Как правильно оформить и выплатить заработную плату в случае смерти сотрудника? Какие документы потребуются от родственников? В какие сроки нужно произвести выплаты? Разбираем пошагово процедуру расчета и выплаты зарплаты умершего работника, особенности налогообложения и оформления документов в 1С.
Навигация
Начисление и выплата заработной платы умершего сотрудника родственникам
Добрый день, друзья. Вчера, проходя обучение с моими учениками по курсу про налоги, мы затронули важный вопрос, который возник у одной ученицы-бухгалтера. Умер сотрудник, и встал вопрос: как выплатить заработную плату его родственникам? Данные о смерти они получили после того, как были начислены авансовые платежи. Этот вопрос оказался настолько интересным и важным, что мы решили обсудить его дополнительно.
Итак, трудовой договор прекращается в связи со смертью сотрудника — это пункт 10 части 1 статьи 77 и пункт 6 части 1 статьи 83 Трудового кодекса. Заработная плата, которая не была получена сотрудником ко дню смерти, выдаётся членам его семьи или лицу, находившемуся на иждивении умершего сотрудника на день его смерти (статья 141 Трудового кодекса).
Согласно статье 1183 Гражданского кодекса, не позднее 4-х месяцев со дня смерти сотрудника заработную плату, им не полученную, можно выплатить члену его семьи. Для этого нужно, чтобы член семьи написал заявление, предоставил свидетельство о смерти и документ, подтверждающий родство (свидетельство о браке, о рождении и тому подобное). В течение недели со дня получения документов необходимо выплатить зарплату и другие причитающиеся деньги этому лицу.
Сразу оговорюсь, что хотя в кодексе указаны сроки, но когда родственникам нужно заниматься похоронами, вопрос «где взять деньги» становится критическим. Многие работодатели, нарушая эту статью, выплачивают родственникам всё, что не было выплачено, или делают платёж на карту, если она ещё не заблокирована. Блокировка карт происходит автоматически, когда информация о смерти приходит из ЗАГСа в банк.
В силу пункта 3 подпункта «т» статьи 44 Налогового кодекса, обязанность по уплате налогов и сборов прекращается в связи со смертью физлица-налогоплательщика. Это значит, что у организации прекращается обязанность налогового агента по НДФЛ с сумм вознаграждения, начисленного умершему сотруднику, а также сумм при выплате членам семьи или его наследникам — НДФЛ такие суммы не облагаются.
После смерти застрахованного лица также не могут быть исполнены обязательства социального страхования. Никакое социальное страхование сотруднику уже не положено, и никакие временные нетрудоспособности не могут начисляться.
В программе 1С рассмотрим, как уволить сотрудника. Возьмём пример: сотрудник умер 12 апреля, а 16 апреля родственники обратились в бухгалтерию о выплате доходов. 15 апреля мы выплатили заработную плату за первую половину месяца, и нужно понимать, что 3 дня, которые мы уже выплатили, нужно пересчитать.
Если у вас возникают дополнительные вопросы, жду с нетерпением и готова помочь в решении любого вопроса. Всего доброго!
Полезные материалы от Татьяны Дубас:
- YouTube-канал с видеолекциями.
- Telegram-канал для бухгалтеров.
- Обучающий курс «Уверенный бухгалтер».