Одной из мер поддержки российских производителей являются запреты и ограничения на допуск к закупкам иностранных товаров. 44-ФЗ устанавливает ряд правил импортозамещения, которые обязан соблюдать заказчик. Действующим законодательством закреплен перечень компаний из стран, запрещенных для участия по 44-ФЗ. К таким странам относят Германию, Венгрию, Великобританию, Францию, США.
Навигация
Запреты и ограничения на допуск к закупкам иностранных товаров
Основной правовой базой, регулирующей санкционные меры в отношении иностранных компаний, является Указ Президента РФ № 252 от 03.05.2022 и постановление Правительства РФ № 851 от 11.05.2022, которые утверждают список организаций, подпавших под специальные экономические меры. Основные аспекты правил, установленных Указом № 252, отображены в нижеприведенной таблице запретов и ограничений по 44-ФЗ в 2024 году:
Что необходимо учитывать | Какие сделки запрещены |
---|---|
Если заказчик обнаружил, что контрагент состоит под санкциями на этапе исполнения заключенного контракта, необходимо расторгнуть договорные обязательства в одностороннем порядке и обратиться в УФАС для рассмотрения вопроса включения его в РНП | Соглашениях, которые предполагают заход в российские порты судов, принадлежащих лицам, находящимся под санкциями в их интересе или по их поручению |
Заявка, поданная компанией, состоящей в списке, утвержденном ПП № 851, отклоняется | Сделки, по которым проводятся платежи или операции с ценными бумагами с участием или в пользу таких лиц |
В закупках запрещено участвовать лицам, подконтрольным компаниям под санкциями | Сделках, которые совершаются в пользу подсанкционных лиц |
Если участник предоставил недостоверные сведения о непричастности к юрлицам, состоящим под санкциями, его необходимо отстранить от участия. А если он уже признан победителем — отказаться от заключения с ним контракта |
Кроме этого, законодатель устанавливает, какие иностранные товары запрещено закупать заказчикам по 44-ФЗ, это программное обеспечение и промышленная продукция. Ограничения распространяются на:
- лекарственные средства;
- медицинские изделия;
- радиоэлектронику;
- промышленные товары;
- продукты питания.
Сферы действия запретов
Статья 14 Закона о контрактной системе предусматривает, что правительство РФ выпускает нормативные правовые акты, которые запрещают допуск иностранной продукции, работ и услуг, которые исполняют иностранные лица. Вот по каким документам заказчики устанавливают запрет на допуск промышленных товаров и ПО:
- Программное обеспечение — постановление Правительства РФ № 1236 от 16.11.2015.
- Промышленная продукция — постановление Правительства РФ № 616 от 30.04.2020.
Если заказчик проводит заказы, на которые распространяется действие перечисленных актов, то он отклоняет заявки, которые предлагают к поставке зарубежные изделия.
Эксперты КонсультантПлюс собрали важнейшую практику применения ст. 14 44-ФЗ. Используйте эти инструкции бесплатно.
Чтобы прочитать, понадобится доступ в систему: ПОЛУЧИТЬ БЕСПЛАТНО НА 2 ДНЯ.
Программное обеспечение под запретом
Правительством установлен запрет на товары иностранного производства по 44-ФЗ для программного обеспечения. Министерство связи и массовых коммуникаций ведет Единый реестр российских программ и евразийского программного обеспечения для электронных вычислительных машин и баз данных (п. 2 ПП РФ № 1236). Если заказчик планирует закупить программное обеспечение и в этом реестре содержится информация о российских и евразийских программах, которые по функциональным характеристикам полностью соответствуют требованиям заказчика, то запрещено закупать аналоги иностранного производства. Актуальный Единый реестр российских программ для ЭВМ и баз данных размещен на официальном сайте Минсвязи.
Подробнее:
- как закупать программное обеспечение;
- как работать с реестром программного обеспечения.
