«Вам письмо», или Что важно помнить ИП при получении налогового требования

Размер шрифта:

Добрый день, с вами снова мы, авторы колонки «Катавасия, или Будни ИП», — Наталья Зорина и кот Арсений Бонифаций.

Кратко, о чем выпуск («Спойлерр – это...» — муркнул кот.): при получение налогового требования соблюдаем срок ответа на него. Срок указывается в самом требовании и зависит от способа его получения (по почте, лично в ИФНС, по ТКС или в ЛК ИП). Все налоговые сроки исчисляются в рабочих днях и начинают течь со следующего дня после наступления того или иного события. Если есть уважительная причина, по которой выполнить требование в срок невозможно, то в налоговую направляется уведомление с просьбой продлить срок. За игнорирование требования или за нарушение сроков предоставления информации предусмотрены штрафы.

Время чтения: 3 минуты

На днях пришло требование от налоговой — первое в этом году. В последние два года число требований снизилось. ФНС регулярно говорит о сокращении налоговых проверок прямо в 2 раза за последние несколько лет. Так вот, подтверждаю: количество проверок снизилось. Это правда!

Что это ТТТ? А… переплюнуть три раза через левое плечо? Да-да, это мы обязательно сделаем. Но уже от полученного требования это не убережет. Начинаем…

Сейчас волнений меньше: все-таки работаем давно. Но я до сих пор помню, как по почте получила первое требование от ИФНС и не могла себя заставить открыть конверт, так разволновалась. Это не означало, что рыльце в пушку у бизнесмена, а просто правила этой игры не все известны. Я и сейчас частенько думаю: а что я не учла, где у меня ошибки, правильно ли я поняла то или иное нормативное правило.

Или вот как относиться к требованию, по которому ИП вменяется описать внешность покупателя? Покупатель проходной, виделись один раз, попросил оплату по банку, сам являлся ИП. Через полгода у него случилась проверка, а у нас по нему — встречная. Налоговая ищет доказательства, что сделка нефиктивная вот таким странным образом. Я звоню в бухгалтерию того ИП с просьбой описать внешность их руководителя.

Да, смешно — и дальше: бухгалтер мне сказала, что она не отвечает на идиотские вопросы. В итоге я разозлилась и написала в ответе на требование как есть: ну, не помним мы — ни продавец, ни я — этого покупателя...

Начинаем! Но не волноваться, а работать. Важно — получить требование и предоставить ответ в срок.

Куда налоговый орган направит требование?

Я получаю все требования от налоговой по ТКС (телекоммуникационным каналам связи). У меня настроен электронный обмен документами с контролирующими органами. Отправила отчетный документ по ТКС, сюда же получила требование. Я не каждый день просматриваю почту ТКС, но требования никогда не пропускала, так как оператор высылает уведомление на корпоративную почту. Ее я просматриваю несколько раз в день.

ВАЖНО!
Следует отметить, что существует законодательная обязанность проверять поступление документов от налогового органа по ТКС не реже одного раза в сутки (п. 5 Приказа ФНС России от 16.07.2020 № ЕД-7-2/448@).

Получается, да. Случайно увидела норму «вотпрямщас».

Другие способы направления ФНС требования указаны в п. 4 ст. 31 НК РФ:

  • лично ИП под расписку;
  • по почте заказным письмом;
  • через личный кабинет налогоплательщика;
  • через МФЦ;
  • через информационные системы организации, к которым налоговому органу предоставлен доступ;
  • через портал Госуслуг.

Самым непредсказуемым способом считаю отправку требования по почте. К сожалению, сталкивались с тем, что терялись заказные письма, уведомления о необходимости их получения. По закону требование считается полученным на шестой рабочий день с даты отправки (абз. 3 п. 4 ст. 31 НК РФ). Даже если вы его не получили, последствия неисполнения неминуемо наступят.

Никогда требования не дублировались в мой ЛК ИП. Может, надо подать какое-то уведомление в ФНС? Мне бы было это удобно, так как прочитать требование и оценить «масштаб бедствий» возможно везде, где есть доступ в интернет. Мчаться с электронным ключом к ПК в этом случае не надо.

Остальные способы мне кажутся слишком экзотическими. Кто-то получал требование через МФЦ?

В «1С Отчетность» получаем требование.

Каков срок ответа на требования налоговой?

Срок ответа на требование налоговой зависит от даты его получения. Дата получения зависит от способа, которым отправлено требование (п. 4 ст. 31 НК РФ).

