Процедура приема на работу гражданина Узбекистана

Размер шрифта:

Граждане Узбекистана составляют немалую часть всех мигрантов, прибывающих в РФ с целью работы. Расскажу, как их принять на работу и не нарваться на большие неприятности.

Навигация

Коротко о главном: 5 пунктов

  1. Для работы в России гражданам Узбекистана нужны разрешительные документы.
  2. Работник-узбек должен пройти дактилоскопию и фотографирование.
  3. Для медобслуживания мигрантам нужен полис ДМС, так как ОМС начинает действовать через три года.
  4. Работодатель должен следить за своевременной подачей отчетов и не нарушать законы.
  5. Прием на работу гражданина Узбекистана включает сбор документов и уведомление МВД.

Условия приёма на работу граждан Узбекистана

Граждане Узбекистана, как и другие иностранцы, работающие в России, подчиняются нормам и правилам нескольких НПА.

В соответствии со ст. 13 и 13.3 закона № 115-ФЗ для работы в РФ гражданам Узбекистана необходимо:

  • оформить разрешительные документы: патент или разрешение на работу для ВКС. Лицам, имеющим ВНЖ или РВП, дополнительные документы не нужны;
  • позаботиться о медицинском страховании. С 2023 г. работодатели уже не спрашивают о наличии полиса ДМС при приеме на работу, т.к. мигранты из Узбекистана, как и все остальные, подлежат ОМС, но при условии, что за них уже уплачивались страховые взносы не менее 3 лет. То есть на первое время для получения медицинских услуг без ДМС не обойтись;
  • пройти процедуру дактилоскопии и фотографирования;
  • встать на миграционный учет по месту пребывания.

Нам, работодателям, тоже придется соблюдать некоторые требования:

  • не нарушать миграционное законодательство;
  • своевременно сдавать отчетность в ОВМ;
  • соблюдать допустимую долю иностранных работников. Она устанавливается правительством ежегодно по отраслям (см. постановление Правительства РФ от 16.09.2023 № 1511);
  • не привлекать работников к работе в тех отраслях, где это запрещено. На федеральном уровне это будет:
    • на объектах, связанных с обеспечением госбезопасности;
    • в качестве государственного или муниципального служащего;
    • в аптеках;
    • в точках нестационарной торговли;
    • на рынках;
    • после теракта в Крокус Сити Холле власти многих регионов РФ ввели дополнительные ограничения. Чаще всего под запрет для приема иностранцев подпадают такие отрасли, как:
      • торговля;
      • общественный транспорт;
      • грузоперевозки;
      • медицина;
      • образование;
      • туризм;
      • энергетика;
      • общепит;
      • гостиничный бизнес;
      • производство продуктов.

Документы для трудоустройства граждан Узбекистана

Для оформления приема на работу граждан Узбекистана я прошу у работников несколько важных документов. Среди них:

  • паспорт, желательно с нотариально заверенным переводом
  • патент и чеки о его оплате. В дальнейшем оплату тоже придется контролировать, т.к. неоплаченный патент прекращает действие, и работника необходимо как минимум отстранять от работы, а в дальнейшем и увольнять. Некоторым лицам патент не нужен. Это будут:
    • имеющие РВП или ВНЖ;
    • беженцы и переселенцы;
    • студенты;
  • высококвалифицированные специалисты (они оформляют разрешение на работу). На практике такие среди граждан из Узбекистана встречаются крайне редко, т.к. патент оформить проще, чем получить статус ВКС;
  • дипломы и свидетельства об образовании, если работа требует какой-то квалификации. Все учебные документы требуют нотариального перевода, однако по Соглашению о взаимном признании образования и квалификации, ученых степеней от 30.05.2019 между правительствами России и Узбекистана нострификация дипломов, выданных после 30 мая 2019 года, не нужна.

В дополнение к перечисленным документам устраивающимся впервые в 2024 году оформляют трудовую книжку российского образца, Напоминаю, что в этом случае заводится электронная трудовая книжка (ЭТК).