Промышленные товары
Постановление Правительства РФ № 616 от 30.04.2020 устанавливает запрет на закупку некоторых категорий товаров. В госзакупках запрет допуска предложений ряда товаров из иностранных государств означает, что запрещена покупка импортных товаров из списка, который приложен к постановлению. Запреты не применяются на товары из ЕАЭС.
ПП РФ № 616 применяется в любых конкурентных процедурах и в закупках у единственного поставщика или исполнителя, кроме случаев, которые указаны в п. 3, в том числе когда на территории России нет производства изделия, что подтверждается:
- разрешением Минпромторга на закупку товаров иностранных государств (выдается через Государственную информационную систему промышленности);
- самостоятельно госзаказчиком, если для нужд обороны страны и безопасности государства закупаются иные иностранные ТРУ, которых нет в перечне.
Участник подтверждает соответствие продукции установленным запретам следующими документами для:
- товаров из РФ: номерами реестровых записей из реестра российской промышленной продукции, Единого реестра российской радиоэлектронной продукции;
- товаров из ЕАЭС: номерами реестровых записей из Евразийского реестра промышленных товаров.
В ПП РФ № 616 разъясняется: если установлен запрет на поставку иностранного товара, на какие закупки он распространяется — на все, если продукция включена в перечень. Товарные единицы проверяют в перечне по ОКПД2. Постановление дает целый перечень товаров по коду ОКПД2, на которые распространяется запрет.
При передаче изделий проверьте все документы с подтверждением страны происхождения. И всегда контролируйте наличие продукции в реестрах российской промышленности, российской радиоэлектроники, евразийском реестре промтоваров. Найти реестры на сайте Минпромторга сможете так:
1. Заходите на официальный сайт Минпромторга и открываете меню:
2. Находите вкладку реестра:
3. Работаем с информацией, находящейся в реестре:
Ограничения на допуск иностранных товаров
В большинстве случаев ограничения применяются вместе с условиями допуска. Это значит, что перед проведением закупки надлежит проверить товары на наличие не только ограничений, но и условий допуска. Вот для каких иностранных товаров правительство установило ограничения и условия допуска в госзакупках:
- лекарственные средства;
- медицинские изделия;
- радиоэлектроника;
- промтовары;
- продукты питания.
Есть случаи, когда заказчикам нет необходимости ограничивать заказы иностранной продукции:
- Торги проводятся до момента вступления ограничений в силу.
- Заказчик из иностранного государства приобретает товары на территории этого же государства для обеспечения собственных нужд.
Ограничения при закупке радиоэлектроники
Заказчик обязан ограничить закупки иностранной радиоэлектроники, только если приобретаемая продукция включена в перечень из ПП РФ № 878 от 10.07.2019.
Вот как применяются ограничения при заказах радиоэлектронной продукции:
- Объединение товаров, включенных в перечень, и позиций, отсутствующих в нем, в одном тендере, лоте или контракте не допускается.
- Начальная (максимальная) цена контракта формируется по правилам, установленным Минпромторгом. Исключение — продукция для реализации государственного оборонного заказа. Это касается и начальной цены единицы товара, начальной суммы цен и максимального значения цены госконтракта. Заказчик обязан обосновать цену.
- При описании продукции нельзя приводить информацию, которая не предусмотрена позицией КТРУ.
- Подтверждением соответствия требованиям об ограничении является номер реестровой записи из отечественного реестра радиоэлектроники или евразийского реестра промтоваров. Номера реестровых записей не представляют для некоторых изделий, таких, как военная и специальная техника.
- Если среди предложений участников есть одно, которое полностью соответствует условиям заказа и предлагает поставить товары из ЕАЭС, то отклоните другие заявки с иностранной продукцией.
- Замена поставляемого товара из российского реестра на иностранную продукцию в ходе исполнения контракта невозможна.
Кроме того, ограничения и запреты по 44-ФЗ по ОКПД 2 не применяются заказчиками, которые работают на территории иностранного государства.
