Рейтинг@Mail.ru
Новости:

Особенности разъездного характера работы директора

Размер шрифта:

Российское законодательство не содержит ограничений для установления разъездного характера работы для конкретных должностей. В том числе для директора. Предлагаю разобраться в нюансах оформления разъездного характера работы руководителю компании и определить, как это правильно оформить.

Навигация

Коротко о главном: 5 пунктов

  1. Разъездной характер работы можно установить только если это требуется для выполнения рабочих обязанностей.
  2. Работа директора чаще всего предполагает работу в офисе.
  3. Некоторым директорам можно установить такой режим, если они часто ездят по делам.
  4. Для этого нужно заключить дополнительное соглашение и издать приказ.
  5. Также необходимо установить компенсации за такие разъезды.

Может ли у директора быть разъездной характер работы

Установление того или иного характера труда, в первую очередь, связано с индивидуальными особенностями трудовой деятельности конкретного сотрудника, а не только с названием должности. Говоря о директоре, прежде чем вносить такие условия в трудовой договор (в силу абз. 8 ч. 2 ст. 57 ТК РФ), проверьте, характеризуется ли его трудовая деятельность постоянными разъездами или он большую часть времени работает в офисе.

Сначала определите круг должностей и профессий, чьи профессиональные обязанности предполагают регулярные передвижения по городу или области, и пропишите их в локальном нормативном акте организации. Например, в приказе или в коллективном договоре. Это определено ч. 2 ст. 168.1 ТК РФ.

Если директор постоянно ездит по делам компании и большую часть рабочего времени проводит вне офиса, тогда, вроде бы, логично установить ему разъездной характер с отражением этого момента в трудовом соглашении с ним. Однако, Роструд в письме № 4209-ТЗ от 12.12.2013, возражает против этого, поскольку по определению, данному тем же письмом, разъездная работа — та, при которой лицо выполняет профессиональные обязанности вне места расположения компании. Директор же, как единоличный представитель компании, имеет личный кабинет в офисе, т. е. постоянное место выполнения трудовой функции, которое закреплено за ним уставом. Поэтому предполагается, что ему нельзя устанавливать разъездной характер работы. Кроме того, являясь первым лицом компании, директор исполняет организационно-распорядительные и административно-хозяйственные функции, которые предполагают, что он станет исполнять их по месту расположения компании, а не в ином месте.

Кроме генерального, в компании работают и другие директора. Если работа кого-то из них соответствует следующим требованиям, то установить такой порядок возможно. Основания для установления разъездного характера:

  • отсутствует стационарное место в офисе;
  • часть рабочего дня проводит в поездках между офисом и местами выполнения трудовой функции;
  • постоянное перемещение по рабочим вопросам;
  • поездки осуществляются в пределах города или области таким образом, чтобы вечером лицо вернулось домой.
ВАЖНО!
Подводя итог сказанному, хочу заметить, что несмотря на позицию Роструда, ТК РФ не содержит прямого запрета на установление директору режима труда, связанного с разъездами. А работодатель вправе определять характер любому сотруднику, включая руководителя, и фиксировать это в ЛНА компании. Так что если работодателю необходимо, чтобы руководитель постоянно находился в разъездах, то он вправе оформить это документально.
Советуем прочитать: все о разъездном характере работы

Разъездной характер работы руководителя: что надо знать

Оформление документов с руководителем требует такой же четкости и правильности, как и с остальными работниками, а иногда и большей. Необходимо учесть все нюансы, просчитать затраты и корректно составить документы. Если директору ранее не устанавливался разъездной характер работы, то следует заключить с ним дополнительное соглашение, указав территорию, которую он вправе посещать в рамках установленного ему характера работы. То есть поездки по этой территории не являются командировками. Как правило, это город проживания и прилегающие территории с учетом возможности возврата оттуда вечером домой. Предполагается, что ему предстоит посещать эти территории постоянно, и они не считаются командировками, которые носят непродолжительный и нерегулярный характер.

Командировки не относятся к такой работе, не являются разъездами и оплачиваются в другом порядке. Чтобы направить сотрудника в командировку, необходимо оформить ряд документов, в то время как при разъездной работе этого не требуется. Например, для оформления командировки требуется отдельный приказ. А за разъезды предусмотрена компенсация.

