Рейтинг@Mail.ru
Новости:

Как оформляются результаты выездной налоговой проверки

Размер шрифта:

Выездная налоговая проверка является сложным, затратным мероприятием для налоговиков и испытанием для налогоплательщиков. И когда она закончена, бухгалтер с волнением ждет составления акта. Разбираемся, когда к вам могут прийти проверяющие, какой установлен порядок оформления результатов проведенного контроля, смотрим содержание документа.

Навигация

Коротко о главном: 5 пунктов

  1. Выездная налоговая проверка — это вид контроля, который проводится на территории налогоплательщика.
  2. Она назначается, если есть признаки, что налоги могут быть рассчитаны неверно или выплачены не вовремя.
  3. Основные причины: низкая налоговая нагрузка, убытки в отчетах, большие суммы вычетов и другие.
  4. В конце проверки составляется специальный акт, где описываются все найденные ошибки и доказательства.
  5. Акт вручается проверяемому, и он может подать возражения в течение месяца после получения.

В каких случаях проводится выездная налоговая проверка

В Налоговом кодексе не дано конкретного определения выездной проверке. Обобщая положения статьи 89 НК РФ, в которой описан порядок ее проведения, сформулируем это понятие так: вид контроля, который проводится на территории налогоплательщика на основании решения о ее проведении, принятого руководителем налогового органа с целью установления правильности исчисления и своевременности уплаты налогов.

Советуем прочитать: как проводится выездная налоговая проверка

Хочу отметить, что сейчас количество проводимых ФНС выездных мероприятий значительно сократилось. Чем же руководствуются налоговики, принимая решение начать выездную проверку? Используют критерии, установленные Приказом ФНС от 30.05.2007 № ММ‑3‑06/333@.

Вот список критериев, при наличии которых у вас есть вероятность стать проверяемым:

  • налоговая нагрузка ниже среднего уровня по отрасли;
  • в отчетах показываются убытки в течение нескольких периодов;
  • в отчетности отражаются большие суммы вычетов;
  • темп роста расходов опережает темп роста доходов;
  • среднемесячная заплата на 1 работника ниже среднего уровня по отрасли в регионе;
  • неоднократное приближение к размеру показателей, которые дают право применять специальные налоговые режимы;
  • отражение ИП суммы расхода, максимально приближенной к сумме его дохода (за год);
  • заключение договоров с контрагентами-перекупщиками, посредниками;
  • непредставление запрашиваемых документов, пояснений по ошибкам в декларациях, выявленных при камеральной проверке;
  • «миграция» между ИФНС;
  • значительное отклонение уровня рентабельности от средних показателей по отрасли (берутся данные бухучета);
  • ведение ФХД с высоким налоговым риском.
ВАЖНО!
Если организация соответствует нескольким таким критериям, то это не означает, что ее включат в план проверок. И, наоборот, ИФНС вправе ее назначить, если организация не попадает ни в один критерий риска.

Как правило, для проведения контроля выбираются крупные налогоплательщики, так как сумма доначислений (и соответственно, штрафов) у них значительная. В любом случае, сначала налоговики проведут предпроверочный анализ, то есть выяснят причины невыполнения критериев, получат сведения (от разных источников), например, о сокрытии налогов и только потом дадут заключение, на основании которого разработают программу.

ВАЖНО!
Результаты предпроверочного анализа налогоплательщику недоступны, так как правила его проведения регламентируются внутренними документами ФНС и не предназначены для общего пользования.
Подробнее: как планируются выездные налоговые проверки

Результаты налоговой проверки

Независимо от того, какой получен результат (есть нарушения или нет), по ее окончании всегда составляется акт, в котором обобщаются все письменные материалы и выявленные доказательства. На основании его в дальнейшем принимается итоговое решение. Форма акта и требования утверждены Приказом ФНС от 07.11.2018 № ММВ‑7‑2/628@.

Как оформляется акт по результатам выездной налоговой проверки

Порядок оформления результатов прописан в статье 100 НК РФ. Акт составляется в течение 2 месяцев со дня оформления справки об окончании проверки (п. 1) в бумажном или электронном виде на русском языке и состоит из 3 частей:

  • вводная;
  • описательная;
  • итоговая.

Актуальный бланк и образец этого документа есть в КонсультантПлюс Скачать бесплатно

Документ составляется в 2 экземплярах (в трех — при участии представителей ОВД) и вручается проверяемому лицу в течение 5 рабочих дней с даты акта, а моментом его получения является дата подписи о получении или шестой день с даты отправки почтой (п. 5).

ВАЖНО!
Если акт вручается позднее установленного срока, то этот факт не признается существенным нарушением, если права и интересы налогоплательщика в части рассмотрения материалов проверки не нарушаются.

Вручается он под расписку или передается другим способом, выбор которого определяется ИФНС. К нему прилагаются документы, подтверждающие выявленные нарушения, так как их наличие позволит налогоплательщику дать по ним объяснения и оценить выводы, сделанные в акте.

ВАЖНО!
Все экземпляры акта, включая приложения, должны быть идентичны (Письмо ФНС от 25.07.2013 № АС‑4‑2/13622).

После вручения документа налогоплательщику изменения и дополнения в него проверяющими не вносятся, но как исключение допускаются исправления, которые оговорены обеими сторонами и заверены их подписями. По сути, Налоговый кодекс не содержит ни указаний на право налоговиков на внесение изменений в акты, ни прямого запрета на них.

До того момента, когда вынесут итоговое решение, у проверяемого есть возможность в течение 1 месяца со дня получения акта подать письменные возражения (п. 6).

Почитайте при случае: в чем особенности выездной и камеральной налоговых проверок

Часто задаваемые вопросы об оформлении результатов выездной налоговой проверки

Селихова Лариса Бухгалтер, экономист

Комментарии
  • 2024-08-28 10:42:17
    В будущем традиционные выездные налоговые проверки, вероятно, будут заменены на автоматизированную систему налогового мониторинга. Приказом ФНС России от 14.03.2016 № ММВ-7-12/134@ утверждено Положение об АИС «Налог-3», интеграция с которой станет обязательной с 2026 года. Очевидные плюсы: снижение затрат на осуществление налогового контроля, отсутствие выездных и камеральных проверок, уменьшение количества истребуемых документов и выборочный доступ налогового инспектора к системе.
Автор что-то упустил? Информация неверна или устарела? Остались вопросы? Есть сомнения? Высказывайтесь в комментариях!
Вам может быть интересно:
Рубрикатор
  • Бухгалтеру
  • Юристу
  • Кадровику
  • Физическому лицу
    • Формы и отчеты
    • Налоги и взносы
    • Учет и платежи
    • Расчеты с работниками
    • Документы
    • Суд
    • Корпоративное право
    • Кадровые документы
    • Трудовые отношения
    • Отчеты и контроль
    • Общие вопросы
    • Охрана труда
    • ИП и самозанятость
    • Работа. Служба
    • Здоровье
    • Семья
    • Имущество. Жилье
    • Документы
    • Льготы. Пенсии
Ошибка на сайте