41 457
Оставить комментарий Распечатать

Отчетность казенных учреждений

Размер шрифта:

По итогам 2023 года бухгалтерская отчетность казенных учреждений включает множество обязательных бланков. Это и баланс, и справка по консолидируемым расчетам, и сведения о движении денежных средств. 

Когда и кому сдавать отчетность бюджетным учреждениям

Казенные учреждения должны сдавать промежуточную месячную и квартальную отчетность и отчеты по итогам года. Отчетным периодом для организаций, созданных путем изменения типа государственного (муниципального) бюджетного, автономного учреждения, устанавливается время с даты изменения типа (с даты включения созданного казенного учреждения в реестр получателей бюджетных средств) по 31 декабря года их создания.

Сроки предоставления утверждены Приказом Казначейства от 01.11.2023 № 23н. Из него следует, что сроки сдачи годового отчета казенного учреждения за 2023 год — не позже 16.02.2024. Сроки предоставления консолидированной месячной отчетности в 2024 году — не позднее 10 рабочего дня месяца, следующего за отчетным (для главных администраторов).

Сведения в приказе касаются только главных распорядителей и администраторов средств федерального бюджета, которые определяют конкретные сроки направления отчетов для подведомственных казенных учреждений. Но запомните общее правило: отчитываться по итогам года необходимо не позднее чем за 15 дней до срока отчетности учредителя. Обратите внимание, что в составе годовой отчетности есть квартальная и месячная. Ее сдают в течение года.

От имеющихся бюджетных полномочий зависит, кому предоставляют месячную, квартальную и годовую бюджетную отчетность казенные учреждения специального назначения, — вышестоящему распорядителю бюджетных средств или главному администратору средств бюджета. Но направлять необходимо все формы, даже если показатели отсутствуют.

При составлении и сдаче годовой отчетности за 2023 год следует учесть Приказ № 191н с изменениями для казенных учреждений. Обратите внимание на поправки, внесенные приказами Минфина России:

Помните, что главный бухгалтер обязан подписать формы только в той части, финансовые показатели в которой основаны на сведениях бухучета.

ВАЖНО!
Учитывайте, что установлен специальный срок сдачи баланса казенным учреждением в налоговую за 2023 год — 1 апреля, понедельник, поскольку 31.03.2024 — выходной. Это следует из п. 1 ст. 23 НК РФ.

Какие правила регулируют сдачу отчетности

Бухгалтерский бюджетный учет в казенных учреждениях ведется по определенным нормативам. Бухгалтерам госучреждений при составлении отчетности необходимо соблюдать две основополагающие инструкции о:

  • порядке составления и предоставления годовой, квартальной и месячной отчетности об исполнении бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, утвержденной Приказом Министерства финансов Российской Федерации № 191н от 28.12.2010;
  • порядке составления, предоставления годовой, квартальной бухгалтерской отчетности государственных (муниципальных) бюджетных и автономных организаций, введенной Приказом Министерства финансов Российской Федерации № 33н от 25.03.2011.

Бухгалтеру надо не только понимать, какие годовые отчеты формировать до закрытия счетов в 1С казенным учреждениям, но и учитывать специфику организации. В частности, надо обратить внимание на федеральный стандарт бухгалтерского учета для организаций государственного сектора «Концептуальные основы бухгалтерского учета и отчетности организаций государственного сектора». Документ утвержден Приказом Минфина России № 256н от 31.12.2016 и устанавливает единые требования к ведению бухучета государственными (муниципальными) бюджетными и автономными учреждениями, бюджетного учета активов и обязательств, операций, изменяющих указанные активы, и обязательства, и правила формирования информации об объектах бухгалтерского учета, бухгалтерской (финансовой) и бюджетной отчетности государственных (муниципальных) учреждений.

Еще один важный документ — Приказ Минфина РФ № 260н от 31.12.2016, которым утвержден федеральный стандарт «Предоставление бухгалтерской (финансовой) отчетности». Из него, например, следует, что требуется составлять словесные описания к формам бухгалтерской отчетности, в том числе к данным из бухгалтерского баланса и сведениям из отчетов о финансовых результатах деятельности и о движении денежных средств, показателям исполнения бюджета.

Бюджетная отчетность, которая не содержит сведений о государственной тайне, предоставляется в электронном виде с использованием электронно-цифровой подписи. Сам документ содержит информацию об исполнении федерального бюджета казенным и другим бюджетным учреждением, о состоянии финансовых и нефинансовых активов, обязательств и операциях с ними.

