2 579 2.5к

Упрощенный налоговый вычет: как оформить и получить

Над материалом работали:
Размер шрифта:

Упрощенный порядок получения налогового вычета позволяет гражданину вернуть НДФЛ из бюджета намного быстрее, чем при подаче декларации. А процесс подтверждения права на возврат проще для оформления.

Содержание

Упрощенный налоговый вычет: как это работает

С 21 мая 2021 у физических лиц появилась возможность оформить налоговый вычет по НДФЛ альтернативным методом — не нужно подавать ни декларацию 3-НДФЛ, ни пакет подтверждающих документов. Воспользоваться таким упрощенным порядком гражданин вправе при оформлении имущественного и инвестиционного вычета.

При упрощенном порядке налогоплательщик подает заявление в личном кабинете налогоплательщика. Форма заявления утверждена Приказом ФНС от 01.06.2021 № ЕД-7-11/535@ и заполняется автоматически, на основании данных, которые уже загружены в информационные системы Федеральной налоговой службы. Необходимые сведения передают в ФНС кредитные учреждения и брокерские агентства, которые участвуют в информационном взаимодействии с ФНС.

В ФНС проверят полученное заявление и сведения налогового агента и вынесут решение о возврате НДФЛ. Сразу в день принятия решения о предоставлении вычета сумма возвращаемого налога отразится на едином налоговом счете. А у физического лица появится возможность перевести денежные средства на личный банковский счет.

Партнёрский блок

Эксперты КонсультантПлюс разобрали, что такое налоговый вычет по НДФЛ. Используйте эти инструкции бесплатно.

Какие налоговые вычеты можно получить в упрощенном порядке

Налогоплательщик — физическое лицо вправе осуществить оформление в упрощенном порядке следующего вычета:

  • имущественного при приобретении жилья, земельных участков для индивидуального жилищного строительства, включая проценты по кредитам и займам, полученным для этих целей;
  • инвестиционного при открытии индивидуального инвестиционного счета

Получить возврат налога физические лица вправе за три предыдущих налоговых периода. Например, в 2023 году в упрощенном порядке оформить вычет налогоплательщик вправе за 2020, 2021 и 2022 гг.

Подробнее: как гражданину получить налоговый вычет

Как налоговая получает информацию для вычета от вашего банка

Данные для предоставления права налогоплательщику вернуть НДФЛ в упрощенном порядке ФНС получает от кредитных учреждений и брокеров. Такая организация должна соответствовать следующим требованиям:

  • иметь лицензию на проведение банковских операций или ведение брокерской деятельности;
  • осуществлять обмен с ФНС, который установлен для применения упрощенного порядка по возврату НДФЛ.

Крупнейшие банки соответствуют указанным требованиям и подключены к информационному обмену. Полный перечень кредитных учреждений, передающих сведения налоговой, представлен на официальном сайте ФНС.

Как оформить упрощенный налоговый вычет

Оформление происходит в электронном виде с использованием личного кабинета налогоплательщика — физического лица. Доступ к личному кабинету осуществляется по логину-паролю, полученным в ФНС, либо по учетной записи на портале Госуслуги.

Переданные банками и брокерами сведения для получения возврата НДФЛ в упрощенном порядке отражаются в соответствующем подразделе раздела «Доходы и вычеты».

Имущественный

В подразделе «Упрощенные вычеты» личного кабинета при появлении сведений от банка появится возможность формирования и подписания заявления на возврат налога при покупке жилья. Сформируйте его, проверьте, подпишите электронной подписью и отправьте в ФНС. Статус проверки заявления налогоплательщик сможет отследить в личном кабинете. Как только проверка закончится, появится отметка «Проверка заявления завершена», а на ЕНС отразится сумма возвращенного налога.

Может пригодиться: как узнать остаток имущественного вычета

Инвестиционный

Порядок получения инвестиционного вычета аналогичен. Сформируйте, проверьте и подпишите заявление. Результат проверки также появится в личном кабинете налогоплательщика.

Читайте также: как компаниям получить инвестиционный вычет по налогу на прибыль

В какие сроки оформляют упрощенный налоговый вычет

Сведения, необходимые для подачи заявления на возврат НДФЛ в упрощенном порядке, появляются в ЛК налогоплательщика в следующие сроки:

  • до 20 марта года, следующего за годом, за который переданы данные банком или брокером, если ФНС получила их не позднее 25 февраля;
  • в течение 20 рабочих дней после подачи сведения налоговым агентом, если они передаются после 25 февраля

Сразу после появления сведений налогоплательщик вправе сформировать, подписать и отправить заявление на вычет.

Поданное заявление проверяется 30 дней, и выносится решение о возврате или отказе в возврате налога. В день вынесения решения соответствующая сумма отразится на ЕНС. И налогоплательщик сразу сможет заполнить заявление о перечислении суммы возвращенного налога на свой счет в банке.

При подаче декларации 3-НДФЛ срок камеральной проверки составляет 3 месяца с даты подачи. Поэтому упрощенный порядок значительно сокращает срок возврата налога.

Важно
Срок проверки заявления на упрощенный возврат НДФЛ продлевается максимально до 30 дней при выявлении признаков нарушения законодательства.
Подробнее: как заполнить налоговую декларацию 3-НДФЛ

Что еще нужно знать про упрощенный вычет

Чтобы в личном кабинете налогоплательщика появились данные для получения налогового вычета, гражданину необходимо обратиться к налоговому агенту:

  • банку, оформившему ипотечный кредит;
  • брокеру, открывшему индивидуальный инвестиционный счет.

Правила у кредитных учреждений и брокерских агентств разные. Как правило, клиента попросят заполнить соответствующее заявление.

Например, Сбербанк позволяет заполнить получателям ипотеки заявление для передачи сведений в ФНС для получения возврата НДФЛ в упрощенном порядке в электронном виде на сервисе Домклик.
Важно
Если банк или брокер передаст неправильные сведения, налогоплательщик вернет НДФЛ, а потом сведения откорректируют, есть риск, что придется вернуть ранее полученный возврат НДФЛ. ФНС, получив исправленные данные от налогового агента, скорректирует вычет. И если он окажется меньше ранее заявленного, вынесет требование о возврате излишне полученной выплаты. Причем взыщут еще и проценты по ключевой ставке ЦБР.
2 579