

Полезные материалы от Марата Самитова:

Самитов Марат Эксперт по бухучету

Высшее образование в сфере налогов и финансов. Работал главным бухгалтером и финансовым директором. Основатель компании, которая оказывает услуги по бухгалтерскому сопровождению хозяйственной деятельности. Автор серии статей про налоги.

Комментарии
Автор что-то упустил? Информация неверна или устарела? Остались вопросы? Есть сомнения? Высказывайтесь в комментариях!
Вам может быть интересно:
Рубрикатор
  • Бухгалтеру
  • Юристу
  • Кадровику
  • Физическому лицу
    • Формы и отчеты
    • Налоги и взносы
    • Учет и платежи
    • Расчеты с работниками
    • Документы
    • Суд
    • Корпоративное право
    • Кадровые документы
    • Трудовые отношения
    • Отчеты и контроль
    • Общие вопросы
    • Охрана труда
    • ИП и самозанятость
    • Работа. Служба
    • Здоровье
    • Семья
    • Имущество. Жилье
    • Документы
    • Льготы. Пенсии
Ошибка на сайте