Минфин РФ разъяснил, как правильно применять правила списания неустоек по госконтрактам.
Мы, совместно с Минфином РФ разъяснили особенности применения Правил списания сумм неустоек (штрафов, пеней), начисленных поставщику (подрядчику, исполнителю), но не списанных заказчиком в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением обязательств, предусмотренных контрактом (ПП РФ от 04.07.2018 № 783):
Списание начисленных и неуплаченных сумм неустоек (штрафов, пеней) осуществляется на основании учетных данных заказчика, имеющих документальное подтверждение. Заказчик в целях списания начисленных и неуплаченных сумм неустоек (штрафов, пеней) обеспечивает сверку расчетов с поставщиком (подрядчиком, исполнителем) по начисленным и неуплаченным суммам неустоек (штрафов, пеней) (пункт 4 Правил).
Основания для принятия решения о списании начисленной и неуплаченной суммы неустоек (штрафов, пеней) при наличии документа о подтвержденных сторонами контракта расчетах по начисленной и неуплаченной сумме неустоек (штрафов, пеней) определены пунктом 5 Правил.
В случае, если поставщик (подрядчик, исполнитель) не подтвердил наличие начисленной и неуплаченной суммы неустоек (штрафов, пеней), принятие решения Заказчиком об их списании не допускается (пункт 7 Правил).
Если Заказчик отказался списывать неустойку (штрафы, пени) по исполненным контрактам, то такое списание может произвести арбитражный суд. Согласно сложившейся судебной практике наличие между сторонами спора об основаниях начисления неустойки и о ее размере не может являться для суда обстоятельством, лишающим исполнителя права на списание неустойки.
Основанием для принятия решения о списании начисленной неустойки является исполнение поставщиком обязательств (за исключением гарантийных обязательств) по контракту в полном объеме с документальным подтверждением (п. 5 Правил № 783). Списание начисленных поставщику сумм неустоек является императивной обязанностью заказчика и не зависит от усмотрения последнего.
Данная позиция изложена в Определениях Верховного Суда РФ. Не представление Заказчиком по госконтракту доказательств, свидетельствующих о принятии им мер по сверке неустойки с Поставщиком (Подрядчиком, Исполнителем), путем направления последнему акта сверки не является основанием для неприменения Правил о списании сумм неустоек.
Согласно изложенной в Определении Верховного суда РФ позиции, списание суммы пени при наличии оснований, предусмотренных названными нормативными правовыми актами, осуществляется заказчиком самостоятельно, а в случае обращения сторон за судебной защитой - судом.
Пункт 7 Правил №783, согласно которому, в случае если поставщик (подрядчик, исполнитель) не подтвердил наличие начисленной и неуплаченной суммы неустоек (штрафов, пеней), принятие решения о ее списании не допускается, - относится к порядку и случаю осуществления непосредственно заказчиком списания сумм неустоек (штрафов, пеней), но он не может быть истолкован как препятствующий суду при наличии спора заказчика и поставщика (подрядчика, исполнителя) о размере начисленной и неуплаченной суммы неустоек (штрафов, пеней) применять положения части 42.1 статьи 112 Закона № 44-ФЗ, подпункта «а» пункта 3, пункта 11 Правил № 783 и признать за соответствующим лицом право на ее списание. (см. Определение Верховного суда РФ от 24 марта 2023 года №301-ЭС22-20431 по делу №А31-15084/2020).
Читайте также:
Закупочная практика - колонка Александра Кулакова на ППТ: