Настоящая стоимость найма: во что работодателю обойдется сотрудник и можно ли снизить затраты

Размер шрифта:

В нашем новом ролике мы обсудим, какова настоящая стоимость найма сотрудника и какие расходы при этом несёт работодатель! Вы когда-нибудь задумывались, во сколько на самом деле обходится вам новый специалист? Мы расскажем о всех затратах, которые возникают на каждом этапе. В видео мы подробно разберем, как рассчитывать общую стоимость найма, включая налоги, страховки и много других факторов. Мы поделимся практическими советами, которые помогут оптимизировать ваши затраты на персонал и сделать процесс более эффективным.

Навигация

Здравствуйте! С вами Ольга Борисова, ведущий менеджер по подбору персонала компании «РосКо». Юрлица и ИП платят ряд отчислений с зарплат своих работников. Помимо НДФЛ, они обязаны перечислять взносы в Соцфонд (СФР). Какие ещё затраты ложатся на плечи работодателей и как экономить в найме с умом? Поговорим об этом в нашем видео.

Какая реальная цена найма?

Компании тратят на работников больше, чем те получают на руки. Всему виной — НДФЛ, страховые взносы и взносы на травматизм. Подоходный — основной налог для резидентов и нерезидентов, которые получают деньги у источников выплаты в Российской Федерации.

НДФЛ облагаются доходы от трудовой деятельности, реализации имущества, получения процентов от вкладов, доходов от операций с ценными бумагами и деривативами. Обязанность по удержанию НДФЛ с заработка сотрудника возлагается на его работодателя.

В налоговую базу по НДФЛ включается заработная плата, премии, компенсации и выплаты, в том числе в натуральной форме. В последнем случае речь идёт об оплате товаров, работ, услуг, предоставленных в личное пользование сотрудника.

Владельцам бизнеса стоит тщательно продумать состав соцпакета. Это может быть оплата питания, проезда, фитнеса, обучения. За каждую привилегию придётся заплатить ещё и НДФЛ.

Размер НДФЛ зависит от величины дохода:

  • 13 % — до 2,4 млн рублей в год;
  • 15 % — от 2,4 до 5 млн на сумму превышения над 2,4 млн рублей.
Пример. Компания — субъект МСП заключила трудовой договор с экономистом Иваном. Его оклад составил 100 000 рублей. Работодатель заплатит с этой суммы 114 943 рублей, так как 14 943 рублей перечислит в налоговую. Напомним, что с 2025 года в России действует прогрессивная шкала налогообложения. Ставки НДФЛ варьируются от 13 до 22 %. Увеличенная ставка применяется к сумме превышения над определёнными суммами дохода.

Так, если работник зарабатывает 6 миллионов рублей в год или порядка 500 000 рублей в месяц, к его доходам будут применяться три ставки: 13 % — до 2,4 млн, 15 % — с 2,4 до 5 млн и 18 % — с 5 до 20 млн рублей. Для плательщиков НДФЛ работодатели предусмотрели ряд налоговых вычетов: имущественных, социальных. Но работодатель к ним не имеет никакого отношения.

С 2023 года страховые взносы объединены в единый тариф. По своей сути он не отличается от совокупного, которого ранее уплачивали работодатели. В него включаются:

  • 22 % — пенсионное страхование;
  • 5,1 % — медицинское;
  • 2,9 % — взносы на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством.

Администрированием взносов теперь занимаются представители Федеральной налоговой службы. Задача работодателя — перечислять 30 % от заработка сотрудника. Для малого бизнеса предусмотрена льгота: с суммы, превышающей 1,5 МРОТ, страховые взносы сокращаются ровно вдвое — до 15 %.

Не стоит забывать и про страховые взносы на травматизм. Тарифы по страховым взносам на случай производственной травмы варьируются от 0,2 % до 8,5 %. Точный размер взносов зависит от класса профриска (суммарно их — 32). Учитывается вид деятельности компании по ОКВЭД. Совет: уточнить класс профриска и точную величину взноса на травматизм можно в сервисе ФСС. Скидки и надбавки в 2025 году остались такими же, как и в 2024 году.

