Открытие нового бизнеса всегда ставит перед собственниками закономерные вопросы: какой должна быть организация бухгалтерского учета на предприятии? Какой штат бухгалтеров набрать и какие задачи перед ними поставить. Разобраться с этим поможет данная статья.
Навигация
Для нормального функционирования бизнеса очень важно правильно организовать ведение бухгалтерского учета на предприятии. Но как это сделать правильно и с минимальными трудовыми и финансовыми затратами? В целом организация бухгалтерского учета в РФ регулируется целым рядом законодательных актов:
- Федеральным законом от 06.12.2011 № 402 «О бухучете»;
- Положением по ведению бухучета и отчетности в РФ, утвержденном Приказом Минфина от 29.07.1998 № 34н;
- Приказом Минфина РФ от 21.12.1998 № 64н «О Типовых рекомендациях по организации бухучета для субъектов малого предпринимательства»;
- целым рядом ПБУ;
- методичками Минфина и другими его приказами.
Но каждая компания, основываясь на требованиях и рекомендациях этих документов, должна самостоятельно организовать бухучет с учетом специфики своей работы. Рассмотрим этот процесс поэтапно.
Цель и задачи организации бухучета в компании
Организация бухучета на предприятии преследует цель — создание оптимальной учетной системы, позволяющей всем заинтересованным лицам оперативно и постоянно получать необходимый объем информации о хозяйственной деятельности и финансовом состоянии фирмы. Отвечает за правильную организацию учетного процесса, а также за соблюдение законодательства лично руководитель компании. В его задачи входит:
- создание оптимальных условий для правильного ведения бухучета;
- определение учетной политики и создание внутреннего контроля в компании;
- выбор и назначение кандидатуры главного бухгалтера;
- оборудование бухгалтерии и обеспечение ее необходимой материальной и технической базой;
- обеспечение выполнения всеми службами и подразделениями компании требований главного бухгалтера;
- контроль за оформлением и своевременным предоставлением в контролирующие органы отчетов и документов.
Если руководитель компании сочтет необходимым, он может не создавать в организации такое структурное подразделение, как бухгалтерия, а доверить ведение бухучета сторонней фирме или ИП по договору.
Говоря другими словами, под организацией бухгалтерского учета понимается система спланированных мероприятий (условий и элементов) по построению бухучета в соответствии с учетной политикой и спецификой работы фирмы. Главным аспектом такой системы является полное и беспристрастное получение и предоставление данных о финансовом состоянии предприятия надзорным органам, собственникам компании и остальным уполномоченным лицам. Все полученные данные полезны для самого предприятия и его владельцев, а также для инвесторов, кредиторов и бизнес-партнеров. В некоторых определенных законом случаях предприятия обязаны раскрывать свои финансовые отчеты, публикуя их в открытом доступе.
Требования к ведению бухучета
Бухгалтерский учет на предприятии должен вестись начиная от дня регистрации и до его непосредственной ликвидации постоянно и непрерывно. Все операции, которые фиксирует бухгалтерия, должны быть документально подтверждены. Весь процесс состоит из нескольких этапов:
- совершение хозяйственной операции и составление первичных документов;
- регистрация каждого документа в системе;
- накопление и обобщение данных на специальных счетах бухучета (синтетических и аналитических);
- сохранение информации о работе предприятия;
- отчетность в уполномоченные органы.
Для того чтобы в этом постоянном процессе не было неточностей и фактических ошибок, необходимо обеспечить для организации бухгалтерского учета профессиональный персонал. Работники бухгалтерии должны демонстрировать полное понимание концепции отчетности и учетной политики и показывать постоянные знания актуальных правовых нормативных актов. Чрезвычайно важны в работе бухгалтера аккуратность и скрупулезность в работе.
Если всего этого удалось достичь на предприятии, можно уверенно говорить о том, что бухучет в компании организован правильно.