Российское законодательство не содержит ограничений для установления разъездного характера работы для конкретных должностей. В том числе для директора. Предлагаю разобраться в нюансах оформления разъездного характера работы руководителю компании и определить, как это правильно оформить.
Навигация
Коротко о главном: 5 пунктов
- Разъездной характер работы можно установить только если это требуется для выполнения рабочих обязанностей.
- Работа директора чаще всего предполагает работу в офисе.
- Некоторым директорам можно установить такой режим, если они часто ездят по делам.
- Для этого нужно заключить дополнительное соглашение и издать приказ.
- Также необходимо установить компенсации за такие разъезды.
Может ли у директора быть разъездной характер работы
Установление того или иного характера труда, в первую очередь, связано с индивидуальными особенностями трудовой деятельности конкретного сотрудника, а не только с названием должности. Говоря о директоре, прежде чем вносить такие условия в трудовой договор (в силу абз. 8 ч. 2 ст. 57 ТК РФ), проверьте, характеризуется ли его трудовая деятельность постоянными разъездами или он большую часть времени работает в офисе.
Сначала определите круг должностей и профессий, чьи профессиональные обязанности предполагают регулярные передвижения по городу или области, и пропишите их в локальном нормативном акте организации. Например, в приказе или в коллективном договоре. Это определено ч. 2 ст. 168.1 ТК РФ.
Эксперты КонсультантПлюс разобрали, какие возникают сложности наказания за прогул работников с разъездным характером работы. Используйте эти инструкции бесплатно.
Если директор постоянно ездит по делам компании и большую часть рабочего времени проводит вне офиса, тогда, вроде бы, логично установить ему разъездной характер с отражением этого момента в трудовом соглашении с ним. Однако, Роструд в письме № 4209-ТЗ от 12.12.2013, возражает против этого, поскольку по определению, данному тем же письмом, разъездная работа — та, при которой лицо выполняет профессиональные обязанности вне места расположения компании. Директор же, как единоличный представитель компании, имеет личный кабинет в офисе, т. е. постоянное место выполнения трудовой функции, которое закреплено за ним уставом. Поэтому предполагается, что ему нельзя устанавливать разъездной характер работы. Кроме того, являясь первым лицом компании, директор исполняет организационно-распорядительные и административно-хозяйственные функции, которые предполагают, что он станет исполнять их по месту расположения компании, а не в ином месте.
Кроме генерального, в компании работают и другие директора. Если работа кого-то из них соответствует следующим требованиям, то установить такой порядок возможно. Основания для установления разъездного характера:
- отсутствует стационарное место в офисе;
- часть рабочего дня проводит в поездках между офисом и местами выполнения трудовой функции;
- постоянное перемещение по рабочим вопросам;
- поездки осуществляются в пределах города или области таким образом, чтобы вечером лицо вернулось домой.
Советуем прочитать: все о разъездном характере работы
Разъездной характер работы руководителя: что надо знать
Оформление документов с руководителем требует такой же четкости и правильности, как и с остальными работниками, а иногда и большей. Необходимо учесть все нюансы, просчитать затраты и корректно составить документы. Если директору ранее не устанавливался разъездной характер работы, то следует заключить с ним дополнительное соглашение, указав территорию, которую он вправе посещать в рамках установленного ему характера работы. То есть поездки по этой территории не являются командировками. Как правило, это город проживания и прилегающие территории с учетом возможности возврата оттуда вечером домой. Предполагается, что ему предстоит посещать эти территории постоянно, и они не считаются командировками, которые носят непродолжительный и нерегулярный характер.
Командировки не относятся к такой работе, не являются разъездами и оплачиваются в другом порядке. Чтобы направить сотрудника в командировку, необходимо оформить ряд документов, в то время как при разъездной работе этого не требуется. Например, для оформления командировки требуется отдельный приказ. А за разъезды предусмотрена компенсация.
Так, в силу ч. 1 ст. 168.1, ч. 2 ст. 135 ТК РФ, компенсации следующие:
- надбавка за особые условия работы в период нахождения в служебных поездках;
- компенсация затрат на дорогу — транспорт;
- возврат за расходы за питание;
- оплата жилья, если нет возможности вернуться.
Может быть полезно: как вести учет компенсаций за разъездной характер работы
Как установить разъездной характер работы директору
Итак, вы решили установить действующему руководителю разъездной характер работы. Если руководитель — собственник компании, то здесь все понятно: он сам себе устанавливает условия. Если же он наемный работник, рассмотрим как это сделать пошагово:
Шаг 1. Обсудить этот вопрос на совете директоров или на общем собрании, утвердить изменения решением.
Шаг 2. Оформить изменения дополнительным соглашением к трудовому договору, указав условие о разъездном характере работы, сумме надбавок и компенсаций. Подпишите допсоглашение с директором. Со стороны работодателя пусть подпишет должностное лицо, которое заключало с директором трудовой договор.
Может пригодиться: как составить дополнительное соглашение о разъездном характере работы
Шаг 3. Издать приказ об установлении директору разъездного характера труда. Его директор вправе подписать как от лица компании, как законный представитель, так и от собственного лица, как работник. Он составляется в свободной форме.
Часто задаваемые вопросы о разъездном характере работы директора
-
Вправе ли работодатель устанавливать директору разъездной характер работы?
Полагаю, что вправе, если такая необходимость возникла.
-
Какие документы необходимо для этого оформить?
Уведомление, дополнительное соглашение и приказ. А также внести директора в список должностей с такой особенностью труда.