Бухгалтерам рекомендуется проверить сведения на предмет их соответствия контрольным соотношениям к показателям бюджетной отчетности об исполнении федерального бюджета главного администратора средств федерального бюджета и сводной бухгалтерской отчетности бюджетных и автономных учреждений, согласованным с Минфином России и размещенным на официальном сайте Федерального казначейства в разделе «Документы», подразделе «Учет и отчетность».

В рамках обеспечения внутреннего контроля ведения бухгалтерского учета следует сверяться с контрольными соотношениями. Актуальные показатели всегда публикуются на сайте Федерального казначейства.

Что надо сдавать и на что следует обратить внимание

По итогам 2023 года в состав годовой бюджетной отчетности казенных учреждений входят:

  1. Баланс главного распорядителя, распорядителя, получателя бюджетных средств, главного администратора, администратора источников финансирования дефицита бюджета, главного администратора, администратора доходов бюджета (форма 0503130). Баланс формируют по пунктам 12–21 Инструкции № 191н.
  2. Справка по консолидируемым расчетам (форма 0503125).
  3. Справка по заключению счетов бюджетного учета отчетного финансового года (форма 0503110). Порядок ее заполнения установлен п. 44 Инструкции № 191н.
  4. Справка о суммах консолидируемых поступлений, подлежащих зачислению на счет бюджета (форма 0503184). Данные предоставляют ежемесячно нарастающим итогом с начала года в составе бюджетной отчетности.
  5. Отчет об исполнении бюджета главного распорядителя, распорядителя, получателя бюджетных средств, главного администратора, администратора источников финансирования дефицита бюджета, главного администратора, администратора доходов бюджета (форма 0503127). Показатели отчета должны формироваться по п. 52–59 Инструкции № 191н.
  6. Отчеты о бюджетных обязательствах (ф. 0503128) и о бюджетных обязательствах по национальным проектам (ф. 0503128-НП). Документы формируются главными администраторами средств федерального бюджета на основании соответствующих отчетов, предоставленных подведомственными получателями бюджетных средств. Они составляются и предоставляются ежемесячно, поквартально и по итогам года, а также на иную отчетную дату, установленную финансовым органом, главным распорядителем (распорядителем) бюджетных средств в рамках осуществления им внутреннего финансового контроля в сфере своей деятельности.
  7. Отчет о финансовых результатах деятельности (ф. 0503121). Составляйте отчет с учетом добавленных ранее строк.
  8. Отчет о движении денежных средств (ф. 0503123). Учтите: раздел 1 «Поступления» дополнен новыми строками для отражения поступлений по доходам от собственности, в том числе от концессионной платы (строка 0410) и от простого товарищества (строка 0411). Кроме того, в форму внесли строку 3350 (раздел 2) для отражения показателя по статье 360 КОСГУ, а строку, в которой приводят данные по подстатье 461 КОСГУ, убрали.
  9. В пояснительной записке (форма 0503160) подготовьте текстовую часть и таблицы № 1, 4 и 6. В текстовой части разд. 4 укажите информацию об исправленных ошибках прошлых лет.
  10. Показатели сведений о движении нефинансовых активов (форма 0503168).
  11. Сведения о вложениях в объекты недвижимого имущества, объектах незавершенного строительства (ф. 0503190).

Дополнительно в список, какие отчеты сдают казенные учреждения по итогам года, включаются:

  • справка по консолидируемым расчетам (форма 0503125);
  • сведения об остатках денежных средств на счетах получателя бюджетных средств (форма 0503178);
  • отчетность по кассовым операциям, исполненным через счета, открытые в кредитных организациях казенным учреждениям в части доходов, получаемых от разрешенных видов деятельности в качестве дополнительного источника финансового обеспечения выполнения функций, и по связанным с ними расходам сверх бюджетных ассигнований, предусмотренных Федеральным законом о федеральном бюджете на финансовый год для учреждений, расположенных за пределами территории Российской Федерации;
  • сведения о принятых обязательствах по объектам капитального строительства, включенным в федеральную адресную инвестиционную программу (форма 0503128 ФАИП) в составе пояснительной записки (форма 0503160). Сведения формируются главными администраторами средств федерального бюджета с использованием единой информационно-аналитической системы сбора и свода отчетности Министерства финансов Российской Федерации с разбивкой по объектам капитального строительства в соответствии с рекомендациями по заполнению и предоставлению главными распорядителями средств федерального бюджета;
  • учреждения, участвующие в программах обязательного медицинского страхования и осуществляющие раздельный учет по операциям со средствами ОМС, формируют и предоставляют главному распорядителю средств федерального бюджета и по запросам иным заинтересованным органам отдельный отчет в части поступлений в доход федерального бюджета средств обязательного медицинского страхования и расходов, осуществленных казенными учреждениями в рамках деятельности со средствами обязательного медицинского страхования. В Казначейство форма не предоставляется;
  • отдельно предоставляется отчет об исполнении бюджета союзного государства — отчет (форма 0503127 СГ), сформированный в соответствии с установленными требованиями. В сводный отчет (форма 0503127) данные по исполнению бюджета союзного государства не включаются.
ВАЖНО!
Не забудьте уточнить, какие отчеты сдавать в статистику вновь созданному казенному учреждению, на сайте Росстата или при обращении лично в территориальный орган ведомства.
Подробнее: как узнать по ИНН, какие отчеты сдавать в Росстат

