Добрый день, с вами снова мы, авторы колонки «Катавасия, или Будни ИП», — Наталья Зорина и кот Арсений Бонифаций.
Кратко, о чем выпуск:
Я перехожу на АУСН с 2026 года и продолжаю изучать тонкости его расчёта. Сегодня поговорим об объекте «Доходы минус расходы»: в чем состоит отличие признания расходов на обычной УСН и автоматизированной, что обязательно надо учесть, заполняя реквизит «Назначение платежа» платежного поручения, и какие специальные кодировки использовать при этом.
Время чтения: 2 минуты
Навигация
В 2026 году я, как ИП, планирую перейти на АУСН. Продолжаю изучать этот экспериментальный режим. Начало читайте здесь.
Какие расходы можно учитывать на АУСН?
Я рассматриваю для работы объект «Доходы минус расходы». Важным преимуществом АУСН считаю то, что на этом режиме расходами признаются затраты ИП на дату их оплаты (ст. 8 Закона об АУСН). То есть в отличие от обычной «упрощенки» не надо ждать отгрузки купленных товаров или услуг покупателю — достаточно только оплатить товар или услугу.
Для моего магазина автозапчастей это особенно актуально: далеко не каждый купленный товар продаётся в том же периоде, когда оплачен. Сколько придется ждать до включения затрат в расходы, трудно сказать. Кроме того, закупаем товар мы регулярно, поэтому каждый месяц есть что включить в расход.
Перечень затрат, которые включаются в расходы при АУСН, открыт, в отличие от обычной УСН законом не утвержден, но такие расходы должны быть обоснованы и документально подтверждены (п. 3 ст. 6 Закона об АУСН, п. 1 ст. 252 НК РФ). Значит, необходимо следить за наличием товарных накладных, УПД, актов оказания услуг и правильным их оформлением.
С 2025 года законом разрешено учитывать оплаты не только с расчетного счета в банке, но и за наличку. Единственное условие — наличие чека онлайн-ККТ (п. 26 ч. 4 ст. 6 закона).
Я просматриваю список своих поставщиков: некоторые из них работают без кассового аппарата и выдают товарные чеки. Осознаю, что с продажи товара, купленного таким образом, придется платить 20 % налога. Это пугает, если честно. Видимо, придется искать другого поставщика или поднимать цену на этот товар.
Как ИП правильно заполнить платежное поручение на АУСН?
При автоматизированной УСН налоговая самостоятельно рассчитывает налог на основе данных о движениях по вашему расчетному счету и онлайн-кассе. Отчетом по операциям расчетного счета занимается уполномоченный банк (пп. 2, 3 ст. 12 Закона об АУСН). Его задача — анализировать транзакции и присваивать каждой из них специальный признак отнесения к налоговой базе (например, «Доход», «Расход», «Неналоговая база»).
Банк действует в соответствии с методическими рекомендациями ФНС по разделению безналичных операций на учитываемые и не учитываемые при АУСН. Документ можете запросить в уполномоченных банках. При изучении методики становится понятно, что особое внимание надо уделить полю «Назначение платежа» (реквизит 24). Для этого необходимо использовать не только правильные формулировки, но и специальные кодировки.
Формулировки в поле «Назначение платежа» при оплате ИП контрагентам
В формулировках нового и сложного ничего нет. Как следует из рекомендаций ФНС, важно заполнять реквизит 24 «Назначение платежа» подробно в соответствии с порядком, установленным в приложении 1 Положения Банка России от 29.06.2021 № 762-П.
Для этого указываем:
- за что платим (наименование товаров, работ, услуг);
- на основании чего платим (номера и даты выставленных контрагентом счетов на оплату, товарных накладных, УПД, а также реквизиты заключенного договора).
Повторюсь, чем точнее формулировка, тем выше шанс, что учет произойдет правильно и автоматически (без участия налогоплательщика).

В платеже поставщику со словом оплата, указанием реквизитов счета и договора, наименованием товара банк определит признак «Расход» очень легко.
Если реквизит 24 не будет содержать информацию, на основании которой сможете определить, что оплата произведена за товар, работу или услугу, банк присвоит операции признак «Неналоговая база».
Кодировки в поле «Назначение платежа» при оплате ИП контрагентам
Кодировки помогают уполномоченному банку точно определить признак операции. Это прямая команда банку от налогоплательщика. Такая команда имеет приоритет над автоматическим анализом. Налоговая рекомендует в своих методических рекомендациях следующие кодировки (их указывают в конце формулировки о назначении платежа):
1. +Б+ — операция учитывается в налоговой базе
Пример: «Арендная плата по по договору № 56 от 01.09.2025, без НДС +Б+»
2. +Н+ — операция НЕ учитывается в налоговой базе
Пример: «Перевод средств предпринимателя на личный счет +Н+»
3. +В+ — операция связана с возвратом средств для:
- исходящего платежа (возвращаем деньги клиенту) — это «Возврат прихода» (уменьшает налог);
- входящего платежа (нам возвращают деньги поставщики) — это «Возврат расхода» (увеличивает налог).
Пример: «Возврат аванса покупателю по договору № 123 от 21.10.2025, без НДС +В+».
Как видим, кодировки указываются в конце платежа. Мой банк просит делать именно такие разметки. Но предполагаю, что каждая кредитная организация использует свои коды или способы их постановки (например, используют чек-боксы для выбора кода). Уточняйте в вашем банке!
И помните, что все можете исправить. До 5-го числа следующего месяца ИП в личном кабинете своего банка проверяет признаки операций и меняет их, если считает необходимым.
Будни ИП: как управлять бизнесом без суеты - Колонка Натальи Зориной на PPT.RU:
Важно
ФНС рассказала, что изменится в налогообложении имущества с 2026 года