Инструкция: готовим характеристику на бухгалтера

Размер шрифта:

Характеристика на бухгалтера с места работы — это документ, отражающий профессиональные качества и ценность финансового работника для предприятия. Он требуется в разных ситуациях. В зависимости от назначения есть отличия по его составлению.

Навигация

Коротко о главном: 5 пунктов

  1. Характеристика на бухгалтера нужна для разных целей.
  2. Ее обычно пишут, чтобы сотрудник мог перейти на другую работу, получить награду или представить в госорганы.
  3. Документ должен содержать личные данные, профессиональные качества и достижения работника.
  4. Характеристика может быть как положительной, так и негативной, если есть дисциплинарные взыскания.
  5. Писать такую характеристику лучше честно и точно, ведь это официальный документ.

Для каких целей понадобится характеристика

Производственная характеристика, или рекомендательное письмо, как ее сейчас еще называют, формируется для работников по месту работы. Содержание документа зависит от специфики деятельности и ценности работника. От качеств бухгалтера и вовсе зависит финансовое благополучие организации. Оттого и высока ответственность за составление рекомендательного письма для него.

ВАЖНО!
Обычно рекомендации доверяют руководителю отдела, в котором трудится специалист. Но для такого ценного специалиста, как главный бухгалтер, чаще всего директор учреждения берет на себя ответственность по ее написанию.

Документ, характеризующий финансового работника, требуется для разных целей: как для внутренних нужд организации (по просьбе руководства или самого характеризуемого), так и для предъявления в другие ведомства.

Вот основные ситуации, когда необходимы референции на специалиста по бухучету:

  • для перехода на работу в другое учреждение (при расторжении договора или совместительстве);
  • при переводе на иную должность или в другое подразделение внутри организации;
  • для поощрения грамотами или премиями;
  • для предъявления в государственные органы по их запросу или по просьбе сотрудника;
  • в коммерческие банки и иные финансовые компании для получения займов;
  • при аттестации для присвоения различных степеней и званий.

Среди госорганов, в которые может потребоваться документ, отделы соцзащиты населения, судебные инстанции, полиция, налоговая инспекция, органы опеки и др. Предоставить рекомендательное письмо организация вправе как на новичка, проработавшего месяц, так и на бухгалтера со стажем. Срок работы в учреждении значения не имеет, в законодательстве запретов нет.

ВАЖНО!
Помните: документ содержит сведения личного характера (имя, фамилию, дату рождения и т. д.). В связи с этим, по закону, без согласия на их обработку браться за написание отзывов о личности специалиста по бухучета не следует (ст. 9 Федерального закона «О персональных данных» № 152 от 27.07.2006).

Какие данные указать в характеристике

В законодательстве нет унифицированного шаблона для референции. Составляют ее в свободном виде, но в деловом стиле на листе А4 или на официальном бланке с указанием всех реквизитов организации.

Соблюдайте общепринятую структуру:

  • название и реквизиты учреждения;
  • дата написания;
  • посередине — название документа;
  • описательная часть;
  • предназначение, например, «для представления к награждению» или «для предъявления по месту требования»;
  • должность, подпись и расшифровка составителя отзыва;
  • печать учреждения.

В описательной части понадобится раскрыть основные деловые качества, трудовые навыки и успехи. В рекомендательном письме важно перечислить основные сведения:

  • личные данные о характеризуемом (Ф.И.О., образование, стаж и др.);
  • дата заключения трудовых отношений и основные полномочия;
  • оценка профессиональных качеств — как справляется с должностными обязанностями, как участвует в решении задач бухгалтерии, насколько эффективно контролирует финансовые ресурсы и т. д.;
  • достижения, карьерный рост, награды (или взыскания);
  • взаимоотношения с коллегами и т. д.

Обычно пишут положительные отзывы о бухгалтере, раскрывая его достоинства и преимущества в работе. Но если ситуация требует, то характеристику составляют с негативной стороны. Если, например, выявлены нарушения, халатное отношение к обязанностям, на бухгалтера наложили дисциплинарные взыскания, то утаивать эту информацию не рекомендуется. Характеристику необходимо писать правдиво и подойти к ней со всей ответственностью. Поскольку это официальный документ.

Примеры характеристик

Характеристики составляют по-разному, в зависимости от следующих факторов: назначения, целей, должности. Например, если документ требуется руководству компании для продвижения специалиста по бухучету по карьерной лестнице, то акцент делают на опыте работы в разных сферах экономики, организаторских навыках специалиста, способностях оптимизировать деятельность, внедрить новые программы, способствующие успешному развитию предприятия, и т. д. Если референция необходима для представления к награде, то внимание акцентируется на добросовестной работе, достижениях и заслугах перед предприятием.

Вот пример характеристики на главбуха для награждения:

А это примерная форма для заполнения рекомендаций для сотрудника бухгалтерии с места работы:

Наименование организации_________________

Адрес, контакты_________________________

реквизиты__________________________

дата _____________________

Характеристика бухгалтера

Ф.И.О., дата рождения ________________, работает в учреждении ____________________ в должности бухгалтера в течение _____ лет.

Образование: высшее, окончил _____________________ в ______________ году.

В должностные обязанности входит:

  • ведение бухгалтерского учета в части кассовых операций;
  • ведение налогового учета;
  • операции по начислению зарплаты;
  • оформление медицинских страховых полисов и т. д.

За время трудовой деятельности в организации ___________ зарекомендовал себя как исполнительный, ответственный, работоспособный сотрудник. Оперативно выполняет обязанности. Отношения с коллективом благоприятные. Повышает уровень знаний, совершенствует методы бухучета.

Характеристика дана для предъявления по месту требования.

Руководитель ________________

подпись и расшифровка

М.П.

Ломова Анна Автор-эксперт

Родилась 12.10.1978 г. в Молдавской ССР в Кишиневе. В 1986 г. поступила в русскую СШ № 34 им. Н. Островского. В 1996 г. окончила лицей-гимназию № 11. В 2001 г. закончила факультет журналистики в МолдГУ. С 2001 г. работаю по специальности в разных СМИ.