Рейтинг@Mail.ru

Счета учета затрат в бухгалтерском учете

Размер шрифта:

Как правильно распределить затраты компании и не запутаться в бухгалтерском учете? От сырья и зарплаты рабочих до рекламы и офисных расходов — все издержки бизнеса требуют четкого учета. Разберем основные счета затрат, их использование и назначение.

Навигация

Коротко о главном: 5 пунктов

  1. В бухгалтерии есть разные специальные счета, чтобы правильно считать и собирать затраты на производство и продажу.
  2. Самые главные траты на изготовление товаров записывают на специальный счет основного производства, а похожие расходы для полуфабрикатов, вспомогательных производств и обслуживающих подразделений собирают отдельно.
  3. Общепроизводственные расходы и управленческие траты считают на своих счетах и в конце месяца делят их между разными видами продукции.
  4. Затраты, связанные с браком, а также расходы на продажу готовых товаров, хранятся на отдельных счетах и списываются по своим правилам.
  5. Каждая компания может по-своему настраивать такие счета и распределяет их с помощью учетной политики и специальных программ, например, 1С.

Счет 20

Сч. 20 «Основное производство» — это основной бухгалтерский счет для учета прямых затрат компании, связанных с производством продукции, выполнением работ или оказанием услуг в рамках основной деятельности.

Примеры, когда затраты в учете собираются на сч. 20:

Когда используется и что собирается

Пример операции бухгалтерского учета

Материальные расходы (сырье, материалы, комплектующие)

Передача древесины в мебельный цех

Зарплата, страховые взносы производственных рабочих

Начислена зарплата рабочим цеха

Амортизация производственного оборудования

Начислена амортизация станка, который делает мебель

Коммунальные расходы (электроэнергия, вода, газ), связанные с производственным цехом

Поступил документ от поставщика электроэнергии

Услуги сторонних организаций (например, ремонт и наладка станка)

Привлечен подрядчик для наладки оборудования

Затраты собираются на сч. 20, а после себестоимость произведенной продукции переносится на счет бухгалтерского учета готовой продукции (43). Используются проводки: Дебет 43 Кредит 20.

ВАЖНО!
Механизм работы и бухгалтерского учета построен следующим образом: по дебету аккумулируются все производственные затраты, а по кредиту происходит списание фактической себестоимости готовой продукции (на сч. 43) или выполненных работ (на сч. 90). Остаток на конец месяца показывает стоимость незавершенного производства.

Когда я только начинала работать бухгалтером, мне было крайне непросто разобраться с тем, как правильно выбирать затратные счета бухгалтерского учета при составлении проводок. Особенно сложно было понять, когда в методических рекомендациях указывали варианты вроде «Дебет 20 (25, 26, 44…) Кредит 60» — хотелось видеть четкие использование и рекомендацию для конкретной ситуации.

Со временем я поняла, что каждая компания выстраивает бухгалтерский учет по-своему. В практике большинства организаций используется ограниченный набор — обычно это сч. 20, 26 и 44, что закрепляется в учетной политике. Некоторые компании дополнительно вводят счета для учета брака или незавершенного производства, а другие предпочитают отражать незавершенку на отдельном субсчете сч. 20.

Универсального решения здесь нет — использование, выбор конкретных проводок зависит от особенностей бизнеса и принимается главным бухгалтером с учетом требований учетной политики организации. Хотя базовые принципы использования прописаны в плане счетов бухгалтерского учета, практическое применение этих правил приходит только с опытом и глубоким пониманием специфики работы компании.

В 1С:Бухгалтерия затратные счета настраиваются в учетной политике.

Подробнее про счет 20 в бухучете

Счет 21

Сч. 21 используется для учета полуфабрикатов, изготовленных предприятием для дальнейшего использования в собственном производстве. В учете он применяется в отраслях с многостадийным технологическим циклом, где продукция проходит несколько переделов (металлургия, химическая промышленность, машиностроение, пищевая промышленность).

Полуфабрикаты учитываются двумя способами:

  1. С обособленным отражением на сч. 21 (если требуется отдельный контроль их движения и стоимости).
  2. В составе незавершенного производства на сч. 20 (если полуфабрикаты сразу передаются в следующий передел).

Счет 23

Используется для учета затрат вспомогательных производств и хозяйств, которые обслуживают основное производство. К таким подразделениям относятся: ремонтные цеха, энергетические хозяйства, транспортные службы, паровые и компрессорные станции, водо- и газоснабжение.

На нем аккумулируются все прямые затраты вспомогательных производств:

  • материальные расходы;
  • заработная плата рабочих;
  • амортизация оборудования;
  • услуги сторонних организаций и т.д.

Косвенные расходы предварительно собираются на сч. 25 и 26, затем распределяются на сч. 23.

Подробнее про счет 23 в бухучете

Счет 25

Используется для учета расходных операций, связанных с обслуживанием и управлением производственными подразделениями. На нем аккумулируются расходы, которые нельзя прямо отнести на конкретный вид продукции, но которые необходимы для функционирования производства в целом.

Типичные примеры в бухгалтерском учете:

  • амортизация производственных помещений и общецехового оборудования;
  • зарплата административно-управленческого персонала цехов;
  • содержание и ремонт производственных зданий;
  • коммунальные платежи за производственные площади;
  • охрана труда и техника безопасности в цехах и т.д.