Способ получения требования, пояснений

Дата получения

Лично ИП в ИФНС

Дата, когда ИП или его представитель расписались в получении требования

По почте

6-й рабочий день от даты отправки требования инспекцией.

Если требование получено раньше, то этот день и станет датой получения

По ТКС

Дата, указанная в квитанции о приеме. На отправку квитанции налогоплательщику дается 6 рабочих дней.

В ЛК ИП

Рабочий день, следующий за днем размещения инспекцией требования в вашем личном кабинете

В моем случае требование направлено 24 июля 2024 г. по ТКС. Все сроки по НК РФ считаются со следующего дня (п. 2 ст. 6.1 НК РФ). Отсчитываем 6 дней, пропускаем выходные, получаем день отправки квитанции о приеме документа — 1 августа. Для удобства оно указано в уведомлении оператора ТКС.

Можно, я думаю, так многие делают. Отправляя квитанцию в последний разрешенный день, ИП продлевают срок ответа.

Точку отсчета определили, теперь считаем срок ответа. Его указывает в самом требовании налоговая. Например, в моем случае это пять дней. Считаем от следующего дня отправки квитанции (2 августа), пропускаем выходные. Срок ответа — 8 августа. От 24 июля получилось больше двух недель на подготовку ответа. В моем случае документов немного, справиться — вполне реально.

Сроки ответа установлены законодательно, они зависят от вида проверки: встречная по контрагенту или проверки по самому ИП. Также от того, что затребовала налоговая — документы или пояснения. И даже от вида налога. Обычно 5 дней дается на небольшие по объемы ответы (например, сюда попадают ответы на требования по встречной проверке) и 10 дней в остальных случаях. БОльшие сроки встречаются реже.

Можно не отвечать на требование налоговой?

За непредоставление ответа на требования налоговой или нарушение сроков ответа законодательством предусмотрены штрафы.

Можно не отвечать на требования, которые отправлены ИФНС в формате информационного письма. Также можно не отвечать, если ИП получил требование не от своей налоговой.

ВАЖНО!
«Своя» налоговая для ИП — это ИФНС по месту прописки, а для ИП на ПСН — налоговая по месту ведения деятельности. «Чужая» — это, например, ИФНС контрагента, у которого как раз идет проверка.

Я с такими «казусами» от налоговой не сталкивалась. Наоборот, однажды я получила информацию от ИФНС, отправленную по формату требования. Видимо, это ошибка. Но я составляла ответ. Или получала два, по сути, одинаковых требования, ответила только на одно. Штрафа не последовало, но объясняться пришлось.

Какие штрафы предусмотрены за непредоставление ответа на налоговое требование?

  • 200 руб. за каждый непредставленный (или представленный с нарушением сроков) документ по деятельности ИП (п. 1 ст. 126 НК РФ);
  • 5000 руб. за непредоставление пояснений (п. 1, 2 ст. 129.1 НК РФ).

Штрафы частенько объединяют. Штрафы увеличивают за повторные нарушения в течение года. Существуют и иные рычаги воздействия на налогоплательщика. «Неответы» чреваты блокировкой счета (пп. 2 п. 3 ст. 76 НК РФ), будущими вызовом ИП в налоговую или выездной проверкой.

Как продлить срок для ответа на требование?

Если есть уважительная причина, по которой невозможно выполнить требование в срок, ИП может попросить инспекцию о продлении сроков. Для этого необходимо отправить уведомление о невозможности представить документы в установленные сроки по форме, утв. Приказом ФНС России от 21.02.2024 № СД-7-2/148@.

Уведомление необходимо подать не позднее следующего дня после получения требования (п. 3 ст. 93 НК РФ).

Какие причины можно указать:

  • отсутствие ИП или бухгалтера (при его наличии у ИП) по причине болезни или отпуска;
  • затребовано очень большое количество документов (их сканирование займет много времени) и др.

ИФНС принимает решение о продлении в течение 2 дней, но возможен и отказ в продлении. Придется успевать в ранее названные сроки.

Когда все организационные вопросы решены, готовим ответ. Я часто беру за основу готовые шаблоны из правовых систем или из интернета.

Будни ИП: как управлять бизнесом без суеты - Колонка Натальи Зориной на PPT.RU:

Оставить комментарий Распечатать
Зорина Наталья
Зорина Наталья Индивидуальный предприниматель

С 2004 года консультирую компании по вопросам трудового законодательства, провожу лекции правовой тематики, работаю с крупными компаниям и госорганами, веду свой бизнес.