ВАЖНО!
Тем, кто уже работал в РФ и имеет бумажную трудовую книжку, предлагаю продолжить вести ее либо перейти на ЭТК. Главное — не забыть, что переход на электронную трудовую происходит только по желанию работника и с его письменного заявления.
Подробнее: как завести электронную трудовую книжку

Сложности часто возникают из-за миграционной карты. Формально этот документ не является условием для оформления трудовых отношений, и я его не прошу почти никогда.

Но есть исключение: если работодатель предоставляет жилье, то он становится принимающей стороной и обязан зарегистрировать сотрудника по месту пребывания, что влечет за собой необходимость в миграционной карте.

Например, когда я работала в гостинице, мы селили своих работников у себя же, ставили их на миграционный учет. Без МК тут никак не обойтись, т.к. она предъявляется в ОВМ вместе с уведомлением о прибытии и другими документами.

Может пригодиться:

С 2022 года у иностранных граждан, в том числе и из Узбекистана, появились новые обязательства, касающиеся дактилоскопирования и медицинского обследования. Все мигранты, прибывающие для работы в РФ, должны в течение 30 дней пройти дактилоскопическую регистрацию и получить так называемую «дактокарту». Это будет однократная процедура. Кроме того, необходимо пройти специализированное медицинское обследование.

ВАЖНО!
Лица, у которых оформлен патент, проходят медицинский осмотр и дактилоскопию на этапе его оформления, поэтому дополнительных процедур им не требуется.

Для иностранных граждан, уже находящихся в России, новые требования применяются только при их следующем въезде.

Подробнее:

Возникает вопрос: разрешено ли гражданину Узбекистана работать в России без дактокарты, а работодателю — оформлять прием на работу без нее. Ответ на этот вопрос неоднозначен: согласно Трудовому кодексу РФ (ст. 67, 327.3), требовать такие документы при трудоустройстве не разрешено, и их наличие не влияет на трудовые отношения. С другой стороны, если иностранный работник не выполнит обязательство по дактилоскопированию, то это сократит срок его пребывания в стране, а иногда приведет к административному выдворению с запретом на въезд. Заключение трудового договора с таким мигрантом обернется большими проблемами.

Регистрация или отрывная часть уведомления о прибытии для приема на работу иностранца не нужны. Однако в трудовой договор и другие документы нередко вносится адрес проживания. Да и просто знать, где искать сотрудника, полезно. Поскольку в паспорт иностранцев из Узбекистана штампы о регистрации не ставят, приходится просить эту бумагу.

Подробнее: какие документы нужны при приеме на работу

Как оформить гражданина Узбекистана на работу

Расскажу про прием граждан Узбекистана на работу. Алгоритм такой:

Шаг 1. Собираем требуемый для приема пакет документов.

ВАЖНО!
Не забываем о соблюдении норм закона № 152-ФЗ, регулирующего обработку персональных данных, и о правилах обращения с документами, содержащими личную информацию.
Может пригодиться: как оформить согласие на обработку персональных данных

Шаг 2. Готовим трудовой договор. В нем, помимо положений, указанных в статье 57 Трудового кодекса РФ, отражаем некоторые ключевые моменты, такие, как реквизиты разрешительных документов или основания, позволяющие гражданину Узбекистана работать без них. А вот сведения о медполисе теперь указывать необязательно.

Помним и о том, что прием на работу гражданина Узбекистана с патентом возможен только в регионе, где он выдан, и строго по указанной в документе должности. А конечный срок действия патента или других разрешительных документов сам по себе не является причиной для заключения срочного трудового договора. Срочный ТД заключается, если наличествуют к нему основания (см. ст. 59 ТК РФ).

Вот пример ТД, которым я пользуюсь:

Актуальный бланк и образец этого документа есть в КонсультантПлюс Скачать бесплатно

Трудовой договор составляется на русском языке, но рекомендую сделать дополнительную пометку о том, что работник понимает его содержание.

Шаг 3. Если необходимо, то направляем мигранта на предварительный медицинский осмотр.

Шаг 4. Знакомим работника с локальными нормативными актами (ЛНА) организации, правилами трудового распорядка и проводим необходимые инструктажи.

