Рейтинг@Mail.ru
Новости:

7 способов, которыми главные бухгалтеры портят жизнь директорам компаний и самому бизнесу

Размер шрифта:

В этом видео я расскажу, как главные бухгалтера портят жизнь директорам, собственникам компаний и самому бизнесу.

Видео-ликбез о том, как бухгалтер может испортить жизнь бизнесу

Всем привет! На связи Марат Самитов, я — руководитель бухгалтерской компании «Самитов Консалтинг». Относительно недавно я делал видео, в котором рассказал, как главные бухгалтера воруют и умышленно наносят ущерб своим организациям. Если пропустили, то можете посмотреть его отдельно.

Сегодня у нас промежуточная история — когда главные бухгалтера неумышленно, но всё-таки наносят ущерб своими действиями предприятию.

Ситуация 1: Неиспользование законных способов оптимизации налогов

Главный бухгалтер не использовал все законные способы оптимизации налогов. В итоге отчёт сдан, налоги заплачены. Большие налоги заплачены. «Ну и да, и Бог с ним, не из моего же кармана», — примерно такая логика.

Один раз, когда мы делали аудит бухгалтерского учёта крупной компании, мы нашли тот факт, что потерялся НДС на 2 млн рублей. Он висел на 19-м счёте и просто не был принят к вычету. Главный бухгалтер просто поленилась, потому что пришлось бы пересдавать несколько кварталов, сдавать уточнённые декларации и потом общаться с налоговой инспекцией, объясняться, почему столько уточнённых, и вообще — лишнее внимание. Хотя предприниматель легально платил налоги, не использовал практически никаких схем налоговой оптимизации, бояться было нечего. Просто было лень.

И таких историй миллион, когда бухгалтер просто поленился исправить может быть чужой период или свою же ошибку, но просто вот уже прошло там 2 года, и... Здравствуйте!

Ситуация 2: Неправильный подбор системы налогообложения

Следующий вариант, когда бухгалтер может косвенно нанести убытки вашей компании — когда он вас консультирует и неправильно подбирает систему налогообложения.

По классике: у вас какая-нибудь компания, которая оказывает медицинские услуги, малый бизнес. И всё, что можно сделать, это, конечно же, работать на упрощенной системе налогообложения, платить, например, 6% с выручки. Однако если у вас есть лицензия, если вы реальные медицинские услуги оказываете, можете работать на общем режиме налогообложения, не платить НДС. Останется только налог на прибыль (доходы минус расходы, там 20%). Он, скорее всего, будет меньше, чем 6% с оборота по упрощенке. Налогов меньше, всё красиво.

Ситуация 3: Пропуск лимитов по патентной системе налогообложения

Третий вариант, когда главный бухгалтер может, не знаю как сказать, «подсобить» бизнесу. Это для абсолютно малого бизнеса, для предпринимателей на патенте или для предпринимателей на упрощёнке.

Что здесь можно пропустить? Просто зазеваться и пропустить лимиты по патентной системе налогообложения. 60 млн пробили — всё, патент, право потеряли. «Давайте, идите сюда, платите». Дай Бог, упрощёнку, в худшем случае — НДС и НДФЛ.

Бухгалтера обленились, покупают патент один на весь год. Хотя можно раздробить, например, несколько патентов сделать, так сказать, предохранитель подложить, соломки. И даже если вы слетите с патента, то налогов меньше платить, если вы патент по частям покупаете, а не сразу на год. Ну зачем там много раз следить за патентом, когда можно просто один раз на год? Но потом предприниматель 5-6 млн налогов заплатит, по классике.

Ситуация 4: Банальная невнимательность

Четвёртый вариант, когда главный бухгалтер может навредить вашему бизнесу — это просто банальная невнимательность. Можно взять счёт, набить платёжное поручение и отправить деньги не туда. Сколько денег отправят не туда? Одному Богу известно. И потом их придётся доставать.

Если вам повезёт, то, может быть, вам деньги вернут быстро. А может, придётся судиться. И может быть там будет фирма-однодневка или вообще банкрот, деньги туда пропадут как в чёрную дыру, и вы их никогда не вернёте назад. Это просто невнимательность. Будьте аккуратны.

Ситуация 5: Пренебрежение сбором первичных документов

Следующий, пятый пункт: как главный бухгалтер может навредить — это пренебрежение сбором первичных документов. Тут, конечно, всегда вечный спор: кто должен собирать первичку, то есть накладные, чеки, акты, договора — главный бухгалтер, там, или бухгалтер по первичке, или же менеджер, ответственный за сделку?

Я, конечно, считаю, что это должен быть менеджер, ответственный за сделку. Но организовать документооборот и процесс сбора этих документов должен главный бухгалтер. И подать эту инициативу должен именно главный бухгалтер так, чтобы директор этот приказ подписал, и чтобы этот приказ реально работал, чтобы первичка собиралась.

Более того, часть первички всё равно находится в зоне ответственности бухгалтерии, и бухгалтерия её должна собирать. Ну, не знаю, хотя бы по коммунальным расходам и за использование справочно-правовых систем. Мелочь, но всё равно.