Какие отчеты сдают по итогам квартала и по итогам года

Учреждения предоставляют месячную, квартальную и годовую отчетность. Финансовой промежуточной отчетностью казенного учреждения является отчет на конкретную дату в течение расчетного периода, который составляют нарастающим итогом. Состав и сроки сдачи промежуточных отчетов утверждают вышестоящие организации и учредители (п. 8 Инструкции № 33н).

Мы собрали в таблице, какие виды отчетности сдают бюджетные организации в 2024 году:

Название Тип учреждения Периодичность Сроки и порядок заполнения
Казенное Бюджетное
Баланс 0503130 0503730 Годовая Срок сдачи определяет ГРБС, учредитель или иная вышестоящая организация. Порядок заполнения — в инструкциях № 33н, 191н и нормативах Федерального казначейства
Справка по консолидируемым расчетам 0503125 0503725 Квартальная, годовая, а казенные учреждения сдают ее ежемесячно
Исполнение бюджета 0503127 0503737 Месячная, квартальная, годовая
Принятые бюджетные обязательства 0503128 0503728 Квартальная, годовая
Финансовые результаты деятельности учреждения 0503121 0503721 Годовая
Движение денежных средств 0503123 0503723 Квартальная, годовая
Пояснительная записка 0503160 0503760 Месячная, квартальная, годовая
Сведения об исполнении бюджета 0503164 0503764 Квартальная, годовая
Сведения о движении нефинансовых активов 0503168 0503768 Годовая
Сведения по дебиторской и кредиторской задолженности 0503169 0503769 Квартальная, годовая
Сведения об изменении остатков валюты баланса 0503173 0503773 Годовая
Сведения о принятых и неисполненных обязательствах получателя бюджетных средств 0503175 0503775 Годовая
ВАЖНО!
Это общий список. Для конкретного учреждения он может быть больше, например, за счет годовой формы 0503190 о вложениях в объекты недвижимого имущества и объектах незавершенного строительства либо ф. 0503296 об исполнении судебных решений по денежным обязательствам.
Подробнее: какую бухгалтерскую отчетность должны сдавать организации

Как подготовить отчеты муниципальным бюджетным учреждениям

Одна из основных форм бюджетной отчетности МКУ (муниципальных казенных учреждений) — баланс (ф. 0503730). Документ формируется и представляется в соответствии с положениями Приказа № 33н. Из нового: с отчетности за 2023 год в бланке появились дополнительные таблицы:

  • № 7 «Сведения об организационной структуре»;
  • № 8 «Сведения о результатах деятельности учреждения»;
  • № 9 «Анализ отчета об исполнении учреждением плана его деятельности»;
  • № 10 «Анализ показателей отчетности учреждения»;
  • № 11 «Причины увеличения просроченной задолженности»;
  • № 12 «Прочие вопросы деятельности учреждения».

Как и когда их заполнять, чиновники подробно описали в Приказе Минфина от 13.10.2023 № 164н.

Справка о наличии имущества и обязательств на забалансовых счетах в Казначейство не представляется.

Сводный отчет (форма 0503737) формируется и представляется в Федеральное казначейство раздельно по видам финансового обеспечения (коды 2, 4, 5, 7) в соответствии с требованиями Приказа № 33н. Ежегодно чиновники дополнительно выпускают письма с критериями раскрытия информации при составлении и представлении отчетности. В 2023 г. критерии описывались в Письме Минфина России № 02-06-07/31750, Казначейства России № 07-04-05/02-9612 от 10.04.2023. На текущий год такого дополнительного распоряжения пока нет.

В отчете (форма 0503721) финансовый результат, отраженный в графе 4 (5) по строке 300 отчета (форма 0503721), соответствует отраженному в балансе (форма 0503730) финансовому результату (сумма разниц показателей граф 7 и 3 (8 и 4) по строкам 623, 624, 625 соответственно), уменьшенному на сумму сформированного за отчетный период сальдо по соответствующим счетам аналитического учета счета 030400000 «Расчеты с прочими кредиторами», отраженному в справке (форма 0503710).

