Какие обязанности у водителя-экспедитора

Размер шрифта:

Должностные обязанности водителя-экспедитора:

  • управление автомобилем;
  • сопровождение груза и передача в место назначения.

Работник отвечает за исправное техническое состояние транспортного средства и сохранность объекта перевозки.

Навигация

Коротко о главном: 5 пунктов

  1. Водитель-экспедитор — это профессия, совмещающая обязанности водителя и экспедитора.
  2. Эта должность популярна в малых и средних компаниях, она описана в квалификационных справочниках.
  3. Работодатель сам решает, как называть должность, но контролирующие органы могут задать вопросы.
  4. У водителя-экспедитора должны быть права на транспортное средство и выполнены определенные квалификационные требования.
  5. Он несет материальную ответственность за груз и используется в организациях, занимающихся перевозками.

Кто такой водитель-экспедитор

Название такой должности, как «водитель-экспедитор», часто встречается в штатных расписаниях организаций всех форм собственности — должность и услуги водителя-экспедитора популярны и особенно востребованы в малых и средних организациях. Основной функцией является выполнение обязанностей водителя автомобиля. Одноименное название должности (профессии) содержится в квалификационном справочнике рабочих профессий (ЕТКС). Квалификационные требования к работнику (классность и разрядность) регулируются квалификационным справочником профессий рабочих, приказом Минтранса № 282.

Экспедитор — функция в данном случае совмещаемая. Должность специалиста, выполняемые обязанности технического исполнителя описаны в ЕКСД.

Все организации, занимающиеся перевозкой и доставкой грузов, хорошо понимают, кто такой водитель-экспедитор и чем он занимается, — функционал с таким названием широко используется хозяйствующими субъектами. У контролирующих органов появились вопросы к названию должности. Прямого запрета на использование названия «водитель-экспедитор» не существует. В соответствии с законодательством работодатель определяет названия штатных позиций самостоятельно. Несмотря на повсеместное практическое использование двойных наименований в штатных расписаниях, трудовых договорах и перечнях функциональных обязанностей водителя-экспедитора, ГИТ не считает эту практику безупречной.

ВАЖНО!
Кассационное определение СК по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции от 12 мая 2020 г. по делу № 8а-10019/2020[88а-10902/2020] не подтвердило правомерность использования «Почтой России» названия водитель-курьер в штатном расписании компании.

Для водителей автомобиля такие ограничения и требования есть. Они устанавливаются:

  1. Ст. 329 ТК.
  2. Постановлением Правительства РФ от 29.12.2020 № 2349.
  3. Постановлением Правительства РФ от 25 февраля 2000 г. № 163.
  4. Приказом Министерства транспорта РФ от 31 июля 2020 г. № 282.
ВАЖНО!
При формировании штатного расписания названия должностей и квалификационные требования к ним должны соответствовать наименованиям и требованиям, указанным в квалификационных справочниках или профстандартах, если в соответствии с ТК РФ, иными федеральными законами с выполнением работ по определенным должностям, профессиям, специальностям связано предоставление компенсаций и льгот либо наличие ограничений. Правило регулируется ч. 2 ст. 57 Трудового кодекса.

Внесение в должностную инструкцию и обязанности действий, относящихся к другой трудовой функции, также оспорено судами — например, апелляционное определение Самарского областного суда от 9 июля 2014 г. № 33-6615/2014. Чтобы избежать вопросов со стороны контролирующих органов, постоянное выполнение функций экспедирования грузов разумнее оформить совмещением должностей (ст. 60.2 ТК). Необходимые условия:

  • обе должности введены в штатное расписание;
  • получено согласие водителя;
  • подписано дополнительное соглашение к трудовому договору, и издан приказ.

Требования к водителю-экспедитору

Работа водителя-экспедитора как штатная должность в компаниях существует в виде комбинации обязанностей двух профессий, описанных в ЕТКС и ЕКСД соответственно:

  • водитель автомобиля;
  • экспедитор по перевозке грузов.

Профессиональные и квалификационные требования к водителю описываются в нормативном акте контролирующего ведомства — Приказе Минтранса № 282. В нем подробно перечислены необходимые знания и умения (по методике сборника профстандартов). Тарификация работ и доплаты работодатели (в случае обязанности либо по самостоятельному выбору) при приеме на работу проводят по уровням квалификации — классности:

  • 1 класса — наличие категорий В, С, Д, Е;
  • 2 класса — категории В, С, Е либо Д и Е (два варианта сочетания категорий);
  • 3 класса — категории В, С либо одна категория — Д.

В зависимости от стажа и классности ЕТКС предусматривает три разряда: 4, 5 и 6 (самый высокий).

К каждому разряду в ЕТКС приведены описание деятельности и требуемые знания.

ВАЖНО!
В 2022 году профессиональный стандарт водителя автомобиля находится на финальной стадии разработки.

Для найма водителем и совмещения работы экспедитором на легковом автомобиле (или грузовом) следует соблюдать следующие условия:

  • необходимо наличие российского или иностранного водительского удостоверения соответствующей категории (в разрешенных законодательно случаях);
  • требования к уровню профессионального образования и стажу на легковом и грузовом ТС не предъявляются.

Рекомендуемый уровень квалификации для экспедитора грузов близок к описанному. Исполнителю в категории «технический специалист» достаточно начального профессионального или среднего (полного) образования (плюс программа специальной подготовки) без предъявления требований к стажу.

