В этом видео я расскажу, в чём заключается основная проблема бухгалтерии банков, как это может сказаться на ваших доходах и корректности уплаты налогов и сборов. Я приведу несколько примеров из своей жизни, когда из-за безответственности бухгалтерии банка я и мои клиенты переплачивали огромные суммы государству. В конце видео я объясню, что не так с отдельными сервисами ведения бухгалтерии, которые предлагают банки. Советую досмотреть видео до конца, чтобы принять верное решение по выбору бухгалтера для вашего бизнеса!
Навигация
Видео-размышление о пользе и вредности сервисов бухгалтерии от банка
Бухгалтерия банка: преимущества и недостатки
Всем привет! Это Евгения Мемрук и канал «Подслушано в бухгалтерии». Мы здесь с вами обсуждаем около налоговые и около бухгалтерские темы. Сегодня мы с вами немножечко поговорим о бухгалтерии банка.
На самом деле для бухгалтеров бухгалтерия банка — это вообще не зло. Я очень рада, что есть такие сервисы, благодаря которым потом мы зарабатываем очень много денег. Как это обычно происходит? К сожалению, предприниматели думают, что бухгалтерия банка — это некий высший разум, который за вас всё будет делать: и декларацию заполнит, и в налоговую отправит, и налог точно правильно рассчитает. А потом этот предприниматель сталкивается с суровой действительностью, и в лучшем случае он переплатит налоги.
Изменения в налоговом законодательстве
Рассказываю, о чём я. В прошлом году у нас прошла такая серия поправок в налоговый кодекс. Одна из таких главных ярких поправок для малого бизнеса была смена механики уменьшения налога при применении упрощённой системы налогообложения (УСН) и патента.
В чём суть? У нас ИП платят фиксированные взносы. И такие взносы уменьшают налог, если вы применяете УСН доходы. Раньше мы должны были для того, чтобы взносы уменьшили налог, эти взносы уплатить. И соответственно, если мы их заплатили, те взносы, которые были исчислены и уплачены, они у нас налог уменьшали.
Вот июльские поправки от июля 2023 года отменяли правила уплаты. То есть нам налоговая говорила о том, что вы не обязаны уплачивать эти взносы для уменьшения. Вы можете заплатить их позже, а уменьшить налог по факту исчисления таких взносов. То есть, если правильно говорить, цитирую Налоговый кодекс: «Такие взносы будут уменьшать налог, которые исчислены». Они должны быть исчислены в этом налоговом периоде.
Проблемы с бухгалтерией банка
Я напоминаю вам, что эти поправки у нас прошли в июле. Мы уже всё знали, понимали, как считать. Я открываю бухгалтерию одного банка — я здесь не буду никому делать рекламу и не буду никого, знаете, там обвинять и вешать чьи-то логотипчики. Я просто скажу, что это очень крупный банк, в том числе для предпринимателей очень известный.
И вот я открываю бухгалтерию этого банка, клиентом которого я являюсь, и у меня начинают в буквальном смысле шевелиться волосы на голове. Потому что я вижу, что в октябре (в октябре, да, у нас поправки, я напоминаю, прошли в июле) бухгалтерия этого банка предлагает мне рассчитать налог с учётом уплаченных фиксированных взносов. То есть по правилам, которые действовали до вот этих поправок, то есть до конца июля 2023 года.
А прошло, считайте, август-сентябрь, и это уже был конец октября. То есть прошло почти 3 месяца. Я думаю: «Ну это товарищи...» Потому что, смотрите, например, я не платила взносы в 2023 году вот до момента расчёта налога за 9 месяцев. Да, за третий квартал. Я их, например, планировала заплатить в декабре. Но при этом налог-то я имела право меньше заплатить на там эти 45 000 рублей. Почему? Потому что у нас закон имел обратную силу, он вступил в действие с 1 января 2023 года, и я не обязана была платить эти взносы для того, чтобы налог на взносы уменьшить. А банк мне говорит о том, что я эти взносы должна была уплатить.
И получается, что огромное количество предпринимателей, использующих бухгалтерию этого банка, просто переплатили налоги. Причём переплатили налоги на достаточно большую сумму. Я общалась тогда с этим банком, мы так были в рабочих отношениях, я им написала, говорю: «Ребят, это поменяйте, пожалуйста. Потому что ну это, это прям плохо, это прям аларм». Они поменяли что-то типа к концу года, понимаете.
Ограничения бухгалтерии банка
И самое плохое это что в бухгалтерии банка думают, что это реально какой-то высший разум, что это какой-то человек сидит и ведёт вам учёт. Ребята, нет! Это не какой-то человек. Это просто сервис, который по сути представляет из себя калькулятор и календарь.
- калькулятор — потому что он там суммирует ваши доходы и умножает их на 6%;
- календарь — потому что он напоминает вам о дедлайнах, что вам нужно сформировать, например, декларацию.
