Предоставление служебного жилья является одной из мер, направленных на привлечение специалистов для работы в отдаленных районах нашей страны. Получить такое жилье могут не только врачи, учителя и военные: оно доступно и другим категориям граждан. Давайте разберёмся, кому еще положена служебная квартира и как её получить.
Навигация
Коротко о главном: 5 пунктов
- Служебное жильё даётся госслужащим на время работы.
- Врачи и учителя в Московской области могут получить такие квартиры.
- Чтобы предоставить жильё, проведёт проверку жилищная комиссия.
- Для этого нужно написать заявление и собрать документы.
- Жильё даётся, если у человека нет другого жилья в этом городе.
Кто из работников имеет право на служебное жильё
Я, как и многие, думала, что сейчас бесплатно получить квартиру или дом невозможно, но, являясь жителем Московской области, сама неоднократно становилась свидетелем предоставления квартиры работникам государственных учреждений на период службы. Хотя такое жилье дается не навсегда, его наличие является существенной помощью молодым специалистам. В отдельных случаях подобную квартиру разрешено в дальнейшем приватизировать или выкупить по цене ниже рыночной.
Советуем прочитать: как молодому специалисту получить служебное жилье
Под служебным жильём следует понимать квартиру, дом или комнату в общежитии, которые предоставляются работникам организаций (обычно государственных или муниципальных) на период выполнения ими трудовых обязанностей. Общий перечень категорий граждан, которым положено подобное жилье, установлен Жилищным кодексом (ст. 93). К ним относятся лица, работающие в государственных и муниципальных органах власти, в государственных или муниципальных учреждениях. Субъекты и местные власти на своем уровне определяют, работники каких отраслей могут претендовать на получение рассматриваемого жилья.
Например, в Московской области служебные жилые помещения предоставляются (ст. 4 закона Московской области от 28.12.2006 № 257/2006-ОЗ):
- врачам и иному персоналу, работающему в гос. организациях здравоохранения и государственных аптеках;
- сотрудникам государственных образовательных учреждений и учреждений социального обслуживания;
- работникам казенных предприятия ЖКХ МО;
- работающим в гос. учреждениях сферы культуры и архивных учреждениях;
- и другим категориям работников, указанным в ст. 4.
На федеральном уровне право получения подобного жилья в отношении сотрудников отдельных государственных организаций закреплено в том числе в ведомственных нормативных актах. К таким актам, например, относятся:
- Положение, утв. Приказом МЧС России от 22.04.2019 № 232;
- Порядок, утв. Приказом Росимущества от 02.09.2015 № 346;
- Порядок, утв. Приказом МВД России от 28.04.2022 № 301;
- и другие.
Кто принимает решение о выделении служебного жилья
Служебные квартиры предоставляются из специализированного жилищного фонда, который формируется из квартир государственных и муниципальных жилищных фондов.
Работникам они предоставляются на основании решения собственника таких квартир (ст. 99 ЖК РФ). В качестве собственников выступают гос. организации и учреждения, за которыми такие помещения специализированного фонда закреплены на праве оперативного управления или безвозмездного пользования.
Например, в отношении сотрудников МВД такие решения принимают жилищные комиссии, формируемые на основании приказа МВД или его территориальных органов (п. 2 Порядка, утв. Приказом МВД от 28.04.2022 № 301), в МЧС — жилищными комиссиями, создаваемыми при МЧС России или в его территориальных органах (п. 7 и 8 Положения, утв. Приказом МЧС России от 22.04.2019 № 232).
Процедура получения служебного жилья
Процедура его получения отличается в зависимости от того, в какой организации работает сотрудник. В Московской области для получения такой квартиры гражданину следует встать на учет в качестве нуждающегося в специализированном жилом помещении.
На уровне министерств существуют отдельные нормативные акты, регулирующие порядок получения такого помещения. Разберем на примере сотрудников МВД, что необходимо сделать для получения служебного жилья.
Подобная процедура для сотрудников полиции включает следующие этапы (п. 3–11 Порядка, утв. Приказом МВД России от 28.04.2022 № 301):
- подача работником личного рапорта и необходимых документов в жилищную комиссии по месту службы;
- принятие комиссией решения по результату рассмотрения представленных работником документов;
- заключение с сотрудником договора найма служебного помещения, при положительном решении комиссии.
Может пригодиться:
Документы, необходимые для получения служебного жилья
Список документов, необходимых для принятия решения о предоставлении рассматриваемого помещения, устанавливается в каждом ведомстве отдельно.
В МВД от работника потребуют:
- заявление (личный рапорт) со сведениями о членах семьи;
- приказ или выписку из него о назначении на должность;
- справку от работодателя о стаже работы сотрудника и сроке заключенного с ним контракта;
- паспорта (свидетельства о рождении) на работника и членов его семьи, свидетельство о браке;
- документы, подтверждающие отсутствие у работников в собственности или в социальном найме квартир или иных жилых помещений в месте осуществления службы.
Подобные документы требуются практически во всех ведомствах при рассмотрении вопроса о предоставлении квартиры или дома на время службы.
Эксперты КонсультантПлюс разобрали, как приватизировать служебное жилое помещение. Используйте эти инструкции бесплатно.
Например, в ФССП России список требуемых документов аналогичен тем, что указаны выше. Для получения служебной квартиры работнику ФССП необходимо подать заявление в жилищно-бытовую комиссию центрального аппарата ФССП России. Рекомендуемый образец такого заявления утвержден Приказом ФССП России от 12.07.2021 № 361 и выглядит так:
Актуальный бланк и образец этого документа есть в КонсультантПлюс Скачать бесплатно
Читайте также: как оформить компенсацию за аренду жилья сотруднику
Часто задаваемые вопросы по процедуре получения служебного жилья
-
Может ли гражданин получить служебную квартиру, если он не работает в гос. организации?
Подобные помещения, в том числе квартиры, предоставляются государственным служащим или работникам государственных и муниципальных учреждений. Точные категории сотрудников устанавливаются отдельно по каждому субъекту или муниципальному образованию.
-
Предоставляется ли служебное жилье работникам коммерческих организаций?
Данный вопрос решается на усмотрение работодателей коммерческих организаций. Некоторые крупные организации предоставляют такое жилье сотруднику, приглашая его на работу в другую местность.
-
Кто принимает решение о предоставлении служебного жилья?
Такое решение принимается собственником жилого помещения.
-
Как получить служебную квартиру?
В различных структурах и ведомствах действуют специальные правила получения таких квартир. В большинстве случаев необходимо подать заявление в жилищную комиссию, действующую в ведомстве, где трудится гражданин.