Обязанности водителя-экспедитора

Совмещение функций предполагает и совмещение основных должностных обязанностей по каждой позиции. Для описания того, что делает водитель-экспедитор, его обязанностей в практике компаний используются два способа оформления:

  • одна ДИ с двойным названием должности;
  • две — отдельно на каждую функцию.

ДИ регламентирует должностные обязанности водителя-экспедитора по доставке продуктов питания (любых других грузов). ЛНА содержит следующие разделы:

  1. Общие положения.
  2. Функциональные обязанности.
  3. Права.
  4. Ответственность.
  5. Взаимодействие с подразделениями (отделами), должностными лицами.

Текст имеет традиционный вид, включает в себя описание задач, квалификационные требования, необходимые знания, обязанности водителя-экспедитора, ссылки на действующее законодательство. Наиболее широко используется вариант должностной инструкции водителя-экспедитора по перевозке грузов с описанием обеих функций в одном ЛНА:

Образец ДИ и описание обязанностей водителя ТС с учетом требований Приказа Минтранса (раздел обязанностей):

Обязанности работника на штатной позиции «экспедитор по перевозке грузов» формулируются в отдельной ДИ с учетом специфики организации.

Права и ответственность водителя-экспедитора

Для исполнения своих обязанностей водитель-экспедитор имеет право на нормальные условия труда, внесение предложений по вопросам, входящим в его компетенцию. Ответственность наступает в пределах действующего административного, трудового, гражданского и уголовного законодательства.

Водитель-экспедитор (экспедитор) является материально ответственным лицом. Должности входят в Перечень, определенный приложением 1 к Постановлению Минтруда № 85 от 31.12.2002, — при трудоустройстве работника наниматель оформляет с ним договор о материальной ответственности:

  • как водителя — за используемое им автотранспортное средство, принадлежащее организации, в которой он работает;
  • как экспедитора — за экспедируемый груз.

Без заключения такого договора работник при исполнении должностных обязанностей отвечает за вверенное имущество в рамках ст. 238 ТК РФ.

3. Права

Водитель-экспедитор имеет право: 3.2. Вносить на рассмотрение непосредственному руководителю предложения по вопросам, входящим в его компетенцию и обязанности. 3.3. Требовать обеспечения нормальными условиями труда (исправным транспортным средством, средствами труда и т.д.). 3.4. Пользования утвержденными Генеральным директором положениями, приказами, распоряжениями, Правилами и др. документами, регламентирующими работу водителя-экспедитора. 3.5. Информировать непосредственное руководство о выявленных неисправностях вверенной ему техники, недостатках в работе при исполнении своих обязанностей.

4. Ответственность

Водитель-экспедитор несет ответственность в рамках исполнения своих обязанностей: 4.1. За некачественное и несвоевременное выполнение задач и обязанностей. 4.2. За неиспользование и/или неправомерное использование предоставленных прав. 4.3. За несоблюдение законодательства РФ, Инструкций, приказов, распоряжений, Правил и др. документов, регулирующих работу водителя-экспедитора. 4.4. За несоблюдение правил внутреннего трудового распорядка водителя-экспедитора, техники безопасности и противопожарной безопасности. 4.5. За порчу или небрежное отношение к хранению и использованию, хищение имущества фирмы, причинение материального ущерба — в пределах исполняемых обязанностей, определенных действующим трудовым и гражданским законодательством РФ. 4.6. За грубое, нетактичное отношение (поведение) при общении с персоналом и посетителями фирмы. 4.7. За сохранность документации и несоблюдение интересов фирмы, выдачу конфиденциальной информации, документации (коммерческой тайны) о фирме и ее клиентах третьим лицам. 4.8. За предоставление непосредственному руководству ложной или искаженной документации (информации).

Водитель-экспедитор несет полную материальную ответственность: 4.9. За необеспечение сохранности вверенных водителю-экспедитору для перевозки материальных ценностей.

5. Условия работы

5.1. Режим работы водителя-экспедитора определяется в соответствии с правилами внутреннего трудового распорядка, установленными в Компании.

5.2. В связи с производственной необходимостью водитель-экспедитор обязан выезжать в служебные командировки (в том числе местного значения).

6. Заключительные положения

6.1. Настоящая ДИ водителя-экспедитора разработана в соответствии с положениями (требованиями) Трудового кодекса Российской Федерации, ЕТКС, утв. Постановлением Госкомтруда СССР, ВЦСПС от 20.02.1984 № 58/3-102, ЕКСД, утв. Постановлением Минтруда РФ от 21.08.1998 № 37, и иных нормативно-правовых актов, регулирующих трудовые отношения.

6.2. Ознакомление водителя-экспедитора с настоящей ДИ осуществляется при приеме на работу (до подписания трудового договора). Факт ознакомления водителя-экспедитора подтверждается ……… (подписью в листе ознакомления, являющемся неотъемлемой частью настоящей ЛНА (в журнале ознакомления с ДИ); в экземпляре, хранящемся у работодателя; иным способом).

6.3. ……… (другие заключительные положения).

Дмитриева Наталья Предприниматель, проектный менеджер, консультант профессионального и личностного роста

Закончила Тверской государственный университет в 1987 году (тогда он назывался Калининский) по специальности «Экономика труда». Имеет степень кандидата экономических наук (научная специальность – Экономика и управление народным хозяйством).