Ограничения при закупке лекарств
Ограничивайте допуск иностранных медикаментов при закупке из перечня ЖНВЛП (п. 1 ПП РФ № 1289 от 30.11.2015). Это касается препаратов с одним международным непатентованным или группировочным (химическим) наименованием. Товары, поставляемые из стран ЕАЭС, не подлежат ограничению.
Применяйте ограничения следующим образом:
- Требуйте у участников в качестве подтверждения сертификат СТ-1 или заключение, выданное Минпромторгом. Запросите подтверждающие регистры в извещении.
- Отклоняйте предложения с иностранными товарами при наличии минимум двух заявок, соответствующих требованиям извещения, включающих лекарства из стран ЕАЭС и не содержащих продукцию от одного производителя или одной группы производителей. Если после отклонения запросов с иностранными товарами как минимум один соответствует положениям п. 1 ПП № 1289, то примените условия допуска. Правила допуска используются и тогда, когда предложения иностранной продукции не отклонили из-за наличия медикаментов в перечне из приказа № 126н от 04.06.2018.
- Не допускайте замену лекарственных препаратов на зарубежные предложения при исполнении контракта.
Ограничения при закупке медицинских изделий
Ограничивайте поставку иностранных медицинских изделий при закупке продукции из перечней № 1 и 2, утвержденных ПП РФ № 102 от 05.02.2015. Правила применения подтверждающих документов зависят от типа и группы закупаемой продукции.
Ограничения не устанавливаются при заказе медицинской продукции, реализуемой для программ пограничного сотрудничества (п. 5 ПП № 102). Для проведения такой госзакупки надлежит оформить заключение в Минпромторге. Ограничения допуска применяют и при закупке услуг, для которых планируется приобрести медизделия из перечней № 1 и 2 (п. 29 Обзора судебной практики № 2, утв. Президиумом ВС РФ 17.07.2019).
Ограничения работают так:
- Приобретение изделий из перечня № 1 и продукции, отсутствующей в нем, в рамках одной закупки невозможно.
- Подтверждением страны изготовления является сертификат СТ-1.
- Заявки, содержащие предложения иностранных медицинских изделий, отклоняются при соблюдении правила «третий лишний» (если есть две соответствующие требованиям заявки). Если вы не отклонили предложения с зарубежной продукцией, то применяйте условия допуска (п. 2 ПП № 102, п. 1 приказа № 126н).
- Исполнение госконтракта проходит без замен поставляемой продукции на заграничную.
Медицинские продукты одноразового применения закупаются аналогичным образом, но с некоторыми нюансами:
- максимальная цена контракта рассчитывается по методике, утвержденной Приказом Минздрава № 759н, Минпромторга № 3450 от 04.10.2017;
- при расчете цены надо учитывать информацию Минздрава о средневзвешенных ценах на медизделия и коэффициенте локализации (письма № 25-3/И/2-19239 от 11.12.2020, № 25-3/И/2-17570 от 17.11.2020);
- в закупку включаются только изделия из перечня № 2 ПП № 102;
- страна-изготовитель подтверждается сертификатом СТ-1;
- доля зарубежного сырья в стоимости продукции фиксируется в акте экспертизы ТПП РФ или другим документом от уполномоченной организации из ЕАЭС;
- иностранные предложения отклоняются при наличии минимум двух заявок, удовлетворяющих требованиям о соответствии;
- при определении соответствия учитываются процентная доля зарубежного сырья в цене и наличие документов по ГОСТ ISO 13485-2017;
- условия допуска применяются к предложениям с заграничными изделиями из перечня № 126н, которые не отклонил заказчик;
- контракт реализуется без замен товаров и производителя медицинских изделий.
Ограничения при закупке продуктов питания
Ограничивайте поставки продукции из перечня, закрепленного в ПП РФ № 832 от 22.08.2016. Исключение — продукты, поставляемые из стран Евразийского экономического союза (п. 2 ПП РФ № 832).
Ограничения применяются по общим правилам: участники декларируют страну происхождения и изготовителя по ОКСМ, заявки с зарубежной продукцией отклоняются («третий лишний»). Условия допуска применяются, если продукты есть в перечне № 1 к приказу № 126н и заявки с иностранным предложением не отклонены. Замена товара в процессе исполнения контракта не допускается (п. 4 ПП № 832).