Все затраты сначала собираются по дебету сч. 25, а в конце месяца распределяются между видами продукции пропорционально выбранной базе (например, заработной плате основных рабочих или прямым материальным затратам).

Подробнее про счет 25 в бухучете

Счет 26

Используется для учета управленческих и общехозяйственных затрат, не связанных напрямую с производством, но необходимых для функционирования предприятия в целом. Эти расходы относятся ко всей деятельности компании и не распределяются прямо на конкретную продукцию.

Основные виды расходов в учете:

  • административные (зарплата руководителей, бухгалтерии, отдела кадров);
  • аренда офисных помещений;
  • коммунальные платежи (электроэнергия, вода, отопление офиса);
  • канцелярия, связь, интернет, программное обеспечение;
  • командировочные расходы управленческого персонала;
  • услуги аудиторов, юристов, консультантов;
  • амортизация офисного оборудования и мебели и т.д.

Подробнее про счет 26 в бухучете

Счет 28

Используется для учета потерь от бракованной продукции в основном производстве. На этом счете в учете отражаются:

  • выявленный брак (окончательный и исправимый);
  • затраты на исправление брака;
  • суммы возмещения ущерба виновными лицами;
  • стоимость забракованных материалов и т.д.

Счет 29

Используется для обособленного учета расходов обслуживающих производств и хозяйств организации.

Обслуживающие производства и хозяйства — это подразделения компании, деятельность которых не связана с основной деятельностью организации. Например, это общежитие для работников, столовая для организации питания сотрудников или санаторий для отдыха и лечения.

Механизм работы счета заключается в следующем: по дебету счета 29 собираются все расходы обслуживающих производств, а по кредиту отражается фактическая себестоимость завершенной продукции, выполненных работ или оказанных услуг.

Если работы или услуги обслуживающих производств используются внутри организации, то их себестоимость списывается на соответствующие расходы (общепроизводственные, общехозяйственные или расходы на продажу). При реализации услуг сторонним лицам себестоимость списывается на счет 90 «Продажи».

Счет 44

Используется для обобщения информации обо всех расходах организации, связанных с реализацией продукции, товаров, работ и услуг.

Назначение заключается в сборе и обобщении информации о затратах, которые компания несет при продаже своей продукции или товаров. Эти расходы включают как торговые издержки, так и коммерческие расходы. В настоящее время активно используется для отражения затрат, которые связаны с торговлей на маркетплейсах.

В учете сч. 44 используется для отражения затрат на:

  • амортизацию и ремонт торговых помещений;
  • логистические операции;
  • расходы на упаковку и специальную тару;
  • маркетинговые мероприятия и рекламу;
  • вознаграждение посредников;
  • представительские расходы;
  • арендные платежи торговых площадей;
  • хранение готовой продукции;
  • маркетинговые затраты;
  • комиссионные вознаграждения посредникам и т.д.

Механизм работы счета построен следующим образом: по дебету собираются все расходы на продажу, а по кредиту происходит их списание с учета. При полной реализации товаров за месяц все расходы списываются в дебет счета 90.07. Если часть товаров осталась нереализованной, то применяется пропорциональное списание затрат.

Подробнее про счет 44 в бухучете

Счета учета затрат: частые вопросы

Фатахова Наталья Главный бухгалтер

Член ИПБ России, главный бухгалтер, финансовый директор, аналитик 1С.

Комментарии
  • 2025-05-27 16:53:18
    В бухгалтерском учете счета 90 «Продажи» и 91 «Прочие доходы и расходы» используются для отражения финансовых результатов деятельности компании. Они тесно связаны с затратными счетами, так как именно на них списываются расходы, влияющие на прибыль или убыток организации. Например, если вы сдаете в аренду станок, то амортизация может учитываться проводками: Дебет 91.02 Кредит 02.
Что-то непонятно? Спрашивайте!
Бухучет: ответы по темам
1 вопрос
24 июня 2025
Как правильно признавать доходы ООО на УСН при торговле через маркетплейсы

Обсуждаем, какой датой признавать доходы ООО на УСН при торговле через маркетплейсы, если деньги поступают на расчетный счет позже реализации товара?

1 вопрос
671
1 вопрос
13 февраля 2025
Списание товаров за закрытый квартал

Разбираемся, как правильно списать товары за уже закрытый в бухучете квартал.

1 вопрос
1274
1 вопрос
31 января 2025
Списание кредиторской задолженности при ликвидации организации-кредитора

Обсуждаем, как быть с кредиторской задолженностью, если компания кредитор была ликвидирована, а потом снова зарегистрирована.

1 вопрос
1840
1 вопрос
21 января 2025
Директор берет займ у своей компании. Действия бухгалтера

Разбираемся, как директору оформить заём у своей же компании, в которой он единственный учредитель.

1 вопрос
1163
5 вопросов
31 октября 2024
Нужно ли импортерам товаров заполнять налоговый расчет о суммах, выплаченных нерезидентам?

Я работаю в компании, которая занимается импортом товаров. Недавно у нас возник вопрос о необходимости заполнения налогового расчета о суммах, выплаченных нерезидентам. Мы хотели бы уточнить, обязаны ли мы, как импортеры, заполнять этот документ, и если да, то какие конкретно разделы и за какой период? Этот вопрос стал особенно актуальным в свете последних изменений в налоговом законодательстве.

5 вопросов
5701
Вам может быть интересно:
Ошибка на сайте