Пояснительная записка (форма 0503760) пишется в составе следующих отчетных форм:

Раздел 1. «Организационная структура учреждения», включающий:

  • сведения об основных направлениях деятельности;
  • иную информацию, оказавшую существенное влияние и характеризующую организационную структуру за отчетный период, а также не нашедшую отражения в таблицах и приложениях, включаемых в раздел, в том числе:
    • о наличии наблюдательного совета (органа управления учреждением) и изменений на протяжении отчетного периода его состава и полномочий;
    • о передаче полномочий по ведению бухгалтерского учета иной организации (централизованной бухгалтерии) на основании договора (соглашения) с указанием их реквизитов;
    • об изменении состава полномочий учреждения, в том числе по утверждению планов, смет, калькуляций, цен и т. д.

Раздел 2. «Результаты деятельности учреждения», включающий информацию:

  • оказавшую существенное влияние и характеризующую результаты деятельности за отчетный период, не нашедшую отражения в таблицах и приложениях, включаемых в раздел, в том числе о мерах по повышению квалификации и переподготовке специалистов; о ресурсах (численность работников, стоимость имущества, расходы, объемы закупок и т. д.);
  • о результатах деятельности;
  • о техническом состоянии, эффективности использования, обеспеченности учреждения (его структурных подразделений, подведомственных учреждению обособленных подразделений) основными фондами (соответствия величины, состава и технического уровня фондов, реальной потребности в них), основных мероприятиях по улучшению состояния и сохранности основных средств.

Раздел 3. «Анализ отчета об исполнении учреждением плана его деятельности», включающий:

  • сведения об исполнении мероприятий в рамках субсидий на иные цели и на цели осуществления капитальных вложений (форма 0503766);
  • иную информацию, оказавшую существенное влияние и характеризующую результаты исполнения учреждением утвержденного плана (сметы), не отраженную в таблицах (сведениях).

Раздел 4. «Анализ показателей отчетности учреждения», включающий:

  • сведения о движении нефинансовых активов учреждения (форма 0503768);
  • сведения по дебиторской и кредиторской задолженности (форма 0503769);
  • сведения о финансовых вложениях учреждения (форма 0503771);
  • сведения о суммах заимствований (форма 0503772);
  • сведения об изменении остатков валюты баланса учреждения (форма 0503773);
  • сведения о принятых и неисполненных обязательствах (форма 0503775);
  • сведения об остатках денежных средств (форма 0503779);
  • иную информацию, оказавшую существенное влияние на результаты деятельности учреждения за отчетный период и характеризующую показатели бухгалтерской отчетности, не нашедшую отражения в таблицах и приложениях, включаемых в раздел;
  • сведения о вложениях в объекты недвижимого имущества, об объектах незавершенного строительства бюджетного (автономного) учреждения (форма 0503790).

Раздел 5. «Прочие вопросы деятельности учреждения», включающий:

  • сведения об основных положениях учетной политики;
  • сведения о проведении инвентаризаций;
  • иную информацию, оказавшую существенное влияние на результаты деятельности учреждения за отчетный период и характеризующую показатели бухгалтерской отчетности, не нашедшую отражения в таблицах и приложениях, включаемых в раздел, в том числе перечень форм отчетности, не включенных в состав бухгалтерской отчетности учреждения ввиду отсутствия числовых значений показателей.

Также обратите внимание, что при создании квартальной бухгалтерской отчетности пояснительная записка к балансу формируется с учетом требований конкретного учредителя.

Все необходимые формы и примеры, какую отчетность и кому сдают муниципальные казенные учреждения, размещены на официальном сайте Федерального казначейства в разделе «Документы», подразделе «Учет и отчетность».

Советуем прочитать: какие отчеты сдавать в статистику в текущем году
  • 2022-02-15 07:06:38
    Бухгалтерская отчетность казенных учреждений сложная, во многом зависит от специфики и сферы деятельности организации. Но такая сложность не освобождает от обязанности передавать в контролирующие органы только проверенные сведения и в установленный срок.
Оставить комментарий Распечатать
Мотрой Алена
Мотрой Алена Журналист

В 2004 г. окончила факультет журналистики МолдГУ по специальности "Журналистика и наука общения". В 2003-2011 работала в известных молдавских социально-политических изданиях. После переезда в РФ, с 2014 г. сотрудничаю с российской онлайн-прессой