Так, в силу ч. 1 ст. 168.1, ч. 2 ст. 135 ТК РФ, компенсации следующие:

  • надбавка за особые условия работы в период нахождения в служебных поездках;
  • компенсация затрат на дорогу — транспорт;
  • возврат за расходы за питание;
  • оплата жилья, если нет возможности вернуться.
ВАЖНО!
Конкретные суммы выплат устанавливаются ЛНА, коллективным или трудовым договорами с руководителем. Также есть траты, которые необходимо согласовывать с руководителем. Но это, конечно, не касается генерального директора.
Может быть полезно: как вести учет компенсаций за разъездной характер работы

Как установить разъездной характер работы директору

Итак, вы решили установить действующему руководителю разъездной характер работы. Если руководитель — собственник компании, то здесь все понятно: он сам себе устанавливает условия. Если же он наемный работник, рассмотрим как это сделать пошагово:

Шаг 1. Обсудить этот вопрос на совете директоров или на общем собрании, утвердить изменения решением.

Шаг 2. Оформить изменения дополнительным соглашением к трудовому договору, указав условие о разъездном характере работы, сумме надбавок и компенсаций. Подпишите допсоглашение с директором. Со стороны работодателя пусть подпишет должностное лицо, которое заключало с директором трудовой договор.

Может пригодиться: как составить дополнительное соглашение о разъездном характере работы

Шаг 3. Издать приказ об установлении директору разъездного характера труда. Его директор вправе подписать как от лица компании, как законный представитель, так и от собственного лица, как работник. Он составляется в свободной форме.

ВАЖНО!
Также это необходимо внести в должностной функционал. Если понадобится, внести изменения в график, например, если рабочее время изменилось на гибкое или ненормированное.

Часто задаваемые вопросы о разъездном характере работы директора

Яценко Виктория Юрист по трудовому праву

Юрист с 20-летним стажем работы в госорганах, в системе судебной и исполнительной власти. С 2017 года автор статей по кадровым и юридическим вопросам. Бывший инспектор труда, эксперт по трудовому праву. Сейчас - руководитель отдела кадров в образовании.

Комментарии
  • 2024-07-30 16:02:34
    Вопрос об установлении директору разъездного характера работы достаточно спорный. Не очень понятно, зачем устанавливать такой режим главному лицу компании, но если нет прямого запрета в законодательстве, значит, можно. Кроме того, разъяснения Роструда носят рекомендательный, а не запретительный характер.
Что-то непонятно? Спрашивайте!
Работа: ответы по темам
1 вопрос
18 декабря 2024
Трудовой договор с окладом ниже МРОТ

Разбираемся, как составить трудовой договор, если оклад сотрудника ниже МРОТ.

1 вопрос
10
1 вопрос
17 октября 2024
Возможно ли по закону оформить 60-часовую рабочую неделю

Разбираемся, как правильно оформить работника на 60-часовую рабочую неделю в соответствии с законодательством?

1 вопрос
239
5 вопросов
10 сентября 2024
Как правильно учитывать рабочее время при сокращении обеда и рабочего дня в пятницу?

Наше руководство решило сократить обед до 48 минут и уменьшить рабочий день в пятницу на один час. Это вызвало вопросы по учету рабочего времени. Как теперь правильно заполнять табель учета рабочего времени? Ставить ли в нем 8 часов работы или учитывать фактические изменения?

5 вопросов
1885
5 вопросов
15 августа 2024
Как правильно оформить трудовой договор с 10-часовым рабочим днем и 40-часовой рабочей неделей?

Я хочу узнать, можно ли в трудовом договоре указать 40-часовую рабочую неделю с тремя выходными днями, предоставляемыми по скользящему графику, и рабочий день с 10 до 20 часов с часовым перерывом на обед. Меня интересует, соответствует ли такое оформление законодательству, и какие могут быть подводные камни при таком графике работы.

5 вопросов
3381
7 вопросов
5 августа 2024
Как правильно оформить график работы 4 через 2 и установить оклад в трудовом договоре

Я столкнулся с необходимостью оформить график работы сотрудников, предполагающий четыре рабочих дня, за которыми следуют два выходных. Хочу понять, можно ли установить оклад при таком графике и как правильно оформить это в трудовом договоре, учитывая, что работники могут работать в праздничные и выходные дни. Особенно важно узнать, как регулировать оплату труда в праздничные дни и нужно ли применять суммированный учет рабочего времени.

7 вопросов
6829
Вам может быть интересно:
Рубрикатор
  • Бухгалтеру
  • Юристу
  • Кадровику
  • Физическому лицу
    • Формы и отчеты
    • Налоги и взносы
    • Учет и платежи
    • Расчеты с работниками
    • Документы
    • Суд
    • Корпоративное право
    • Кадровые документы
    • Трудовые отношения
    • Отчеты и контроль
    • Общие вопросы
    • Охрана труда
    • ИП и самозанятость
    • Работа. Служба
    • Здоровье
    • Семья
    • Имущество. Жилье
    • Документы
    • Льготы. Пенсии
Ошибка на сайте