Ограничения при закупке промтоваров
Перечень отдельных видов промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, в отношении которых устанавливаются ограничения в ходе проведения закупок, утвержден ПП № 617 от 30.04.2020. Заказчик отклоняет все заявки, содержащие предложения о поставке промтоваров, происходящих из иностранных государств (за исключением государств — членов Евразийского экономического союза), при условии что на участие в закупке подана одна (или более) заявка, удовлетворяющая требованиям извещения об осуществлении закупки.
Ограничения распространяются на товары, включенные в перечень, который является приложением к ПП № 617. Выглядит перечень таким образом:
Подтверждением страны происхождения является одно из следующих условий:
- номера реестровых записей из реестра промышленной продукции, произведенной на территории Российской Федерации;
- номера реестровых записей из евразийского реестра промышленных товаров государств — членов Евразийского экономического союза.
Участник закупки в составе заявки декларирует номера таких реестровых записей. Исполняя контракт, поставщик при передаче товара обязан представить заказчику документы, подтверждающие страну его происхождения.
Как получить разрешение на госзакупку иностранных промтоваров
Приказ Минпромторга № 1755 от 29.05.2020 разъясняет, как получить разрешение о закупке иностранного товара, и регламентирует порядок его выдачи. Такой документ выдают на основании заявки. Заявку подают в электронной форме через личный кабинет Государственной информационной системы промышленности. Если изделий несколько, то заявка и документы к ней подаются по каждому отдельно.
В заявке указывают информацию о:
- заявителе;
- изделии (его параметрах, стоимостных характеристиках);
- источниках финансирования закупки;
- планируемом сроке проведения конкурса.
Заявка подлежит поэтапной проверке. В первую очередь рассмотрят ее комплектность и корректность. Если выявят недостатки, то заявку отправят на доработку для повторной подачи и проверки. После того как заявку признают соответствующей, ее отправят на сравнительный анализ. ГИСП автоматически сверит заявленный товар с аналогичными изделиями из реестров российской и евразийской продукции.
Если аналогичной продукции нет в реестрах, то в течение 5 рабочих дней госзаказчику выдадут разрешение.
Если продукцию найдут в реестрах, то ГИСП автоматически отправит запрос производителям аналогичного изделия о возможности его создать. В течение 10 рабочих дней от даты, когда получен запрос, производитель в ГИСП подтвердит или опровергнет такую возможность.
Если информация от него не поступила, то создание аналога не подтверждено.
В течение 5 рабочих дней после поступления сведений от производителя заказчик получит:
- разрешение, если аналогичность не подтвердится;
- уведомление об отказе в его выдаче, если аналогичность подтверждена. В нем укажут аналогичную продукцию.
У заказчика есть возможность оспорить решение. Срок действия разрешения — 18 месяцев со дня его выдачи. А использовать его будут только для одной закупки. В течение 10 рабочих дней после заключения контракта заказчик отчитывается об итогах покупки товара в личном кабинете ГИСП.
Антимонопольные ограничения
При проведении торгов запрещаются действия, которые приводят к недопущению, ограничению или устранению конкуренции. Расскажем в приведенной таблице, какие антимонопольные ограничения есть в России в 2024 году:
Общие | Для организаторов — органов власти |
Для закупок товаров с целью обеспечения государственных и муниципальных нужд |
---|---|---|
|
Запрещается не предусмотренное федеральными законами или иными нормативными правовыми актами ограничение доступа к участию в торгах. |
Запрещается ограничение конкуренции между участниками торгов путем включения в состав лотов технологически и функционально не связанных с товарами, работами, услугами, поставки, выполнение, оказание которых являются предметом торгов. |
Нарушение установленных ограничений является основанием для признания судом соответствующих торгов и заключенных по результатам таких торгов сделок недействительными, в том числе по иску антимонопольного органа.