Никто не проверяет за вас правильность декларации, никто не проверяет за вас правильность расчётов. Если у вас есть какие-то сложные моменты, например:
- вы торгуете на маркетплейсах, и вам нужно учитывать агентское вознаграждение в составе доходов;
- вы применяете УСН параллельно патенту, и у вас там уже вопросики возникают по поводу уменьшения налога на взносы;
- нужно рассчитать пропорцию доходов, взять взнос к уменьшению пропорционально, сформировать уведомления об уменьшении патента на эту сумму, правильно отразить сумму в уведомлении об исчисленных налогах на авансовые платежи по УСН.
То есть, как только мы сталкиваемся с какой-то сложностью, бухгалтерия банка может нам навредить. И потом в конечном итоге мы сталкиваемся либо с недоплатой налога, либо с переплатой налога. Ну и то, и другое плохо.
Последствия неправильного учёта
Потому что если у нас недоплата налога, потом налоговая, когда камеральная проверка вашей декларации (а любая декларация проходит камеральную налоговую проверку), у налоговой естественно возникают к вам вопросы. Вы идёте к кому? Вы идёте к бухгалтеру. И бухгалтер уже вам за деньги начинает делать восстановление учёта. Так не проще ли сразу пойти к бухгалтеру?
Если вы переплачиваете налоги, то это тоже не очень хорошо. У меня был один клиент, правда тогда ещё не было бухгалтерии банка, но он вёл учёт сам. И вот он приходит ко мне, тогда ещё взносы фиксированные платили в Пенсионный фонд (сейчас они налоговые), с переплатой в 400 000 рублей.
Я не понимаю сначала, что происходит, а потом у него спрашиваю: «Слушайте, а вы как 1% с доходов перечисляли?» Он говорит: «Ну как, брал свой фактический доход, 300 000 отнимал, умножал на 1% и перечислял в Пенсионный фонд». И так делал несколько лет.
Я говорю: «Вы с ума сошли! Вы должны учитывать для расчёта этого 1% не фактический доход по патенту, а потенциальный доход по патенту». А он там типа в 50 раз меньше, чем его фактический. И по сути, он вообще не должен был этот 1% платить, и просто в Пенсионном фонде лежали его 400 000 рублей лишние, которые мы потом возвращали.
А кто работал бухгалтером в те времена, те знают, что из Пенсионного фонда ещё пойди верни деньги — там не так это легко всё работало раньше.
Рекомендации по ведению учёта
Поэтому очень важно, даже если вы думаете, что вы самостоятельно разбираетесь лучше, возьмите какую-то, знаете, установочную консультацию с бухгалтером. И уж точно не нужно банку вообще слепо доверять и думать, что всё о'кей, у меня тут, знаете, мои налоги в надёжных руках. Всё круто.
Есть, правда, при банках сервисы именно ведения бухгалтерии. То есть это уже не бухгалтерия банка, а это уже какое-то подобие аутсорсинга, когда действительно человек ведёт ваш учёт. То есть вот есть у крупных банков такая история, и это стоит сильно дороже — это стоит там от 4-5 тысяч рублей в месяц.
Но в таком случае действительно вас ведёт аутсорсер, и это те же аутсорсеры, которых вы можете найти в нашем чате «Бухгалтера всея Руси», это те же аутсорсеры, которых вы можете найти там на «Авито», на «Юду» и на «Профи.ру». Но просто зачем вам такая сложная схема? Зачем вам работать с этими аутсорсерами через банк, который тоже будет забирать свою маржу, когда вы можете с этими аутсорсерами работать напрямую?
И два — ну, если там аутсорсеры работают за 5 000 рублей, на руки получают дай Бог три, потому что большую часть маржи забирает банк. Ну, к этим аутсорсерам могут быть вопросы, потому что явно они не от хорошей жизни пошли работать на банк. Они не могут себе найти клиентов на достойный чек. Значит, могут быть вопросики вообще к их профессионализму.
Заключение
Поэтому, с какой стороны не смотри, маленькому количеству клиентов реально подойдёт бухгалтерия банка. То есть вы должны быть прямо таким налоговым энтузиастом: всё отслеживать сами, отслеживать изменения в законодательстве, сами должны во всём разбираться, держать руку на пульсе всех вот этих вот нововведений.
Если вдруг что-то непонятно, вы должны вообще там забрасывать бухгалтерию банка вопросами, этих консультантов ещё и за ними перепроверять надо, потому что даже в каких-то справочно-правовых системах бухгалтерских могут неправильно консультировать. Короче говоря, со всеми нужно советоваться и кучу всего отслеживать.
И то, если у вас достаточно простой учёт. Если у вас нет каких-то таких сложных моментов, уж тем более если у вас есть сотрудники и нужен кадровый учёт, если у вас ООО и вам нужен бухучёт — вам точно нужно идти к бухгалтеру. Без этого никак.
Возможно, вы пока не поняли. Возможно, вы живёте в парадигме типа «я так давно делаю, и мне за это никто ничего не предъявил», но, как говорил Феликс Эдмундович Дзержинский: «То, что вы до сих пор на свободе — не ваша заслуга, а наша недоработка».
На сегодня у меня всё. Не забудьте подписаться на канал. Всем спасибо за внимание!
Полезные материалы от Евгении Мемрук:
- YouTube-канал «Подслушано в бухгалтерии».
- Telegram-канал для бухгалтеров.
- Онлайн-школа «Бизнес и налоги».