Без первичных документов вы не можете легально сэкономить на налогах — это раз. Во-вторых, вы не можете пройти проверку в налоговой инспекции, если этих документов нет.

Ситуация 6: Незнание норм бухгалтерского учёта

Шестой пункт: почему бухгалтера иногда наносят, может быть, и неумышленно ущерб — это просто незнание норм бухгалтерского учёта, ПБУ, Налогового кодекса. Когда не на те счета сажаются перечисления. В итоге из-за того, что искажена бухгалтерская отчётность, вы можете пропустить сроки исковой давности.

Один раз, когда мы восстанавливали бухгалтерский учёт, мы запросили акт сверки с Пенсионным фондом (это старая история, и раньше страховые взносы перечисляли в Пенсионный фонд). Так вот, Пенсионный фонд показал, что он должен организации 700 000 рублей. В данных бухгалтерского учёта этих сумм вообще не было отражено.

Непонятно, как мы поймали эту историю практически в конце трёхлетнего периода. Надо было обращаться в суд. И Пенсионный фонд добровольно в конце декабря эти 700 000 рублей перечислил счастливому директору, который вообще не знал, забыл, и 700 000 рублей для него были фактически кладом, который упал с неба, потому что восстановили бухгалтерский учёт.

И это была хорошая история. Плохих историй гораздо больше, когда сроки исковой давности вышли из-за того, что суммы висели не на тех счетах бухгалтерского учёта, и взыскать эти деньги даже судебно уже невозможно.

Ситуация 7: Отсутствие контроля за активами компании

Ну и последний, наверное, косяк, который может совершить главный бухгалтер — это отсутствие контроля за активами компании. Помимо того, что у вас в компании есть какие-то крупные основные средства, дебиторская, кредиторская задолженность, деньги на счету, нематериальные активы и так далее, в бухгалтерском учёте есть ещё такое: малоценные и быстроизнашивающиеся предметы (МБП).

Так вот, на забалансовом счёте можно вести учёт этих самых малоценных средств. И самое интересное, это можно делать и в крупной организации, и в самой маленькой организации.

Что такое малоценные быстроизнашивающиеся предметы? Калькулятор, например. Ноутбук, телефон, который может стоить там и 150 000 рублей, и 90 000 рублей. Если вы, например, не относите его к основным средствам, по правилам бухгалтерского учёта его списывают по налогу на прибыль сразу на расходы. Но по факту этим телефоном можно пользоваться там 2, 3, 4, 5 лет, наверное.

И если кто-то уволился и ушёл с этим телефоном к себе домой, то фактически компания понесла убыток. Он такой немножко виртуальный. И когда придёт новый сотрудник, вам снова придётся покупать, например, мобильный телефон или ноутбук.

И вот учёт малоценных и быстроизнашивающихся предметов очень важно, чтобы бухгалтерия вела. Это позволит контролировать ваше финансовое состояние хотя бы в небольших таких суммах. Но бонус вы получите и, как минимум, окупите всю зарплату вашей бухгалтерской компании или работу бухгалтера.

Заключение

Поэтому, если вы хотите, чтобы ваш бизнес процветал и чтобы налоги платили в нужном количестве — не больше и не меньше, — напишите мне в личные сообщения. Оставьте заявку по ссылке под этим видео. Проведём аудит, найдём ошибки, всё исправим, вернём переплату из бюджета, так что всё было по красоте.

Остались вопросы? Задавайте в комментариях. Ставьте лайк, подписывайтесь на канал и пересылайте это видео своим друзьям-предпринимателям, чтобы они не совершали таких же ошибок. Пока!

Полезные материалы от Марата Самитова:

  • 2024-07-09 12:38:26
    Из за таких бухгалтеров предпринимателю приходится самостоятельно следить за состоянием компании и так ограничивается время на развитие бизнеса. У меня была подобная ситуация и ген директор просто следил и участвовал в движении денег через аспро.финансы. Но в итоге не успел и финансы в порядок привести и назначить точки роста для компании.
Оставить комментарий Распечатать
Самитов Марат Эксперт по бухучету

Высшее образование в сфере налогов и финансов. Работал главным бухгалтером и финансовым директором. Основатель компании, которая оказывает услуги по бухгалтерскому сопровождению хозяйственной деятельности. Автор серии статей про налоги.

Комментарии
Автор что-то упустил? Информация неверна или устарела? Остались вопросы? Есть сомнения? Высказывайтесь в комментариях!
Вам может быть интересно:
Рубрикатор
  • Бухгалтеру
  • Юристу
  • Кадровику
  • Физическому лицу
    • Формы и отчеты
    • Налоги и взносы
    • Учет и платежи
    • Расчеты с работниками
    • Документы
    • Суд
    • Корпоративное право
    • Кадровые документы
    • Трудовые отношения
    • Отчеты и контроль
    • Общие вопросы
    • Охрана труда
    • ИП и самозанятость
    • Работа. Служба
    • Здоровье
    • Семья
    • Имущество. Жилье
    • Документы
    • Льготы. Пенсии
Ошибка на сайте