Шаг 5. Подписываем трудовой договор и приказ о приеме на работу, если они оформляются в организации.

Шаг 6. Допускаем мигранта к выполнению трудовых обязанностей.

Шаг 7. Подаем уведомление о приеме иностранца на работу в МВД. Эта процедура обязательна для всех иностранных граждан, в том числе из Узбекистана. Уведомление подают в течение 3 рабочих дней с момента заключения трудового договора. Для этого следует заполнить специальный бланк в соответствии с приказом МВД № 536. Прикладывать трудовой договор к уведомлению необязательно.

Подробнее: как заполнить уведомление о приеме на работу иностранного гражданина

Вы можете отправить его одним из следующих способов:

  • лично в региональный отдел по вопросам миграции;
  • почтой с уведомлением и описью вложения;
  • через портал Госуслуг.
Я чаще всего пользуюсь Госуслугами: это быстро, удобно, не так отвлекает от другой работы и ходить никуда не нужно. Но иногда приходится звонить и уточнять, приняты ли документы, т.к. «отбивка» о приеме уведомления приходит не всегда сразу.

Кроме того, организациям, обеспечивающим работников жильем, необходимо поставить граждан Узбекистана на миграционный учет, подав уведомление о прибытии иностранца в место пребывания (форма, утвержденная приказом от 10.12.2020 № 856). Это тоже делают одним из вышеописанных способов.

Продлевают его на основании оплаченного патента, ходатайства работодателя и действующего трудового договора. Если иностранный работник уходит (например, по причине увольнения), то подаем аналогичное уведомление о снятии с учета по форме из Приказа МВД России от 14.09.2020 № 641.

На заметку: как заполнить заявление на продление регистрации иностранного гражданина

В соответствии с Федеральным законом от 01.05.2022 № 118-ФЗ, который ратифицировал Соглашение между правительствами России и Узбекистана о порядке пребывания граждан, срок постановки узбеков на миграционный учет увеличен до 15 дней вместо 7. Для снятия с него срок не установлен, но рекомендую не затягивать. Если выбывший работник где-то набедокурит, то отвечать придется вам как принимающей стороне.

Обязанность иностранного гражданина в течение 2 месяцев трудоустроиться и отчитаться об этом в МВД существовала с момента принятия закона № 115-ФЗ. Но с 07.01.2024 уточнили порядок и форму его подачи. Теперь мигрантам, в том числе и гражданам Узбекистана, с патентом необходимо подать в МВД:

На это отводится 2 месяца с момента первого приема на работу по текущему патенту.

ВАЖНО!
Если уведомление не подать вовремя, то патент аннулируют. Новый трудовой патент разрешат оформить не ранее чем через год.
Советуем прочитать: как вести миграционный учет иностранных граждан, работающих по патенту

Условия страхования граждан Узбекистана, работающих по патенту

Как и российские работники, иностранные граждане с момента приема на работу в РФ имеют определенные социальные гарантии. Условия страхования граждан Узбекистана, трудящихся по патенту, претерпели изменения в 2024 году. Теперь их доходы от работы по трудовому договору подлежат обложению следующими налогами и взносами:

  • единым взносом в Социальный фонд, который охватывает пенсионное, медицинское и социальное страхование, в размере 30 %. Исключение составляют ВКС;
  • взносами на страхование от несчастных случаев, которые варьируются от 0,2 до 8,5 % в зависимости от уровня риска на рабочем месте;
  • налог на доходы физических лиц (НДФЛ) удерживается по ставке от 13 до 22 % в зависимости от суммы годового дохода. Добавлю, что налоговый статус теперь не влияет на порядок налогообложения трудовых доходов.

Эксперты КонсультантПлюс разобрали, как заключить трудовой договор с иностранцем. Используйте эти инструкции бесплатно.

Часто задаваемые вопросы о найме граждан Узбекистана

Федотова Анна специалист по кадровому учету, по миграционному учету

Образование высшее экономическое + переподготовка " Специалист по кадрам" , " Менеджер по управлению персоналом" . Опыт работы - 10 лет. Сфера интересов - миграционный учет, кадровый учет