Допустим, деятельность компании, в которой работает Иван, относится к 1-й группе профриска. В этом случае ставка составляет 0,2 %. Сотруднику выплатили за март 2025 года 115 000 рублей до вычета налогов. 0,2 % от суммы — 230 рублей. Именно столько нужно перечислить за работника в СФР на травматизм до 15 апреля 2025 года. Фискальная нагрузка работодателя в нашем примере составит 35,29 %.

Помимо налогов работодателям в России приходится нести следующие расходы за своих работников:

  • выплаты больничных и пособий — первые трое суток листок нетрудоспособности оплачивает работодатель, с четвёртого дня — Соцфонд;
  • отпускные — не менее 28 суток. Именно такой общий срок оплачиваемых отпусков в России. При увольнении работникам положена компенсация за все неиспользованные дни отдыха;
  • медосмотры — по типу предрейсовых осмотров водителей, предварительных и периодических осмотров медиков, поваров, работников образования и ряда других должностей;
  • компенсации при увольнении — по причине сокращения численности штата.

Что входит в затраты на подбор и адаптацию персонала?

Отдельно стоит выделить такую категорию расходов, как затраты на услуги по подбору персонала. Многие работодатели прибегают к помощи в этом вопросе к HR-специалистам.

В стоимость эйчар-услуг входят:

  • размещение вакансий на агрегаторах по типу Зарплата.ру, HH.ru;
  • первичный отбор кандидатов на должность;
  • проведение анкетирования, тестирования;
  • организация собеседований.

Иногда требуется провести первичное обучение и наставничество. За менторство нужно платить.

Затраты на обустройство места сотрудника несут работодатели. Платить приходится за технику, мебель, канцелярию как офисных, так и удалённых работников. Дополнительная статья расходов — кофе, пончики, игровые комнаты, корпоративные мероприятия и так далее. Но подобные вложения необходимы. Если сотрудники работают в комфортной обстановке, их лояльность к работодателю повышается. Увеличивается степень вовлечённости, инициативность и продуктивность. Компания зарабатывает больше, чем если бы экономила на «печеньках».

Как уменьшить расходы на работника?

Снизить налоговую нагрузку можно несколькими способами:

  • воспользоваться льготными тарифами — опция доступна компаниям из некоторых отраслей. Пример: айти-компании платят не 30 %, а 7,6 % в Соцфонд. Льготы для разных сфер деятельности указаны в статье 427 Налогового кодекса Российской Федерации;
  • оптимизировать штат — некоторые задачи, особенно не связанные с основной деятельностью компании, можно передать специалистам на аутсорсинге. Главное, чтобы налоговая не усмотрела в сотрудничестве с самозанятыми и ИП признаки трудовых отношений;
  • перейти на АУСН — спецрежим для малого бизнеса. Подходит для ИП с доходами не более 60 млн рублей в год с пятью работниками. Перечень регионов, где доступен АУСН, размещён на портале ФНС. Не стоит применять серые схемы: платить зарплаты в конвертах, маскировать трудовые отношения под разовые заказы, неправильно использовать льготы.

Подведём итоги

Работодатели платят с зарплаты сотрудников не только НДФЛ, но и взносы в Соцфонд, а также несут затраты, которые относятся к социальным гарантиям. В стоимость найма также входят затраты на рекрутинг, обустройство рабочего места, обучение и адаптацию. Налоговую нагрузку можно сократить при грамотном планировании бизнес-процессов. Главное — не экономить там, где есть риски.

На этом всё. Хотите знать больше? Плейлист «Трудовой юрист» — ваш гид в трудовом праве. Разбирайтесь в трудовых договорах, защищайте свои права и решайте споры.

Большое спасибо, что досмотрели это видео до самого конца! С вами была Ольга Борисова. Есть вопросы? Не откладывайте — пишите их прямо сейчас в комментариях, и наши юристы из компании «РосКо» ответят вам совершенно бесплатно! И, конечно же, не забудьте подписаться на наш канал. Будь в курсе — будь с РосКо!

Полезные материалы от RosCo:

RosCo — Consulting & audit

«РосКо — Консалтинг и аудит» — международная группа компаний с 20-летним опытом работы. Специализируется на предоставлении широкого спектра услуг в области юриспруденции, налогового консалтинга, аудита и бухгалтерского обслуживания.